Метаморфозы

Заснеженной веткой качает
Зима над моей головою.
Зима обернется ручьями,
Ручьи обернутся травою,
Трава обернется стогами.
Твое неразменное чувство
Пойдет в оборот. И стихами
Ты выльешь свое безрассудство.

Стихи обернутся романом,
Роман обернется любовью
И изморозью фортепьянной
Прильнет к твоему изголовью,
А после зима и разлука
Приблизят знакомые лица.
Любовь обернется недугом,
И ты поспешишь исцелиться.

Недуг этот отзвуки плача
Задушит зловещей истомой,
И все обернется удачей,
Как будто нельзя по-другому.
И все обойдется. Как прежде,
Зальются задышливым смехом
Дерзанья, мечты и надежды,
Которым любовь не помеха.


Рецензии
по-моему, это вообще лучшее, в сочетании с большой музыкальностью, первая строфа, правда, слишком хороша

Антонио Ховер   02.01.2009 19:56     Заявить о нарушении
Особенно приятно, что Вы прошлись по текстам, написанным лет 30 назад. Тогда я, действительно, грешил музыкальностью:)

Люпус   02.01.2009 22:10   Заявить о нарушении
А теперь считаете рудиментом? :)

Антонио Ховер   02.01.2009 22:39   Заявить о нарушении
О, это хороший вопрос!:)

Евстасия   03.01.2009 00:03   Заявить о нарушении
вопрос и верно хороший, вот только коротко ответить трудно. Поэтому просто намекну:) Чем, по-вашему, отличаются зрелые стихи Гумилева, Мандельштама, Бродского от их же ранних стихов?

Люпус   03.01.2009 00:54   Заявить о нарушении
НамЕкал... и ушел! А еще Люпус...:)

Евстасия   03.01.2009 01:13   Заявить о нарушении
Ну вот! А еще говорила, что Люпуса обижать нельзя..:)))

Люпус   03.01.2009 01:36   Заявить о нарушении
Нельзя, нельзя, конечно! Это я серенького волчка с сереньким козликом перепутала...:) А теперь исповедуйтесь, много ли Вы грешили музыкальностью и какою именно?:)

Евстасия   03.01.2009 14:06   Заявить о нарушении
Насчет Гумилева просто не берусь судить, но у Мандельштама и Бродского, как мне кажется, большим "таинством" (плюс еще тем, что называется выдержанностью), которое от музыки зависит поскольку-постольку.. Может, я и не угадал, объясните, я в очень юных летах и многого еще не знаю :)

Антонио Ховер   03.01.2009 20:29   Заявить о нарушении
Отвечаю сразу всем:)
По-моему, основное отличие русской поэзии XX в. от предыдущего в том, что она стала "умной". Раньше только Тютчев, пожалуй, мог писать стихи о мироздании и пр. - названные мной поэты в зрелости писали преимущественно о мире, жизни, Б-ге etc. А подобные философические темы требуют иной поэтики - и уж никак не музыкальности. Посмотрите, как Бродский всю жизнь ее вытравливал из своих стихов - так же сознательно, как и лирического героя.
Теперь о себе (не подумайте, что всерьез на тему - я и Бродский:)
Я писал стишки в молодости, потом лет в 23-25 основательно познакомился с творчеством Бродского - и как отрезало. Ясно стало, что писать так, будто его нет, нельзя, а как писать - непонятно. И снова стих на меня нашел только через 30 лет. Не оттого, что я понял, как надо писать. Просто нашел:) Но писать хочется и можется только в том ключе, о котором я сказал вначале. Правда, я пытаюсь найти сплав лирического тона и философского настроя. А уж что из этого выходит, судить не мне.

Люпус   04.01.2009 14:17   Заявить о нарушении
Кстати, Тони - я понял, кто Вы:)

Люпус   04.01.2009 14:18   Заявить о нарушении
Эгокубо, теперь он, кажется, с Вами разговаривает...:)

Евстасия   04.01.2009 23:38   Заявить о нарушении
Господа и примкнувшие к ним дамы!
Давайте общаться на разных страницах, а то получается бардак, как в Останкино:)

Люпус   05.01.2009 01:13   Заявить о нарушении
Замечательно, что все стало ясно :)

А я знакомство сразу начал со зрелых стихотворений, просто так получилось, что до недавнего времени стихотворений раньше 75-го года я даже и не видел. И очень удивился, увидев ранние, они меня вообще довольно сильно разочаровали (как раз по параметру того самого "таинства", которое я считаю отличительным свойством настоящей поэзии и, в частности, Мандельштама и Бродского)
По поводу "умности" - это, по-моему, хоть и эволюционный сдвиг, но тоже неоднозначный, потому что теперь (В 21-ом веке) о Б-ге, жизни и т.п. пишет вообще каждый графоман. Мне тоже кажется, что в этом плане до 20-го века поэзии почти и не было.
А вообще, мне еще кажется, что мелодия и собственно "глубина" - вещи не взаимоисключающие (собственно, иногда это видно и в самом Бродском, уже глубоком, но еще не вытравленным, например, в моей любимой у него вещи, в "Литовском Ноктюрне")
У вас первое четверостишие вообще какое-то магическое и шаманское

"Заснеженной веткой качает
Зима над моей головою.
Зима обернется ручьями,
Ручьи обернутся травою,"

В такие шаманства, по-моему, влезает и настоящая глубина, ровно как в немузыкальный и "выхолощенный" стих можно втиснуть...ну, фигню какую-нибудь.

Антонио Ховер   05.01.2009 09:35   Заявить о нарушении
Эго, много ли Вы видели раннего Бродского? Боюсь, что нет. Прочтите хотя бы "Романс для Крысолова и хора" из поэмы "Шествие". А то мы тут сейчас до такого договоримся... А о музыкальных образах и музыкальности позднего Бродского я бы написала что-нибудь серьезное. Никто, кажется, так и не понял, что такое "и набережная - как иней, осевший на до-ре-ми"... Люпус, может, Вы переведете?:)

Евстасия   05.01.2009 13:11   Заявить о нарушении
Евстасия, а вы разве знаете, что я подразумеваю под "таинством"? :)

Антонио Ховер   05.01.2009 16:15   Заявить о нарушении
Эго, простите за наглую откровенность - в общем-то, представляю. А вот Вы на мой вопрос не ответили:)

Евстасия   05.01.2009 16:22   Заявить о нарушении
Свальный грех на этой странице, судя по всему, продолжается)))
Попытаюсь ответить. Две очевидных ассоциации с упомянутой Венецианской строфой таковы. Пожалуй, приведу ее целиком:
Так смолкают оркестры. Город сродни попытке
воздуха удержать ноту от тишины,
и дворцы стоят, как сдвинутые пюпитры,
плохо освещены.
Только фальцет звезды меж телеграфных линий -
там, где глубоким сном спит гражданин Перми.
Но вода аплодирует, и набережная как иней,
осевший на до-ре-ми.
Так вот, во-первых, вся она посвящена Дягилеву (гражданин Перми, на могиле которого написано "Венеция, постоянная утешительница наших успокоений"). Отсюда оркестры, пюпитры и пр., отсюда же иней (Пермь - Урал) и его связка с музыкой. Это очевидное прочтение.
Если копнуть поглубже, обнаруживаем перекличку с "Охранной грамотой". Ср. у Пастернака: все готово стать осязаемым, и даже отзвучавшее, отчетливо взятое арпеджио на канале перед рассветом повисает каким-то членистотелым знаком одиноких в утреннем безлюдье звуков. Что-то подобное о Венеции есть у него еще в "Людях и положениях", нет сейчас текста по рукой. И тут уже возникает вполне мистическая аллюзия: Венеция, переходящая от дня к ночи или от ночи к утру, устойчиво ассоциируется у обоих поэтов со звуками музыки. По-моему, на птичьем языке это называется ситуативный метатроп:)
Кстати, оба прочтения вполне объясняют музыкальность данной строфы: она абсолютна сознательна, функциональна и является частью развернутой метафоры. А потому не противоречит моему главному тезису о Бродском.

Люпус   05.01.2009 17:49   Заявить о нарушении
И, кстати, Евстасия, не наезжайте на Эго:) Он еще студент, поэтому у него впереди знакомство с таким количеством чудных текстов... Аж завидно:)))

Люпус   05.01.2009 17:54   Заявить о нарушении
Вот и ситуативный метатроп пробежал… Держи его!!:)
Люпус, по-моему, все проще и конкретнее. "До-ре-ми" - метонимия итальянского слова "scala", означающего и гамму, и лестницу. Теперь представьте: в Венеции, как и в СПб., лестницы с набережных уходят в воду, тем самым набережные оседают на них, подобно инею. Только и всего. Бродский знал итальянский, это известно. Другое дело, что знал он его неважно. В итальянских словах у него попадаются ошибки. Впрочем, его русский тоже есть за что покритиковать. Но вот в своем ощущении музыки, на мой взгляд, он превосходит и Мандельштама, и "профи" Пастернака:)
P.S. А я думала, студентка – это я…:)

Евстасия   05.01.2009 20:15   Заявить о нарушении
вот как оно все...
Венецианские Строфы я в конце концов (после того как вникал), кстати, так и прочитал, без всяких соотношений к Пастернаку, правда :) (такие аллюзии, кроме очевидных, я вообще вижу довольно плохо)

Ну вот, а изначально разговор шел о том, что зрелость и музыкальность вместе как-то не особо совмещаются. Теперь, оказывается, наоборот )

Антонио Ховер   05.01.2009 20:38   Заявить о нарушении
до-ре-ми = scala - согласен! стыжусь, не отфиксировал:) но иней все равно из Перми:)))

Люпус   05.01.2009 22:01   Заявить о нарушении
и все мы вечные студенты.... разве что одни с дипломами, другие без:)

Люпус   05.01.2009 22:04   Заявить о нарушении