Вокзал для поэтов
ВОКЗАЛ ДЛЯ ПОЭТОВ
(заполняю пропущенные страницы)
О том, что в нынешнем году будет проходить очередной, теперь уже Восьмой Всероссийский турнир самодеятельных поэтов ВОС «Поэтическое ристалище», мы с Татьяной знали давно. Не знали только, в каком именно городе России состоится он.
Ещё где-то в декабре Надежда Нельзикова из Архангельска сообщила нам, что местом турнира выбрана Самара, бывший город Куйбышев, и что пройдёт турнир во второй половине февраля. Надежда участвовала вместе с нами в Седьмом турнире в Петрозаводске. В нынешнем году она не планировала своего участия, так как это время годовых отчётов, и она, как председатель Архангельской региональной организации ВОС, должна быть на месте.
Я Татьяну предупредила сразу, что сама звонить в областное правление ВОС не стану. Как там решат, так и будет, хотя я и чувствовала, что моя Татьяна очень хочет туда попасть.
Звонка из Москвы всё же мы дождались. Позвонил мне секретарь Коняева Александра Ивановича Анатолий Дмитриевич Васечко. Впрочем, он ничего определённого не сказал: всё упиралось в деньги. Если они будут, точнее, если Центральное правление ВОС их перечислит, то появится возможность побывать на турнире. Я сразу же ответила, что желание у нас с Татьяной есть, что сопровождать нас будет Чиков Анатолий Захарович, муж Татьяны, Разговор этот состоялся в конце января. А потом была тишина и неопределённость. И только недели за полторы до начала турнира мы получили разрешение покупать билеты в Самару. Нам было дано «добро».
И вот 16 февраля мы отправились в путь До Москвы Каланчёвской доехали на электричке. А у Казанского вокзала, с которого отправлялся наш поезд в Самару, нас уже встречали работники вокзала, чтобы проводить на посадку, помочь донести наши вещи. Эта служба помощи маломобильным пассажирам действует сейчас на всех крупных вокзалах многих городов. Мы уже не раз пользовались этой услугой и всегда оставались довольны.
Мы приехали заранее, время до отхода поезда было достаточно много, поэтому нас сначала проводили в специальный зал ожидания для инвалидов, а потом самыми ближайшими путями провели к вагону. Поезд №84 Москва – Караганда отходил в 22-48. Мы расположились на своих местах, расстелили постели и принялись за позднюю трапезу: с собой брали бутерброды, кофе и чай.
Под стук колёс думалось хорошо, а вот строчки никакие не возникали, волновали мысли, как нас встретят, как разместят, как пойдут дела на турнире, кого из знакомых увидим.
Поезд прибывал в Самару в15-52 на следующий день. У вагона нас встречала сотрудница Самарской региональной организации ВОС Наталья Борисовна. Я взяла её под руку и мы пошли, Татьяна с Захарычем шли за нами. Не выходя из железнодорожного вокзала в город, мы пришли в гостиницу «Транзит». Ещё перед поездкой я посмотрела в интернете, что это за гостиница, и поняла, что это современное сооружение, что номера здесь двух- и трёх местные. Нам полагался трёхместный с удобствами на этаже. Каково же было наше удивление, когда мы вошли в свой номер! Входная дверь номера вела в небольшую квадратную прихожую, в которой были ещё две двери: одна вела в жилую комнату, а вторая – в санузел, где были раковина, унитаз, бедэ и душевая кабина. Забегая вперёд, скажу, что я немало помучилась, прежде чем разобраться с хитрым управлением кабины. Я такой раньше не видела. Горничная подсказала, как
И какими ручка ми надо управлять, чтобы принять нормальный душ. Так что первый вечер в Самаре был для нас весёлым.
Как только разместились, сразу поднялись на лифте на пятый этаж в кафе. Ужин был довольно сытным. Вместо чая я попросила кофе – мне принесли. И в последующие дни меня поили кофе. На десерт предложили кусочек торта, довольно вкусного. А ещё нам очень понравился самарский хлеб.
После ужина мы решили выйти в город. Да, я не сказала, что время в Самаре на час раньше московского. На наших часах шёл седьмой час вечера, а по самарскому времени – восьмой. Быстро темнело, дул холодный ветер, падали снежинки. Магазины готовились к закрытию. Мы искали оптику – Захарыч оставил в вагоне свои очки. Когда добрались до неё, продавца уже не было. Мы прошлись по некоторым магазинам – нас интересовали волжская рыба и знаменитый куйбышевский шоколад. Посмотрели, приценились и решили все покупки делать на следующий день. Зашли и в промтоварный магазин. Мне хотелось посмотреть какую-нибудь кофточку. Что ни предлагала продавщица, мне не нравилось, а вот сама нашла неплохую и недорогую водолазку, серенькую, стрейчевую. Будет мне память о Самаре
А на завтра начался турнир. Он проходил в конференц-зале гостиницы. Очень удобно. Не надевая уличной одежды, в туфельках, поднимались мы на шестой этаж. Встречи, возгласы, знакомства.
По жеребьёвке у Татьяны номер 4, у меня – 16. Гимн Всероссийского общества слепых, приветственные речи. Анатолий Николаевич Хайлетдинов объявляет открытие Восьмого Всероссийского турнира самодеятельных поэтов ВОС «Поэтическое ристалище».
Из 14 регионов России прибыли 20 незрячих поэтов. В борьбу за первенство вступили представители Костромы, Ставрополья, Татарстана, Пензы, Воронежа, Перми, Санкт-Петербурга, Рязани, Оренбурга, Московской, Челябинской, Ульяновской, Самарской и Свердловской областей.
Вот кто приехал на турнир:
Владимир Рогожкин (жена Лидия) город Пенза
Виктор Михайлович Соколов (жена Галина) город Копейск Челябинская область
Виктор Николаевич Иванов Воронежская область
Любовь Борисовна Блоховцова (председатель первички) г. Чапаевск Самарской области
Пелагея (Полина) Георгиевна Морозкина Ставропольский край (город Ставрополь)
Марина Платонова и Алексей Пижонков Татарстан (город Казань)
Анна Фомина город Санкт-Петербург
Анна Юрьевна Карасёва Город Рязань
Анна Хазиева и Вера Ильина город Кострома
Алексей Липашов Город Самара
Николай Анатольевич Фидяев город Оренбург
Татьяна Васильевна Илюткина Ульяновская область город Димитровград
Анна Усталова Город Пермь
Маргарита Дмитриевна Мельникова Свердловская область
Елена Александровна Ермолина Челябинская область (город Магнитогорск)
Татьяна Гордон и Татьяна Чикова Московская область город Серпухов
Козельский Сергей Николаевич Ульяновская область
Вот этим самодеятельным поэтам предстояло бороться за первенство. Но турнир – это не только чистая борьба за лидерство, это и возможность встретиться с единомышленниками, познакомиться с пишущей братией, послушать стихи собратьев по перу. Да и просто окунуться в атмосферу поэзии.
Нам уже были знакомы, по прежнему турниру, Анна Фомина из Санкт-Петербурга, Марина и Алексей из Казани, Вера и анна из Костромы. Было очень интересно познакомиться воочию с Владимиром из Пензы. Мы с Татьяной не раз слышали его стихи, его голос в голосовом чате «Семья». Он как-то даже интересовался: действительно ли, существует Татьяна Гордон, или это псевдоним чей-то. А вот теперь мы встретились, поговорили. Он приехал со своей женой –очень приятной женщиной.
Познакомились с Виктором Соколовым из Копейска. Город этот нам знаком . Оттуда приезжала на Международные Алёхинские чтения в Курс в сентябре 1915 года Валентина Александровна Косолапова. Это её усилиями в Копейске создан музей Василия Семёновича Алёхина, журналиста, писателя и поэта, повторившего подвиг Николая Островского. Тогда в 2015 году Валентина Александровна много рассказывала нам об Урале, читала нам уральские сказы. Читала наизусть. Её уральский говор так колоритно звучал! Мы просто заслушивались. И вот Виктор сказал нам печальную новость. Валентины Александровны больше нет. Нам стало так печально! Жаль хорошего человека, а мы надеялись встретиться с ней в нынешнем году в Курске на новых Алёхинских чтениях.
Но я отошла от турнира. В жюри были все известные нам люди. Анатолий Николаевич Хайлетдинов, главный режиссёр КСРК, Леонид Борисович Авксентьев, член Союза писателей из Петрозаводска, и Рифкат Гардиев, самодеятельный поэт, председатель Чистопольской местной организации слепых, Татарстан. Надо сказать, что Рифкат впервые введён в состав жюри.
Все они и меня, и Татьяну отлично знают. Было интересно, как они будут нас судить, как оценят наши стихи.
Ведущая турнира – Дания Завитовна Халиулина.
Распорядок проведения турнира – традиционный:
Первый день – словесный портрет, интеллектуальная игра, экскурсия.
Второй день – литературная композиция, поэтическая мастерская стихосложения.
Ну, а теперь начну по порядку. Вначале конкурсанты должны были представить свой словесный портрет. Это домашнее задание. Каждый выходил к микрофону и читал, наизусть, глазами или по брайлю. Ни я, ни Татьяна специально не писали новое стихотворение – нашли в среди своих стихов. Я воспользовалась вот этим стихотворением.
ПРИНИМАЮ ЯВЬ БЕЗ ТОРГА
Свой портрет писать несложно:
Трость, компьютер и очки.
Я походкой осторожной,
Всем законам вопреки,
В темноте, в сплошном тумане
По стихам своим иду.
Джипиэса нет в кармане -
За собой друзей веду.
С ними - море по колено.
Пусть не часто мне везёт,
Верю, верю, непременно,
Отыщу я в речке брод.
Скажут: «Это всё не внове».
Но такая я уж есть!
И ловлю себя на слове -
Чужды зависть мне и спесь.
И, как в детстве, я с восторгом,
Замерев и чуть дыша,
Принимаю явь без торга:
Жизнь, ей, Богу, хороша!
26 марта 2016 года
Написанное не второпях, без принуждения и как бы не по заданию, оно точно отображает мою сущность. И меня порадовала оценка за стих - 9,7 балла.
Татьяна взяла для этого конкурса стихотворение «Моё кредо»:
ВЖИЗНЕННОЕ КРЕДО
Протекает наша жизнь
В суете забот и дел.
Верь в себя, не дрейфь, держись!
Победит лишь тот, кто смел.
От всего бывает прок,
Лишь работай, не ленись.
Исполняется всё в срок.
Верь в себя, не дрейфь, держись.
А нагрянет коль беда,
То терпеньем запасись.
Ведь она не навсегда,
Верь в себя, не дрейфь, держись!
Пусть порой жесток удар,
Не кляни судьбу, не злись.
Помни: жизнь от Бога дар.
Верь в себя, не дрейфь, держись.
Сентябрь 2015 года
Что-то жюри не очень понравилось в Татьянином стихе, так как оценка была 8,3 балла. Но это не самая низкая оценка. Были намного ниже. Подводя итоги, Леонид Борисович, а за ним и Анатолий Николаевич заметили, что некоторые конкурсанты предложили на суд жюри стихи, которые раньше уже участвовали в турнирах, проводимых ране. Фамилии этих конкурсантов названы не были. Меня сей факт поразил. Как можно идти на конкурс с тем, что жюри уже оценивало?
Затем началась интеллектуальная игра. Согласно жеребьёвке поэты по 5 человек выходили на сцену. Ведущая Дания Завитовна задавала вопросы, на обдумывание давалось по 20 секунд. Если тот, кому задавался вопрос, не отвечал, вопрос переводился другому. В нынешнем году игра проходила живее, потому что вопросы были не такими сложными и заумными, все они касались литературы, поэзии. Конкурсанты быстро набирали очки. Всего лишь кто-то один из нас не ответил ни на один вопрос.
После обеда всех нас ждал экскурсионный автобус. Несмотря на то, что было холодно (16 градусов мороза), собрались все. Вела экскурсию Ольга Николаевна из областной библиотеки для слепых, а потом её сменила Наталья Борисовна, сотрудник Самарского регионального правления ВОС. С интересом слушали мы рассказ о Самаре и её памятниках. Перед поездкой я в интернете нашла краткие сведения о городе, куда собиралась поехать. Вот что я скопировала:
«Официальная история Самары начинается с 1586 года, когда на берегу реки Волга была построена крепость «Самарский городок». Приказ о строительстве форпоста на южных рубежах России был провозглашен царем Федором I Блаженным. И хотя соседнему ногайскому ханству дипломаты сообщили, что крепость нужна для общей защиты от воров и казаков, в действительности целью был контроль территории вокруг реки Волги, где проходили многие торговые пути.
Однако, доподлинно известно, что первые поселения были здесь еще в XIV веке. Здесь находилась торговая пристань с небольшим населением, что было отмечено еще на картах венецианских купцов того времени. Называлось она Самар. Кстати, название крепости, а в дальнейшем и города, происходит от одноименной реки Самара, которая впадает в Волгу.
Сначала в крепости «Самарский город» жили исключительно солдаты, но постепенно здесь развилась торговля и начали появляться дома за оборонительными стенами. Так в 1688 году Самара получила свое нынешнее название и статус уездного города. В начале XVIII века здесь стояло больше 200 дворов, и жило несколько тысяч человек, не считая различных купцов, которые привозили товары с Востока. Причем за это время город стал центром двух крестьянских восстаний, которые все же были жестоко подавлены.
В 1780 году в Самаре открылись различные государственные учреждения: казначейство, суды, городское правление и другие организации. И чтобы упорядочить развитие города, в 1782 году градоначальники утвердили генеральный план застройки.
Город рос: в 1850 году Самара стал центром новой Самарской губернии и здесь проживало 15 тысяч человек. А спустя полвека население увеличилось до 90 тысяч, а еще через 15 лет – до 150 тысяч человек. Еженедельно устраивались базары, три раза в год проходили крупные ярмарки, где можно было купить самые разные сельскохозяйственные товары. В 1877 году через город прошла Оренбургская железная дорога. Самарская пристань, принимавшая до 1000 кораблей за год, была одной из лучших на Волге. Помимо развитой торговли в окрестностях Самары наладилось выращивание пшеницы и город стал крупнейшим производителем муки во всей России.
В XX веке развитие Самары продолжилось. В 1917-1918 годах, после Февральской и Октябрьской революций, здесь утвердилась Советская власть. А в 1935 году город переименовали в Куйбышев, в честь известного государственного деятеля СССР. Название города сохранялось до 1991 года, когда произошел распад Советского Союза.
В годы Великой Отечественной Войны (1941-1945) сюда были эвакуированы люди и заводы с западных рубежей. А город стал центром военного авиастроения – именно здесь было построено более 80% всех самолетов Ил-2, который был одним из основных штурмовиков против немецкой авиации «Люфтваффе». Благодаря эвакуированным предприятиям производство в Самаре выросло в 5 раз, а население поднялось с 400 до 600 тысяч. За годы войны Самара внесла неоценимый вклад в победу над фашистской Германией.
В послевоенные годы Куйбышев закрепил за собой статус промышленного центра СССР. Авиационная промышленность продолжила свое развитие, а вскоре здесь сформировалась и ракетостроительная отрасль: Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества полет в космос, летел в ракете, собранной самарским аэрокосмическим предприятием «ЦСКБ-Прогресс». Помимо этого, в городе был мощный потенциал металлургической, нефтеперерабатывающей, тяжелой и легкой промышленности. Вместе с ростом экономики, увеличивалось и население: в 1979 году в Самаре проживало 1,2 миллиона человек. Причем это фактически максимальное население за историю города, и на сегодняшний день демографические показатели остаются на этом уровне.
Во времена перестройки и развала СССР Самара потеряла свое индустриальное значение. Продукция самарских заводов не соответствовала по качеству, военное производство стало нерентабельным, и в городе начался экономический кризис, который продолжался почти 20 лет. Но с началом XXI века ситуация стабилизировалась: предприятия перепрофилировались, получил развитие строительный сегмент. И сегодня Самара, начинавшая свою историю с маленькой крепости, является одним из ведущих городов России, как по населению, так и по культуре, науке, промышленности.»
Автобус привёз нас на главную площадь Самары – площадь Куйбышева, где экскурсовод вела свой рассказ, а потом мы поехали на волжскую набережную. Сколько же там памятников! Мы подходили к ним, фотографировались. И как было обидно, что из фотоаппарата все снимки исчезли. Очень переживала Татьяна. Ещё накануне снимки были, а когда она решила перенести фотографии в компьютер, флешка была пуста. Причину исчезновения снимков
Так и не определили.
Среди памятников на набережной запомнились «Бурлаки». К ним можно было подойти и потрогать.
Впечатлил памятник на аллее соловецких юнг: гранитная стела, на вершине которой лежит гранитная бескозырка, надпись на стеле «Здесь от речного вокзала в 1942-1944 годах более 700 мальчишек добровольцами уходили в школу юнг ВМФ. Многие из них погибли в боях за нашу Родину», стелу окружают гранитные пилоны с памятными надписями: «Вы, люди, чьей судьбе можно позавидовать… Спасибо вам, славные мальчишки военных лет, за все, что вы сделали для советского народа, для мира на земле. Адмирал В.М. Гришанов». Я стояла и думала: «Забывать об этом нельзя. Нужно, чтобы и внуки наши помнили о тех, кто отстоял нашу Родину».
Несколько слов о памятнике основателю города и первому воеводе князю Григорию Засекину. Памятник стоит на высоком берегу Волги, видный отовсюду: и из города, и с Волги. Монумент представляет собой фигуру князя Григория Засекина верхом на коне, в руках князь держит знамя с образом Иисуса Христа.
Сразу же узнали товарища Сухова из кинофильма «Белое солнце пустыни». Позировал артист Кузнецов, исполнивший в фильме роль Сухова. Часы и нос памятника отполированы до блеска. Оказывается, каждый, кто подходит к памятнику, трогает их, так как существует поверье: если прикоснуться к часам и носу Сухова, обязательно исполнится загаданное желание. Ну, и мы, конечно, потрогали .
Замёрзшие, чуть-чуть усталые и напичканные интереснейшей информацией вернулись мы в гостиницу, где нас ждал ужин.
На этот вечер мы очень надеялись, так как хотели встретиться со знакомыми конкурсантами. Договаривались с Рогожкиным, Мариной Платоновой. Других как-то не увидели на ужине. Да и жили на разных этажах. Но вечер встреч всё-таки состоялся. Пришли Марина с Алексеем Пижонкиным. Они сейчас живут в Казани. С ними пришла Маринина мама и новый для нас человек, Николай Федяев, впервые участвующий в ристалище. Он звукооператор журнала «Диалог». Это очень эрудированный, знающий человек. Его стихи эмоциональные, чёткие, строгие, написанные по канонам стихосложения. Попал он на конкурс почти случайно, за первый день конкурса набрал большое количество баллов
Рогожкины, как выяснилось потом, после ужина легли отдыхать и проморгали время. Когда очнулись, было уже половина одиннадцатого ночи, и они просто постеснялись придти. В общем, таких посиделок, как в Петрозаводске и Рязани, здесь не получилось.
Второй день турнира. Литературная композиция. Каждый из нас должен был представить свою. У кого-то это получилось отлично, а кто-то просто читал выбранные стихи, не соединённые одной темой. Об этом говорили члены жюри, подводя итоги. В положении о турнире сказано, что литературная композиция не должна превышать 50 строк. Мы с Татьяной, готовясь к поездке, выбирали стихи, чтобы в общей сумме подходить к этой цифре, ну, или чуть-чуть её превышать. А тут поняли, что все конкурсанты считали не строки, а время – 7 минут.. В это время можно прочитать значительно больше пятидесяти строк. Во время чтения включали гонг. Мы с Татьяной второго удара гонга не слышали – уложились во времени, а многие продолжали читать и после второго удара гонга.
Темой своей литературной композиции я взяла тему Родины – России. Возможно, и зря это сделала: о России читали многие. Вот моя композиция, которую я исполнила под мелодию инструментальной музыки.
МНЕ ДОРОГА ЗЕМЛЯ, ГДЕ Я ЖИВУ
Я ВЫБЕРУ ТЕБЯ, РОССИЯ!
У мира запах солнца и весны,
Цветенья буйного черёмух, вишен,
Сиреневый дурман голубизны,
И луг ромашкой и люпином вышит.
У мира васильковые глаза,
Наполненные радужной надеждой,
А в лентах рек - и синь, и бирюза,
Туман седой с его дыханьем свежим.
В лесах и рощах - ель, сосна и клён,
Ну, и, конечно, русская берёза…
Бесспорно, каждый в этот мир влюблён,
В его безмолвные снега и грозы,
В его весну, что будит ото сна
Природу, замершую в зимней спячке.
Мы говорим: «Родная сторона!» -
А сердце полнится волной горячей.
Россия – не обетованный рай.
Намешаны здесь радость и лишенья,
Но если крикнет кто-то: «Выбирай!» -
Я выберу Россию, без сомненья.
СВЯЗАНА СУДЬБОЮ
Я судьбою связана с Россией,
С белою берёзкой под окном,
С небом, звёздным бархатисто-синим,
С радугой и проливным дождём,
С рощами, оврагами и речкой,
Что бежит, торопится к реке…
Предо мной встаёт вопрос извечный:
Как излить любовь свою в строке?
Где найти слова, чтоб стало ясно,
Как люблю я свой родимый край:
Невесёлый, пасмурный, прекрасный,
Солнцеликий и совсем не рай.
Мне не хватит жизни быстротечной
Людям рассказать, как я люблю
Землю, море, небо, звёзды-свечи,
Как рукой машу вслед кораблю.
Я могу часами волны слушать,
Юность вспоминать под шум дождя,
Осени раскрыть внезапно душу,
Зная, что глаза её следят
За моими думами и втайне
Листопад мне подаёт совет:
«Сочиняй! Всё в мире не случайно!
Ты стихом должна оставить след».
Я судьбою связана с Россией….
РОДИМЫЙ ДОМ
Бегущим строчкам сразу волю дай,
Пусти их в мир с распахнутых ладоней.
Пускай твердят, что за бугром, там рай,
А мы лишь можем жить в родимом доме.
По телеку насмотримся красот,
Наслушаемся зарубежных песен,
Но ласковей нам наш небесный свод
И звёзды наши всё же интересней,
И шум волны, бегущей в берега,
И крики чаек, наших изначально.
Куда ни кинь - земля нам дорога,
Хотя порой безрадостно печальна.
А мы с улыбкой, с добрым словом к ней -
Ведь судьбы наши тесно перевиты.
И, коль беда, сжимаемся тесней,
Чтоб не сойти с намеченной орбиты.
Мне дорога земля, где я живу!
Татьяна свою композицию посвятила воспоминаниям о юности.
БИЛЕТ НА ПОЕЗД В ЮНОСТЬ
НЕ ХОЧУ СУДЬБЫ ИНОЙ
Загрустил сегодня тихий вечер,
Воскресил виденья давних лет,
И воспоминанье душу лечит,
Как на поезд в прошлое билет.
Там поёт мне роща золотая
Утром над прозрачной Ангарой.
Я иду, чему-то улыбаясь,
Первою осеннею порой.
Там под сводом неба голубого
Вновь тропа знакомая бежит,
И к крыльцу училища родного
Юность легконогая спешит.
А в просторном классе смех и споры,
И девчонок шумная гурьба.
Новые знакомства, разговоры,
Дружба и учёба, и судьба…
Нет, я не хочу судьбу иную,
Хоть о прошлом и грущу порой:
Вспоминаю рощу золотую
И рассвет над быстрой Ангарой.
АНГАРЕ
Мы встретились с тобою, Ангара!
Прозрачна и быстра твоя вода.
А с нею будто сгинули года,
Вновь возвратилась юности пора.
Как часто убегала я одна,
Из дома улизнув, сюда тайком.
По берегу бродила босиком,
И ноги омывала мне волна.
Секреты поверяла Ангаре,
Обиды, слёзы, девичьи мечты,
Надежду и любовь дарила ты.
Простились ранним утром на заре.
Стою опять одна на берегу,
Тихонько плещется у ног волна.
Волнением душа моя полна.
Тебя в стихах и в сердце сберегу.
Средь тысячи дорог
Я часто вспоминаю этот город
На стыке Иркута и Ангары.
Он также величав, красив и молод,
Хоть много лет прошло уж с той поры
Иду опять по улице недлинной:
Вот дом стоит с деревьями в рядок,
А дальше особняк купца старинный,
Куда девчонкой бегала в кружок.
Тихонько постояла у окошка,
Припомнились мне прошлые года.
Казалось, уходила на немножко,
А вышло, что рассталась навсегда.
Пройду по улицам твоим шумливым,
Где каждый уголочек мне знаком,
На набережной встану молчаливо,
Смотрю, а к горлу подступает ком.
Полны прохладою аллеи сквера,
Смешался воздух с пухом тополей.
Я у фонтана, словно у барьера,
Вдруг повстречалась с юностью своей.
И чтобы вновь увидеться с тобою,
В фонтан монеты брошу, как залог.
Ведь мы навечно связаны судьбою,
Мой путь к тебе – средь тысячи дорог.
За свою композицию я получила меньше баллов, чем Татьяна, но всё равно по общему количеству набранных очков я смогла дальше продолжить борьбу.
На этот раз жюри решило к самому сложному заданию конкурса допустить не 7 человек, а 10. Как сказал Анатолий Николаевич Хайлетдинов, усилили интригу. Ведь победителей должно быть всё равно 7.
И так, поэтическая мастерская стихосложения. К ней были допущены Виктор Михайлович Соколов, Любовь Борисовна Блоховцова, Марина Платонова, Сергей Козельский , Анна Фомина, Анна Хазиева, Вера Ильина, Алексей Липашов , Николай Анатольевич Фидяев, Татьяна Гордон.
Новая жеребьёвка. Мне выпал номер 10. Все расселись за столами, кто с ручкой и бумагой, кто с брайлевским прибором и грифелем, я с диктофоном. Взяла тот. Который решила отдать Татьяне – у моего сдохли аккумуляторы, а зарядку я забыла дома. Танин «Панасоник» с двумя скоростями. Они-то меня и подвели потом.
Заданий, я знала, будет5. Первое - за 5 минут написать оду. Жюри объявляет тему: Мусса Джалиль. Перед глазами встает памятник татарскому поэту в казанском кремле: на высоком постаменте фигура, обмотанная колючей проволокой. Вспоминаю «Маобитские тетради» - стихи Джалиля, написанные в маобитской тюрьме, и чудом спасённые и дошедшие до нас. Время торопит, наговариваю появившиеся строки. Вдруг чувствую, что диктофон отказывается работать. Он записывает, а вот воспроизводит один только шум. Я нервничаю. Мне жюри даёт дополнительное время. Когда начинаю проговаривать, что написала, сама с трудом разбираю слова диктофона. Жюри посчитало, что я всё-таки справилась с заданием, хотя балл у меня был ниже всех.
Вот что у меня получилось:
ОДА МУСЕ ДЖАЛИЛЮ
Он стоит на площади в Казани
Весь обвит колючими цепями,
С взглядом в будущее устремлённый,
Гордый, смелый и непобеждённый.
О, Джалиль, историей воспетый!
Пишут о тебе стихи поэты,
В праздники несут цветы к подножью.
Ветер их ласкает осторожно.
Ни тюрьма, ни голод и не пытки
Не сломили гордого поэта.
Мир такой непрочный, хрупкий, зыбкий.
Люди, вечно помните об этом
19 февраля 2017 года
В последней строфе я нарушила размер. Оправдывать себя нехваткой времени не буду. Что получилось – то получилось. Позже, дома, написалось другое.
ТЕБЕ, ДЖАЛИЛЬ, МЫ ГИМН ПОЁМ
О, ты, поднявшийся над миром,
Презревший голод, боль и страх!
Для всей страны ты стал кумиром!
Звучат стихи твои в веках.
И сквозь застенки Маобита
Твой голос вышел на простор.
Не будет Родиной забыты
Твои надежда, вера, взор.
Несём цветы мы в День Победы,
Да и в другие дни несём.
Твой подвиг не прошёл бесследно.
Тебе, Джалиль, мы гимн поём!
20-28 февраля 2017 года
Здесь и время не было ограничено, и мысли текли спокойно. Отсюда и результат.
А там, в Самаре на сцене, я уже была так взвинчена, зла на магнитофон. Никогда он меня не подводил, а тут в самый ответственный момент такой пассаж. Жюри помогло выйти из создавшегося положения. Рядом со мной села женщина и под мою диктовку стала записывать мои строки. Она же и зачитывала их, а потом отдала мне свои записи.
Второе задание. За 3 минуты написать эпиграмму на известного всем человека. Жюри выбирает фамилию Эльдара Рязанова.
Для Эльдара время – пытка.
Не прощается ошибка.
Новый фильм. Бежит строка.
Безграничны облака.
И опять Эльдар смешит,
А в кино народ спешит.
Третье задание. За две минуты продолжить поэтические строчки. У жюри они готовы, это первые две строки моего стиха:
Этот мир придуман не нами.
Этот мир придуман не мной.
Мы во всём виноваты сами.
Не менять нам облик земной.
Мы пройдём по любимым строчкам,
Разрешая любить и петь.
После нас будут только точки.
Будет падать осины медь.
Пока мы писали, жюри не успело подвести итоги второго задания, а дальше мастерская по времени становилась всё короче, поэтому итоги мы услышали уже после мастерской.
Четвёртое задание: за минуту написать буриме по рифмам: дружок – снежок, холодный – голодный.
Падал над Самарою снежок.
Вечер был отчаянно холодный.
И нелепый возникал стишок..
Брёл за мною рыжий пёс голодный.
19 февраля 2017 года
Последнее пятое задание: за 30 секунд дописать дистих, то есть дописать вторую строку к первой, которую даёт жюри.
Перевели с тихи на языки чужие,
И разбежались мысли вовсе не простые.
Всё. Кончились все задания. Жюри ушло подводить итоги, а мы стали ждать. Я была недовольна собой, хотя и всё выполнила, но мне думалось, могла бы сделать всё и лучше. Особенно подкосил меня диктофон. Уже дома сообразила, что нужно было просто подвинуть рычажок скорости, видимо, я его нечаянно стронула с места.
Пока жюри заседало, мы с Татьяной записались в Самарскую библиотеку, потрогали руками сделанные библиотекой планшеты памятников Самары. Да совсем забыла сказать. Что ещё в первый день турнира я подарила Самарской библиотеке свой поэтический сборник «Куда плывёшь, мой плот?» и нашу общую с Татьяной книгу «Забавный тандем».
Самый волнительный момент турнира – награждение. Мы старались казаться равнодушными, но всё равно где-то внутри что-то ёкало.
Слово сначала предоставили председателю областной Самарской организации слепых Анатолию Григорьевичу Казанцеву. Он вручает дипломы участников турнира Ермолиной Елене, Карасёвой Анне, Иванову Виктору, Илюткиной Татьяне и Усталовой Анне.
Потом на сцену поднялся Леонид Авксентьев. У него была почётная задача – вручить Поощрительные дипломы. Но прежде чем начать вручение, он обратился к конкурсантам с такими словами: «Закончился восьмой турнир, восьмой бал. Которым правила Её Величество Поэзия. Он отличается тем, что очень трудно было судить. Оценок ниже 7,5 не было. А это хорошая оценка по десятибалльной системе. Все подросли заметно, появились новые конкурсанты, у них большое будущее. Но есть и то. Что нас огорчает всегда. Мы не знаем, что такое композиция. Лучше прошла интеллектуальная игра. Но прошла она лучше потому, что вопросы были попроще. Но поэт должен быть человеком, который знает о родной литературе больше. Досадно то, что появились повторы: кому-то стихотворение в прошлые турниры принесло успешные баллы, и он решил это стихотворение повторить ещё раз. Возможно, это сделано неумышленно, но подобное в других турнирах не должно повториться. Не все получат призы. Всегда бывает так: кому-то повезёт, кому-то немножко не хватило удачи, кто-то волновался, кому-то не хватило мастерства. Это как в спорте. И всё-таки сегодняшний турнир прошёл очень хорошо, благодаря, конечно, Анатолию Григорьевичу Казанцеву и его команде, которые сделали всё, чтобы было всем удобно. Под одной крышей и питаться, и спать. И соревноваться – это здорово.»
Леонид Авксентьев вручил Поощрительные дипломы Анне Фоминой, Виктору Рогожкину Алексею Пижонкову и Татьяне Чиковой. Каждому сказал добрые слова Я была рада, что творчество моей подруги было так высоко оценено. Когда мы только собирались на турнир, она говорила, что поедет не за призами, а за тем, чтобы окунуться в мир поэзии незрячих. Чтобы встретить знакомых, увидеть новые лица. И вот такая награда, как и на прошлом турнире в Петрозаводске.
Слово переходит ко второму члену жюри Рифкату Гардиеву: «Я впервые член жюри. В составе жюри оказывается сидеть намного сложнее, труднее и ответственнее, чем самому участвовать в подобных турнирах. В турнирах я участвовал трижды: в Глазове (2005), Перми (2007) и Ульяновске (2009). И очень приятно, что появились совершенно новые имена рядом с ветеранами, уже заслуженными нашими участниками. И это здорово! И география расширяется, и количество участников не уменьшается. И какие интересные стихи люди пишут. Здесь и патриотические стихотворения, и замечательные стихи о России, о любви к своей Родине, изумительные образы. Необычные слова находят, чтобы выразить эти светлые чувства. Когда незрячие пишут пейзажные стихи, всегда вызывает у меня живой интерес, потому что, как можно писать о том, что реально глазами ты видеть не можешь. Оказывается, можно. Да ещё как! Чудесные пейзажи увидели мы сегодня и уральские, и ставропольские, и воронежские, и костромские. Для меня русский язык не родной, но я пытаюсь писать стихи на русском языке и мне всегда интересны словечки необычные, новые. У меня реально стала съезжать крыша, когда я сидел за столом жюри, от такого огромного количества интересных оригинальных строк. Это просто великолепно. Я вами восхищён»
Гардиев вручил дипломы Пелагее Морозкиной, Маргарите Мельниковой, Алексею Лепашову, Сергею Козельскому. Как и Леонид Авксентьев Рифкат давал небольшую, но яркую характеристику тому, кому вручал диплом.
И вот самый волнительный момент. Анатолий Николаевич Хайлетдинов сейчас назовёт призёров Восьмого Всероссийского турнира самодеятельных поэтов. Но вначале он сказал: «Я всегда уважаю, когда человек сходу, любой человек, а особенно поэт, умеет так оперативно решать сложнейшие задачи, которые перед ним стоят. Мы сегодня специально обострили конкуренцию, потому что можно было просто набрать 7 человек, и тогда бы каждый понимал, что вот он уж попал в приз. Точно уже какое-то призовое место есть. Мы ещё обострили ситуацию, выбрав десятерых. Трое оказались за бортом. Ну, а мне выпала честь вручить дипломы занявшим третьи, вторые и первое места. Но вначале хочу сказать о повторениях. Не надо думать, что мы забываем. Нет! Эти конкурсы настолько яркие, настолько они врезаются в память. А потом ещё публикуем ваши стихи. И весь этот конкурс будет на интернетрадио ВОС. Плюс к этому у нас есть ещё через методический отдел мы публикуем сборник стихов незрячих поэтов.
Поэтому конкурс запоминается и не может забыться. И, конечно, повторения сразу видны. И вы этим обижаете прежде всего себя. У вас достаточно творчества и достаточно свежего молодого и талантливого задора».
Анатолий Николаевич назвал первое имя – Соколов Виктор Николаевич, Челябинская область, третья премия, 5 тысяч рублей. Вручая диплом, Анатолий Николаевич отметил, что Виктор, впервые участвующий в турнире, сумел добиться такого успеха.
В руках у Хайлетдинова новый диплом. «А вот с этого человека надо брать пример. И ещё всегда говорю, что это большой образец мужества, потому что человек живёт вот такой полной, наполненной жизнью, да ещё по жизни большой оптимист. Это я говорю о Татьяне Гордон.» Смущённая слушала я слова Анатолия Николаевича о себе. Третья премия. Даже казус с диктофоном не выбил меня за черту семерых. Значит следующие задания я выполнила, как надо.
Конечно, мне было очень приятно, когда вручая мне диплом третьей степени, Анатолий Николаевич поцеловал мне руку. Не знаю, не видела, а у Захарыча не спросила, так ли он вручал дипломы другим победительницам турнира.
Третью премию получила и Анна Хазиева из Костромы. Вторую премию получили Марина Платонова из Казани, Вера Ильина из Костромы и Любовь Блоховцова из Чапаевска Самарской области.
Победителем Восьмого Всероссийского турнира самодеятельных поэтов ВОС стал Николай Федяев из Оренбурга, тот самый Николай, который накануне вместе с Мариной и Алексеем был у нас в гостях. Он очень уверенно шёл к победе, хотя на подобных соревнованиях был впервые. Его эрудиция, его умение владеть словом, его уверенность и спокойствие помогли ему подняться на самый верх.
Вручая дипломы, Анатолий Николаевич для каждого награждённого находил тёплые слова, отмечая главные чёрточки человека.
В заключительном слове Хайлетдинов сказал и добрые слова о принимающей стороне – Самарской региональной организации слепых: «Сегодняшнее присутствие нас с вами на вокзале, Я сказал бы вокзале для поэтов, - очень удачное, очень оригинальное решение, потому что всё компактно, всё понятно, всё ясно». И ещё один факт отметил Хайлетдинов: «Во время автобусной экскурсии по Самаре неожиданно оказалось три экскурсовода: Было интересно, когда водитель не может молчать, потому что он патриот своего города, по тому что у него сосед по даче тоже инвалид по зрению, и потому что он хочет говорить. Он говорит вместе с экскурсоводом. Получилась тройная экскурсия, тройной экскурсовод: Наталья Борисовна, отличный экскурсовод, Ольга Николаевна, работник библиотеки, и ещё водитель. И это здорово звучало. Хотя на улице был жуткий мороз и ветер, нам очень тепло было на этой экскурсии. Вот так люди умеют организовывать проведение мероприятия».
Анатолий Николаевич выразил слова благодарности председателю Самарской региональной организации и всем её сотрудникам, и всем тем, кто помогал в подготовке и проведении турнира.
Восьмой турнир самодеятельных поэтов Всероссийского общества слепых закончился. Было немного грустно расставаться со знакомыми, со стихами, с обязательным волнением на сцене.
Кто знает, получится ли через два года вновь окунуться в эту поэтическую атмосферу. Возможно, для меня это последний турнир. Кто знает, как повернёт судьба.
А пока мы живём под впечатлением от турнира. Я слушала собратьев по перу и радовалась, что слабых стихов было мало, чувствовалось, что люди владеют словом, находят нужные образы и сравнения. Оказывается слепота совсем не мешает рисовать словом поэтические картины событий, чувств, ну, и, конечно, родной природы.
Я спросила свою Татьяну: что больше всего запомнилось. И получила такой ответ: «Турнир. Второй день. Сегодня будут слушать композицию. Кто-то смеётся, кто-то повторяет стихи. И вот всё стихло. Вызывают меня. Волнуюсь, не вижу, куда идти. Наконец, на сцене. Раздаётся гонг, начинает звучать музыка. Волнение уходит. А перед глазами я вижу свою любимую Ангару, рощу, а впереди – тропинка. Начинаю читать.
Мне кажется турнир удался, может, потому что обстановка была дружественной. Очень много встретила знакомых, а ещё хорошо то, что всё проходило в одном здании, и никуда не надо было идти, не надо было спешить, одеваться и можно было подумать о выступлении.
Конечно же, порадовало то. Что опять я получила Поощрительную премию. Жаль, что подвела память на интеллектуальной игре. И запомнились слова Леонида Аксентьева: «Мне Ваша композиция очень понравилась».
Это впечатления Татьяны Чиковой о турнире.
А нам предстояло ещё пережить дорогу из Самары в родной Серпухов. Мы и на этот раз воспользовались службой помощи маломобильным пассажирам. В Самаре к нам железнодорожники пришли прямо в гостиницу и проводили до вагона. Вокзал здесь удивительный, он начал работу в 2000 году. Из здания вокзала на лифте, в который входит до 13 человек, мы попали прямо на платформу, где стоял наш поезд. Мне не пришлось нести ни рюкзак, ни мою тяжёлую дамскую сумку. Нам помогли войти в вагон, показали наши места, а проводница даже застелила нам постели. В дороге делились впечатлениями.
В Москве нас тоже встретили и проводили в зал для инвалидов. Там мы с Захарычем оставили Татьяну. А сами поехали в Московское областное правление ВОС, чтобы отчитаться за поездку, показать свои дипломы и получить деньги, так как мы сами покупали билеты и доплачивали за проживание и питание. Конечно, и Александр Иванович Коняев, и Анатолий Дмитриевич Васечко были рады, что мы достойно выступили на турнире. Были сделаны копии дипломов. Деньги нам выдали, и мы отправились на Казанский вокзал за Татьяной, чтобы перейти на Каланчёвский вокзал и ехать в Серпухов, домой.
Ещё в Самаре я знала, что буду писать о турнире в своём дневнике. Не помню, кто первый сказал: вокзал для поэтов. Но мне так понравилось это словосочетание, что я решила поставить его в название этой дневниковой страницы.
Татьяна Гордон
5 апреля 2017 года
Другие статьи в литературном дневнике: