А как вы относитесь к устаревшим словам в поэзии?
“Слово ХОРАЛЫ пришлось погуглить. Совсем вы нам голову заморочили”, – укоризненно сказал мне один читатель.
“А я даже не гуглил, – улыбнулся другой. – это же красиво!”
Редкие, устаревшие слова поэты использовали всегда. Еще в эпоху Ломоносова было принято радовать императриц одами высокого «штиля». В них ВЕТР не ревел – ДЕРЗАЛ реветь, ЛИРА ГЛАСИЛА, а вселенная ВНИМАЛА. Во времена Пушкина стихи изобиловали ПЕРСТАМИ и ЛАНИТАМИ; морщины БРАЗДИЛИ ЧЕЛО.
Между прочим, уже тогда эти слова вышли из активного национального словаря, но их употребление в поэзии было не просто приемлемо, а необходимо.
Считается, что читатель, даже не зная значения “странных” слов, их подсознательно в стихах ждёт. Слова с высокой стилистической окраской – так называемые поэтизмы – как бы «приписаны» к языку классической поэзии и должны присутствовать в ней.
Современным поэтам совсем не обязательно следовать этим канонам. Тем не менее они такие слова тоже употребляют и преподносят читателю как ЯСТВО:
- Вера Павлова описывает желание уснуть УСТА к УСТАМ, дыша дыханьем БЛАГОУХАННЫМ,
- у Веры Полозковой контролер крадется за МЗДОЙ;
- у Бориса Рыжего пьяный поэт, уснувший на скамейке, лежит не просто неподвижный – НЕДВИЖИМЫЙ, и это создает комический эффект;
- в текстах песен Валерия Меладзе то ОБИТЕЛЬ для одиноких сердец строится, то ДЕМОНЫ танцуют;
- даже в песне Доры со словами “втрескалась” и “втюрилась” соседствует САМОЗАБВЕНИЕ;
- у меня подросток устал ПЕТЬ ХОРАЛЫ своей соседке и пошел в кино с одноклассницей;
- совсем недавно меня раскритиковали за то, что «дружба со мной, УВЫ, невозможна».
А КАК ВЫ РЕАГИРУЕТЕ НА НЕОБЫЧНЫЕ СЛОВА В ПОЭЗИИ и обычной речи? Раздражаетесь и пропускаете мимо ушей, гуглите и берете на заметку, вовсю используете и даже щеголяете ими? В каких ситуациях?
Другие статьи в литературном дневнике: