Таранджелос

Скаредов Алексей: литературный дневник

Одним из древнейших божеств Осетии принято считать Таранджелос, упоминаемый в нартских сказаниях. Появление Таранджелоса в эпосе связывают с гибелью Батраза и называют воплощением божественной слезы, пролитой скорбящим Богом. Слеза упала в Трусовском ущелье, где и появилось «персональное» святилище Таранджелос, расположенное на высокой горе, вблизи селения Четойтыкау.

Хотя культ святого распространился и на жителей сел Центральной и Южной Осетии, например Тиб, Ерман, его принято считать, прежде всего, покровителем сел Трусовского ущелья. В мае сюда, в день праздника, приходили жители почти всех сел этого ущелья и выходцы из него. Особенно строго отмечали праздник жители сел Дес, Четойтыкау, Суатис, Харатыкау, расположенных недалеко от святилища. Мохевцы также считали Таранджелос своим покровителем. В жертву святому приносили белых ягнят.

Трусовские осетины отмечали праздник спустя три недели после Куадзан. День святого отмечался «как в семейном кругу, так и всем селением вместе. Каждая семья готовила вдоволь яств. После молитв и трапезы в доме представители от каждой семьи с приношениями шли к святилищу. Здесь устраивалось пиршество, которое сопровождалось играми, танцами, песнями». (Людвиг Чибиров)

Общесельские ритуальные пашни, располагавшиеся близи святилища, связывали с именем святого, а урожай, снятый с них, использовался в праздник Хоры сарты куывд, означавший завершение земледельческих работ, и в дни почитания божества. У святилища Таранджелос проводили магические действия. Жители села Ерман с целью вызвать дождь проливали здесь молоко и воду.

Осетины, совершая молитвенный ритуал, просили у святого удачного завершения весенне-полевых работ, обильного урожая, богатых покосов. Благодарственные обращения к Таранджелосу, по мнению наших предков, предопределяли и их благополучие.

Фатима Найфонова



Другие статьи в литературном дневнике: