Свящ. Анатолий Гармаев. Люди, с которыми тяжело

 Свящ. Анатолий Гармаев. Из книги «Психопатический круг в семье».

 +++

 …Одна из сложнейших проблем сегодняшнего времени — это проблема трудного подростка. При этом под трудным мы воспринимаем не тех, кто сегодня получает двойки по поведению и изгоняются из школы в колонию. Нет, сегодня труден почти каждый подросток, даже тот, который учится на четыре и пять.

 Опережающее развитие способностей привело к эгоистической мотивации жизни целого поколения. С нравственных позиций многие из них вызывают большую тревогу и беспокойство. В большинстве случаев эти подростки глухи к нуждам окружающих людей. Они не откликаются на просьбы. Они не слышат простого человеческого голоса, обращенного к ним. Часто в погоне за своими увлечениями, интересами, они готовы пройти по головам других, оттесняя своих сверстников.

 Конкурсное, соперничающее поведение в мире людей,
 постоянная гонка, постоянное желание оказаться первым,
 возвыситься над другими,
 становится основанием их действий и поступков.
 Конечно, взрослые радуются успехам по способностям таких детей,
 радуются тем знаниям, которые они обретают
 и тем новым явлениям и открытиям, которые они исполняют
 в действиях и в жизни.
 Но лишь немногим чутким педагогам известно,
 сколь велика трагедия таких «вундеркиндов» сегодняшнего дня
 в человеческом смысле, в человеческом плане.

 В Новосибирском Академгородке двадцать с лишним лет назад были собраны со всей Сибири наиболее яркие, выдающиеся школьники восьмых-девятых классов в особую физико-математическую школу для особо одаренных… Сегодня это уже взрослые люди, которые с большим трудом находят мир друг с другом, с большими сложностями уживаются в своей семье,
 а в большинстве случаев давно потеряли свои семьи,
 потому что не смогли ужиться с мужьями и женами.

 Это люди, которые глубоко развращены
 осознанием своей собственной значимости и неординарности,
 имеющие великие притязания на уважительное отношение
 со стороны окружающих, постоянное преимущество
 собственного мнения, собственной позиции,
 собственного взгляда на жизнь.
 Это люди, совершенно не желающие считаться с мнением окружающих
 и с их потребностями,
 люди, с которыми тяжело.
 Неудивительно, что воспитание или становление такого человека
 в первые годы вызывает радость со стороны воспитателей,
 а по жизни в последующие годы вызывает одно горе и страдание.

 Похоже, что сегодняшняя педагогика, устремленная в сферу развития способностей, в основном и занята взращиванием такого трагического результата, который дает свои горькие плоды в жизни человека спустя много лет. Увы, вряд ли сегодня родитель, выплачивающий большие деньги за репетиторство своего ребенка, думает об этих проблемах. Но педагогика не может над этим не задуматься.

 Если опережающе развиваются в ребенке способности,
 то именно они будут акцентом собственно внимания человека
 до сорока пяти лет включительно.
 И изменить заложенное опережение
 бывает чрезвычайно сложно и трудно.
 И сколько бы человек ни сознавал, что он
 нравственно теряет из-за такого акцента на своих способностях,
 тем не менее он будет невольно отдавать предпочтение
 действиям по способностям,
 нежели действиям ПО НУЖДЕ БЛИЖНИХ.
 И очень многих внутренних усилий будет стоить
 попытка изменить самого себя,
 чтобы, начиная с тридцатилетнего возраста,
 когда открывается новый взгляд на самого себя
 и в человеке пробуждается потребность ученичества,
 перестроить исполнение доминанты по способностям
 в доминанту по нужде.

 В нравственной семье
 способностям внимание не уделяется вообще,
 они не выставляются на передний план, значимость их мала,
 значимо и опережающе развивают в ребенке
 отклик на нужду другого человека. И потому традиция такой семьи
 совсем иная, нежели в вышеописанной.

 В той семье
 ребенка будут развивать, будут много заниматься с ним живописью, рисовать с ним, будут много петь, много заниматься с ним математикой, развивающими интеллектуальными играми, будут отдавать его в различные студии, секции. По мере того, как он будет подрастать, его будут отдавать в руки знаменитых, ярких специалистов в той или иной области или сфере и развивать, развивать и еще раз развивать способности.

  Но Закон опережения очень жесток:
 Если опережающе развиваются способности ребенка,
 то ребенок неизбежно формируется в Триаде Эго.
 Способности укладываются в Эго-структуру,
 где Способность, Эмоциональность и Эго-влечения
 составляют плотное ядро человеческого «Я». И ребенок, уже став подростком, юношей, а затем и взрослым человеком,
 будет отдавать очень много внимания своим способностям,
 потому что только благодаря им он может
 завоевать место под солнцем, обеспечить свое будущее.
 В результате такой направленности в нем может произойти
 становление его личности в Эго,
 в тщеславии, гордости и других шести Эго-влечениях.

 Например, кулинарные способности обретают свое становление в любви к пище. Будет ли идти отклик на нужду другого человека? Необязательно.
 И чем более опережающим будет развитие способностей, тем меньше будет отклика к реальной нужде ближних, хотя при этом дети будут запечатлевать заботное состояние родителей, развивающих в них эти способности. Такие родители очень много занимаются со своими детьми, и поэтому расположенность, любовь родителей к детям ими запечатлевается, впитывается. Такие дети, сами становясь родителями, тоже очень расположены к своим детям. И вроде бы ситуация благополучная, но здесь вступает в действие еще один закон:
 Закон оскудения Душевных Сил.

 Если опережающе развиваются способности,
 то вместе с ними развиваются и Эго-влечения.
 Вследствие этого из поколения в поколение
 оскудевают Душевные Силы и Совесть.
 И тогда Триада Совести, в которой
 Способности погружены в Душевные Силы и в Совесть,
 формируется, слабея из поколения в поколение,
 или же не формируется вовсе.
 В четвертом поколении эта скудость Душевных Сил
 обнаруживается достаточно явственно.

 Самоутверждение, жестокость, самоугодие, дерзость, зло, независимость, корысть разных видов, жадность, равнодушие к ближним — все это появляется в совершенно неприкрытом виде.

 Эго-влечения в четвертом поколении изнутри ничем не сдерживаются или сдерживаются слабо и потому действуют огульно и неуправляемо. Сдержать подростка этого поколения бывает очень трудно.

 И когда, наконец, появляется
 седьмое поколение, поколение возмездия,
 тогда Душевные Силы совершенно попираются,
 а Эго-влечения оказываются энергетически очень обеспеченными.
 Идет беспредельный размах Эго-состояния в человеке.
 Ничто не может откликнуться на доброе человеческое слово,
 доброму нечем откликаться...


Рецензии
Очень интересная выдержка, Борис. Много тут правды. Но как же тогда быть с талантом, который Бог не велел зарывать в землю?

Колесникова Наталья   04.05.2011 19:04     Заявить о нарушении
Борис, просто душераздирающая статья. Много ли вокруг людей, с которыми легко? Мне даже самой с собой часто бывает трудно...

А как же детей не развивать, если уже в первый класс устраиваются конкурсы? Бедные дети! Родители часто бывают вынуждены пичкать их знаниями, а то и в школу не возьмут! Так и вспоминаешь бедного Кая, выкладывающего из льдинок слово "вечность"! А школы для одарённых детей? Их цель должна бы быть - раскрыть природные способности ребёнка и помочь их развить. На самом деле, учителей это совершенно не интересует. И педагогики как науки у нас просто НЕТ!

Я понимаю, что мои рассуждения отклонились в сторону от путеводной нити статьи, но - Небо и Земля - это такие две разные вещи! Думать и думать Вы заставляете, Борис, спасибо Вам огромное!

Колесникова Наталья   04.05.2011 19:44   Заявить о нарушении
Наталья, мне кажется, речь тут вот о чём: главный наш талант -- способность ЛЮБИТЬ Бога и ближнего. Если это не "разовьём", этому не научимся -- всё остальное НАПРАСНО.
"Любите друг друга" -- а всё остальное приложится.
Если научимся мёртвых воскрешать, а любви не имеем -- то и это чудесное уменье -- ерунда, суета, чушь...
)))

Борис Пинаев   04.05.2011 23:15   Заявить о нарушении
Да, согласна, без любви - ПУСТОТА - и ничего не надо.

Колесникова Наталья   05.05.2011 00:10   Заявить о нарушении
Да, я слушала лекции Осипова. Так вот, он говорил, что в притче о талантах речь идет не о способностях человека в различных сферах человеческой деятельности, а именно о способности именно служить Богу (и соответственно - ближнему). Видимо, шанс есть у всех, да не все - его используют (пускают в дело данные им таланты - монеты, а не "способности"!).

Акиньшина   07.05.2011 10:46   Заявить о нарушении
Тоня, я согласна с Борисом, что ГЛАВНЫЙ талант - Любовь к Богу и ближнему, но неужели же "способности человека в различных сферах человеческой деятельности" не имеют НИКАКОГО смысла? Тогда не имеет смысла и жизнь земная! Или смысл её в том, чтобы от неё совсем отказаться? Не согласна я с этим Осиповым!

Колесникова Наталья   10.05.2011 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.