Турнир поэтов, полуфинал 2

Участвуют Катя Су и Эдуард Учаров, критик – Галина Климова, ведет программу Евгений Сулес

Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru

116 баллов
118 баллов
Родилась в Кировской области, живет в Казани. По образованию учитель математики и информатики, работала преподавателем, программистом баз данных, научным сотрудником. В настоящее время занимается воспитанием дочери. Публиковалась в литературных журналах, сборниках, интернет-изданиях: «Контрабанда», «Аквариум. Литературный альманах», «ГРАЖДАНИНЪ», «Зеленая дверь», «Красная книга», «Попасть в переплет» и других. Лауреат литературного конкурса «Хижицы», финалист премии «Антоновка». Автор представлен членом Художественного совета Юрием Семецким.
Родился в Тольятти, живет в Казани. Имеет высшее юридическое образование. Получает второе высшее в Казанском федеральном университете по специальности «Литературное мастерство». Поэт, эссеист, редактор. Публиковался в журналах «Воздух», «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Звезда», «Нева», «Новая юность», «Современная поэзия», «Юность», «Homo Legens» и многих других. Автор пяти поэтических сборников. Редактор-составитель ряда книг стихов и прозы. Организатор Международного литературного конкурса имени Гавриила Каменева «Хижицы». Куратор ряда литературных проектов. Член Союза российских писателей и Союза писателей Республики Татарстан. Лауреат литературной премии имени Максима Горького. Автор представлен членом Художественного совета Анной Арканиной.
Эксперты: 42 (6 чел. по 7 баллов)
Зрители: 74
Сумма: 116 баллов
Эксперты: 63 (9 чел. по 7 баллов)
Зрители: 55
Сумма: 118 баллов
Во что странно, если Эдуард выйдет в финал, то он будет хорошо смотреться с Александром. Как чёрное и белое, как лёд и пламень. К тому же мужской финал, (давно не был чисто мужской финал). Да и поэзия Кати мне совсем немного, но не близка, но вот поэзия Эдуарда мне совсем, то есть вообще не близка.  При этом я понимаю и вижу, когда читаю - это сильные, мощные поэты, но не мои. Мне  интересен образ мысли и Кати и Эдуарда, но не мои это пути. Всё же Катю я чуть лучше чувствую, поэтому за Катю.
 
А вот удачи я желаю И Кате и Эдуарду

Игорь Гонохов (18.12.2024 в 20:26) – Экспертный совет
Это жутко нелогично… Например то, что по всем показателям мне ближе Эдуард, а голосую я на стороне Кати…
 И ведь нужно как-то аргументировать… Пробую объяснить хотя бы себе самому:
Эдуард — птицелов. Он собирает и обучает своих птиц: звучать, петь, правильно сидеть на жёрдочке, может быть даже говорить. Эдуард мастер своего дела. Это требует и внимания, и уважения.
А Катя и есть сама птица, с той степенью свободы и вольности, которая ей необходима. И если ей (как предлагалось) править себя, то она перестанет быть Катей Су.
Быть Эдуардом — интересно, поскольку ты ставишь себе какие-то задачи и решаешь их, прикладывая определённые усилия, используя доступный тебе набор инструментов.
Быть Катей — тяжело,  поскольку она и есть инструмент.
При этом, слушая Катю, я хотел буквально кричать: «- Катя, ну пожалуйста, не загоняйте своё чтение, не сливайте всё в одну спешную интонацию: «сейчас, сейчас я дочитаю...». Ощущение, будто она извиняется за то, что кому-то приходится её слушать. (особенно в нескольких стихотворениях первого блока)
Катя читает так, как некоторые люди показывают свои личные фотографии. И альбом уже достали, и открыли, да только хозяйка альбома старается быстрее  переворачивать страницу за страницей, словно внутренне приговаривая: «- Ну, вам же не очень интересно....»  Думаешь: «Да дайте хоть немножко рассмотреть! Там же интересно: кто эти люди, фон, место, лица... Тут столько всего...»  В результате уходишь обескураженный читать глазами и тут только понимаешь сколько тебе не дорассказали, не допоказали...
Понимаю, что мои объяснения вряд ли можно назвать логичными.
Тогда ещё один простой и понятный аргумент: среди моих любимых стихотворений, вычитанных на Стихире, есть одно Катино в самом-самом коротком, а не расширенной списке. Это то, что однажды проникло внутрь тебя и уже не может отрицаться никакими другими стихами автора, даже если они кажутся тебе менее сильными.
И Эдуард, и Катя особо достойны финала. Поэтому любой исход голосования будет справедливым... Ну, кроме того, что Турнир потеряет кого-то из этой пары...

Игорь Бирюков (18.12.2024 в 01:10) – Экспертный совет
И Катя, и Эдуард - мастера, но эта подборка Кати мне показалась честнее и отчаянней. И любви, и боли в ней больше.
 Стихи Эдуарда мне тоже близки, но Катя оказалась гораздо ближе.
Про техническую сторону вообще не буду - оба автора свободно владеют стихосложением, и если они написпли именно так - значит, именно так им было надо.
Спасибо Кате и Эдуарду.

Ольга Суханова (18.12.2024 в 10:21) – Экспертный совет
Безусловная поэзия, наконец-то. Оба автора достойны финала.
 Катя исследует мир в себе, Эдуард ищет себя в мире.
У Кати — откровение, у Эдуарда — построение.
У Кати—живая музыка, у Эдуарда — оцифрованная.
И вот тут начинаются нюансы восприятия. Создаётся впечатление искусности с примесью искусственности. Кажется, что не обошлось без игр ИИ, который сменил "пол" (принадлежность к части речи) у слова "макиавелли".  Свежей рифмы ради/оригинальности для? Подобрал не бывшую в употреблении?  Можно, конечно, включить навыки герменевтики, раскрутить смыслы и написать томА исследований на тему, откуда выпрыгнуло имя собственное "Макиавелли" и для чего Эдуард лишил его имени, превратив в глагол (но мы крепчали и макиавелли). Я это занятие, обычно, люблю: расширять поле восприятия не одномерного художественного текста(
неодномерность, кстати, присуща как Эдуарду, так и Кате).
  Но в этом случае возникают неразрешимые пока сомнения.
Уместны ли при приготовлении пищи духовной геномодифицированные технологии? Надо ли менять условный  "гендер"  "макиавелли"? Может, уже оставить его в покое, взрастив "иные имена"?
Этот фрагмент вызвал смутное отторжение.
...

Пара поэтов составлена очень грамотно. Невольно задумываешься— какой путь развития поэзии ближе лично тебе.
Долго сомневалась, за кого голосовать.
Провела для себя коронный тест, который помогает сделать выбор, когда оба авторы интересны: чью книгу я бы купила? Ответ— обоих.
А чью бы начала читать первой? Ответ— Катину.
Такое вот решение, пойманное в моменте.
Обоим поэтам — поклон!

Наталья Малинина (17.12.2024 в 18:38) – Экспертный совет
Мне  нравится этот сезон Турнира: с самого первого выпуска был задан тон дружеским встречам, а вовсе не гладиаторским боям. С умилением наблюдаю, как соперники отдают друг другу свои голоса.
 А ещё этот Турнир открыл для меня Катю Су. Я и прежде была знакома с её творчеством, однако именно выпуски турнира помогли мне больше понять и выше оценить его.  Что импонирует мне - у стихов Кати есть "второе дно" - глубина, внутреннее ядро, корни. А ветви этого дерева тянутся ввысь.

Алла Арцис (16.12.2024 в 22:08) – Экспертный совет
У меня полное ощущение по мастерству обоих участников и отзывам уважаемого критика, что это - финал турнира, даже опытный Евгений Сулес оговорился в конце передачи.
 При всех равных составляющих: таланта, своего собственного видения мира и наличия множества уникальных образов всё же голосую за Катю - её народные (языческие) корни, её кинематографичность.
Стихи Эдуарда о жизни, смерти, творчестве восхищают афористичностью, техникой, попыткой выразить что-то глубинное, неосознанное.
Стихи Кати - о любви, которая льётся свободными потоками, кружит заговорами, восхищает сменой эмоций, заставляет сопереживать.
Спасибо Эдуарду и Кате за прекрасное чтение - чувствуется опыт выступлений, огромная благодарность Галине Даниелевне Климовой - благодаря ей передача получилась интересной для всех поэтов, опытных и начинающих.

Лора Катаева (13.12.2024 в 16:32) – Экспертный совет
Вячеслав Полканов (18.12.2024 в 21:24)
Голосую за Катю, но и за Эдуарда... В общем оба автора попали мне в самое сердце, и выбор невозможен.

Ольга Галат-Коротаева (18.12.2024 в 21:14)
Антон Иони (18.12.2024 в 21:14)
Очень понравились оба автора, но стихи Кати больше меня "цепляют".

Таша Баранова (18.12.2024 в 21:13)
Евдокия Камкина (18.12.2024 в 21:03)
Катя и Эдуард, Вы оба большие молодцы!
 Вы оба достойны быть в финале.
Но...приходится выбирать...
Поддержу Катю.
Спасибо за чудо поэзии!  Спасибо, ребята! Вы правда классные!

Марго Сергеева (18.12.2024 в 18:55)
Душевные авторы. Спасибо и Кате, и Эдуарду!)

Алёна Августовская (18.12.2024 в 17:52)
Чтобы так излагать свои чувства, нужна храбрость. А я люблю таких, отчаянных.

Виталий Таланов (18.12.2024 в 17:38)
Елька22 (18.12.2024 в 14:30)
В нашей хоккейной лиге КХЛ некоторое время назад Казанский клуб Ак Барс побеждал настолько часто, что кубок Гагарина, которым награждали лучшую команду, стали в народе называть кубком Татарина. Что-то похожее у нас сейчас происходит в турнире!
 
Удивительно, но я совершенно не согласен с критиком Г.Климовой, а стихотворение, подвергшееся наибольшей критике, "ПОЙ, БРАТ МОЙ", мне как раз очень понравилось! "Лишние" жёлтая футболка и чёрные шортики — это флаг, не буду уточнять, чей. Образ "пившие молоко от одной коровы, стали мы братьями одного молочного братства" мне кажется очень сильным. "брат мой Мартовый" — это корову часто называют Мартой, поскольку часто они телятся в марте.
Все другие стихи подборки, как сказано, в меня тоже зашли.

Стихи кажутся полноватыми, избыточными, но по мне — это не лишний жир, приводящий к некрасивой фигуре и потере здоровья, а наоборот, — кровь с молоком! Именно этот фактор и придаёт стихам эмоциональность, красоту и разнообразие обычной текущей жизни. Если их раздеть, то это будут не стихи, а кожа да кости.

Стихи Эдуарда мне как раз показались стихами профессионала — каменщика, где каждый кирпичик тщательно спланирован, подогнан к другим собратьям, видна трудная работа над каждым из них, нет ни одного свободного. И ты, читая это, вместе с автором тащишь этот груз от одного стихотворения к другому.

Евгений Ермолин (18.12.2024 в 16:53)
Екатерина Олен
 Мой выбор-нравится Катя Су
Давно ее знаю. Й0жик порекомендовал.
Прекрасные у нее стихи.
  Й0жик тоже за нее.

Катрина Олен (18.12.2024 в 13:08)
Долго сомневался, вообще не хотел голосовать - и не голосовал,но потом ёкнуло:
 дай-ко напишу, поэт тот ещё, дак, хоть: "Ах, Моська..".
Два раза уже зарекался писать (т.к. немного против азарта поощрения в искусстве), но вот опять..
Голосую немного от противного, хотя стыдно немного в этом признаться.
Эдуард - как минимум, мастеровит.
А в Кате, понимаю, привлекает скрываемая пылкость.
Плюс соседство по рождению: родная Костромская - рядом с Вятской и Кировым.

Сергей Лебедев 27 (18.12.2024 в 04:25)
Очень понятные и близкие образы

Таня Матаня (17.12.2024 в 22:52)
Вадим Курской (17.12.2024 в 19:07)
Масловская Алина (17.12.2024 в 17:37)
Авторы равны по мастерству, с удовольствием прослушала выпуск.
 Мой голос  -  Кате Су, её поэзия как-то ближе. Субъективно, конечно, но поэзия и предполагает именно такой подход в оценке, особенно, когда техника и художественный уровень у авторов равны)))

Людмила Богатырева (17.12.2024 в 10:39)
Андрей Барабаш (17.12.2024 в 10:02)
Пожалуй, это был выбор без выбора... Подборка Эдуарда заставила вдохнуть и выдохнуть лишь с последними строками. Но все-таки Катя. Окончательное решение определили разные нюансы -  по чуть-чуть. И гендерность немного,  и доверие к Юрию, который рекомендовал, и многослойность Катиной поэтики... И стихотворение, которое вынудило замолчать на некоторое время,  - Абонент недоступен. Спасибо обоим авторам за радость соприкосновения.

Лена Скачко (17.12.2024 в 01:50)
И все- таки Катя. Здесь понятна мысль, здесь есть нить повествования, здесь есть душа. И между строк есть место воспоминаний читателя или его фантазий.

Татьяна Стецула (16.12.2024 в 22:07)
В этот раз был действительно трудный выбор.

Марина Изергиль (16.12.2024 в 21:53)
Сердцем за финал с Катей Су )))

Елена Шипина (16.12.2024 в 17:19)
Ну, за поэзию!

Виктор Печерских (16.12.2024 в 16:24)
Никогда не слушаю авторов, только читаю. И вот перечитывала подборки бесконечно... Эдуард прекрасен, очень техничный, действительно талантливый. Но сердце моё не трогает, как волшебная головоломка: восхищаться - да, любить - нет. Поэтому - Катя.

Анна Васильевна Савицкая (16.12.2024 в 14:09)
И хоть авторы из одного города Казани, но какие же они разные! Разными дорогами идут. Правда,  есть у  разных дорог и общее. И та , и другая дороги  - тупиковые для поэзии. Если Эдуард достигнет своей намеченной вершины - он останется единственным читателем своих стихов, тщетно разгадывающим: а что же он там написал?
 У Кати не так трагично. Её стихи плавно и безболезненно приведут её в прозу.
Уже сейчас Кате тесно во всех этих размерах, ритмах. Да, ещё рифмы нужно придумывать, хотя без них проще и лучше получается.
Это - рассуждения о творчестве.
Теперь о полуфинале.
Чтение стихов авторами прошло сквозь меня, не задержавшись.
Пришлось обращаться к текстам.

Эдуард Учаров.
Эдуард удивил. Оказывается он не только умеет красиво краски смешивать, он и сам  прекрасно умеет рисовать.  Как только в его стихах появляется смысл,  все, прежде пустые красивости, становятся очень даже нужной и уместной красотой.
"Казань. Лядской сад"
"Собачонка лижет берегу руки,"
"Музыка "
Невольно на ум пришло сравнение: лежат на антресолях ёлочные игрушки, блестящие и бесполезные, пока не придёт предновогоднее время и не повесят их на ёлку. И сразу - праздник.
Так и в стихах Эдуарда произошло. Появился смысл (ёлка) и красивые метафоры (игрушки ) стали очень кстати.
Одна беда. Не любит Эдуард быть понятным.
Расстраивается, если понимает о чём он сам  написал. И идёт к своей поэтической вершине, убивая всякий смысл. И, скорее всего, то, что я увидел в некоторых его стихах осмысленность, для Эдуарда вовсе не звучит похвалой.
Жалко. Хороший поэт (в полуфинальной подборке я это увидел) занимается творческим самоубийством.

Катя Су.
Каких-то удивлений не произошло. В этот раз Харитонов к нам не заглянул.
Ровная подборка. Катя всегда узнаваема, имеет своё лицо.  К тому, что говорилось про творчество Кати Галиной Климовой и что говорили Катины почитатели мне добавить нечего. И к тому, что говорили  Катины  непочитатели - тоже нечего.
Кроме одного, очень субъективного.
В стихотворении "Не спас" есть окончание, которое я воспринял отдельным стихотворением.

солнце делает мир безмолвным,
вязким, липким, как шоколад.
камни пристани лижут волны.
ты оглядываешься назад,
и среди череды заборов,
линий, каменных постовых
видишь, как уплывает город,
краны башенные склонив.
и скрывается за посадкой
солнце - адовый тарантас.
август выжал меня, как тряпку.
выжал, высушил. и не спас.

Это единственные строчки полуфинала, которые я не рассматривал со стороны, не читал, размышляя: о чём это? а в которые я полностью погрузился, оказавшись шоколадом под солнцем....

И именно эти строки определили мой выбор.
Даже больше скажу: если бы не они -  я бы совсем не голосовал.

Желаю авторам с достоинством принять любой результат голосования.

Анатолий Семкин (16.12.2024 в 13:39)
Антонина Белоусова (16.12.2024 в 12:46)
Екатерина, голосую за тебя!
 Подробности мне в строчках интересны.
И город, и трамвай, и чешуя...
И плавники. Твои стихи прелестны.

Я севера распевы слышу в них,
Закрыв глаза, я вижу в них картины.
Поэту, как ребёнок, каждый стих,
Как математика и формулы, - едины.

Желаю выхода в финал и победы!

Сергей Джураев (16.12.2024 в 13:17)
Интересный, самобытный автор. Желаю успеха!

Наталья Ковылина (15.12.2024 в 23:49)
Пусть светлый мальчик летит

Владимир Алексеев Псков (15.12.2024 в 21:00)
Владимир Десятник (15.12.2024 в 20:35)
Ольга Якимова 2 (15.12.2024 в 18:50)
За Катю. В каждом стихе и звуке - необходимые открытия, и это и Катино, и моё, и чувства личные и незаёмные. Дай Бог Вам, Катя, вдохновения, исполнить всё, что на душе и требует выхода! И чуткость к родным корням вызывает уважение. Что до Эдуарда, да, он растёт как поэт, несомненно есть находки, но они лишь его и от меня отдельно. Всего доброго ему. Но я в этом "дерби" всей душой за Катю.

Андрей Горюнов Лидский (15.12.2024 в 16:22)
Автор Произведений (15.12.2024 в 12:02)
Егор Ежаров (15.12.2024 в 10:13)
За Поэмбук

Алёна Пух (14.12.2024 в 22:12)
Очень интересно читать

Клончик (14.12.2024 в 21:43)
Исхаков Алексей (14.12.2024 в 21:02)
Божечки, какие страсти.
 //Ненавижу меркантильность на Поэмбуке!// — прям сочувствуешь авторам комментариев, что их в поисковиках забанили и толковые словари отобрали)
Некорректно на стихи.ру о другом сайте, но тем не менее — и публикации, и конкурсы  бесплатны на ПБ, ну да ладно, видимо, комментаторов сильно обидели лично, раз их так терзает ПБ, до мук прямо)
Замечательные Катя и Эдуард. Прекрасные стихи, разные, но наполненные воздухом и авторским взглядом на мир, которым они щедро делятся с читателями.
Почему Катя? Потому что нас роднит эта близость к истокам, корням и восприятие мира через вот это всё, дарованное и сбережённое – светлое, родное, которое не хочется и не нужно вымывать из себя.
Жаль, что Галина Даниелевна Климова не увидела палитру Кати. В её стихах идёшь рядом с автором, глазеешь по сторонам — а как этот мир — её мир — устроен. Удивляешься, радуешься совпадениям или узнаванию чего-то нового для себя.  Урежь это — да, тоже будут стихи, но уже более обычные что ли. Без полноты картинки, без погружения в мир другого человека.
*Тысячи извинений перед организаторами, но вот это всё хамское националистическое, к тому же подпадающее под статью УК РФ //Утихомирьтесь, господа-татары//, метлой бы безжалостной за порог.

Елена Лесная 2 (14.12.2024 в 20:23)
Эдуард был хорош, но стихи Кати мне ближе.

Жиль Де Брюн (14.12.2024 в 19:31)
Исконное, народное не обязано быть примитивным, лубочным.
 Спасибо, Катя.

Дмитрий Сергеевич Данилов (14.12.2024 в 15:29)
Поэтично и красиво. Желаю Кате удачи и победы!

Оксана Муралёва (14.12.2024 в 14:00)
Очень нравится созерцательная поэтика Кати.
 Автор замечает, на первый взгляд, всем известные явления, происходящее с нами в каждую секунду нашего бытия.
Но многие ли из нас в состоянии замечать это каждодневное мимолётное? А сколько могут ещё и пропускать это мимолётное через себя и облекать в поэтические строчки?

Желаю вам, Катя,

"не рассыпать ни зернышка, что несёте,
не разлить ни капельки на весу"

Алёна Воля (14.12.2024 в 13:25)
Алексей Головко (14.12.2024 в 13:05)
Понял, что я уже могу голосовать и высказываться.
 Высказываться в адрес неадекватов с комплексами передумал, т.к. они распределялись равномерно на всех участников Турнира. Ола Борякин, на Ваше (и свое) недоумение по маленькому количеству голосов зрителей за одного из участников первого полуфинала, отвечу где-нибудь рецензией. Вернемся с этому полуфиналу.

Авторы круты! Далее - все замечания Галины Даниэлевны по четырем подборкам внимательно выслушал и переслушивал с перечитыванием стихов. Почти со всем согласен, кроме иссечения стихотворения Кати "абонент недоступен". По-моему, именно так и должно быть - посмотри, жизнь вокруг такая-же, вспомни. Все эти детали, все равно, как их называют - "деревенский бытом" или "стилистически ненужными" - дают ощущение достоверности с нарастающим воздействием к финалу - "ладошкой, челкой и глазами внучки. Ничего не вырезать(ударение по вкусу)

Хан Юрий (14.12.2024 в 12:38)
Два прекрасных поэта, два часа чистого удовольствия. Достойны победы оба, но правила требуют выбора. Я в своём последовательна, стало быть, за Катю )

Вильям Скотт (13.12.2024 в 22:43)
Катя, ты лучшая!

Дана Верис (13.12.2024 в 21:54)
Svetlyachok (13.12.2024 в 20:31)
За Катю, добавить нечего - интуиция и душа за Катю! Эдуард хорошо, а Катя - волшебница, погружение и сопереживание! Спасибо всем!

Качаровская Елена (13.12.2024 в 19:39)
Катя! Это мой выбор.

Геннадий Антонов (13.12.2024 в 18:51)
За Катю и ее поэзию жизни.

Фадей Максимов (13.12.2024 в 18:38)
Татьяна Тареева (13.12.2024 в 17:36)
Голосую за Галину Даниелевну Климову после просмотра кусочка передачи. За женскую половину.

Савельев (13.12.2024 в 16:41)
Голосую за Катю. 3 стихотворения не только откликнулись, но и вызвали снова боль, как-будто я опять это проживаю. Это не Катя Су и не литературный герой, а я живу в этих стихах. Эдуард пишет красиво, но даже читая несколько раз, мои ощущения - бег за красивыми образами. Особенно,  самоизоляция, написано как-будто это было, как сходить в булочную. Тот, кто был в самоизоляции почти год, тот никогда не будет ругать эти меры, даже если мы считаем их неправильными. Такое впечатление.

Елена Морозова 24 (13.12.2024 в 15:49)
"Абонент недоступен" и "Тридцать два" - фантастика!

Евгений Румянцев 3 (13.12.2024 в 12:24)
Ерофеева Надежда (13.12.2024 в 12:00)
Валеева Мария (13.12.2024 в 10:04)
Валус Калейс (13.12.2024 в 08:20)
В четвертьфинале голосовал против Кати, мне ужасно не понравилась та подборка полностью похожая на прозу,на текст которы просто был продиктован. Эта подборка просто великолепна. Стихи огонь. В этот раз отдаю должное. Катя вам мой голос

Алексей Пылаев (12.12.2024 в 20:54)
Катя, от Вашей подборки стихов я получила огромную радость. Стихи тонкие, теплые, они очаровывают. Каждое стихотворение наполнено природой родной деревни, птичьими голосами, а если вы в городе, то тоской по живой природе; каждое-как отдельный спектакль, со своим смыслом. В нем проживаешь, то потерю, то грусть, то восторг. Хочется, чтобы спектакль не заканчивался. Стихи отражают запечатлённую в Вашей памяти картину, и мы, как по галерее, проходим, глядя на Ваши творения. Ваши «Васильки»-это так светло и свято, что выше кажется не бывает.
 Стихи этой подборки Эдуарда со своей многозначностью рассыпаются в моём понимании, часто я не могу пробиться к смыслу стихотворения, хотя вижу много образов и метафор-но они как будто соперничают и не знаешь, что думать.
"Слышен дурацкий детский смех, И текут стихи, запекаясь в хлеб,...к рождеству звезды И семью стихами накормишь всех, только все умрут" или "Бог не фраер не лох, но весьма любознательный шкет: он давно наблюдал, притворившись умершим..."или "Все мы ушкуйники, все мы воруем правду-русскую правду-вот она какая живая:  свиток соломенный, истина дрожжевая, памятник, вира на откуп богу". Ничего доброго о нашей родине и её духовной и жизненной опоре нет у Эдуарда-прочла все его публикации в журналах. Как можно такого поэта выбрать на российский конкурс? Он пишет эссе о поэте, который выставляет очень плохое стихотворение о стране. Это же родина-мать! Думаю действительно здесь имеет место "перелом души со смещением", а мы все бродим в дурмане случайных и даже откровенно предательских и вредных для всех россиян слов Эдуарда.

Ольга Солунина (14.12.2024 в 13:19)
Здравствуйте. Я помню пожелания ведущего.
 Голосую за ту поэзию, которая ближе.
  «…Я иду вдоль берега, не спешу, и ладошку маленькую в руке держу…» - и всё, это ложиться на сердце, это моё.

Галина Даниелевна нашла подход, разговорила Катю. Катя на передаче про себя много рассказала, открылась. Хочется дождаться и послушать её тексты на вятском диалекте. Мне интересен открытый автор, поддерживающий беседу на любую тему, а особенно на свою, дорогую - про свой край, где родилась.

Оба автора горят желанием дальше писать, находить новые пути, придумывать что-то новое в поэзии. Не случайные люди в поэзии. Не случайно рекомендованы и представлены на Турнир. Но Катя – эмоциональнее.

Некрасова Татьяна 2 (12.12.2024 в 20:23)
Ну, вот и второй полуфинал, и первый чтец.
 Понравилось, после первого прочтения-Так, следующий текст..)
Очень точно определил свои старания на полуфинал-ТЕКСТ.
.
Закончил тексты Эдуард
Присел и критику внимая...
И полилось как в кущах рая,
Ну, как велик...Ну, Бонапарт
.

После слов критика Галины, что он поэт, смысл слушать дальше пропал.
.
Перехожу к второму участнику, участнице конечно. Благо можно "мышкой" передвинуть ...
И вот уже строку внимая
Вкусил, с лимоном, прелесть чая.
.
Критик-Что я вам скажу, по моему несколько длинноватые ...
То есть первому она сказала, что он поэт, хоть и не каждый его поймет, а здесь не увидела , что они длинноватые именно из-за стиля написания.
Ну, что сказать, а может надо было сказать тоже самое, что она поэт, но не для каждого, имея свой такой стиль.
Еще минутку послушал , хватит...
Куда-то понесло Галину
Чужую не поняв картину.
.
По моему поэзия -это когда то ,что читают или то, что слушают, понимают ВСЕ, а не кучка таких же как тот , кто всё это сочинил.
.
Плавно переходим во второй тур.
.
Спасибо Эдуард , бычьего пузыря достаточно, дальше уже пусть внимает критик.
.
Что нам покажет Катя Су
Сейчас узнаю, весь в вниманье
На время отложил косу
Ищу в себе я пониманье
.
"Умыла" Катя критика Галину
Что ей сказать, но требует народ
И вот плетет Галина...паутину
Неся сорняк в чудесный "огород"
.
-А, если не серая пыль, а , если на зеленой траве.../или что там/
Вспомнился фильм-А если бы он вёз патроны!!
и в ответ-А , если бы он вез макароны?
.
В общем Катя удивила, хотя я предыдущие туры, голосовал не за неё, но здесь на фоне не всеми понятого поэта, для меня она понята.
.

Вот отгремел второй полуфинал
Печалька всё же, но то фортуны выбор
Увы, но радость я не испытал
Но! То есть путь удачи и ошибок
Вперед ребята звенящую строкой
А где-то текстом, трудно говоримым
Подумал тут я, а кто из нас "герой"?
А может не строкой, а пантомимой ?
Допил я чай, еще он теплый был
Вперед поэты, покорять вершины
Пилу свою, конечно наточил
Но отложил...Чего искать причины.
.
Поэзии импотенция не грозит, а вот стихотворцам стоило бы задуматься

Всех с наступающим и, пусть он будет добр
Давайте жить пусть грустно, но без ссор

Александр Шелякин (12.12.2024 в 19:25)
У Эдуарда хорошие стихи, но Стихи Екатерины во мне отзываются, они мне ближе.
 ...отнеси меня, Господи и прости...

Елена Лерак Маркелова (12.12.2024 в 17:55)
Надежда Либкова (12.12.2024 в 16:25)
Kostya2003 (12.12.2024 в 14:32)
                ***
 Сколько не  п`онятых  кануло  в  л`ету,
Ни холодно нам, ни жарко от них.
Чёрная метка- забвенье поэту-
Его неопознанный временем стих.
---
© А.В.Б,*24г.

Уважаемый критик, Галина Даниелевна,
снимаю шляпу перед вашей врождённой
педагогичностью и непререкаемым авторитетом,
рад видеть и слышать Вас (честно), но прибегну
к «шкодливой» наглости»»  осведомить Вас,
ЗАГАДКА женщины- в самом отношении к ней.
а не то, как женщина томно бросает свой взгляд
из-под «раскосых»  бровей… . 
Другими словами, «вещество поэзии»- это плод
фантазии и  политика современных издательств 
для повышения «тиражности»  и/или «оное»»- 
не тот случай,  когда:
«Если бы не было поэзии, то поэты выдумали бы её»,
но соглашусь, «лютики-цветочки», как  гречка,  хоть и
полезная каша, но (подна(доедает)).
Тем не менее, в поисках новых форм, исключительных
состояний,  всего сущего с неизбежным грядущим.., 
хорошо бы оставаться простым и понятным, а не
«заархивированным» гением»», то есть, не создавать
высоковольтного напряжения  без надобности
потребления тока.
Словом, пантомима вымученных  страданий  стреножит
ощущение   реального  хода  событий, при этом, святые
смыслы(!) опущены Эдуардом до конъюнктурности 
вымыслов… .
*
Мой  голос  сегодня  на «вятской» и далеко незаурядной
поэзии Кати Су, а за Эдуарда, бесспорно, талантливого,
голос мой пока в статусе «отложенного спроса».
---
С наилучшими пожеланиями!
© А.В.Б,*24г

Александр Бобровских (12.12.2024 в 11:25)
Катя, рад был увидеться) Жаль, что у тебя не получилось с нами в цдл почитать. Но мы ещё почитаем!))

Учаров Эдуард Раимович (12.12.2024 в 10:27)
комментарий удален модератором

Сергей Винтер (17.12.2024 в 18:06)
Желаю победы!

Ульяна Валерьевна (12.12.2024 в 08:41)
"Больше поэтов, хороших и разных"?
 Сегодня и хорошие, и разные.
Чувство, что Эдуард родился поэтом.
Стихи Кати, как мягкая рябь на глади вод в ветреный день .
Голосую за Катю Су

Влада Эмет (12.12.2024 в 00:41)
Очень интересная встреча, очень хорошие и очень разные поэты. Между метафорической многослойностью Эдуарда и магической теплотой Кати - целиком и полностью выбираю тёплую магию. Спасибо Кате, спасибо Эдуарду. Всем добра и мира!

Александр Анатольевич Андреев (11.12.2024 в 23:20)
Стихи чуть насыщенней

Илья Кривоносов (11.12.2024 в 21:07)
Выбор сложен, но и прост для меня: чью книгу я хотела бы иметь больше на своей книжной полке? Однозначно - Эдуарда. И пусть это будет книга с названием «Письмирь», новая книга стихов, но обязательно со всеми его стихами о Казани, которые прихожу перечитывать с огромным удовольствием. Из двух казанских участников Эдуард более казанский, более слившийся с этим прекрасным и горячо любимым мной городом. А это для меня почему-то очень важный показатель.
 Спасибо за прекрасный полуфинальный выпуск всем присутствовавшим в студии.

Надежда Бесфамильная (18.12.2024 в 20:23) – Экспертный совет
Так получилось, что на всех предыдущих этапах Турнира я голосовал либо за соперников сегодняшних участников полуфинала, либо от голосования воздерживался, но талантливость Эдуарда, которую я отметил изначально, делала для меня выбор  в его случае достаточно трудным.  Разбор его стихов Галиной Даниелевной Климовой только утвердил меня в уже сформированном мнении: да, это Поэт. Мне он отчасти нравится именно тем, за что Галина Даниелевна его мягко упрекала, а именно "выстраиванием" текстов. Как он сам признал, он безжалостно отсекает всё лишнее, то что не работает на конечный результат стихотворения. Не стану я ставить ему в вину и логичность концовок, поскольку она является именно результатом уже проделанной им работы над тектом и проявляется зачастую вопреки его желанию. В случае если Эдуард уступит своей  более чем достойной сопернице по числу набранных голосов (что очень даже возможно!), это моя последняя возможность его поддержать.
 Что касается Кати, то вынужден согласиться с тезисом Галины Даниелевны об избыточности некоторых текстов, что не способствует ( с моей точки зрения!) совершенству, к которому надо бы стремиться, пусть оно даже и недостижимо...
Очень жалею, что Галина Даниелевна появляется  на Турнире по её собственному признанию "как снегурочка", то есть ближе к Новому году, тем долгожданнее встреча с ней...

Георгий Бойко (18.12.2024 в 20:43) – Экспертный совет
Легко можно было проголосовать за любого из этих двух авторов, а вот выбрать одного из них – невероятно сложно. Потому что и слева, и справа – очень хорошо и замечательно, но – по-разному.
 Но тут я вспоминаю, какой весомый приток голосов даёт бытование на Стихире и её конкурсных площадках.
И вижу, что прямо сейчас у Эдуарда несправедливо меньше баллов. Поэтому мой голос здесь.
А вообще, для полуфинала – прискорбно малое количество голосующих.
Спасибо!

Евгений Овсянников (18.12.2024 в 19:44) – Экспертный совет
В этой паре без сомнений голосую за Эдуарда Учарова. Его поэзия концентрированная, поэтическое и человеческое высказывание выверенно.

Полина Орынянская (18.12.2024 в 12:39) – Экспертный совет
«Оба автора»  -   так хочется обобщить обоих, говоря о манере чтения и поэтическом стиле. Казалось бы – разные, а показались равнозаряженными, одноименными, однокоренными.  Только Эдуард выражает рефлексию и чувство, а Катя – инстинкт и невроз. Никто не разочаровал, но и не зачаровал. Сюрпризов не было. Меланхолия Эдуарда как в зеркале исказилась возбужденным скороговорением Кати.
 Когда слушаешь стихи и у тебя не учащается пульс от белой зависти: «вот, черт, и почему не я это сочинил (сочинила)!» - и побега от реальной действительности не случается – значит:  «не было». 
Разве мало я кричала «браво» в ЦДЛ – нашим, стихирским… разве не увлажнялись глаза от услышанных стихов. Еще как увлажнялись! Но сегодня ни мурашек, ни слез. 
Отмеченное Галиной Даниелевной (слушать бы разборы и слушать) излишество в стихах Кати, которое в студии уже называют стилем, - отбивает ей  самой поэтический нюх, как уксус – собаке, но невротическое самолюбование не позволяет прислушаться к рекомендациям.

Редактировать картинки можно только там, где автору есть чем дорожить. Когда упорство «мне так увиделось» - «так родилось – и никак иначе быть не может» - так велико, что понятно одно : (не сумеет) – лучше не задевать его идолизированное  им же самим эго – это бессмысленно.

Эдуард в знак согласия головой качал и критику внимал без категоричного: «у советских собственная гордость» - голосую на его стороне.
Да и в целом, в его активе было что почитать. 
Уверена, - те ребята, которых я слышу на «молодых» площадках Москвы прочитали бы его стихи так, что ни у кого не возникло бы желания говорить о потерянных смыслах и доводчиках. Когда в стихах нужно что-то объяснять – это к ухо-горло-носу.
Со смыслами ни у Эдуарда, ни у Кати проблем нет. И чувств и даже перечувств исполнены – оба, а 
вот «северными оленями» не стали. Не умчали меня «по моему хотенью» .

А я всегда готова удивляться и восторгаться. это честно.

Цитатник сегодняшнего выпуска:

Галина Даниелевна:

*инстинкт самосохранения: писать стихи о стихах
*логический конец- это неудавшееся стихотворение
*по смыслу точка здесь  - (вот это выбила  бы себе татуировкой))

Евгений Сулес:

*сорняк – это все , что ты не сажал на этой грядке
*если читателя это смущает, то зачем нам такой читатель

Эдуард Учаров:

*ведь падать – это как писать стихи:
ни притворяться, ни уметь – не надо.
*и как медленный конь истоптавший воронеж до дыр
*значит в отклике вил не мятеж а призывы на труд
*что взбирались на трон дабы семя мужское схаркать
*потому что ожив наша память к бесчинствам смирна
*прямая вода
*Бойся берега.
В нём можно увязнуть навсегда.
*Апреля не было, а был бетонный дом,
*А прели не было, пришёл цветущий май –
*но мы крепчали и макиавелли.
*Жизнь моя – как заболоцкость чья-то

Катя Су:

*а грусть тебя находит, как ищейка,
по запаху утерянных вещей.
*не скользи сумасшедшим взглядом
по сидящим вокруг тебя.
ничего, ничего не надо
в длинной памяти сохранять.
*Из-под медной чёлки - лиса-краса -
этот мир рассматривают глаза -
*Если сможешь вечность преодолеть -
приходи, пожалуйста, посмотреть.

Спасибо, за выпуск, прекрасная атмосфера единомыслия! Галина Даниелевна и Евгений Сулес- давний восхищающий во взаимодействии тандем) Жаль время передачи ограничено. Разборы – потрясающие!

Всех с наступающим!

Елена Талленика (17.12.2024 в 00:11) – Экспертный совет
Прочел подборки на страницах. Читаю Катю - очень здорово. Значительно лучше, чем в четвертьфинале, на мой вкус. Наверное, думаю, буду голосовать за нее. Галина Даниельевна права, наверное, говоря об избыточности, но с  другой стороны, эти подробности, составляют, собственно, "мясо" стихов.
 Но потом прочел подборки Эдуарда - и он перебил. Иногда вкус изменяет, да, но все равно это очень неожиданная, парадоксальная, дерзкая поэзия.  Поиск - это хорошо. Надеюсь, что он не превратится только в поиск ради поиска, в игру ради игры. Хотя и это имеет смысл.
После просмотра мнение не изменилось. Хотя с сомнениями, конечно - потому что оба автора интересны. Действительно, скрытый финал.

И, пользуясь случаем, поздравляю Галину Климову с прошедшим (вчера) днем рождения ))

Александр Спарбер (16.12.2024 в 15:16) – Экспертный совет
Сильный полуфинал, сошлись мощные поэты, подборки составлены грамотно - ничего не провисает. Тексты плотно идут друг за другом, увлекая в миры поэтов. И поэтам веришь!!! Получила огромное удовольствие от этого полуфинала. Голосую за Эдурарда, все же, не только как номинатор. А как читатель, которому бесконечно понятно и  комфортно в текстах поэта. И через строчку, ну почему не я это написала? А потому что уже написал Эдуард.
 
ведь падать – это как писать стихи:
ни притворяться, ни уметь – не надо.

Браво и спасибо!

Анна Арканина (15.12.2024 в 10:40) – Экспертный совет
Сложный для меня выбор, но, в то же время, простой. Сложный потому, что эти поэты равны, они – состоявшиеся личности, со своими вселенными, языком, образной системой, интонацией, с своим путём и тем, что волнует, о чём хочется хочется говорить. Вот тут я и подхожу к тому, почему выбор прост. Вселенная Кати для меня интересна,
 я с удовольствием гостила бы в ней, наслаждаясь её волшебными строками, радуясь и сопереживая героям.
Но вселенная Эдуарда для меня родная, до того близкая, что поражаюсь, как я раньше её не нашла.
Она просто дом. А выбор между домом и чужой страной, пусть и чудесной, думаю, очевиден.

Евгения Костюкова (13.12.2024 в 10:16) – Экспертный совет
Хорошие авторы. Голосую за Эдуарда, потому что давно читаю и не перестаю радоваться каждому стихотворению. Нет ничего случайного, проходного.  Он поэт всем своим существом,  и философичность ни на грамм никогда не покушается на неуловимую и  всеживущую поэзию в каждом слове.  Образы богаты, необычны и точны, очень органичны, свобода бытования духа не знает мерности пространства и все время словно расширяет его, точнее, утверждает естественность его обживания за пределами своего "я" и в то же время только через него. Всегда интересно следить за ходом мысли, получая эстетическое удовольствие от образов, языка, слова

Миясат Муслимова (13.12.2024 в 00:42) – Экспертный совет
Илина Гумер (18.12.2024 в 21:58)
Лёля Строптивая (18.12.2024 в 21:39)
Елена Чалиева (18.12.2024 в 21:32)
Татьяна Аржакова (18.12.2024 в 21:02)
Никогда не был против наличия привилегий при голосовании у экспертов. Другое дело состав. Это то что там просто необходимо. Возраст, потенциал, образовпние… Ну, в принципе и без меня всё понятно. В общем то я голосую за своё присутствие  в ТП в статусе голосующего, ибо  масса авторов среди активных экспертов вне зоны моего интереса, принятия за последние сезона три подошла к критической

Фарит Валеев (18.12.2024 в 20:31)
Поэзия Эдуарда мне кажется очень интересной. Абсолютно согласна с Галиной Даниэлевной. Основные стихи подборки Эдуарда поэтически плотные, экспрессивные, с нервом и, главное, легко узнаваемые. И Катя – хорошая, молодчина, я и за неё прежде  голосовала. Однако, Катя сама сказала, что едва и на полуфинал стихов наскребла. А вот у Эдуарда (вижу на его странице) еще полно стихов и даже, пожалуй, более интересных, чем он уже показал. Мне кажется, что финал с Эдуардом был бы мощный. Соперник там тоже весьма силён, по-своему. Следовательно: я и за сильную настоящую поэзию, и за красивую игру. 

Наташа Божкова (18.12.2024 в 17:14)
Васина Валентина (18.12.2024 в 15:16)
Очень достойный выпуск! Оба поэта достойны финала, но выбрать нужно кого-то одного...

Яна Батищева (18.12.2024 в 14:23)
Спасёт ли мой 1 бал. Где же вы все, кто голосовал на турнире, в четверть финале?
 Стихи Эдуарда Учарова:

На песке, на золотом,
На безликом лунном пляже
Я смотрел на Вас тайком
И не верил счастью даже.

Мы сидели у воды,
Вы мою держали руку,
По песку вели следы,
Нас влекущие друг к другу.

Волны мысли унесли,
Я молчал, паря на крыльях.
Вы опять меня спасли
Просто тем, что говорили.

Заалев от фонарей,
Превратилась речка в парус.
С Ваших губ слетало «Грэй»
И Ассолью рассыпалось.

То ли вечер, то ли миг,
Уплывающий в блаженство…
Я вдыхал Ваш светлый лик
И молился совершенству.

Краснокрылая заря,
Оставляя берег ночи,
Бросит звёзды-якоря,
В междуречье нежных строчек.

Зачем эти "расстрелянные" или "не дорасстрелянные". Вот прекрасные строчки о любви, которых так мало звучит на турнире. Зачем эти эксперименты, нет ничего прекраснее чувств, искренних, от сердца. А стихи прямо льются.
Зачем сочинять, надо выливать из души.
 
Всегда против прозы в стихах.
Это старо и этому нет будущего, не тратьте силы и время.

Бедные критики и ведущие, бьются ,бьются с Катей, а ей как от стенки горох.
Победа ещё не значит победа.

Эдуард, что ж вы нас не порадовали новыми стихами? Неужели  вдохновение вас не посетило за это время. Поэт не может не писать, если он настоящий поэт.

Больше нечего добавить. "Ох и фигня эта ваша заливная рыба, господа"

Юрьева Светлана Анатольевна (18.12.2024 в 11:48)
Я за традиционные ценности, глядя на Су, этого не скажешь.

Борис Керен (17.12.2024 в 22:10)
Необычные. Стихи с глубинными метафорами.которые заставляют по новому смотреть на казалось бы обычные вещи

Павел Гордовский (17.12.2024 в 14:10)
Аршанский Василий (16.12.2024 в 21:06)
Галина Даниелевна права, все поэты разные.  Каждый поэт на любителя. Но важно понимать, что перед тобой именно поэт, а не бумагомаратель - пустозвон. Несомненно выпуск интересный, потому что встретились два поэта.
 
При обсуждении второй подборки Эдуард поделился мыслью, что когда он сам понимает стихотворение до конца, то оно  для него не получилось, не случилось, и он всё таки считает, что самые  удачные стихи - это стихи, которые самим автором до конца не поняты. Тогда получается, что те читатели, которые также, как и Эдуард, не всё поняли в его стихах, намного ближе к его восприятию своей поэзии, лучше его понимают, чем те читатели,  которым  всё ясно и понятно.
Но, мне кажется,  в таком подходе таится другая опасность.
Если стихотворение не понято автором и соответственно читателем, оно не сможет долго храниться в памяти последнего. На какое-то время возможно запомнятся красивые образы, строчки, но они быстро уйдут из глубин подсознания, как хрупкие осколки, не освещенные мыслью.
Эдуард прав, тут очень важно соблюсти баланс.

Ещё заметила, что когда я читала стихи Эдуарда  (не все, но многие), у меня порой возникало чувство, что сначала к нему приходят какие-то две удивительно красивые и сильные строчки. Он не всегда понимает, как их лучше использовать, и иногда начинает придумывать  и окружать эту красоту уже не таким удачным обрамлением, в надежде, что сам собой родится какой-то сакральный  смысл. Ну а если не родится, то всегда же можно сказать, что это эксперимент и нащупывание чего- то никем ещё ранее не нащупанного, что не поддаётся пониманию не только читателя, но и самого автора.
Спасибо Галине Даниелевне, она  позволила нам в этой передаче узнать намного больше о Кате и Эдуарде, чем мы узнали за два предыдущих тура. Всё таки основная задача критика не себя показать, а раскрыть  наилучшим образом сидящего перед ним поэта, рассказать о нем то, чего поэт может  быть и сам о себе не знает или наоборот знает, но думает, что этого никто не видит,  сделать его более близким читателю.  Можно конечно читателю обойтись без этой близости и любить исключительно себя и свои переживания в чужих стихах, но это только половина любви.
Ещё по итогам выпуска почему-то показалось, что Эдуард активно уходит в эксперимент, чтобы таким образом  как-то выделиться, зацепиться и остаться в литературе, заняв своё отдельное место. Потеснить классиков с их идеальной силлабо- тоникой  сегодня  очень трудно, а вот если  нащупать что- то своё, что-то необычное, ещё никем не нащупанное  ... что- то, что может быть будет очень понятно и любимо , если не современными темными людьми, то  будущими более тонкими и умными  поэтами, может быть тогда удастся прикоснуться к бессмертию. Не зря, беседуя с ним, Галина Даниелевна вспомнила Хлебникова. Ну вот действительно, отличный пример немеркнущей славы. Но какая же трагичная судьба. Бессмертие так дешево не купишь.

Катю местами было жаль . Если Эдуарда Галина Даниелевна в основном хвалила, то Кате досталось по полной, видимо действительно  "не зашло".  Поэзия Кати конечно не для всех, "на любителя", как и поэзия Эдуарда, и, если Катя начнет что- то менять в стихах или укорачивать их, слушая критика, то возможно стихи будут лучше и качественнее, но исчезнет самобытность, которая многими здесь восхваляется. Впрочем Катя умеет писать по разному, она не менее универсальна, чем Эдуард. Просто тоже ищет свою неповторимую манеру письма. Но когда и Катя, и Эдуард записывают не то, что им приходит свыше как озарение, а начинают сами что- то выдумывать и конструировать, поэзия исчезает. Вещество поэзии очень тонкая субстанция, создается в один миг из ничего и также в один миг улетает и не ухватить. Эдуард уже почти научился выдумывать так, чтобы это вещество не спугнуть, он и сам понял, что начало получаться, говорил об этом. Поэтому мой голос за него.
Кстати в отличии от Галины Даниелевны мне понравился текст или стих про собаку у Эдуарда. Мне кажется, он ближе всего к тому, к чему Эдуард сегодня стремится.
Удачи обоим авторам!
И ещё раз спасибо Галине Даниелевне за умный и интересный разбор! Но всё таки у нас соревновательная программа, так явно и восторженно выказывать свои предпочтения, на мой взгляд,  не стоит, чтобы не смущать голосующих)))

Татьяна Чиженкова (16.12.2024 в 18:08)
Выбирала по силе чувствования стихов, проникновению в серое вещество восторженных мыслей и учащенному сердцебиению. Финальные строки многих стихов шокируют в хорошем смысле.  Когда падение, это тоже состояние полета.

Александра Буткова (16.12.2024 в 07:16)
ув. Галина Климова - бриллиант.
 Не прислушиваться ей, как минимум, расточительство времени!

Эдуард - владеет и делиться утонченной техникой.
В ней присутствует, поэтика, магия слова, метафора, картинка. 

Валерий Чайка (16.12.2024 в 03:07)
Иван Грозный (16.12.2024 в 01:56)
Второй полуфинал порадовал не только прекрасными подборками авторов, но и блестящей работой критика, которого было хоть и много, но явно недостаточно для того, чтобы восполнить все многочисленные прорехи с критикой по ходу этого сезона Турнира поэтов. Ведь помимо поэтов и их стихов, которых и помимо ТП на этом ресурсе в изобилии, хочется слышать мнение профессионала о том, есть ли будущее у современной поэзии или это всё сплошное баловство, нужное исключительно авторам и их почитателям. Вот именно с этой точки зрения я и постарался подойти к своему выбору нет, не лучшего, а более близкого мне автора во втором полуфинале.
 
Говоря о стихах Кати Су, сложно не заметить её умение найти прекрасное в обыденном, зоркость в деталях и магию речи, когда слова словно льются бесконечным потоком. Галина Даниелевна назвала этой ворожбой, и я склонен согласиться с этим её определением. Катя заговаривает и свои, и наши боль и страхи, словно пытаясь при помощи слов если не отвести беду, то смягчить тот урон, что она нанесёт нашим сознанию и чувствам. Перетерпеть, переболеть, пережить, переключив своё внимание на смену дня и ночи, готовку еды, распорядок дня кота и пр. А ещё лучше писать письма несуществующему другу, который может даже ответить... когда дойдёт дело до его собственной истории, которая пока ещё не сложилась в твоей голове.
В этом плане очень показателен триптих "Жизнь", где трава, хоть и ранит, но не перестаёт манить к себе, не теряет привлекательности. Значит, раны будут ещё и ещё, потому что выводы не сделаны. И дальше мы видим, как мышь в лице ЛГ пытается убежать от воображаемого кота, который на самом деле никакой не хищник, а реальная, непридуманная жизнь. В конце концов, река, источник жизненной силы ЛГ, практически пересыхает. Да и пить уже, откровенно говоря, нет особого желания, а хочется поскорее оказаться в ином мире, где деревья снова будут большими, а родители молодыми.

Эдуард, в отличие от Кати, не пытается заворожить, убаюкать ритмом и очень красочными, но взятыми из обычной жизни образами. Его интерес простирается далеко за пределы земного притяжения, трёх привычных измерений и слов, отыгрывающих раз за разом уже давно набившую оскомину роли. Зачем притворяться, когда можно быть, задаётся он вопросом вслед за Гамлетом. Быть первооткрывателем новых слов и связей между ними, которые в итоге составят свой уникальный поэтический язык, разве это не стоит того, чтобы "одуревшей головою, небо выбив лобовое..."?
Но эксперимент мог бы остаться только экспериментом, если бы не последующая работа над первоначально сырым текстом. Это как раз то, чего очень не хватает Кате Су, чьи стихи сильно теряют, разбавленные кучей несущественных деталей и красивостей ради красивостей и даже ради рифмы. У Эдуарда же плотность текстов порой столь высока, что приходится перечитывать их по нескольку раз, чтобы за первым слоем открылся второй, а за ним - следующий. Его стихи не дают мозгу уснуть, подбрасывая ему всё новую и новую пищу для размышлений. Но и радость от того, что ты увидел ещё какой-то новый смысл, а не только расслабленно наблюдаешь красивый закат, выражена гораздо ярче, поскольку в этом есть и твоя заслуга тоже, а не только автора, усадившего тебя в уютное кресло на веранде.

Подводя итог вышесказанному, нахожу обоих авторов достойными не только полуфинала, но и финала. Что касается выбора, то тут, как с кино: одним нравится юмор Георгия Данелия, а другим - Леонида Гайдая. Мне творчество Эдуарда ценнее и ближе его желанием выйти далеко за рамки привычного, а не подвести к микроскопу, чтобы я увидел внутреннее устройство травинки.

Огромное спасибо Галине Даниелевне за мастер-класс критики. Очень хочется видеть её почаще на этой передаче. И присоединяюсь к Евгению Сулесу: люди, будьте добрее в своих комментариях. Я вот тоже хотел проехаться по одной поэтической площадке, но передумал. Потому что это всё такая шелуха на фоне творящегося ужаса, что не стоит и копья ломать.

Колокол (16.12.2024 в 01:23)
Татьяна Бубнова 8 (15.12.2024 в 19:45)
Лина Маго (15.12.2024 в 14:57)
Валентин Емелин (15.12.2024 в 03:04)
Голосую за землячку, хотя видится так, что оба автора на одном уровне, на одной волне. Эдуард более индивидуален и аутентичен, Катя - эрудирована и хорошо играет словом. Удачи обоим.

Наталия Швецова 2 (18.12.2024 в 12:04)
Не могу сказать, что  экспериментальная поэзия мне близка, но стихи Эдуарда Учарова не просто интересны по смыслу, конструкции, но и наполнены живым звучанием и своей интонацией, чувствуется свой стиль, и  этот профессионализм достоин высокой оценки.

Ирина Губанова (14.12.2024 в 23:19)
Бунка-Сан (14.12.2024 в 22:08)
Стихи обоих авторов достойны финала!
 Подборки Кати Су, при поверхностном чтении, мне кажутся более яркими! Содержание отдельных стихов, при сосредоточенном чтении,  у меня вызывает ассоциацию с попытками повествователя выпрыгнуть из собственных штанов (юбки), но не в значении восторга, радости, а в буквальном смысле)). Ассоциация с этим упражнением снижает в целом приятное впечатление от чтения. О сильных сторонах представленных подборок автора не буду повторяться, о них сказано в отзывах слева. Но мой голос в пользу стихов Эдуарда.  Упомянутой выше ассоциации, при чтении его подборок, у меня не возникло .
Творческих находок и удач авторам!   

Сергей Бибиков (14.12.2024 в 20:45)
Жизненной и классичней.

Вячеслав Соколов 6 (14.12.2024 в 18:28)
Именитые поэты по конкурсам и турнирам не шастают)))
 Чтобы стать с ними вровень, есть что сказать:
- мы курим тексты натощак
и пьём их наизусть.
Удачи, Эдуард!

Мон Шер (14.12.2024 в 17:55)
Да, в Казани есть литература.
 Почему голосую за Эдуарда Учарова - я наконец привыкла к его стихотворениям, к поэтическому стилю.

Елена Ительсон (14.12.2024 в 21:27)
комментарий удален модератором

Слава Бабичев (14.12.2024 в 15:11)
Прошлый выпуск выиграли поэты. Данный выпуск выиграла Галина Даниелевна.

Михаил Будников (14.12.2024 в 12:54)
Конечно же, голосую за Поэта Эдуарда Раимовича Учарова.
  Он читает свои стихи-великолепно.
 Думаю непонятности в стихах лучше удалить, оставив всё былинно понятное.
---
Катю Су, которая как учительница в деревне должна учить детей литературному языку,
а не "разговорному" языку со своим диалектом,
я лично, со своими двумя высшими образованиями,
вообще никогда не понимала. Ни её, ни её "деревенские" стихи...(?!):

Ломоносов же, пришедший из глубинки в столицу, по пути к ней -
  учился разговаривать грамотно,
- БЕЗ  диалектического акцента.
--
Иначе его в те далёкие времена на Руси, вообще не приняли в Университет.
А что творится в поэзии сейчас?!
Совершенно непонятно.

Лариса Ракульцева (14.12.2024 в 12:13)
Алёна Азаренко (13.12.2024 в 23:47)
Учаров интереснее

Николай Сыромятников (13.12.2024 в 22:00)
в отличии от предыдущих туров, в которых не понравилась экспериментальная поэзия (интересный жанр, между прочим) у учарова, в этом туре мне очень понравилась. это - классика.
 
я не голосовал в полуфинале хана и быстрова, так как авторы для меня - равноценны. поэтому - ничья. оба достойны финала. успехов вам всем!

Виктор Сюрдо (14.12.2024 в 13:14)
Алик Дашков (13.12.2024 в 15:07)
Граф О Quot Ман (13.12.2024 в 14:08)
Здравствуйте! Турнир как и раньше остается для меня эстетическим удовольствием. Ну а проголосовав за Эдуарда Раимовича в прошлый раз, голосую и сейчас. С уважением ко всем.

Наталья Корж 3 (13.12.2024 в 12:39)
Учаров - поэт! Даже если он в чём-то и Наполеон, ему  прощается. Остальные тоже хотят, но не умеют. Наконец-то пришли настоящие критики  и стали говорить правду народу. Но надо жёстче! Чем меньше будет поэтов, тем им спокойнее будет.
  В прошлом полуфинале  37 голосов зрителей за одного из участников - никого не смутило?
 Ненавижу меркантильность на Поэмбуке!

Борякин Ола (13.12.2024 в 12:36)
В этот раз за Эдуарда.
 Катя - да, да и еще раз да. Но.
В этом сезоне, пожалуй, за несколько прошедших лет к полуфиналам пришли настолько интересные стихи, что каждого из четверых полуфиналистов я бы наградил золотом. Но - правила игры диктуют дальнейший отбор, как это ни апоэтично.

С чем бы я сравнил свое впечатление от поэзии Эдуарда именно в этом выпуске - в предыдущих я за него не проголосовал?

Представьте хлеб - ржаной, с блестящей корочкой, только из печи. Есть такие стихи.
Я разламываю хлеб - и вот он - излом, неровный, ноздреватый, прекрасный - есть и такие стихи.

Луна в небе - красиво! Есть и такие стихи.
Беру телескоп - Луна испещрена кратерами - есть и такие стихи.

Я впервые за долгое время не просто читал стихи - я вчитывался, я пытался пропустить через себя эти образы - каждый кадр, и мне это понравилось. Смакуя каждое слово.

И несколько цитат на память:

ведь падать – это как писать стихи:
ни притворяться, ни уметь – не надо.

небо выбив лобовое

Если тёмный огонь отразится в ступенях воды

значит в отклике вил не мятеж а призывы на труд

как первая к смерти попытка
последнего в жизни прыжка,

любил всех нас любимый государь,
но мы крепчали и макиавелли

мы курим тексты натощак
и пьём их наизусть.

Альберт Горошко (13.12.2024 в 12:08)
Доктор Нэля (13.12.2024 в 09:00)
Комментировать свой вкусовой выбор абсолютно бесполезно.  Спасибо обоим замечательным поэтам.

Геннадий Казакевич (14.12.2024 в 10:42)
Самозабвенно зажигаете и жжёте, Автор!
 Искренне желаю победы!

Сеня Протуберанцев (13.12.2024 в 02:30)
Валентина Беркут (12.12.2024 в 17:07)
Владимир Нефёдов 4 (12.12.2024 в 16:47)
Катя Су романтизирует свою бытовуху, вероятно, чтобы было легче и приятнее существовать, но причём здесь мы? Катя, может выйти уже из эпохи быторомантизма и войти в эпоху всеобщего реализма, чтобы оказаться там где действительно хочется быть. Или Вас в этой жизни всё устраивает, и Вы сами и окружение, и мы, и ...
 
Ща гляну кто там второй...
Эдуард Учаров, а чему Вы учитесь? Если Вы учитесь находиться в рамках, то в каких и зачем? Зачем в садике чернеющей старой рябины мы выжили?
Ну нафига?
Ведь падать - это стихи не писать, что ли.
Или, писать стихи для Эдуарда - падать.
Эдуард, войти в состояние искренности это падать?
Пипец, пипец.

Катит бог за поворотом, а грешник в аду и рай в глаза не видел, и, тем более, умирать за рай - остаться в аду навсегда, а от Эдуарда собака сбежала.

Письмирь словно в бычий пузырь...
А кладбища грозные мощи - это пасажиры? Эдуард едет домой - становится ближе к себе..., полюбому, но домой не попадает. А дома мужичёк словечки обжигает да горшки, классическим способом, мда.  Эдуард проезжает весь мир, очевидно мимо, а позади остались мы-гуси по кличке облака.

Эдуард пишет не красиво и не по-мужски. Или по-мужски, но тогда мужикам это чести не делает. Не каждый мужчина мужик, понятное дело.

Катя, ненавижу тот самый поэмбук именно из-за меркантильности его владельцев. Поэзия и реклама не совместимы, а те кто умудряется там годами присутствовать ничего вечного не напишет, как ни крути. Поэтому Эдуард, парта и двойка с минусом.

Юлия Ковале (12.12.2024 в 16:22)
Леонид Рушклион (12.12.2024 в 13:48)
Скажем так,не понимаю я стихи Кати,ну так я чувствую,не понимаю!
 Поэтому отдаю голос Эдуарду.

Эдуард Мижаков (12.12.2024 в 13:05)
Казань– в финал! Бары тик алга!
 .......
Actung– Feuer! Винтера.., см.коммент наже,в бан за хамство и рекламу Йожіка! 0

Терджиман Кырымлы Третий (12.12.2024 в 11:23)
      ГАЛЕРЕЯ ШЕСТИСТОПНОГО ЯМБА
 
Люблю проникновенно экспрессий живопись.
Особенно с бокала, а лучше после трёх.
Хожу по Третьяковке всегда туды-сюдысь.
Гляжу, и сердце тает, в груди переполох.

Не стой. Царевна Лебедь и Три Богатыря
С тобой идут по залам. Душе дано внимать.
Миры картин призывны. И, им благодаря,
Ты пить и есть забудешь, забудешь как дышать.

Моим воспоминаньям наступит ли конец.
Грачи не прилетели, мишутки разбрелись.
В июле персик сочно нарежет и простец.
В Лаврушинский мы с Машей внезапно собрались...

Широкими мазками пронёсся по холсту,
Потом проголодался и на базар ушёл.
Восторженно художник несёт кусок ко рту.
Хорошего барашка на рынке он нашёл.

Александр Сретенский (12.12.2024 в 02:03)
Катя Су (11.12.2024 в 21:36)

Подпишитесь в группе «Турнир поэтов» на VK, чтобы получать свежие анонсы программ: vk.com/turnirpoetov

Турнирная таблица       Все выпуски программы       Сайт программы «Турнир поэтов»       Принять участие