Знакомимся с творчеством художника Константина Гор

Татьяна Гордон: литературный дневник

ЗНАКОМИМСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА КОНСТАНТИНА ГОРБАТОВА


Для этого мы, члены Серпуховской местной организации слепых поехали в подмосковный город Истру, прославленный на всю Россию своим Ново-Иерусалимским монастырём. Конечно, мы не преминули попасть в монастырь, чтобы помолиться, преклонить колени перед его святынями и попасть к Гробу Господню.
Но вначале была экскурсия. Организовала её Московская областная социальная защита. Мы ехали в Истру на тактильную экскурсию, но были разочарованы тем, что нам предложили художественную выставку художника Константина Горбатова.
Экскурсовод Виктория сделала всё, чтобы нам, незрячим и слабовидящим, стали понятны картины художника. Виктория называла размер картин, красочно рассказывала о том, что нарисовано, какие цвета использовал художник. Конечно, всё мы воспринимали на слух, смотрели те, у кого оставался остаток зрения и наши сопровождающие. Последним было очень интересно.
Лишь одну картину Горбатова смогли мы исследовать пальцами: понять, где вода, где речные суда, где паруса, где дома, а где небо.
Чтобы было более понятно, что это за художник, вставляю здесь информацию о нём с сайта государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим.»


«КОНСТАНТИН ГОРБАТОВ. ПРИБЛИЖАЯ КРАСОТУ»
С 19 июня по 5 декабря в музее «Новый Иерусалим» проходит выставка «Константин Горбатов. Приближая красоту», приуроченная к 145-летию мастера русского импрессионизма Константина Горбатова (1876—1945). Она не только впервые подробно показывает творчество художника, на многие десятилетия вычеркнутое из истории русского искусства, но и дополняет картину художественной жизни России 1910-х годов, которая прежде всего ассоциируется с авангардом.
Музей «Новый Иерусалим» является главным хранителем наследия Константина Горбатова в России — именно его собрание, насчитывающее более 100 живописных и графических работ, легло в основу масштабной трехчастной экспозиции, отражающей насыщенную и драматичную историю жизни и творчества художника, чье имя после десятилетий забвения, вызывает все больший интерес у специалистов и широкого зрителя. На выставке представлено 103 работы — это произведения из музея «Новый Иерусалим», Третьяковской галереи, Русского музея, Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Театрального музея им. А. А. Бахрушина и других публичных и частных собраний.


Проект курирует руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим» Людмила Денисова. Научными консультантом выставки выступила исследователь творчества художников русского зарубежья, проживающая в настоящее время в Дюссельдорфе, Ольга Сугробова-Рот.


К выставке был подготовлен аудиогид, записанный при поддержке Школы современной музыки Вячеслава Шаинского.


«Жизнь для меня — это краски, без красок нет жизни», — говорил Константин Горбатов. Это творческое кредо художника легло в основу концепции выставки, согласно которой музей «Новый Иерусалим» преобразил пространство, выходящее за рамки выставочных залов и объединяющее единым экспозиционным замыслом практически целый музейный этаж. Преобразования, связанные с выставкой, коснулись как внутренней, так и наружной части здания — их отметят даже постоянные посетители музея.


Василий Кузнецов, генеральный директор музея «Новый Иерусалим»
Выставка Константина Горбатова — первый большой проект «Нового Иерусалима» в статусе Государственного историко-художественного музея. С 2021 года мы получили новое название, двигаясь к обретению собственной музейной идентичности. На этом пути для нас было символично и особенно важно инициировать масштабную выставку художника, имя которого ассоциируется именно с нашим музеем. Путь художника, долгие годы прожившего в эмиграции, нельзя назвать счастливым. Но все его работы будто источают внутренний свет сквозь буйство красок. Эти краски и свет мы хотели максимально впустить в экспозицию, следуя творческой линии самого Константина Ивановича.


Яркий представитель русского импрессионизма, Константин Горбатов много путешествовал по России и за границей, подолгу жил в Европе, куда окончательно перебрался после революции. Природа, архитектура, российская история — главные мотивы в произведениях художника. На выставке можно увидеть работы всех периодов творчества мастера и отражающие его главные темы. Это ранние пейзажи («Деревья в зимнем серебре», 1909 г., «Новая деревня. Петербург», 1919 г.) виды старых русских городов («Вид древнего Пскова», 1918 г., «Троице-Сергиева лавра», 1916 г.), зарубежные пейзажи Капри и Венеции («Итальянский садовник», 1926, «Синее море. Капри», 1925 г., «Венеция», 1942 г.), картины символического Града Китежа — одного из постоянных сюжетов художника — и другие.


Кроме того, проект познакомит зрителя с редкими произведениями нетипичных для мастера жанров: портрета, интерьера, натюрморта и картины на злобу дня («Портрет актёра П. В. Самойлова» 1908 г., «Уголок музея». 1916, «Сирень», 1921, «Красный флот на Неве 28 октября 1918 года» 1919 г.).


Экспозиция выставки включает три основных тематических раздела. Первый раздел посвящен русской тематике, которая проходит через всё его творчество от 1900 до 1940-х годов. Знаток и любитель архитектуры, Горбатов даже в фашистском Берлине не переставал писать пейзажи старых русских городов с церквями — многие картины с голубыми снегами навеяны ностальгическими воспоминаниями. Эта линия интересна не только как факт биографии, но и с точки зрения стилистических особенностей его искусства. При всей приверженности к реализму живописный язык картин Горбатова находит точки соприкосновения с импрессионизмом, а в более позднее время — и с постимпрессионизмом, при этом не будучи чуждым эстетизму и модерну.


Второй раздел знакомит зрителей с пейзажами Капри и Венеции, Палестины и Севильи. Культ красоты и ощущение искусства как праздника художник впитал в себя еще в ранние студенческие годы, и этим он близок мастерам Серебряного века. Поэтому так органично Константин Горбатов воспринял и сумел передать в своих пейзажах итальянскую природу, где красота просто разлита в воздухе.


Третий раздел выставки включает в себя работы разных периодов, объединенных темами, над которыми Константин Горбатов работал на протяжении жизни. Здесь представлены пейзажи старых русских городов с церквями и зимние виды, которые художник продолжал писать, покинув Россию; работы, вдохновлённые морской поездкой в Палестину в 1930-х годах, а также многочисленные рисунки в технике гуаши, которую художник постоянно совершенствовал.


Благодаря архивным материалам выставка не только рассказывает о творческом пути выдающегося мастера, но расширит представление о судьбах мастеров, которые волею исторических судеб стали художниками русского зарубежья.


Людмила Денисова, руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим», куратор выставки
Выставка, открывающаяся в год 145-летия Константина Горбатова, благодаря участию в ней других музеев и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, дает возможность масштабно осветить искусство мастера, представив как зарубежный, так и очень важный для его творчества русский период.
Преданное в свое время забвению имя художника, окончательно возвращается на родину, и, важно подчеркнуть, — экспозиция прокладывает путь к последующему исследованию творчества мастера, работы которого хранятся во многих частных собраниях не только в России, но и в Германии, Италии и Соединенных Штатах Америки.
Добавлю, что одна из картин на выставке приехала из Серпухова, из нашего историко-художественного музея.
Кроме картин, нам предложили познакомиться с изразцами четырнадцатого века. Это подлинные изразцы Ново-Иерусалимского монастыря. Экскурсовод Галина не только показывала и описывала словами изразцы, но и рассказала, как они изготавливались в то далёкое время, для чего предназначались. Мы трогали куски изразцов, пальцами пытались угадать рисунок на них. Это было, конечно, интересно.
Перед экскурсией поволновались, так как пошли проблемы с транспортом. В центре «Меридиан» все автобусы вышли из строя: ни один нельзя было отправлять так далеко. Поехали мы благодаря администрации города.


В ГОСТЯХ У ХУДОЖНИКА ГОРБАТОВА


20 октября 2021 года
По линии областной социальной защиты мы, члены клуба «Видящие сердцем», получили возможность посетить с экскурсией государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим». Нам предложили осмотреть выставку русского художника Константина Горбатова. Экскурсовод сделала всё возможное, чтобы мы, незрячие и слабовидящие, могли представить себе, что изображал художник на своих картинах.
Виктория называла размер картины, рассказывала о её содержании, описывала цветовую гамму картины. Экскурсовод делала всё, чтобы мы лучше представляли работу художника.
А вот одну картину мы смогли потрогать руками, ощущая, что у нас под пальцами: вода, речные суда, паруса, дома, небо, облака….
Вторая часть экскурсии была полностью тактильной. Мы трогали изразцы четырнадцатого века. Это были те самые изразцы, то есть, их фрагменты, которые были собраны при восстановлении Ново-Иерусалимского монастыря.
Мы искренне благодарим нашего куратора Светлану Владимировну Смоленцеву, которая помогала нам во время длительной поездки в подмосковный город Истру, где находится посещённый нами музей.
А вот за предоставленный для нас транспорт мы благодарим администрацию Серпухова и его главу Юлию Олеговну Купецкую.


Холодков А.А., Васильева О.В.,
Гордон Т.Д., Чикова Т.И.,
Сергеева Л.М., Корнаухова О.В.,
Савинова Е.В., Гудкова Н.М.,
Горохова С.Е., Чиков А.З.»


А это отзыв для самого музея.


Директору
Истринского государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим»


Мы, члены Серпуховской местной организации слепых, 20 октября 2021 года посетили Ваш музей. Экскурсовод Виктория провела нас по выставке картин русского художника Константина Горбатова. Виктория сделала всё, чтобы мы, незрячие и слабовидящие, смогли зримо представить работы художника. Она называла нам размеры картин, красочно описывала их. После её рассказа мы зримо представляли себе пейзажи, натюрморты, портреты, написанные Горбатовым. Рассказ о жизни и творчестве художника был отличным дополнением к пониманию картин.
С большим интересом познакомились мы с тактильной работой художника, где своими пальцами смогли понять где вода, дома, лодки, паруса, облака. Такое детальное знакомство с картиной художника помогло нам более ярче представить, что писал мастер.
Экскурсовод Галина познакомила нас с изразцами четырнадцатого века. Показ фрагментов изразцов сопровождался интересным рассказом об их истории, назначении и способе изготовления. Обследуя пальцами изразцы, мы узнавали, что изображалось на них.
Увиденное и услышанное в Вашем музее нам очень понравилось. И мы искренне благодарны за это нашим гидам Виктории и Галине.


Члены Серпуховской местной организации ВОС:
Холодков А.А., Васильева О.В.,
Гордон Т.Д., Чикова Т.И.,
Сергеева Л.М., Корнаухова О.В.,
Савинова Е.В., Гудкова Н.М.,
Горохова С.Е., Чиков А.З.»


А это наша благодарность главе города Серпухова Юлии Олеговне Купецкой.


Юлия Олеговна, здравствуйте!
Искренне благодарим Вас за предоставление автотранспорта для поездки инвалидов первой группы по зрению в город Истру 20 октября 2021 года.
Без Вашей поддержки мы бы не смогли побывать на выставке художника Константина Горбатова в Истринском историко-художественном музее. Часть предложенной нам экскурсии была тактильной, и мы не только послушали рассказ экскурсовода о жизни и творчестве художника, детальное описание его картин, но и одну из них потрогали руками, ощущая доступные нашим пальцам рельефы реки, кораблей, парусов, дома, небо с облаками. Это дало нам возможность образнее представить то, что нарисовал художник
Кроме того, мы тактильно осмотрели изразцы 14 века, которые были использованы при строительстве Ново-Иерусалимского монастыря. Конечно, этот осмотр сопровождался интересным рассказом экскурсовода, его пояснениями.
Мы выражаем свою благодарность водителю Виктору. Поездка с ним была комфортна, приятна и безопасна.


Председатель Серпуховской местной организации слепых
Холодков Александр Александрович»


Ну, вот и всё. Можно закрывать эту страницу.


Татьяна Гордон
20 октября 2021 года



Другие статьи в литературном дневнике: