Мыкалгабырта

Скаредов Алексей: литературный дневник

Мыкалгабырта в осетинской мифологии является небожителем, покровителем плодородия и изобилия. Культ поклонения этому святому появился очень давно, о чем свидетельствуют его древние святилища, в которые люди приходили с молитвами о богатом урожае, больших стадах и здоровье.

Имя Мыкалгабырта происходит от имен христианских Святых Михаила и Гавриила, в честь которых на одной из горных вершин Транскама раньше возвышалась церковь. Дата празднования также совпадает с днем Святых Архангелов Михаила и Гавриила. После исчезновения государства Алания под натиском врагов в конце XIV века у потомков алан – осетин за многие века отсутствия Церкви, священнослужителей и других христианских атрибутов образы Святых Михаила и Гавриила воплотились в едином образе Мыкалгабырта в народных верованиях.

Наиболее широкое распространение празднование Мыкалгабырта получило в Алагирском и Мамисонском ущельях Республики Северная Осетия-Алания, а всего праздник отмечают четыре раза в году. Главное торжество проходило в мае в Касарском ущелье, именно там, согласно одной из легенд нартского эпоса, упала одна из трех слезинок Бога после смерти нарта Батрадза, из которой и появился Мыкалгабырта, а из двух других – святые Реком и Таранджелос.

Традиционно в день празднования Мыкалгабырта в осетинских домах резали баранов, затем устраивали совместное празднование в святилище, куда приносили части жертвенных животных, три традиционных осетинских пирога и напитки. Жертвенное животное для святого готовили еще осенью – делали три насечки на рогах в виде крестов и надевали деревянную дугу на шею.

Мыкалгабырта был очень почитаем – осетины приходили в его святилища замаливать свои грехи, а молитву в честь него было принято возносить за любым столом. Многие старинные праздники сегодня забыты, но только не Мыкалгабырта, которому и в наши дни поклоняются и возносят молитвы.

Святилище Мыкалгабырта — одно из древнейших. Находится в Уалладжыры коме (Алагирском ущелье).

Согласно легенде, одному человеку Высшими силами было доверено быть в нем жрецом — дзуары лаг. Жил он недалеко от святилища вместе со своей семьей. А около святилища был медный котел для варки пива, пиво в котором никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.

Но вот однажды послал дзуары лаг свою жену за пивом. Пришла она к святилищу и попыталась зачерпнуть пива, но с ужасом обнаружила, что оно иссякло, а черпак коснулся дна котла. В тревоге сообщила она об этом мужу. Понял Дзуары лаг, что их семья в чем-то провинилась, и поэтому бог отнял у них дарованную им чашу изобилия. Позвал он двоих своих сыновей и потребовал рассказать, какое бесчестное деяние посмели они совершить.

Сыновья признались, что украли быка в соседнем селе. Разгневался старик, прогнал своих сыновей, но и сам не посмел больше оставаться дзуары лагом, не оправдавшим высокого доверия Небес. Собрался он и уехал с семьей куда глаза глядят.

А в народе с тех пор Мыкалгабырта остаются символом неиссякаемого изобилия и счастья.




Другие статьи в литературном дневнике: