Октава
Мой добрый мастер всё ж приметил,
В какой-то странный тихий час
Он, ноту взяв, стал тих и светел.
Его душе открылась ширь,
И высь небес и глубь земная,
И он играл, как целый мир
Своей игрою озаряя.
И странно, в светлой полутьме
Легко рождались тени, звуки...
Мир возникал и гас во мгле,
Являя мысли о разлуке.
Но ни о чём не знала ты...
Твой образ нежный, тонкий, странный
И мир таинственной души
Возникли в лёгких начертаньях.
И только голос в тишине
Звучал с неведомою силой...
И дрогнул мастер как во сне,
И пробудился мастер милый.
Чей это голос наполнял
Притихший зал с такою силой?..
Чей это образ, кто шептал...
И кто сказал... как эхо в зал...
Одно лишь слово: "Милый... милый..."
Но ни о чём не знала ты...
Струны мерные звучали,
Уходили в глубины,
В затуманенные дали...
Мой добрый мастер в полутьме
Ты смотришь в сумрак у рояля...
Как женский образ в тишине
Растворяется в печали.
Свидетельство о публикации №110031604072
Лев Чистяков 12.09.2010 19:49 Заявить о нарушении
Поэзия ведь обращается не только к интеллекту читателя, но и прежде всего к его чувству... Именно этим например вызвано нарушение строфы, на которое Вы не обратили внимание: везде четыре строки, а здесь пять:
"Чей это голос наполнял
Притихший зал с такою силой?..
Чей это образ, кто шептал...
И кто сказал... как эхо в зал...
Одно лишь слово: "Милый... милый..."
Это ведь тоже "нарушение размера". Но это не техническая ошибка, как и в предыдущем случае, а особенность стихотворения и развития его темы. Музыкальное стихотворение, тем более передающее впечатление от фортепиано, должно же чем-то отличаться от маршировки бравых солдат на плацу?..
Сравните, например, с Маяковским:
"Версты улиц взмахами шагов мну,
Куда уйду я этот ад та-я...
Какому небесному Гофма-ну
Выдумалась ты прокля-та-я..."
А теперь с Рубцовым:
"Я марширую на плацу
А снег стекает по лицу.
Я так хочу иметь успех.
Я марширую лучше всех!
Доволен каждый мной кругом
Доволен мичман, и старпом,
И даже видно по глазам
Главнокомандующий сам!"
Именно это обстоятельство стало причиной моего спора с критиками стихотворений "Аппассионата" и "Лунная", где критики не поняли и не оценили именно ритмику музыкальных стихотворений. Они просто констатировали "нарушение размера". Но поэзия - это ведь не строевой плац, а поэты не солдаты.
Константин Черепанов 12.09.2010 20:15 Заявить о нарушении
Лев Чистяков 13.09.2010 20:34 Заявить о нарушении
Константин Черепанов 24.09.2010 15:01 Заявить о нарушении
Лев Чистяков 24.09.2010 20:05 Заявить о нарушении