Мужской монастырь Коренная Рождество-Богородичная

Татьяна Гордон: литературный дневник

мужской монастырь Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь


Названа обитель в честь иконы Пресвятой Богородицы, найденной у корня дерева, и посему называемой Коренной. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед списком чудотворного образа Божией Матери «Знамение». Не по человеческому произволению или «случайному» стечению обстоятельств было избрано это место для спасения душ человеческих
пустынь находится по адресу Злотоухинский район, село Свобода.
На территории монастыря памятник Серафиму Саровскому, храм Иконы Божией Матери Живоносный Источник. Здание историко-культурного центра Коренная пустынь перед входом в монастырь.
Примерно в получасе езды от Курска (в 30 км), на берегу тихой речки Тускарь, в 13 столетии на месте обретения знаменитой иконы Божией Матери «Знамение» выстроили почитаемый в центре России необыкновенно красивый мужской монастырь Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. Храм, который высится над родником, и другие монастырские сооружения построены не так давно.



КУРСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ


Ку;рская Коренная икона Божией Матери «Знамение» — православная икона Богоматери с Младенцем, окружена по краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Оранта (Знамение). Оригинал находится в синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви заграницей в Нью-Йорке, США.
В 1989 году злоумышленники пытались взорвать икону в Знаменском соборе Курска. В память об этом событии в девятую пятницу после Пасхи проходит ежегодный крестный ход с иконой из Курского Знаменского монастыря в Коренную пустынь.
В память обретения иконы в 1295 году в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября (по новому стилю 21 сентября) крестным ходом икону из Коренной пустыни несут в Курск в Знаменский собор.
27 ноября (по новому стилю 10 декабря) — праздник иконы Божией Матери «Знамение».
ИСТОРИЯ
В России По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска. Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.
В 1597 году Курская область снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.Алиса
В 1383 году, по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков.
В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по наказу царя на месте часовни основали монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года большую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.
В 1676 году Чудотворная Икона «выезжала» на Дон для благословения казацких войск.
В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова список с иконы.
В 1898 году в Курском Знаменском соборе трое революционно-настроенных юношей во главе с А. Г. Уфимцевым подложили бомбу рядом с Курской Коренной иконой. Взрывом были произведены разрушения в храме, но икона осталась цела.


ЗА РУБЕЖОМ
Курская Коренная икона «Знамение» в окладе
Во время гражданской войны икона находилась в Курском Знаменском монастыре. В конце октября 1919 года, когда войска генерала А. И. Деникина оставляли город, икона была вывезена из Курска. Дальнейший её путь проходил через Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск.
В начале марта 1920 года епископ Курский Феофан (Гаврилов) на пароходе «Святой Николай» привез икону в Сербию. В сентябре 1920 года генерал П. Н. Врангель попросил доставить Чудотворный Образ в Крым.
29 октября 1920 года образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией. Икона вновь прибыла в Сербию, где пребывала в сербском православном монастыре Язак на Фрушковой горе в Воеводине.
С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала П. Н. Врангеля.
В 1944 году Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви переехал в Мюнхен (Бавария). Икона также была доставлена в Мюнхен.
В 1950 году Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий переехал в Америку. Под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь, куда 5 февраля 1951 года прибыла Курская Коренная икона.
С 1957 года икона пребывает в посвященном ей Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
12 сентября 2009 года, после 90-летнего отсутствия, Курская Коренная икона посетила Россию. С 12 по 23 сентября икона находилась в Храме Христа Спасителя, а затем в Курске. 2 октября икона была возвращена в Нью-Йорк.Нэт. С 2009 года икона «Знамение» ежегодно прибывает к месту своего обретения в Курскую епархию для поклонения верующих.
Преподобный Серафим Саровский родился и вырос в Курске. В 1767 году он тяжело заболел, и родители не надеялись на его выздоровление. Однако ему явилась Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней, в 9-ю пятницу после Пасхи, по их улице проходил ежегодный крестный ход с Курской Коренной иконой. Из-за внезапно начавшегося дождя процессия зашла к ним во двор. Икону пронесли над больным ребёнком, и он приложился к ней. Больной вскоре выздоровелЛиса.
Примечательно, что после этого исцеления крестные ходы в Курской губернии были запрещены 30 лет из-за многочисленных жалоб духовных лиц Екатерине на беспорядки и плохую организованность. Особенно много жалоб было в последний крестный ход перед 30-летним запретом.
В июле 1966 года архиепископ Русской православной церкви заграницей Иоанн Шанхайский посетил с Курско-Коренной иконой Свято-Николаевский приход в Сиэтле. 2 июля во время молитвы перед этой иконой в своей келье он скончался
Эти сведения взяла я из интернета. А теперь добавлю то, что узнали мы из рассказа экскурсовода.
В советское время, конечно. Монастырь был закрыт, но здания его использовались. Хотя и не по назначению. Одно время в монастыре был санаторий. Место здесь спокойное, воздух отличный, никаких промышленных производств. Да и от Курска не так далеко.
Но православные помнили о чудотворном источнике, исцеляющем различные недуги. Поэтому, не смотря на то, что на территории монастыря был санаторий, люди шли к источнику. И остановить этот поток православных было очень трудно. Тогда властями было решено закрыть бетонной плитой место, откуда выходила вода.
Но живительная вода нашла выход. Надо сказать, что монастырь построен на склоне высокой возвышенности. И если ворота в монастырь стоят на равнине, то сама территория всё время спускается вниз к речке Тускарь, поэтому в монастыре много лестниц и ступеней.
Так вот, когда источник замуровали, вода стала искать выход. И через некоторое время в нескольких местах появились родники – Живоносные источники. В этих местах, когда монастырь вновь стал действовать, соорудили купели. Сейчас обустроенных купелей три, в одной женская и мужская половины, а две купели общие. К ним ведёт лестница в 79 ступеней.
Но вода пробивает себе путь и в других местах. Там купелей нет, но святой воды набрать можно. Нас интересовал последний родник с иконой Казанской Богоматери. Его ещё называют слепым, так как у этого источника прозрела девочка. Она просто умылась этой водой и промыла глаза.


Татьяна Гордон
22 мая 2018 года



Другие статьи в литературном дневнике: