Ольянтай

(Перу-Таунатинсуйу. XV в.)


1.
…необходимо только зацепиться за нужное слово,
выбрать правильную нитку
и сложение нового гобелена начнётся…

Хотелось бы выткать его на основе
из изумительной паракасской шерсти,
обнаруженной во время раскопок забытой гробницы
на плато, серебристом от эдельвейсов и мха…

Минуя вычурность, выбиваю на ней, свой узор,
вставив в нижнем правом углу в краснокожую толпу
своё лицо размером с белую копеечную монетку,
как лицо очевидца…

…но все красные монетки с орлиными профилями
вдруг бледнеют вслед, проявляя мои черты…

…хищные, требующие жертву абрисы скал и пиков
обретают округлости более древней
отмирающей складчатости…

…тропическую Косту накрывают метровые сугробы…

…всё проявляет не взгляд раненной викуньи,
но загнанного, сбросившего рога лося…

Но зачем нам Коста, оставим цепенеть её джунгли и пустыни
под невиданным здесь ранее твоим снегопадом.
Драмой избрана Сьерра… Анды… анти,
связанные, нанизанные на одну вереницу,
хромающие цепью над обрывами горной дороги в Куско,
под печальное арави о голубке, бьющейся об эхо….

…не летай, моя голубка на север, нет там свободы…
…только кондоры, клюющие падаль…

…не летай моя голубка на юг, нет там радости…
…только счастье Верховного Инки…
…пробивающее тучи золотою стрелой…

…и на востоке, у перевалов настигнет золотая стрела…
…не летай туда, моя голубка, не прорваться…

…а на западе – Океан Смерти, но всему свой черёд…
…не летай туда, моя голубка, не летай…



2.
Обречённость рождает, как отзвук,
меланхолию,
которая, стоит ей хоть один раз появиться в глубине глаз,
засядет там, в безвременьи, переходя по наследству.
И ни какая удача, ни последующие наслаждения
не отсекут её, как мёртвый, гниющий палец
от песни…
Теперь она – твой подлинный облик.

А сомнение – это навязавшийся, непрошеный, надоевший
попутчик:

…правилен ли был путь?.. ЧТО есть повод?.. а ЧТО – причина?..
…высокомерие начальственного отказа, высекающее обиду –
вот корень вспышки гнева на кремне любви?..
…Чем я хуже!..
…называл меня опорой… чуть ли не сыном…
чтобы использовать… а на деле - знай свою золотую ветку…
…в какие выси я поднял его на своих плечах!…
…на плечах воинов своего народа…
…его кивок "что ни пожелаешь" не идёт дальше искривлённых губ,
обиженных, брызжущих слюною раздражения…
…после этого готов броситься и бросить,
…куда угодно и всё…
…всё, что имеешь в принципе…
…кроме той несчастной, узницы каменного мешка и
беременности…Жива ли… теперь не важно…
…узнице условности и старческого маразма…
…потерявшей веру и молодость…
…вот моя главная причина!.. но к щёкам – жар…
…не лукавь, ведь «всё» – это и сам объект притязаний твоего субъекта…
ведь не часто, старик, ты вспоминал о ней
во время своего триумфа…и "справедливого переустройства"?..

…как затекли связанные руки… как затекло сердце…

Хромающей вереницей проходят Анды.

Хромающей вереницей под ними – анти –
народ, воины, продетые теперь на одну верёвку –
замысловатый орнамент на склонаx.

Хромающий с ледников ветер.

Хромающее,
то выскакивающее из засады, из-за горного пика, то ретирующиеся
солнце.


…мои воины… мой народ…
…бросил всех на рубящую бронзу…на бронзовую рубку…на жертву…
…кому?.. хромающему солнцу?..
…тех, кого так горячо обожал в страстных речах на тайных сходках с земляками…
вождями твоих гор…
…кем так гордился (в глубине души) после успешных баталий…
…кого презирал (там же), считая себя равным инкам…

…теперь ты ещё больше связан с ними, чем когда-либо…
…хромой танец пленных воинов, ожидающих участи…
…идущих к своей участи…верёвка…
…твоё сердце не разрывалось перед, но разрывается после…
…патриотизм, подпалённый обидой, униженным тщеславием…
…сколько раз они приходили к тебе с просьбами и призывами…
…они предлагали тебе положение Инки, самовластие и свои головы, преданность…
…но ты был доволен своим титулом, обласкан, ты был сыт и отвечал: Нет!…
…и вдруг ты захотел по-настоящему стать "как Инка"… прободённая язва…
лопнувший аппендикс…ты использовал их в своих интересах…
(да, ты старался, почувствовав, наконец, несправедливость к себе,
создать справедливую страну… и тебе удалось это:
в годы твоего правления земля Анти благоденствовала)…
…но ты использовал их…


3.
Кондор – у обрыва, а рядом – пичуга,
использует опасное соседство ради защиты… в своих интересах.
Хромающий ветер несёт тучи к Океану Смерти. Наша дорога. Бальсовая жизнь.

…взаимно! они тоже использовали меня в своих интересах… каждый в своих…
…они давно готовились… моя вспышка лишь приблизила пожар…
…совпадение интересов… совпадение узлов верёвки… совпадение такта…
совпадение шага… вереница… все вместе…
…главное, удалось выдержать норму справедливости, открытости… удалось избежать…
не допустить того, что когда-то испытал на себе… память будет хорошая…
они платили тебе, как и обещали, любовью, преданностью, своими головами…
…да, в глубине каждый добивался своего, но внешне желания совпадали…
...всеобщее благоденствие – утопия в яви… память будет хорошая… все были счастливы…
…все, кроме…
…кроме той несчастной, узницы каменного мешка и
беременности…Жива ли?… теперь не важно…
…узницы условности и старческого маразма…
…потерявшей веру и молодость… Скоро свидимся…
…теперь уже скоро… Тропа ягуара ведёт к одной цели…

Горная дорога Смерти, которая месяц назад увела старого Верховного Инку… обидчика…
Тропа Смерти.
Она уже не пугает, потому что за стрессом поражения и физического изнеможения
приходит смирение.
Что бы ни было…
Пусть свершится любая воля сына Верховного Инки, ставшего Верховным Инкой…
Да поможет ему хромающее солнце –
Небесный Верховный Инка.

       -------------------------------------------------


       Великий полководец империи инков Ольянтай (из народа анти), вместе со своим восставшим против захватчиков народом, создал независимое от инков государство. Побежденный ими и взятый в плен, он будет полностью прощён новым Великим Инкой (другом своей юности) за «стремление к истинной справедливости». Обида, нанесенная ему прежним императором, будет признана незаслуженной, а брак с ньюстой (принцессой), родившей ему наследника и за это посаженной отцом в "каменный мешок", разрешен. Благодаря чему соблюдён хороший имидж вначале правления, и все растроганы…
А в завоеванной стране Анти всё так и останется по-прежнему...

02-07.01.


Рецензии
С большим интересом ознакомился с Вашим прочтением этого произведения.
Сколько удивительного скрывает культура Перу! Признателен Вам, Ян, за
открытие этого пласта.

Сергей Батонов   02.01.2017 23:11     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Сергей. Я сам был потрясен когда-то этой доколумбовой историей, фигурой, пьесой...

Какая большая литература погибла с конкистой, ведь это, скорее всего, было не единственное произведение её представляющее.

А для меня самого именно эта поэма моя очень важна - она во многом поворотная, в ней я нашел для себя новые неожиданные методы, приемы и большую свободу, пластическую, композиционную, чем раньше, то есть раскрепощение от линейности и одномерности. Считаю это одним из наиболее важных и удачных текстов, написанных мной, хотя и малопонятных для большинства читателей...

Спасибо Вам огромное, Сергей, что рискнули прочитать его.

Ян Кунтур   03.01.2017 21:01   Заявить о нарушении
На самом деле литература инков на кечуа не погибла, просто многое
не переводилось на русский, хотя есть в переводе на испанский.

Для меня Ваш текст оказался близок, потому что я еще тридцать лет назад
был потрясен поэмой Неруды "Вершины Мачу Пикчу", мощно копнувшей те же
исторические пласты. Я даже попробовал перевести ее http://www.stihi.ru/2012/11/01/5598

Сергей Батонов   04.01.2017 03:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.