Подспудные мысли.

Валя Некрасова: литературный дневник

Когда он пишет о себе,
он пишет о ком-то другом.
И в том, что он пишет,
он скрывается и исчезает.
Из стихотворения
М.Х.Энценсбергера "Посыл"


Уже в детстве я знал, что не всё говорится вслух. Есть мысли, которые
ты оставляешь при себе, которые не должны затвердеть в словах. Это недосказанное и есть главная пружина мысли. Тут нет ничего таинственного.
Философия ничего подобного себе позволить не может. Теория обязана до конца договаривать то, что имеет в виду, тогда как литература многое оставляет без ответа. Хорошему поэту удаётся сказать больше, чем он знает. Каждый читатель поймёт текст по-своему. Разночтения при этом не только неизбежны, но и крайне желательны.
Что мы называем классикой? Произведение, которому уготована долгая жизнь, потому что оно оставляет простор для прочтений, о которых автор, возможно, и не догадывался. Произведение никогда полностью не подвластны творцу, ни во время его создания, ни после. Автор, конечно, должен владеть определёнными навыками, быть профессионально, что называется, на высоте, но одновременно он должен сохранить определённую долю наивности, не подвластную диктату теории. Рассудочность и непосредственность - две вещи, казалось бы несовместимые. Но именно они обеспечивают литературе её высокую степень свободы.
Кто возьмётся ответит, в чём смысл, цель, предназначение? Есть авторы, не чувствующие призвания сделать мир лучше. И когда им об этом напоминают, они только отмахиваются: делайте что хотите, а меня оставьте в покое!
И на это у них есть полное право. Мечтать стать примером для других писателей может только идиот.


Ханс Магнус Энценсбергер (род.1929) немецкий поэт, эссеист, переводчик
глава из его книги "Большая смута"
ИЛ №6 2018




Другие статьи в литературном дневнике: