Родился в Мурманской области, живет в подмосковных Мытищах. Окончил Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, работает в малом бизнесе. Публикуется на литературных интернет-порталах. Автор представлен членом Художественного совета Юрием Семецким.
Родился в Костромской области, живет в Москве. Имеет среднее техническое образование, работает риелтором. Публиковался в литературных альманахах и сборниках, а также на сетевых ресурсах. Автор представлен членом Художественного совета Аллой Арцис.
Эксперты: 56 (8 чел. по 7 баллов)
Зрители: 65
Сумма: 121 балл
Эксперты: 21 (3 чел. по 7 баллов)
Зрители: 40
Сумма: 61 балл
Спасибо редакции и обоим авторам.
Александр, мой голос за Вас, комментарий: «Музей». Как почти всё, навеянное чем-то, это стихо – пародийно-опасно. Особенно на таком коротком ритме. ) Ну, то есть, условно говоря, Вы-то оттоптались (ок-ок, - благодарно использовали)) на всём, что нажито непосильным творческим трудом предыдущих поколений) – но? Но в целом вырулили в прекрасную неоднозначность. ) «Луна». Ох. Александр, если не читали Ежи Жулавского «На серебряной планете» - рекомендую. Ассоциативно очень легло. Но мир как тёплый кефир – тот ещё шмурдяк. ) Б-р-р. В целом – творческая удача несомненная. «Соль» - запрещённый приём, извините. Все же всё помним. Безо всяких цитат вкраплённых. Спасибо, что напомнили. А мы-то и не знали. ) Зачем нам раны царапать? И так сейчас повсюду фенечки-напоминалочки противоманкуртные развешены. «Афанасий» - н-нет. Песню в исполнении Кинера и Цитриняка помним. Вторично, имхо. Резюме: искренне желаю обоим авторам выйти из плоскости в трёхмерное пространство. Как минимум. :)
Спасибо редакции за сохранение Турнира. То, что он есть много лучше, нежели если бы он канул.
Баллы, вес голосов и прочая математика не имеют никакого значения. Приятно читать ёмкие, умные и тонкие рассуждения тех, кто действительно приходит сюда ради творческого роста, как участников, так и собственного. Внимательный и неглупый человек из всего способен извлекать уроки...
Что касается выбора в 1-м туре, то всё настолько уже сказано, что не хочется повторяться. Я солидарен с Надеждой Бесфамильной и теми, кто отметил некие аналогии во внешних атрибутах текстов. А дальше, действительно: авторское решение, нюансы, те «мелочи», которые делают значительную разницу.
У Анатолия хорошие стихи на острые и актуальные темы. Какой нормальный, адекватный человек не проникнется переживаниями убиенного или убивающего? Как исторический, событийный факт — это сильная и всем понятная тематика, которая не предполагает равнодушия. Однако, мы не обсуждаем тему. Мы пытаемся принять и как-то внутренне оценить её творческое воплощение. Стихи Анатолия, это хорошо иллюстрированный первый план. Не без находок, не без болевых точек и очень верных попаданий, но всё-таки - именно первый план. А долгоживущая и многочтимая (читаемая) литература отличается именно объёмом, тем, что стоит за текстом.
В этом отношении стихи Александра ближе, если не к идеалу, то к моему личному восприятию в рамках данной программы. В его иллюстрации хочется вглядываться внимательней. И в меру странные блины, и нелогичный местами музей, и «гвоздь» подборки — Афанасий… Всё это более индивидуально и непосредственно.
Но выбор в пользу одного участника вовсе не означает отрицание положительных мест в творчестве другого. Это всего лишь необходимость выбора — здесь и сейчас.
С пожеланиями удачи участникам!
Игорь Бирюков (08.07.2024 в 12:18) – Экспертный совет
Кто-то уже сказал, что авторские чтения оказались невзрачными.
Опасаясь влияния артистизма (или отсутствия оного) на тексты, я ограничился чтением именно текстов, представленных в конкурсных подборках.
Оба автора хороши. В том смысле, что несомненно достойны участия в "Турнире поэтов".
Но, по-имхому, у Александра более ярко продемонстрирована авторская манера, индивидуальные особенности стихоплетения. И, что немаловажно, тонкие аллюзии, сочувственное, но слегка ироничное изложение материала.
Анатолий избыточно серьезен, временами срывается в пафос. Нет, это вовсе не так плохо, автор имеет право на любые выразительные средства, которые полагает нужными. Но - дальше от меня.
В подборках и Анатолия, и Александра есть стихотворения на непростые темы, заставляющие задуматься, вызывающие споры. За это авторам спасибо. Но насколько убедили меня предложенные ими художественные решения?
Подборка Александра в целом убедила больше – именно тем, что, как правило, не дает однозначных, "черно-белых" решений.
Исключением я бы назвал чересчур категоричное "Никому она не нужна" в стихотворении "Луна". Раз уж написано стихотворение о другой стороне луны, то "нужна" она хотя бы автору. Ну а когда в стихотворении есть такие удачные строчки как
"На другой стороне луны,
видя ночью другие сны,
на исходе другой зимы
существуем другие мы"
(вспоминаю тут классику бардовской песни – Юрий Визбор, Александр Городницкий),
то невидимая сторона луны оказывается нужна и читателю.
В любом случае поздравляю авторов с участием в передаче и желаю им новых творческих успехов.
Как это ни странно, при том, что стихи участников этого выпуска по своей поэтике и авторскому подходу к раскрытию тем и образов отличаются друг от друга, как небо и земля, точек пересечения для сравнительной оценки в подборках оказалось много.
«Музей» - «Старый еврей»
"Музей" у Александра Быстрова -с прямой ссылкой на произведение Сергея Михалкова и неожиданным разворотом в свою историю, рассказанную в стилистике притчи-анекдота с участием, в данном случае, еврея, поляка и русского, но комбинаций национальностей может быть множество. Оригинально, виртуозно, замысловато, иронично!
У Анатолия «Старый еврей» - тоже ведь музей. Более того – паноптикум! Жуткая коллекция артефактов геноцида при крематории. Но то, что говорила Виктория Пустовая об этических рамках, за которые выходить нельзя, мучает и меня, тем более что на тему практической сметки евреев существует огромное количество анекдотов, и они, как непрошенные тараканы, тут же выползают из щелей моей памяти. Наверное, нужно самому однажды побывать на местах этих скорбных мемориалов, чтобы обжечься сердцем и понять, что и как можно, а что – нельзя.
«Соль» - «Да. Успех»
У Александра - непрямой отсыл к творчеству и трагическим судьбам сразу четырёх любимых певцов русской литературы и истинных носителей русского культурного кода, и распутывать эти ниточки в отдельные клубочки Рубцов – Шпаликов – Высоцкий – Шукшин и складывать их рядышком в корзину, доставляет мне как читателю большое удовольствие.
Анатолий , как по уговору, досылает в эту корзину ещё одно имя – Сергея Есенина, и делает это со свойственным ему лобовым посылом, как и в «Старом еврее», полностью повторяясь при этом в стилистике Есенина.
Интересно, кто из этих пяти сильнее заморачивался на тему успеха... Задумалась.
«На другой стороне Луны» - «Грустный паяц»
И здесь есть пересечение! На слове МИР! У Александра мир – словно тёплый живой кефир. Эти блины к завтраку, замешанные на кефире, добре и милосердии - и как же мы все, сегодняшние земляне, соскучились по таким блинам. Вот здесь реально до слёз!
У Анатолия «Мир – это девка с пилоном». Такая вот реальность, такое вот мироощущение. Эта строка, выросшая из стихотворения-реминисценции (так мне прочитался этот короткий пересказ сюжетной линии Мистера Икс из одноимённой оперетты Имре Кальмана) уходит в отрыв от остального текста, оставляя его далеко позади себя и становясь цитатой. Она очень хорошо вписывается и в контекст сегодняшнего времени, и в образы всё той же оперетты, имеющей и другое название: «Принцесса цирка». Вот так и представляется эта круглобокая гимнастка в трико, гнущая в дугу несчастный цирковой шест – собственную земную ось. Не знаю, случайно ли вышло так у Анатолия или это был его замысел, но за эту строку – спасибо отдельное автору.
«Афанасий» - ну мама дорогая, я влюбилась в него!
Виктории Пустовой – браво за первый акт действа! Вся передача получилась невероятно эмоциональной, в театр ходить не нужно!
Редкий случай в Турнире, когда выбор вообще не затруднил. У Александра теплые живые стихи, с юмором, с душой, с ласковой добротой к миру. Он обыгрывает цитаты, прошивает тексты Рубцовым и Высоцким, и при этом сохраняет своеобразие, собственную интонацию. Особенно впечатлила, конечно, "Соль" - вина за то, что навеки останешься молодым, не в силах вырваться из февраля. Искренне рада, что ознакомилась с творчеством автора.
А про тексты Анатолия я хотела написать многое, но предпочту промолчать, громко и выразительно. Они сами за себя говорят - из поэзии слова не выкинешь.
Ника Батхен (04.07.2024 в 09:22) – Экспертный совет
Честно говоря, не хотел голосовать. Мне трудно представить, что человек, рекомендовавший автора, может не предвзято судить о увиденном и услышанным. И было бы правильно, если рекомендующие не голосовали. Или хотя бы не голосовали за рекомендованных.
Почему же я голосую? А чтобы восстановить статус-кво. Думаю, будет справедливым, если конкурсную судьбу авторов решат, другие эксперты (я так понимаю, что теперь все голосующие - эксперты).
Передача понравилась. Хотя декламаторы из авторов - так себе :) но тексты оказались настолько глубоки и интересны, что поневоле, отрывая от дел "праймериз", заставляют слушать и вслушиваться. Оба автора шокировали заглавными текстами, и это, с моей точки зрения, очень правильный ход. С этого момента я уже внимательно слушал. Вы представляете, оказывается, Моисей увёл евреев в музей! Дальше я слушал, улыбаясь во все 30 зубов (не волнуйтесь, скоро будет 32), невзирая на трагичность голоса автора и серьёзность заложенного в стихотворение смысла. И этот шок показался мне более интересным, индивидуальным и продуманным, чем шок от стихотворения про старого еврея, где улыбаться совсем не хотелось и где было больше начитанности автора, чем самого автора.
Кстати, после окончания передачи "Турнир поэтов" телевизор подсунул мне "Молодую поэзию" с Никой Симоновой. По инерции посмотрел и её. Вот уж где индивидуальности через край, хоть ложкой её ешь (не советую, если что). И всё же, слушая стихи Ники, неожиданно поймал себя на мысли: а наши-то интереснее.
Хотя... может быть, всё дело в возрасте...
Юрий Семецкий (02.07.2024 в 06:34) – Экспертный совет
Подборка Александра показалась мне более осмысленной и самобытной,
в ней меньше общих мест, больше пропущенного через себя, нет напыщенности
и декларативности. Александр лучше владеет словом, в его поэтическом пространстве не тесно,
но, в то же время, нет лишнего, всё на своём месте. Я не могу сказать, что это "моя" поэзия,
мне не хватило метафоричности и пластов, позволяющих читателю увидеть что-то своё.
И да, мне близка позиция, что изначально все люди - добрые)
Турнир наполнен сильной, мужской энергетикой. Но авторы совершенно разные.
Александр окутывает нежностью, искренностью, тайной, пронизывающими мыслями . Ему веришь, потому что он дает опору и надежную руку,хотя стихи очень высокой амплитуды.
Мне стихи Александра понравились больше.
Голосую за Александра Быстрова, самобытного, харизматичного. Познакомились на просторах Стихиры, которая при всём своём объеме и многообразии не даёт затеряться в толпе талантливым авторам. Рада, что знакома лично, что играли в одной команде на одном из поэтических сайтов (там и родился «Музей»). Желаю дальнейших успехов и находок!
Возможно, надо было взять в подборку любимые мной стихи про добрую память и руки.
Голосую и доказываю от противного.
А. Вернер вторичен в своей подборке. Холокост - трагедия? Конечно, да. Шок, когда убиваешь на войне в первый раз? Конечно, да. У С. Есенина трагическая жизнь и судьба? Конечно, да. Остаётся только оболочка авторского оформления в стихах этих непреложных истин, что и представляется вторичным.
Как раз, визави продемонстрировал более заглубленный и оригинальный подход к некоторым аспектам из жизни человеков.
Долго мы ждали нового сезона ТП , и не зря! Очень интересные и достойные участники.Трудно сравнивать и выбирать.
Анатолию - благодарность за смелость в выборе тем двух первых стихотворений! Думаю, что многие поэты не берутся за такие темы именно потому, что они как "минное поле", не прощают ни одного неверного шага, или даже четверть шага... Вот я не возьмусь даже комментировать. Но из подборки больше понравились "Привет, лисенок! " и "Да, успех"(хотя в последнем поспорила бы- трагедией Поэта было не то, что его норовили"приткнуть к богеме", а именно то, что он сам страстно желал к ней приткнуться. Впрочем, не нам судить...)
У Александра самые сильные, безусловно, "Музей" и "Афанасий". Очень разные , но по сути - об одном и том же - о неспокойной человеческой душе, жаждущей узнать, увидеть, что там - на краю и за краем, в условном "музее", за горизонтом, во вселенной (и на другой стороне Луны, кстати, тоже)))) В общем-то о том, что и делает человека человеком. Образ "музея" необычен, но очень уместен. "Человеческая душа стремится к познанию вечности, и только любовь и искусство...приоткрывают нам её"(с)Айрис Мердок. Вот у Александра - об этом( без пафоса и с юмором - о вечном, что очень подкупает) Идут его герои в "музей"- стОит только позвать...А не позавут, не поведут, сами пойдут искать "край земли", как Афанасий из песенки (то ли студенческой, то ли дворовой), которую я слышала еще в детстве))) В ней присутствовала еще и Аксинья "в больших кирзовых сапогах" . Ну, как тут не пошутить:
Впереди - размером восемь на семь -
кирзачи аксиньины мелькают...
Ты иди за нею, Афанасий -
бабы точно доведут до края! )))
Спасибо участникам.
Голос за Александра.
Стихи Александра - это вертикаль, духовно-нравственное направление: от бездны - через землю - к Небу. Поэтому его стихи наполнены скрытыми, притчевыми смыслами, которые могут быть не понятны, ибо трактуются некоторыми читателями если и не буквально, но как-то по-земному. Мне кажется, что его стихи имеют библейский посыл, ибо наполнен аллегориями её символического языка. Например "Музей" (сам термин) - это мир иной. И он везде разный, и за ним надо успеть, чтобы понять, ибо это опять вертикаль. "Луна" - это душа человеческая. Ведь чужая душа - потёмки, как говорится. Что там выпекается и по какому рецепту часто человек и сам не знает и не понимает, если в нём, опять же, не будет той вертикали. "Соль" - это не просто духовно-нравственное начало. Это Дары Духа: Любовь, Радость, Мир, Долготерпение, Благость, Милосердие, Вера, Кротость, Воздержание, как девять чинов ангельских, ибо человек принадлежит всем мирам и стихиям Божьего Творения. Подтверждение этому стихотворение "Афанасий". Это русский человек, в котором соединён весь мир, которому нужен весь мир и которого Мир ждёт:
"Семь чертей ему мешали, восемь пастырей – вели,
Семь ночей – с пути сбивали, восемь звёзд – лучину жгли,
Семь смертей – одолевали, восемь жизней – берегли.
Эта русская забава – умирай да оживай.
Не налево, не направо, а вперёд, на самый край"...
Про Анатолия же можно сказать, что это человек-горизонталь. Он весь на земле, по земле и для земли как бы. Его стихи как небольшие провокации, проба пера, т.е. смысла: попробую так...а так пройдёт, а про это промолчат?.. и тут ничего не скажут?.. Валерия Пустовая тоже это почувствовала, попробовала сказать, но быстро закруглилась...
В общем плане Александр и Анатолий - абсолютно разные духовные типы и напоминают известных библейских братьев.
Голосую за Александра потому, что ничьих здесь не бывает, и нужно определяться или-или. И, конечно, его философия показалась мне ближе к телу. Хотя, не без вопросов, но это нормально. Даже моим стихам вопросы задают, а там всё жёвано-пережёвано, разве только чуть-чуть оставляю собственной читательской фантазией поиграться. В общем, поздравляю победителя!
Наверное, у меня замедленное восприятие, потому что мне понравилось чтение Александра. С некоторые стихами я была уже знакома, но с интересом слушала размеренный голос автора. При этом убедилась ещё раз в выверенности, отработанности каждой строки. А вот общие смыслы, увы, для меня оказались не до конца проявлены. Возможно, что не мои мыслительные способности тому причиной, а действительно смыслы автором не до конца проработаны.
У Анатолия, наоборот, всё в лоб, без заморочек, а выделка, на мой взгляд, хромает.
В следующем туре с бОльшим удовольствием и интересом встретилась бы с Александром.
Здравствуйте. Голос за Александра, без сомнений.)
Отличные стихи. Без зауми, но так,что прозой трудно пересказать
и стихи можно интерпретировать,НЕ как надо, а насколько позволяет соображалка.
Все стихи интересные и в каждом своя изюминка.
Все ругают Александра за монотонность прочтения,
но стихи прочитанные автором всё равно намного ярче, чем с листа глазами.
Настоящая философская лирика в наилегчайшем ритме,
и если поддаться искушению лёгкости строк,то можно по касательной соприкоснуться многообразием текста,
что бывает и у профи.
С уважением, Александр.
Семь на восемь, восемь на семь, лишь бы был Турнир прекрасен! С почином! Желаю всем нам, чтобы с каждым новым выпуском качество декламируемых стихов росло в геометрической прогрессии, не оставляя равнодушным необъятный стихирский простор.
Здесь уже отмечали, что стихи Александра хочется перечитывать, чего не скажешь о графоманском наборе соперника с рифмами "пошёл-пришёл". выбор очевиден и "другой альтернативы нет"))
У него стихи глубже. Не совсем моя поэтика - такая полуирония, но за ней все-таки есть смысл. У второго автора - публицистика, причем примитивно написанная.
Из головы несколько дней не выходят строки "На другой стороне луны по-другому пекут блины" Такая образная метафора! Стих легкий и при этом с множеством слоев, подтекстов. Мне хочется вальсировать под нее или спеть под гитару.
Честно, выбирала по принципу, чьи стихи мне ближе и более понятны. К сожалению, оба автора пишут витиевато, а иногда нарочито сложно, наверное, чтобы казаться настоящим поэтом. Я не призываю писать просто и однотипно, но часто ради формы и новых словосочетаний поэты забывают о содержании. Спасибо за конкурс. Всегда интересно увидеть новые имена. Удачи всем участникам, и пусть победит поэзия. С уважением, Елена.
Александр Быстров. Прекрасно, что в Турнире поэтов появились мужчины, что появились проблески поэзии, а не просто графоманские кошмары стихоразложения, и прекрасно, что кто-то с Шукшинской улыбкой сказал “Люди добры изначально”! Александр в своём творчестве решает вопрос природы зла пусть и через довольно тривиальные религиозные реминисценции, но… своим самобытным путём. Делает это от чистого сердца. Вот действительно, нечто честное от Шукшина чувствуется!
Открывающее подборку стихотворение "Музей", в котором путаются все направления, боюсь, при этом я не понял до конца. И не понял восторга В.Пустовой по его поводу, ведь оно проваливается из-за нарушенной художественной логики образов. Авторская игра становится слишком непредсказуемой, потому что в “Музей” пытаются впихнуть ассоциативную солянку, неудачно залитую исторической иронией.
Так, произведение начинается с эпитета из стихотворения Сергея Михалкова о вполне конкретном музее Ленина, продолжается "Музеем" для евреев и Моисея, бежавших из Египта, и вроде понимаешь музей уже, как аллегорию "Войти в историю", но евреев автор бросает на полпути, зато возникают какие-то поляки из Смутного времени, аллегория приобретает у автора смысл “Таких бы друзей, да за хобот и в музей!” Ведомых поляков водит – и совсем не в музей, а в русский лес – Сусанин. И кстати, как разбойников “перекрестившихся”, и такой “Культурно-крестовый поход” в один конец – для них путь искупления.
Далее градус философичности повышается. “Музей” почему-то оказывается страной мёртвых. И чтобы в него попасть с помощью Перевозчика, нужны две монеты на глаза. И сам предполагаемый Харон (которому одну монетку обычно всё же оставляли – обол под язык), без особого усердия ездит по реке с душами: до “Усыпальницы истории”, но не обратно. Нарушается смысл посещения музея как места с культурными артефактами – наполниться впечатлениями, погрузиться в лабиринты памяти и вернуться домой.
Финал ещё более странный, на что сбой в размере намекает: в итоге “Музей” – это снова всего лишь тяга к культуре по воскресеньям на потребительском уровне? А смысл – в фатализме, что мы все – заблудшие овечки, обманутые волки – ведомы? И почему на евреях это не показать? И почему на русских нигде не показано? И как это связано с патриотической проленинской агиткой Михалкова?! “Еврей ли, русский ли, поляк, от века всё одно – идёт, в музей он, как дурак. Такое, вот! кино!” - только так и прочиталось.
Мотив тернистого духовного пути, остро волнующий автора, куда более удачнее и ярче раскрылся в “Афанасии”. Стихотворение "Афанасий" – самое сильное произведение в этом выпуске, решившее для меня, кому отдать предпочтение. Хорошо сочетается с авторской (действительно, несколько монотонной) манерой чтения. О русском богатыре, с привкусом народной песни, с привкусом былинного эпоса. О мужике, который “край поля” ищет, и ищет правду. “Кому на Руси жить хорошо?” Землемеру! С косой саженью в плечах.
“Лунные блины” показались милыми, как колыбельная, пусть её вся философия осталась на теневой стороне между строк. Пейзажная “Соль” – элегантна по пейзажу, но не элегична достаточно до задуманного уровня (“Недопевшим, недописавшим”).
У Анатолия Вернера понравилась фраза “Мир – это девка с пилоном”. Но ни очередной еврей, ни очередной солдат, ни очередной паяц, ни очередной лисёнок, украденный у Сент-Экзюпери, тем более, ни очередной пародийный “хулиган-Серёжа” не зацепили. Вероятно, потому что я понимаю искусство – как личный выбор, как кандалы личного опыта, мне ближе искренность в Слове, доходящая до саморазрушения, чем игра “текстов в текстах”. Прочитал “Письмо матери” только как похоронку: “Что мне делать, дорогая мама? / - Вроде, ты и не советчик мне. / Я хотел признаться тебе прямо, / Что убиТ сегодня. На войне”, - честнее по отношению к эпохе. Решает буква.
Жаль, Анатолий говорит о стихах, как “форме самовыражения”, но… закрывается от читателей картонными героями, скрывая своё Я. Увы, пока не моё!
Впечатления от турнира вообще разнообразные. а именно стихи Александра Быстрова больше срезонировали в моей душе) А удачи желаю несомненно всем участникам. Знаю, выступают лучшие и тем приятнее слушать, читать и дышать этой Поэзией.
Прежде всего, хочу поблагодарить организаторов "Турнира поэтов" за то, что прислушались к мнению авторов и изменили систему подсчёта голосов. В этом сезоне один голос эксперта будет равен семи голосам зрителей, и это позволит зрителям больше влиять на итоги конкурса. Это даже лучше того, на что мы надеялись.
Теперь по моему выбору. Специально голосую от имени площадки "Сетевой Клуб Поэтов", а не с личной страницы, так как Александр Быстров - резидент нашего клуба, и хочется его поддержать не только от своего имени, но и от имени площадки. Недавно у нас проходил анонимный конкурс - Чемпионат "Стихирские звёзды - весна 2024", в котором поэт принял участие. Уважаю авторов, которые не боятся участвовать в анонимных конкурсах, где за автора "говорят" лишь его стихи, а не известное имя и группа поддержки. И участие Александра было успешным: его произведение высоко оценили уважаемые поэты - члены жюри Чемпионата, что позволило ему занять призовое место.
Александр, успеха вам и в этом конкурсе! Выступление понравилось, но стоит прислушаться к Валерии, кмк, которая говорила о слишком медленном темпе чтения стихов. Хотелось бы даже не ускорить темп, а сделать его более разнообразным в зависимости от текста, что позволит избежать монотонности. Приятно, что вы читаете свои стихи наизусть.
Голосую за Александра Быстрова. Из его подборки запомнилось (а уже это одно для меня показательно, поскольку из-за склероза я уже практически ничего не запоминаю, особенно из никаких стишат, которыми забит инэт) несколько мыслей (идей) в частности об обычае вести всех в музей. Замечу, что не был в музеях уже полвека, в театре и кино порядка 35-и лет. И это характеризует не только меня. В частности желание ходить в театр отбили вошедшие в моду в конце 80-х ёрничество на сцене вместо актёрской игры, и отсутствие декораций (мол, пипл и так схавает новомодную, убогую, хотя иногда и вычурную режиссуру). В кино современная компьютерная "графика" уже просто раздражает. Даже в древнем уже "Парке юрского периода" картинка смотрелась намного лучше. Хотел бы дать Александру совет - надо найти (если удастся) настоящего режиссёра (но - друга! способного повозиться не один вечер) для правильной постановки актёрского чтения его стихов. Особенно надо уделить внимание расстановке и длительности пауз. На мой взгляд нынешнее чтение хотя и абсолютно искреннее, но не вполне соответствует тому, как это должно быть в идеале (по крайней мере, как я это вижу - без чрезменого пафоса, но проникновенно и убедительно). Можете назвать это как хотите - мастерство чтеца, актёрская или авторская манера чтения... От декламации стихов очень многое зависит. Мало самому "войти" в нужное состояние, надо ещё и уметь донести смысл и настрой стихов и до слушателя. При правильной "озвучке" стихи как-бы оживают, и воспринимаются не только гораздо лучше, но и просто воспринимаются. Эти мои пожелания относятся ко всем авторам. Надеюсь, что будут восприняты без каких-либо обид, и пойдут на пользу.
Анатолию могу посоветовать меньше "витийствовать лукаво", т.е. шифровать какие-то ему одному понятные смыслы (не доведенные до читателя), и умерить не в меру раздутое самомнение. Цитируя всем известную фразу, скажу: "Будьте проще, и к вам потянутся люди" и появятся стихи, а не просто зарифмованные тексты. Замечу также, что описывать чрезвычайно непростые темы войны и состояния психики солдата, могут только люди имеющие огромный жизненный опыт, и мудрость, и способные всё это и прочувствовать, и адекватно передать художественными средствами. Пока я у Анатолия такого не наблюдаю. Тем более, что нужно передать чувства и душевные переживания героя, а не автора, да ещё и невнятно выраженные. Поэтому и вполне естественный совет - пока заняться более подходящими темами. Через много лет он сам взглянет на всё это иными глазами (возможно).
Рад был снова увидеть Валерию Пустовую. Спасибо за ей за такт, и за мягкую, но всё-таки по теме, критику.
Здравствуйте, друзья! Ну, поехали, всем добра и мира.
Из дуэлянтов первого выпуска доводилось встречаться на поэтических вечерах с Анатолием Вернером. С интересом слежу за его творческим ростом и желаю вдохновения и гармонии! Нынешняя турнирная подборка меня очень порадовала, прежде всего абсолютной свободой автора в обращении со знаками препинания: они проходят по текстам Анатолия с южных гор до северных морей как хозяева и встают там, где им хочется. А из богатой образной системы Анатолия Вернера меня раз и навсегда покорила девка с пилоном. Вот выйду на пенсию, времени побольше будет, обязательно напишу под таким названием драматическую поэму с элементами пантомимы. Анатолий, огромное спасибо и удачи!
Голос свой отдаю тёзке — Александру Быстрову. Глубокие тексты говорят сами за себя, к ним, пожалуй, захочется возвращаться и после завершения турнира. В глаза бросается и поэтичность стихов Александра, и их тщательная техническая проработка. Благодарю, Александр! Огромное спасибо и удачи!
Приветствую авторов!
Хорошо смотритесь.
У Александра стихи выглядят немного более умелыми, хотя у Анатолия более внятно подана тема.
В целом равнозначные авторы. Голосую здесь, так как хотелось бы услышать лирику Александра.
Итак, началось. Опять мне придётся правду говорить, и стихи по полочкам разбирать.
А так не хочется эту графомань читать... А я и не читаю - достаточно нескольких строк, и будет всё ясно с конкурсантом.
Для начала глянул начало стиха Быстрова - "Луна":
На другой стороне луны
по-другому пекут блины
и, другой рецепт полистав,
подбирают другой состав.
Словно тёплый живой кефир,
наливают в кастрюлю мир.
Хоть не крепок мир и не нов,
он - основа других блинов.
Во-первых непонятно, почему на другой стороне Луны по-другому пекут блины? А на этой стороне, что за блины пекут?
Что за состав? Лучше состав или хуже?
Далее: в третьей строке ударение на 5-ый слог, а в четвёртой - на 6-ой слог.
В-третьих. Наливать в кастрюлю "мир" звучит нелепо и несуразно. Надо было как-то обыграть это всё. Неудачно выбран сюжет: кастрюля, блины, мир.
Попытка образности есть. Это в плюс. Но попытка больно уж корявенькая. Редкий случай: решил прочесть еще несколько строк...
Прочёл. Вновь одно и тоже (продолжение) - сочетание не сочитаемого. В кастрюлю кладут любовь, труд... Звучит глупо и несуразно. Хотя стихи не безынтересны.
Тем не менее уровень Быстрова, как поэта, по этому стиху оцениваю на троечку с плюсом.
Перейдём к другому автору - Вернеру. Первый стих про еврея (из подборки) я прочёл. Ничего не понял: ну глупость несусветная. Вот например:
"Был бы моложе, на книжки,
Я бы обложкой пошел".
Какой-то бред. На все книжки пошел бы обложкой, или только на обложки книг Пушкина?
Короче какая-то бурда.
Начал второй стих "Письмо матери":
Что мне делать, дорогая мама?
- Вроде, ты и не советчик мне.
Я хотел признаться тебе прямо,
Что убил сегодня. На войне.
Детский стиль. В четвёртой строке явно чувствуется недосказанность: кого убил?
Общее впечатление: дилетанское стихосложение. Как будто школьник написал.
Более того - грубая техническая ошибка: в первой строке ударение на 7-ой слог, а в третьей строке - на 8-ой слог. Явный сбой ритма.
Оцениваю мастерство Вернера на 3 с минусом.
Присуждаю победу Быстрову.
А теперь предлагаю прочесть настоящую поэзию великого поэта Александра Йожика. Вот где смысл, стиль и образность:
ПРОХОЖИЙ
Шёл человек хороший - добрый простой
прохожий. Злым никогда он не был. Шёл в
магазин за хлебом.
Вечер стоял унылый. Солнце почти остыло.
Медленно, по-паучьи, в небе сгущались тучи.
Вдруг засверкали шпаги, вспыхнуло в полушаге.
Сбился прохожий с курса, телом к земле
пригнулся.
Кто-то, вполне серьёзно, крикнул, что слишком
поздно. Легче ему не будет. Мимо идите, люди!
Многие - что с них проку? Мимо пройти не
смогут. Встанут и посудачат, как же ещё иначе?
Завтра не вспомнят даже.
А в некрологе скажут:
"Умер вчера прохожий - добрый, простой,
хороший. Злым никогда он не был. Шёл в
магазин за хлебом."
2024Г
В последнее время Александр стал композитором. Сочинил несколько десятков песен на свои стихи, и на чужие стихи. Йожик стал лучшим композитором всех литературно-музыкальных известных сайтов.
Советую для прослушивания его романсы "Вспомнил я" или "Пасмурно, зябко, мокро". А так же его песни для детей: "Пёс дворовый", "Мы с тобой рисовали на белом".
Попробую дать ссылку ютуб на одну из песен, но не знаю получится или нет:
https://www.youtube.com/embed/JULFb_Kudwg
или ссылка на песнею на сайте:
https://poembook.ru/poem/3038646/edit
У меня очень простой аргумент: стихи Анатолия Вернера не хочется перечитывать.
А страницу Александра Быстрова я потихоньку читаю всю.
Он интересный автор.
.
***
Рукавчики фонариком, а улыбка смайликом,
И галопом по Европам, мысли вслух опережая,
Вновь в эфире с Албул критик Пустовая.
---
Авторы владеют словом, слогом, ритмом, рифмой…,
с личным житейским опытом и творческой жизненной позицией.
Мой голос за Александра Быстрова. И вот почему.
Сравните, как меняется внутренне и внешне Александр в моменты чтения своих стихов у микрофона и во время их обсуждения в студии. Перед нами словно два разных человека: предельно сосредоточенный на смысле произносимых им слов и широко улыбающийся, душа компании, готовый как говорить, так и внимательно слушать. И это неслучайно. Стихотворения, которые Александр принёс в студию, написаны не за раз, по случаю, а именно что выстраданы, имеют привязку к конкретным местам и человеческим судьбам. Да и его позиция, что все люди изначально рождаются добрыми, мне близка. Поэтому нет особой разницы, русский ты, поляк или еврей, - главное чтобы человек был хороший.
Особая благодарность от меня за "Калину красную" Шукшина. Василия Макаровича сейчас редко вспоминают. А жаль! Человек был выдающийся, полная противоположность Тарковскому, с которым они вместе учились. Два гения, каждый из которых пошёл своей дорогой.
В общем, хочется ещё раз увидеть, послушать Александра в студии. Ему явно есть что сказать своему читателю и, что не менее важно, услышать разбор его стихов от критика, который может подсказать точки роста. А расти есть куда.
К сожалению, в этот раз разочаровал критик Валерия Пустовая. "Критика — это осознанное проживание искусства". Это же ваши слова, Валерия? Так вот ни осознанности, ни проживания в этой передаче я не увидел. Всё бегом, бегом. А куда? Зачем?
Как мне кажется, в этой паре Александр Быстров является явным фаворитом. Есть у него и другие сильные стихи, которые он гроссмейстерски "приберёг" для следующих этапов Турнира. Новый принцип подсчёта голосов членов экспертного совета позволяет им голосовать свободнее, не задумываясь каждый раз о том, что ОДИН экспертный голос может лишить конкурсанта дальнейших турнирных перспектив. В этой связи хочу поддержать Анатолия Вернера, чья авторская интонация мне близка, пусть это даже моё субъективе мнение...
Георгий Бойко (04.07.2024 в 10:38) – Экспертный совет
С огромным удовольствием посмотрела весь выпуск на одном дыхании. Обоих поэтов - и Александра, и Анатолия - и слушала, и читала прежде, и оба вызывают симпатию. И теперь обе подборки показались мне достойными и заслуживающими читательского и зрительского внимания.
И всё-таки - Анатолий. В его стихах есть энергия, есть концентрация смысла и эмоций, они лаконичны.
Очень внимательно выслушала критику уважаемой Валерии - она полезна не только сегодняшним участникам программы, но и всем посетителям стихиры. Спасибо!
Алла Арцис (01.07.2024 в 22:11) – Экспертный совет
Друзья, Всех с началом нового сезона «Турнира поэтов» - увлекательного путешествия в мир современной поэзии!
Отличный выпуск. Понравились оба автора. Спасибо Валерии Пустовой за интереснейший, живой , эмоциональный , захватывающий и всеобъемлющий разбор произведений. С чем-то согласна, с чем-то нет. Александр прекрасно читает и доносит до зрителя свои произведения, настолько мастерски, что набирает очков больше, чем проносит в решете. С листа – произведения уже не кажутся такими глубинно-философскими. Жонглировать шариками – искусство, но гораздо большее – их не уронить. Уронил. Образы, лично в моем восприятии, – разлетелись под финал. Не собрал в смыслы. НО: жонглировал лихо и шариков цветных много – впечатлил и внимание возбудил. За это респект.
Очень понравился заход:
«- Панове, так заведено, что дорогих гостей
первейшим делом на Руси всегда ведут в музей.
Обычай надобно блюсти, давно на том стоим,
и я вас поведу в музей, - сказал крестьянин им.» (С)
И ждала топи болотной – суровой, глухой и мрачной, мстящей за нарушенный покой и границы, а не зачем-то введенного в назидательное повествование перевозчика.
Поэтому , вслед за ним и Моисей стал сразу персонажем странным. И, если уж, населять произведение персонажами библейскими, то пусть их будет больше, для усиления авторской задумки. А так стихотворение - не концентрат, - вода.
Отличное стихотворение «Афанасий»
«Эта русская забава – умирай да оживай.
Не налево, не направо, а вперёд, на самый край,
Шёл по полю Афанасий.
Семь на восемь. Восемь на семь…»
и «Соль» понравилась . И оно-то, как раз, завальцовано в тугой смысл - соли истины.
«Луна» - мимо. не камлает, не манит, не затягивает. Блин слишком - блин…а Кефир слишком - кефир , – эти пара словечек, стих, с его философско-нравственной задумкой убили и сделали банальным.
Голосую за Анатолия Вернера, по причине простой: За слезы...
Которые специально не текут.
За то, как горько отзывается во мне его «Старый Еврей»
За то, как больно чувствую я апатию и безволие приговоренного -
за мгновение до казни…за то, как кровно могу понимать столетиями гонений и нищеты воспитанный в этом несчастном человеке контроль за каждой крошкой хлебной – и мыслью всякого дня: – лишнего не потратить,- а вдруг – завтра черный день? И чем кормить семью, когда погонят опять из жизни оседлой…
И приговор палачам, в ужасом пронизанном: «лучше б сделали мыло». Ведь в нем столько живого, человечьего... добра любви и заботы о ближнем.
И вселенскую, безумную тоску его…этого старого еврея в этом странном поиске пользы от себя самого …
и жаль стариковскую, что не может своею жизнью за чью -то молодую жизнь заплатить.
«НЕТ В УСТАВЕ КОНЦЛАГЕРЕЙ» таких правил.
То, какие слова нашел для своей любви, памяти, благодарности и скорби Анатолий Вернер – у меня вызывает огромное уважение и приятие. Спасибо за стихи!
«Письмо матери» трогает так же сильно. Я понимаю, что хотел донести до читателя Анатолий. Это ему удалось . Сопереживаю каждой строке.
Спасибо всем за выпуск. Как всегда на высоте Елена Албул – держит нити управления и ход программы в динамике и обостряет в нужный момент диалоги. Умница!
Рс. Не могу оставить без внимания слов, сказанных Валерией в адрес Вернера относительно пережитых событий: «был – не был». Имеешь моральное право или нет ................Это странно…...........разве поэту с душой и сердцем нужно обязательно «быть» бывать , участвовать и на своей шкуре испытать? нет...........поэт – дудка.......... дудит о том, что ему бог велит.
Давно хочу написать о душе рояля, причем от первого лица (рояля, т. е. ) ибо и я - дерево без кожи и ветвей.
Турнир лирической поэзии московского региона воскресе! Воистину воскресе! - откликнется мы троекратно...
А всё-таки жаль, как пел Булат Шавлович. Жаль, что канули "Вечерние стихи", этот поэтический аналог песенного "Голоса" со слэмовым накалом страстей. Жаль, что нет премиальный "морковки" в мильён рублей. "Всё приличненько и пристойненько..." как пел про кладбище Владимир Семёнович.
Безусловно у пенсионеров должно быть право на "культурный отдых", в том числе поэтический. Но не пора ли вспомнить о молодых? Даёшь "Молодёжный поэтический турнир" !
Не в восторге ни от одного автора.(из того что предложили прочесть)Проголосовала за более короткое изложение.Много объяснений , но чем мастер сильнее, тем меньше объясняет - всё доходит само!Это . как с фотками в стихах: фото зимы и стихотворение.А вот, скажем, у Марины Шкапской есть "Белая Тайга"Холодом продернет, пока читаешь.И без всяких картинок.Успехов авторам.
В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
- Я поведу тебя в музей!
- В музей пыток?
- Да.
Александр, Ваше стихотворение можно сократить до одной строки, без какого-либо ущерба вообще кому-либо:
"В воскресный день, в такой-то год, как летопись гласит,
поляки шумною толпой болтались по Руси."
Здесь есть над чем подумать. Кака така летопись - не всем понятно, конечно, да и на чём поляки болтались - тоже не однозначно. Но, в целом, ничего.
А на Луне всегда так: сначала пекут блины, а затем рецепты листают и о составе соображают. Ребята другие, да. Девчата всегда одни и те же. Но и в этот блин надо соли добавить чутка... Вообщем, соль пересолена, на валенках едем дальше.
Вообщем, Афанасий, это лучшее. Оно про ребят вообще. Идут ребята по полю, край ищут. И каждый раз находят блин под луной. Семь на восемь - это про две футбольные команды, которые сражаются до последнего метра этой никому не нужной Луны. Мда, уж.
С 15-ти лет.. И медалей тьма.
"Больше во мне чем в мальчишке,
Пользы..." Это Вы палестинскому мальчишке расскажите, уважаемый Анатолий Вернер.
Ну если Вам мама не советчик, то хто? Вообщем пора отдать все медали. А лучше закопать их, Анатолий, под той самой розой. Первые восемь строк надо бы тоже закопать, а другие восемь - вполне себе правильно, но лисят, котят, жуков, пайков, рыбок там всяких, птичек разных тоже надо любить. Ещё любить надо пироженки, чтобы любить коровок и курочек и не жрать их по праздникам. Но это уровень для тех кто не на Луне.
Кумир рабочих - Пушкин. Или любой кто не работает и не работал никогда. Да и не собирается работать.
И да, если в гроб лучше, то приговорят, конечно. Но что в гробу лучше указки? Гвозди в крышке.
Интересный турнир и разбор. Анатолий Вернер лучше смотрится по энергетике подачи. Автор как будто рисует картину события своим стихотворением и слушатель её зримо видит.
Оба поэта замечательные. Прослушала с удовольствием. Но стихи Анатолия Вернера мне ближе по восприятию, по настроению. Очень люблю этого поэта, с его творчеством знакома давно.
Анатолий Вернер пишет о наболевшем образно и лаконично , метафоры новые, интересные, лирика откликается и легко когда запоминается, тексты ложатся легко на музыку , с удовольствием читаю этого автора. Автор сам часто судействует в поэтических конкурсах и детских творческих турнирах, поэтому не использует штампы и чужие эпитеты. Темы Анатолия близкие и понятные всем и в то же время по- новому освещённые.
Брат поэт !!
Ты красавец, и подача и текст и стиль у тебя всегда великолепны! А уж конферанс на концертах , ну выше всяких похвал!
Это потому, что татант в тебе горит огонёчком свечи для всех. И всегда.
С огромным уважением твой Андрей Бабин.
К стихам Анатолия Вернера у меня почти не возникает вопросов. Они мне ближе и понятней. К стихам Быстрова тянутся руки, хочется что-то переставить и изменить. Хорошо, что умею держать себя в руках.:)
Автор Анатолий Вернер пишет те стихи, прочитав которые, хочется поразмышлять. В зависимости от настроения можно найти разный отклик. Отличная подача и чёткая интонация.
Стихи Анатолия Вернера для меня лично понятнее и ближе. Они откликаются в сердце, слушая их, примеряешь на себя образ лирического героя, проживаешь историю, о которой ведётся повествование. Само объяснение автора о том, как были написаны эти стихи мне, как поэту тоже близко. Так же отдельно хотелось бы отметить, что каждое стихотворение из подборки Анатолий прочитал выразительно, с разной интонацией (в отличии от Александра, который читал всё "на одной ноте"), - для меня, как для слушателя это важно. Именно благодаря интонации можно более глубоко погрузиться в смысл написанных строк.
Быстров в данном случае не прав: Еврей ли, русский ли, поляк – разница есть и иногда весьма существенная.)
Безнадёгу навевает, однако симпатично Вернер пишет-мыслит…
Опять-таки вспоминается «Княжна Мери»…