Максим ВоробьёвВоюет мир на Православье. Все те, кому дороже похоть А этот мир живет доколе Они готовы рвать и резать А если пострадать придётся,
Однако долг неравнодушного и честного человека призывает это сделать. В интернете, словарях и многочисленных публикациях на тему антиклерикализма столько недомыслия и откровенной лжи, что опровержению многих общепринятых положений пришлось бы посвятить не один десяток статей. Наша цель — рассказать, что на самом деле представляет собой это явление современной жизни. По общепринятому определению, антиклерикали;зм (от греч. ;;;; — против и ;;;;;;;; — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенства на господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования. Проще говоря, антиклерикализм — это движение, направленное против Церкви, а следовательно, и против самого Бога. «Дело Христово — создание Церкви», — писал в своей статье «Священное Писание, Церковь и наука» священномученик. Иларион (Троицкий). Отрицая Церковь, стремясь ограничить её влияние, антиклерикал идёт наперекор Божией воле. То, что дело обстоит именно так, мы и покажем в нашей статье. В древних обществах антиклерикализм был невозможен. Верховный жрец и царь зачастую совмещались в одном лице. Для древнего сознания было немыслимо разделять понятия власти и божества. В древнем Израиле любого антиклерикала побили бы камнями, в Древней Греции подвергли остракизму, в Древнем Риме — распяли бы на кресте как государственного преступника. Только с возникновением секулярного сознания стало возможным провести границу между властью и религией. Своим возникновением антиклерикализм обязан еретикам. Ересь альбигойцев и катаров, крестьянские восстания против католической Церкви переросли в итоге в протестантизм, который, в свою очередь, раскололся на множество направлений и сект. На Руси первая ласточка антиклерикализма — ересь жидовствующих, борьбе с которой посвятили свои силы преподобный Иосиф Волоцкий и святитель Геннадий Новгородский. Следующий натиск антиклерикалов в нашем Отечестве связан с реформами Петра I. ;На Западе в конце XVIII века антиклерикалами провозгласили себя Дж. Локк, Вольтер, ряд других мыслителей и французские материалисты. Они сбросили с антиклерикализма ненужную к тому времени мистическую оболочку, открыв его главную сущность — атеизм и сопротивление установленному Богом порядку. Совершенно естественно антиклерикализм был взят на вооружение Французской революцией. В дальнейшем он использовался всеми революциями, выступая в качестве обязательного элемента для разрушения принятых моральных норм и устоев. В XIX веке атиклерикализм стал обыденным явлением, чуть ли не модным. Должен опровергнуть расхожее мнение, будто бы антиклерикализм не обязательно связан с атеизмом. Внутренне и психологически он связан всегда. Ибо, отвергая Церковь, человек тем самым отвергает и Христа. Впрочем, есть одно исключение — сознательный сатанизм, который признаёт существование Бога и целенаправленно противится Его воле. Только по недоразумению, вернее, по духовной слепоте антиклерикал может считать себя верующим христианином. Или же вера декларируется для того, чтобы ввести простодушных в заблуждение. Последнее встречается гораздо чаще, чем первое. Антиклерикализм — всегда агрессивен. Он направлен на разрушение церковных устоев. Ибо ограничение влияния Церкви есть разрушение общества, которое неизбежно повлечёт за собой и разрушение церковной жизни. Это только видимая часть айсберга, в глубине которого скрывается отрицание Бога и нежелание следовать Его Заповедям, желание жить без Бога. Это желание неизбежно порождает ненависть к Церкви, её служителям. За этой ненавистью стоит непринятие христианских заповедей и ненависть к Создателю. Прикрываясь наукообразными теориями, антиклерикалы пытаются оправдать эту ненависть. Но в основе любой науки лежат вера и мистическое основание. Логически невозможно доказать ни реальность существующего мира, ни достоверность научных знаний. Преподобный Иустин (Попович) так писал об этом состоянии: «Нет большего чудовища ни в одном из известных миров, чем человек без Бога. Нет и более страшного ада. Ибо самый страшный ад — это человек без Бога». Современный мир привык обходиться без Бога, гораздо более доверяя идее прогресса, чем своему Творцу. Тем самым всё далее уходя от источника Света в кромешную тьму. Вот образчик слепоты современного человека, который рассуждает об антиклерикализме, говоря, что это: «Система взглядов, общественное движение, ставящие своею целью освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и Церкви». Это утверждение показывает абсолютное непонимание и незнание как духовной жизни, так и проблемы свободы. Настоящая свобода — свобода от греха: …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 31;—;32). …истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8, 34). «Освобождая» людей от Истины, вы делаете их рабами лжи и зла. Тем, кто пытается с помощью ложных научных построений доказать необходимость ограничения деятельности и влияния Церкви, выдающийся богослов начала ХХ века священномученик Иларион (Троицкий) посвятил статью «Грех против Церкви» с подзаголовком: «Думы об интеллигенции». Там он предостерегал об опасности пренебрежительного отношения к Церкви, игнорирования её установлений. Его голос не был услышан, и разразилась катастрофа 17-го года. Все аргументы антиклерикалов разбиваются о непоколебимость и непреложность Истины Православной веры. Не в силах изобрести ничего нового, они повторяют лишь то, что когда-то принесло им успех. При этом не имеет значения, кто выступает против Церкви: академик, студент или рыночный торговец, вообще не имеющий образования. В любом случае мы имеем набор штампованной лжи, искажения и передёргивания фактов. Но на все измышления мы имеем опровержения, оставленные нам святыми отцами, которых просвещал сам Источник Разума. Свои истинные цели антиклерикалы пытаются прикрыть болтовней о различии Церкви и Священного Писания. Им отвечает священномученик Иларион (Троицкий): «Священное Писание нельзя отделять от Церкви. Вне Церкви Писание — ничто, или лучше сказать, вне Церкви Священного Писания и нет и быть не может. — И далее: — Допускать возможность противоречия между Церковью и Священным Писанием — это значит говорить о самопротиворечии Святого Духа, это значит поистине возводить хулу на Духа Святого» («Священное Писание, Церковь и наука»). Пытаются ограничить Церковь в её служении людям — им отвечает преподобный Силуан Афонский: «…если Христос в этом мире греха был гоним и должен был пострадать, то и истинная Церковь Христова тоже неизбежно будет гонима и будет страдать. Это духовный закон жизни во Христе, о котором говорили и Сам Господь, и апостолы; Павел же божественный категорически выразил его такими словами: …все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12)… И проповедь Церкви, которая есть то же слово: Любите врагов ваших (Мф. 5, 44), не вмещается миром, и потому мир во все века гнал и будет гнать истинную Церковь, убивал и будет убивать её служителей». Современные антиклерикалы — прямые потомки тех, кто в ХХ веке уничтожал Церковь физически. Будь их воля, гонения на христиан начались бы уже завтра. Именно советскими антиклерикалами были замучены и убиты сотни тысяч и миллионы верующих, из которых тысячи стали святыми новомучениками. В их числе и святитель Иларион. На них исполнилось Слово Спасителя: Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения в грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего (Ин. 15, 20—23). Антихристианская, богоборческая сущность антиклерикализма очевидна. Всякое удаление от Источника Жизни приносит тьму и страдания. С этой точки зрения антиклерикалы — глубоко несчастные создания, о них можно только сожалеть и молиться об их просвещении Истинным светом, но их агрессивность и напористость вынуждают нас к противодействию. Антиклерикализм — это интеллектуальный экстремизм. Мы не можем допустить, чтобы окружающий нас мир превратился в ад. Чтобы все люди страдали только потому, что этого хочет горстка маргиналов. Наш христианский долг, долг верных чад Церкви — противодействовать антиклерикализму всеми силами и быть в этом последовательными до конца. * * * Все те, кому дороже похоть А этот мир живет доколе Они готовы рвать и резать А если пострадать придётся, Максим Зотикович ВОРОБЬЁВ © Copyright: Татьяна Вика, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|