На сцене Московского городского дома офицеров

Татьяна Гордон: литературный дневник

НА СЦЕНЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ДОМА ОФИЦЕРОВ
(заполняю пропущенные страницы)


Наташа Страхова из Загорского района сообщила мне о новом для нас конкурсе «Весь мир – искусство». Она прислала мне и телефоны организаторов этого мероприятия, и их электронный адрес. Я поговорила с Татьяной и решила написать пробное письмо. Из полученного ответа узнала, что это Шестой Международный фестиваль-конкурс «Весь мир - искусство». Что проводится он по трём большим номинациям: театральное искусство, вокал и художественное слово. Мы подходили к третьей номинации. Возраст – не ограничен, начиная с 7 лет и дальше по возрастам.
Я спросила у Ольги Корнауховой, хочет ли она поучаствовать в фестивале. Та ответила согласием.
Я составила заявки и отправила их организаторам фестиваля-конкурса. Ответ получила быстро. Наши заявки были приняты. Мы заявили вначале четырёх авторов: Татьяна Гордон, Татьяна Чикова, Ольга Корнаухова и поэтический дуэт «Две Татьяны». Всех нас вставили в программу конкурса.
Потом предложили Лидии Сергеевой. Она сначала колебалась, но потом решилась поехать с нами. Почему она колебалась? Дело в том, что ехать надо было самим, на электричке и ещё по Москве на метро и трамвае или троллейбусе. Затем, так как выступающий должно быть немало, а наша номинация выступает последней, то и время нам назначено позднее. Организаторы предложили нам приезжать не к открытию мероприятия, а к 17 часам. Вообще, они всё разумно продумали: составили чёткую программу выступлений, в которую внесли всех участников, написали памятку участнику конкурса и расписали подробный маршрут к зданию, где должно было проходить мероприятие. Всё это они рассылали по электронной почте.
«ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ-КОНКУРСА
«ВЕСЬ МИР – ИСКУССТВО!»
25 ФЕВРАЛЯ 2017 г.
ДОМ ОФИЦЕРОВ В ЛЕФОРТОВО
(1-й Краснокурсантский проезд, д.1/4
М. Авиамоторная. Трамвай 37,24. Троллейбус 24.
Остановка «1-й Краснокурсантский проезд».
Через дорогу Вы увидите Дом офицеров. Его необходимо обогнуть слева, зайти в крайнюю дверь. Будьте внимательны на двери звонок!)
Гардероб – на первом этаже, справа от входа
Туалетные комнаты на первом этаже, слева от входа.
Регистрация – на втором этаже возле парадной лестницы.
Дорогие друзья, мы стараемся быть максимально организованными, понимаем, что Вы волнуетесь, мы, в свою очередь, переживаем за Вас!
Мы за всех будем очень болеть и переживать за каждого в отдельности.
Всем желаем удачи и тёплых дружеских отношений!
Готовьтесь! Удачи! До скорой встречи!»
Послала я и Лидину заявку. Да во всех заявках указывала и возраст, и время, которое нужно для показа номера.
Конечно, нас пугало возвращение домой поздним вечером. Нас четверо с первой группой инвалидности по зрению, а сопровождающий один – наш Захарыч. Сложновато будет идти по темноте. Узнав о нашей поездке, с нами решилась ехать Татьянина дочка Ольга. Вот так мы вшестером и поехали.
Сначала электричка до Москвы Курской, дальше метро с одной пересадкой, а потом троллейбус. Нашли всё быстро. Едва зашли в Дом офицеров, нас сразу пригласили на регистрацию. В гардеробе сдали верхнюю одежду и прошли в костюмерную комнату, где переоделись, надели туфли и прошли в зал.
Выступали вокалисты. Мы не потужили, что приехали пораньше. Как же здорово пели! А главное, это были настоящие голоса, а не фанера. Понравилась одна девушка, исполнявшая песню «Эвридики» - песню из нашей молодости. Многие пели на английском языке. Почти все пели под фонограмму.
На дверях зала было вывешена программа выступлений. Сначала выступали дети, а потом взрослые. Наши номера начинали с 96-ого. Да, я не сказала, что подведение итогов проходило сразу после выступления блока. И ещё: в номинации «Художественное слово» были заявлены только мы. Захарыч сказал: «Вот певцы выступят, их наградят – они уйдут. И будете вы выступать в пустом зале. А призы ваши все разделят между вами». Мы, конечно. Погоревали, а вдруг и, правда, будем слушать сами себя.
Когда объявили 94-ого выступающего, повёл нас всех Захарыч за кулисы. Там уже было свободно. Я поинтересовалась, когда будет награждение вокалистов. Обрадовалась, что после того, как выступим мы, Да, ещё елей на душу пролила одна вокалистка – серпуховичка лет сорока. Она узнала меня и сказала, что мои стихи ей нравятся. Кто она такая, я не знаю, но её отзыв был очень приятен.
Вокалисты закончили выступление. Теперь наша очередь. Первыми объявили выход поэтического дуэта «Две Татьяны». Нас с Татьяной за руки выводят на сцену к микрофонам. Конечно, волнуемся. Вообще-то мы часто выступаем, но перебороть в себе это волнение, по-моему, никогда не удастся.
Зазвучали первые аккорды мелодии Евгения Крылатого «Воспоминание о любви». Прошло несколько мгновений, и я начала читать.


ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ


А РОДИНА У НАС ОДНА


Две Татьяны


ПОЕЗДКА В РОГОВО


Одурманяще пахнет мятой
И Смородиновым листом.
Свежий ветер спешит куда-то.
Ветки яблони над столом.


В вазах ягоды и конфеты,
Самовар, пироги и чай.
Как чудесно в деревне летом -
Не захочешь, а вспомнишь рай.


На меду воздух здесь замешан,
Неба ясного синева.
И становишься сам безгрешен,
Как цветы, или как трава.


Разговор по душам неспешный.
Тени кружевом на столе.
И любовь к местам этим здешним,
К нашей русской родной земле.


16 июля 2016 года
Дорога Рогово - Серпухов


Татьяна Гордон


СВЯЗАНА СУДЬБОЮ


Я судьбою связана с Россией,
С белою берёзкой под окном,
С небом, звёздным бархатисто-синим,
С радугой и проливным дождём,


С рощами, оврагами и речкой,
Что бежит, торопится к реке…
Предо мной встаёт вопрос извечный:
Как излить любовь свою в строке?


Где найти слова, чтоб стало ясно,
Как люблю я свой родимый край:
Невесёлый, пасмурный, прекрасный,
Солнцеликий и совсем не рай.


Мне не хватит жизни быстротечной
Людям рассказать, как я люблю
Землю, море, небо, звёзды-свечи,
Как рукой машу вслед кораблю.


Я могу часами волны слушать,
Юность вспоминать под шум дождя,
Осени раскрыть внезапно душу,
Зная, что глаза её следят


За моими думами и втайне
Листопад мне подаёт совет:
«Сочиняй! Всё в мире не случайно!
Ты стихом должна оставить след».

Я судьбою связана с Россией….


5-6 января 2015 года



Татьяна Чикова


ЧИТАЯ ЕСЕНИНСКИЕ СТРОКИ


Когда есенинские строки я читаю,
То вижу неба синь и рощи, и луга,
Душой и сердцем понимать вдруг начинаю,
как мне Россия и мила, и дорога.


Хоть далека Сибирь, суровая, седая,
Но, кажется, что и о ней писал поэт.
Ведь осень там, как ив Рязани, золотая,
А по утрам над сопкой розовый рассвет.


Над Ангарою роща зеленела в мае,
Черемуховый цвет был так похож на снег.
И образ юности моей, я твёрдо знаю,
В есенинских стихах запечатлён навек.


Рязанские поля и плёсы Подмосковья,
Урал, бескрайняя сибирская тайга.
Есенинские строчки вспомню и с любовью
Я напишу: «О, Русь, как ты мне дорога!»


3-4 марта 2016 года.



Две Татьяны


А родина у нас одна


А родина у нас всегда одна:
Счастливая, унылая – любая,
Где русский дух от края и до края,
И синева сквозь облака видна.


И свет берёз вдоль берегов Оки,
Раздольные есенинские строки,
И тянутся к нам из веков далёких
Небесной благодати ручейки.


И болдинский волшебный листопад,
И тютчевские майские разливы,
И лермонтовский слог неторопливый -
Блестящий поэтический каскад.


Страницы прошлого предать нельзя.
В них черпаем и мудрость мы, и силы,
И вдохновенье птицей сизокрылой
Летит и не туманит нам глаза.


И с будущим сплетая прочно нить,
Мы в настоящем ищем подтвержденье.
Россия! Ты даёшь нам вдохновенье,
С тобою нам по жизни дальше плыть.


10-12 ноября 2015 года


Когда мы с Татьяной читали, в зале стояла тишина. Нас слушали очень внимательно. Возможно, потому, что слова наши трогали души зрителей и проникали в их сердца, а может, потому что немного Устали от эстрадных шумных песен. Захарыч в это время был в зале, фотографировал нас и хорошо видел реакцию детей и взрослых. «Вы хорошо выступили», - сказал он нам потом. Уводили нас со сцены под бурные аплодисменты.
За нами выступала Ольга Корнаухова, она прочитала два свои стихотворения «Извечный вопрос» и «Внучки-бабушки». Ольга всегда выступает артистично, у неё это очень хорошо получается. Инструментальная мелодия накладывает свой колорит на её стихи.
И вот у микрофона опять Татьяна. В её исполнении звучит стихотворение «Под музыку Шопена»:
ПОД МУЗЫКУ ШОПЕНА


Играла дочка вальс Шопена,
Взлетали руки, словно птицы.
Играла так самозабвенно,
Блестели слёзы на ресницах.


Мелодия лилась тревожно,
Звала куда-то, прочь, на волю…
Казаться стало всё возможным,
В душе смешались радость с болью.


Хотелось плакать и смеяться,
Взлетая к небесам свободно,
И в нежных звуках растворяться,
Оставив этот мир холодный.


Играла дочка вальс Шопена…..


18-19 августа 2012 года


В одном из своих писем ко мне члены оргкомитета фестиваля просили нас читать не по 2 произведения, а по одному, так как программа конкурса оказалась очень большой. Мы с Татьяной пошли навстречу оргкомитету и решили прочитать по одному стиху, хотя в заявке у нас значилось два авторских стихотворения.
Затем меня вновь вывели к микрофону. Я прочитала «Взгляд с фотографии». Надо отметить, мы с Татьяной читали свои стихи под звучание инструментальной музыки. От таких выступлений всегда эффект бывает большим, и слушаются стихи лучше.
ЗГЛЯД С ФОТОГРАФИИ


Мама, мама! Сколько же вопросов
Нынче накопилось у меня.
Надо мной качает ветки осень,
Листопадным пламенем дразня.


Птичка смело села на ограду.
Луч скользнул под желтоватый лист.
Слушаю я ветра серенаду
Под весёлый зябликовый свист.


Вдалеке от городского шума,
В первозданной светлой тишине,
Бесконечной лентой льются думы -
С ними только здесь наедине.


Не мешает глупость разговоров,
Прячутся куда-то все дела.
С лёгкою улыбкой без укора
С фото мама взгляд свой подняла,


Будто бы почуяла смятенье,
Пальцами сжимающее грудь,
И без слов отбросила сомненья,
Не давая в мыслях утонуть.


Голос мамы, тихий и спокойный,
С неба опустился на меня,
Заглушая страх мой жгуче-знойный,
За ошибки строго не браня…


19.03-2.04.2011 года


Выбрала я это стихотворение и потому, что оно мне очень нравится, и потому, что я не раз уже выступала с ним и видела, как его воспринимает публика.
Последней выступала наша Лидуся. Она читала стихотворение Андрея Дементьева «Подсолнух». Выбрала его потому, что оно ей очень понравилось. Потом на конкурсе в Парке Дракино это стихотворение принесло ей специальный приз. Прочитала его Лидия и здесь хорошо, хотя и очень волновалась.
Все мы, кроме Лидии, читали свои стихи под звучание инструментальных мелодий. Они придают стихам особый колорит, да и на фоне музыки стихи звучат совсем по-иному. Порой даже мелодия придаёт стиха иной смысл.
Нам была приятна реакция зала: каждое стихотворение встречали аплодисменты зрителей.
Конкурсные выступления закончились. Мы были последними выступающими. Жюри ушло на подведение итогов, а мы спустились в зал. По дороге зрители останавливали нас и говорили нам добрые слова, благодарили за выступление.
Ждать пришлось не так долго. Началось награждение по номинациям «вокал» и «художественное слово». Сначала вручали дипломы участников Шестого Международного фестиваля-конкурса «Весь мир - искусство», не забыло жюри руководителей выступавших. Потом на сцену стали выходить обладатели Дипломов первой, второй и третьей степеней, затем вручали Дипломы Лауреатов первой, второй и третьей степеней. Все поднимались на сцену, звучал туш, зал разражался аплодисментами. Мы тоже хлопали, радуясь за награждённых. Был вручён и «Гран при».
Жюри приступило к награждению чтецов. Первым был назван наш поэтический дуэт «Две Татьяны». Мы с Татьяной поднялись со своих мест, и Захарыч повёл нас к сцене. А ведущий называет вновь нас с Татьяной, только уже отдельно и по фамилиям. Потом звучит фамилия Ольги Корнауховой, а затем называют Лидию Сергееву.
На сцене нас всех четверых выстраивают в шеренгу и объявляют решение жюри. Все мы Лауреаты первой степени. На шею нам вешают золотые медали на ленточках, в руки дают фигурки «Маски»: на подставке свиток, а на нём две маски - комическая и трагедийная. Подобной награды у нас ещё не было. Затем каждой дали по леденцовому петушку на палочке – любимейшее лакомство из детства. И вдруг мне на шею надевают ещё одну золотую медаль, Татьяне тоже. Оказывается, нас с нею наградили и по отдельности, и каждая из нас получила награду и за поэтический дуэт. Ведущая вложила мне в руку все наши Дипломы. Я раздала, чтобы у каждой был в руках Диплом. А внизу из зала нас фотографировал Захарыч
Это была победа. Мы улыбались. Так и вышли с улыбками на фотографиях. Видимо, мы поразили жюри своим выступлением. Мы, слепые, которых надо было выводить на сцену, подводить к микрофонам, да ещё и ставить так, чтобы мы не оказались спиной к зрителям. И вдруг эти слепые читали авторские стихи, да ещё и как читали. Наверное, таких чтецов у них ещё на конкурсах не было. Возможно, поэтому, вручая нам награды, они приглашали нас участвовать в следующих фестивалях-конкурсах.
Потом, из дома, я послала письмо в оргкомитет фестиваля-конкурса с благодарностью за чёткость и организованность в проведении этого мероприятия, за доброту и теплоту организаторов конкурса, ведь нам, слепым, было уютно и комфортно в незнакомом для нас месте.
Окрылённые отправились мы в обратный путь. И нас уже не пугали темнота на улице, сутолока в метро и посадка на электричку. Обычно мы привыкли садиться в электропоезд на конечной станции, Каланчёвской, где поезд стоит долго, и мы, не торопясь, осторожно заходим в вагон. А теперь нам надо было производить посадку на Курском вокзале, где электропоезд стоит не так долго, и мы решили садиться в самый пер вый вагон, чтобы машинист видел, как мы входим в вагон. Этот страх перед посадкой у нас не случаен, потому что каждая уже побывала между поездом и платформой. Вот поэтому мы все любим низкие платформы, где исключается возможность шагнуть в пустоту вместо площадки вагона.
Ехать сейчас на Каланчёвский вокзал смысла не было, мы и так еле-еле успевали на Курский вокзал к электричке, отходящей в половине десятого вечера. Если опоздаем, то придётся ждать последней электрички, уходящей в Серпухов в половине двенадцатого ночи.
Когда мы появились на платформе, где стояла наша электричка, к первому вагону не пошли, а стали входить в ближайшие двери. Сначала в вагоне оказались две Ольги и Лидия, потом, как-то тихо вошла Татьяна, а уж после я, взявшись за поручень вагона, шагнула на площадку. В вагоне нашли свободное купе и прямо-таки плюхнулись на сиденья. Сразу громко заговорили, засмеялись – видимо, шёл отходняк.
Все основательно проголодались. У нас были бутерброды, кофе и чай в термосе. Как всегда, Захарыч нам и раздавал еду и наливал.
За разговорами, воспоминаниями незаметно доехали до Серпухова. На платформе встречал нас Василий, муж Ольги Корнауховой. Когда спустились с моста Татьянина дочка увидела свой автобус, и все Чиковы поспешили на него. Это было отлично – отпадала необходимость искать такси. Меня и Лиду, ну, и конечно, свою жену Ольгу Василий развёз по домам, подождал, пока мы откроем входные двери.
Вот так мы съездили на Международный фестивал-конкурс. На трельяж я повесила свои золотые медали, в книжный шкаф поставила «Маски», а дипломы убрала в папку. Теперь это уже – память.


Татьяна Гордон
6 апреля 2017 года



Другие статьи в литературном дневнике: