Октава

Тебя в ряду других октав
Мой добрый мастер всё ж приметил,
В какой-то странный тихий час
Он, ноту взяв, стал тих и светел.

Его душе открылась ширь,
И высь небес и глубь земная,
И он играл, как целый мир
Своей игрою озаряя.

И странно, в светлой полутьме
Легко рождались тени, звуки...
Мир возникал и гас во мгле,
Являя мысли о разлуке.

Но ни о чём не знала ты...
Твой образ нежный, тонкий, странный
И мир таинственной души
Возникли в лёгких начертаньях.

И только голос в тишине
Звучал с неведомою силой...
И дрогнул мастер как во сне,
И пробудился мастер милый.

Чей это голос наполнял
Притихший зал с такою силой?..
Чей это образ, кто шептал...
И кто сказал... как эхо в зал...
Одно лишь слово: "Милый... милый..."

Но ни о чём не знала ты...
Струны мерные звучали,
Уходили в глубины,
В затуманенные дали...

Мой добрый мастер в полутьме
Ты смотришь в сумрак у рояля...
Как женский образ в тишине
Растворяется в печали.


Рецензии
Константин, как хорошо Вы написали. Но поправьте размер, начиная с "Струны..." и последнюю строку. Это легко сделать. Удачи Вам. Л.Ч.

Лев Чистяков   12.09.2010 19:49     Заявить о нарушении
Дорогой Лев! "Нарушение размера" естественно, ибо вызвано вырванностью мастера из контекста звучания музыки, его паузы, растерянности. Читатель то же должен это почувствовать и как это передать: именно "нарушением размера", иначе читатель ничего не почувствует, паузы не уловит и проскочит "изумление мастера"...
Поэзия ведь обращается не только к интеллекту читателя, но и прежде всего к его чувству... Именно этим например вызвано нарушение строфы, на которое Вы не обратили внимание: везде четыре строки, а здесь пять:

"Чей это голос наполнял
Притихший зал с такою силой?..
Чей это образ, кто шептал...
И кто сказал... как эхо в зал...
Одно лишь слово: "Милый... милый..."

Это ведь тоже "нарушение размера". Но это не техническая ошибка, как и в предыдущем случае, а особенность стихотворения и развития его темы. Музыкальное стихотворение, тем более передающее впечатление от фортепиано, должно же чем-то отличаться от маршировки бравых солдат на плацу?..

Сравните, например, с Маяковским:

"Версты улиц взмахами шагов мну,
Куда уйду я этот ад та-я...
Какому небесному Гофма-ну
Выдумалась ты прокля-та-я..."

А теперь с Рубцовым:

"Я марширую на плацу
А снег стекает по лицу.
Я так хочу иметь успех.
Я марширую лучше всех!
Доволен каждый мной кругом
Доволен мичман, и старпом,
И даже видно по глазам
Главнокомандующий сам!"

Именно это обстоятельство стало причиной моего спора с критиками стихотворений "Аппассионата" и "Лунная", где критики не поняли и не оценили именно ритмику музыкальных стихотворений. Они просто констатировали "нарушение размера". Но поэзия - это ведь не строевой плац, а поэты не солдаты.

Константин Черепанов   12.09.2010 20:15   Заявить о нарушении
Константи, все Вы правильно написали. И "Чей то голос..." хорошо воспринимается. А вот прием, который Вы использовали, начиная со "СТРУНЫ.." в отличие от приведенных авторов, у Вас не срабатывает. Это мое мнение и как читателя ну, и как автора тоже. Хотя я вам не судья. Удачи. Л.Ч.

Лев Чистяков   13.09.2010 20:34   Заявить о нарушении
Я с Вами, Лев, не согласен! Потому что то место в стихотворении, которое Вам понравилось и то, которое не понравилось для меня едины и однозначны. Это значит, что Вы в первом случае почувствовали авторский замысел, во втором - нет. Это ведь не производство вещи (ремесло), а живое стихотворение (жизнь)! Но Вы имеете право так думать и считать! И Вам удачи!..

Константин Черепанов   24.09.2010 15:01   Заявить о нарушении
Я спорить не буду, но поставьте ударение в предпоследних четырех строках, обратив внимание на слово "в глубины" и поймете о чем я. Редактор такое не пропустит. Впрочем Вам виднее. Всех благ Вам. С добром Л.Ч.

Лев Чистяков   24.09.2010 20:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.