Максим Воробьёв

Татьяна Вика: литературный дневник

Воюет мир на Православье.
Но кто же громче всех кричит?
Сыны Иуды, бес тщеславья,
Слуга мамоны, содомит.


Все те, кому дороже похоть
Очес, гордыня, телеса…
Они найдут на ликах копоть,
Лишь бы унизить небеса.


А этот мир живет доколе
Его в ладонях держит Бог.
Но богоборцам поневоле
Не видеть Вечности исток.


Они готовы рвать и резать
Всех тех, кто в Истине стоит.
Но что нам тленное железо?
Ведь избранных Господь хранит!


А если пострадать придётся,
Да не страшимся за Христа!
И сердце радостно забьётся
Познав величие Креста!



Что такое антиклерикализм



http://www.russdom.ru/node/5044 "Русский дом" №6 2012
В наше время, когда смешение различных понятий, некомпетентность, а часто и заведомую неправду выдают за истину и тиражируют миллионами экземпляров различных СМИ, трудно бывает отыскать правду.


Однако долг неравнодушного и честного человека призывает это сделать. В интернете, словарях и многочисленных публикациях на тему антиклерикализма столько недомыслия и откровенной лжи, что опровержению многих общепринятых положений пришлось бы посвятить не один десяток статей. Наша цель — рассказать, что на самом деле представляет собой это явление современной жизни.


По общепринятому определению, антиклерикали;зм (от греч. ;;;; — против и ;;;;;;;; — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования. Проще говоря, антиклерикализм — это движение, направленное против Церкви, а следовательно, и против самого Бога. «Дело Христово — создание Церкви», — писал в своей статье «Священное Писание, Церковь и наука» священномученик. Иларион (Троицкий). Отрицая Церковь, стремясь ограничить её влияние, антиклерикал идёт наперекор Божией воле. То, что дело обстоит именно так, мы и покажем в нашей статье.


В древних обществах антиклерикализм был невозможен. Верховный жрец и царь зачастую совмещались в одном лице. Для древнего сознания было немыслимо разделять понятия власти и божества. В древнем Израиле любого антиклерикала побили бы камнями, в Древней Греции подвергли остракизму, в Древнем Риме — распяли бы на кресте как государственного преступника. Только с возникновением секулярного сознания стало возможным провести границу между властью и религией. Своим возникновением антиклерикализм обязан еретикам. Ересь альбигойцев и катаров, крестьянские восстания против католической Церкви переросли в итоге в протестантизм, который, в свою очередь, раскололся на множество направлений и сект. На Руси первая ласточка антиклерикализма — ересь жидовствующих, борьбе с которой посвятили свои силы преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Геннадий Новгородский.


Следующий натиск антиклерикалов в нашем Отечестве связан с реформами Петра I. ;На Западе в конце XVIII века антиклерикалами провозгласили себя Дж. Локк, Вольтер, ряд других мыслителей и французские материалисты. Они сбросили с антиклерикализма ненужную к тому времени мистическую оболочку, открыв его главную сущность — атеизм и сопротивление установленному Богом порядку. Совершенно естественно антиклерикализм был взят на вооружение Французской революцией. В дальнейшем он использовался всеми революциями, выступая в качестве обязательного элемента для разрушения принятых моральных норм и устоев. В XIX веке атиклерикализм стал обыденным явлением, чуть ли не модным.


Должен опровергнуть расхожее мнение, будто бы антиклерикализм не обязательно связан с атеизмом. Внутренне и психологически он связан всегда. Ибо, отвергая Церковь, человек тем самым отвергает и Христа. Впрочем, есть одно исключение — сознательный сатанизм, который признаёт существование Бога и целенаправленно противится Его воле. Только по недоразумению, вернее, по духовной слепоте антиклерикал может считать себя верующим христианином. Или же вера декларируется для того, чтобы ввести простодушных в заблуждение. Последнее встречается гораздо чаще, чем первое.


Антиклерикализм — всегда агрессивен. Он направлен на разрушение церковных устоев. Ибо ограничение влияния Церкви есть разрушение общества, которое неизбежно повлечёт за собой и разрушение церковной жизни. Это только видимая часть айсберга, в глубине которого скрывается отрицание Бога и нежелание следовать Его Заповедям, желание жить без Бога. Это желание неизбежно порождает ненависть к Церкви, её служителям. За этой ненавистью стоит непринятие христианских заповедей и ненависть к Создателю. Прикрываясь наукообразными теориями, антиклерикалы пытаются оправдать эту ненависть. Но в основе любой науки лежат вера и мистическое основание. Логически невозможно доказать ни реальность существующего мира, ни достоверность научных знаний. Преподобный Иустин (Попович) так писал об этом состоянии: «Нет большего чудовища ни в одном из известных миров, чем человек без Бога. Нет и более страшного ада. Ибо самый страшный ад — это человек без Бога». Современный мир привык обходиться без Бога, гораздо более доверяя идее прогресса, чем своему Творцу. Тем самым всё далее уходя от источника Света в кромешную тьму.


Вот образчик слепоты современного человека, который рассуждает об антиклерикализме, говоря, что это: «Система взглядов, общественное движение, ставящие своею целью освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и Церкви». Это утверждение показывает абсолютное непонимание и незнание как духовной жизни, так и проблемы свободы.


Настоящая свобода — свобода от греха: …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31;—;32). …истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). «Освобождая» людей от Истины, вы делаете их рабами лжи и зла.


Тем, кто пытается с помощью ложных научных построений доказать необходимость ограничения деятельности и влияния Церкви, выдающийся богослов начала ХХ века священномученик Иларион (Троицкий) посвятил статью «Грех против Церкви» с подзаголовком: «Думы об интеллигенции». Там он предостерегал об опасности пренебрежительного отношения к Церкви, игнорирования её установлений. Его голос не был услышан, и разразилась катастрофа 17-го года.


Все аргументы антиклерикалов разбиваются о непоколебимость и непреложность Истины Православной веры. Не в силах изобрести ничего нового, они повторяют лишь то, что когда-то принесло им успех. При этом не имеет значения, кто выступает против Церкви: академик, студент или рыночный торговец, вообще не имеющий образования. В любом случае мы имеем набор штампованной лжи, искажения и передёргивания фактов. Но на все измышления мы имеем опровержения, оставленные нам святыми отцами, которых просвещал сам Источник Разума.


Свои истинные цели антиклерикалы пытаются прикрыть болтовней о различии Церкви и Священного Писания. Им отвечает священномученик Иларион (Троицкий): «Священное Писание нельзя отделять от Церкви. Вне Церкви Писание — ничто, или лучше сказать, вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может. — И далее: — Допускать возможность противоречия между Церковью и Священным Писанием — это значит говорить о самопротиворечии Святого Духа, это значит поистине возводить хулу на Духа Святого» («Священное Писание, Церковь и наука»).


Пытаются ограничить Церковь в её служении людям — им отвечает преподобный Силуан Афонский: «…если Христос в этом мире греха был гоним и должен был пострадать, то и истинная Церковь Христова тоже неизбежно будет гонима и будет страдать. Это духовный закон жизни во Христе, о котором говорили и Сам Господь, и апостолы; Павел же божественный категорически выразил его такими словами: …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12)… И проповедь Церкви, которая есть то же слово: Любите врагов ваших (Мф. 5, 44), не вмещается миром, и потому мир во все века гнал и будет гнать истинную Церковь, убивал и будет убивать её служителей».


Современные антиклерикалы — прямые потомки тех, кто в ХХ веке уничтожал Церковь физически. Будь их воля, гонения на христиан начались бы уже завтра. Именно советскими антиклерикалами были замучены и убиты сотни тысяч и миллионы верующих, из которых тысячи стали святыми новомучениками. В их числе и святитель Иларион. На них исполнилось Слово Спасителя: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего (Ин. 15, 20—23).


Антихристианская, богоборческая сущность антиклерикализма очевидна. Всякое удаление от Источника Жизни приносит тьму и страдания. С этой точки зрения антиклерикалы — глубоко несчастные создания, о них можно только сожалеть и молиться об их просвещении Истинным светом, но их агрессивность и напористость вынуждают нас к противодействию. Антиклерикализм — это интеллектуальный экстремизм.


Мы не можем допустить, чтобы окружающий нас мир превратился в ад. Чтобы все люди страдали только потому, что этого хочет горстка маргиналов. Наш христианский долг, долг верных чад Церкви — противодействовать антиклерикализму всеми силами и быть в этом последовательными до конца.


* * *
Воюет мир на Православье.
Но кто же громче всех кричит?
Сыны Иуды, бес тщеславья,
Слуга мамоны, содомит.


Все те, кому дороже похоть
Очес, гордыня, телеса…
Они найдут на ликах копоть,
Лишь бы унизить небеса.


А этот мир живет доколе
Его в ладонях держит Бог.
Но богоборцам поневоле
Не видеть Вечности исток.


Они готовы рвать и резать
Всех тех, кто в Истине стоит.
Но что нам тленное железо?
Ведь избранных Господь хранит!


А если пострадать придётся,
Да не страшимся за Христа!
И сердце радостно забьётся
Познав величие Креста!


Максим Зотикович ВОРОБЬЁВ



Другие статьи в литературном дневнике: