Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ
Со своим клубом любителей поэзии «Возрождение» мы постоянно выступаем перед ветеранами с различными темами, рассказывая о творчестве русских и советских поэтов, читаем их стихи, поём песни на их слова. В плане на ноябрь было у нас знакомство с жизнью и стихами А. Прокофьева. В интернете нашлось мало сведений об этом поэте, да и песен его мы что-то не нашли. Вот тогда и предложено было поменять тему. Взяли наших советских бардов.
Я сказала, что у меня есть звуковой фильм «Два часа с бардами». «Вот и расскажи о бардах,» - предложила мне Татьяна Михайловна Митрохина, наш председатель.
Рассказ, который я составила, располагаю ниже.
Лето 1965 года. Север Московской области – Талдомский район. В сельской начальной школе одного из сёл живут студенты Московского педагогического института имени Крупской. Это диалектологическая экспедиция. Мы ходим по деревням и собираем диалектные словечки, употребляемые в этой местности. Делается это для составления словаря диалектов Московской области.
Днём мы ходим по деревням, а вечерами, собравшись вместе с запоем слушаем магнитофонные записи. Скоро и сами начинаем подпевать . Почти у каждого из нас есть заветная тетрадь, куда мы записываем неслышанные раньше задушевные песни, в которых нет ни пафоса,, ни тенденциозности. Простые понятные слова, трогающие сердце. Запоминающаяся музыка.
Мы не знаем авторов и исполнителей песен. Но они, оказываются так нам близки. И мы с удовольствием поём о»деревянных городах, которые скрипят, как половицы», о Канаде, над которой небо синее и дожди косые «так похоже на Россию, только это не Россия», о том, как «на материк ушёл последний караван», о кожаных куртках, брошенных в угол, о бригантине, вышедшей в море, не дождавшись дня, о лыжах, что у печки стоят, о волнах, что от Махачкалы до Баку плавают на боку.
И это далеко не полный перечень тех песен, которые я привезла в Серпухов и распевала их уже со своими друзьями. Только много позже я узнала авторов этих песен. Их на иностранный манер называли бардами, хотя многие из них и не любили этого слова. Чаще эти песни называли авторскими, так как и слова, и музыку писал обычно один человек.
Авторская песня это целый пласт в культуре нашего государства. А началось всё в 50-ые годы прошлого столетия, когда поэты стали подбирать к своим стихам музыку. Приоритет отдавался смыслу стихотворных строчек. Аккомпанемент – гитара.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые Павлом Коганом и Г. Лепским. романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина» Павла Когана, погибшего под Новороссийском в 1942 году.
«Надоело говорить и спорить,
И любить усталые глаза.
В Флибустьерском дальнем синем море
Бригантина поднимает паруса»
Кто не знает этих строчек!
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова и в Московском педагогическом институте имени Ленина Юрий Визбор, Юрий Ким, Ада Якушева. Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-ых годов. В это время начали систематически сочинять песни поэт, журналист, драматург, актёр Юрий Визбор, Поэт, прозаик, композитор, сценарист, актёр Булат Окуджава, Поэтесса, драматург, литературовед, прозаик, переводчик Новелла Матвеева, а позднее в 1960-х — 80-х, классиками жанра стали поэт, актёр Владимир Высоцкий, поэт, сценарист, драматург Александр Галич, поэт, актёр Евгений Клячкин, поэт, музыкант Юрий Кукин, российский учёный-геофизик, океанолог, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член общественной организации «Российская академия естественных наук» поэт Александр Городницкий. и другие.
Их песни не передавались по радио и телевидению. Они звучали во дворах, в студенческих общежитиях и клубах, в походах и экспедициях. В 60-ые годы прошлого века частыми стали выступления молодых поэтов в Политехническом музее столицы. Вместе со стихами там звучала и авторская песня. С появлением магнитофонов песни стали просто разлетаться по нашей большой стране: молодёжь запела Юрия Визбора, Булата Окуджаву, Александра Городницкого, Александра Галича, Аду Якушеву, Новеллу Матвееву, Юрия Клячкина и других. В городах и посёлках стали создаваться КСП – клубы самодеятельной песни.
Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция..
Барды исполняют очень качественную музыку, которая может служить украшение для любого праздника или мероприятия.
А в 1968 году на высоком берегу Волги близ Куйбышева (ныне Самара) собрались исполнители и авторы бардовской песни на свой первый фестиваль. Приехало 600 человек. Фестивалю сразу дали имя : Грушинский. Почему?
Валерий Фёдорович Грушин (23 октября 1944, Моздок 29 августа 1967, река Уда) — исполнитель бардовской песни.
После школы Валерий Грушин поступил в Куйбышевский авиационный институт им. С. П. Королёва, где авторской песней увлекались многие. Созданное им трио «Поющие бобры» приобрело популярность как в институте, так и за его пределами.
29 августа 1967 года, на шестом курсе института, Валерий погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции Хадома и его детей. Парадокс – начальник и его сын и дочь были спасены, а сам спасатель утонул в холодных водах коварной реки.
В память этого молодого барда и собрались знающие его друзья, чтобы песнями вспомнить Валерия.
С этих пор и стал регулярно проходить Гру;шинский фестиваль («Гру;шинка», «Гру;ша») — песенный фестиваль. Официальное название — «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина».
Как я уже сказала, сначала участников фестиваля было всего 600 человек, потом – 25 тысяч, затем больше сорока. А в 1979 году их было сто тысяч. Они приезжают с Дальнего Востока и Прибалтики, из Средней Азии и Заполярья. Приезжают за тысячи километров. Добираются на самолётах, поездах, автобусах. Их никто не командирует, никто не оплачивает им проезд. Они сами собираются: за спиной рюкзак, в руках гитара. Они едут за песнями.
Не смотря на запреты властей, на чинимые препятствия, фестиваль проводится.
Три дня живут на берегу Волги любители авторской, бардовской песни. Горят костры, звучит гитара. Ребята поют о своей жизни и мире, о тайге и горах, о Сибири и Волге, о себе самих и о своей мечте.
А потом разлетаются по миру новые песни. А лейтмотивом фестиваля звучат слова Митяевской песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Несколько слов о самых известных наших бардах, имена которых я уже не раз называла. Почти все они профессиональные поэты, серьёзно занимающиеся литературным творчеством, поэтому их стихотворные строки всегда точны и выверены. Они образны, наполнены глубоким смыслом и в то же время чётки и броски. Юмор, сатира, ирония многих песен заставляет нас задуматься над нашей жизнью, посмеяться над нашими недостатками.
Власти попытались «овладеть изнутри» авторской песней, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной песни« (первоначально — студенческой) (КСП). Но это удавалось им не слишком хорошо.
Повзрослевшие «барды»-основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим — настроения, суммированные в чеканной строчке Б. Окуджавы: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве Сергея Никитина, Александра Дольского, Валерии Долиной , Андреем Макаревичем, Борисом Гребенщиковым.
С начала 1990-х годов развитие авторской песни перешло в спокойное русло. Растёт число «поющих поэтов» и их исполнительское мастерство, количество их профессиональных организаций, концертов, фестивалей, продаваемых кассет и дисков; оформляется даже своеобразная «классика» авторской песни (популярные альбомы «Песни нашего века»).
Есть такой клуб авторской песни и в нашем городе. Мы все знаем и любим нашего барда Юрия Романова. Всем хорошо известна его песня о Серпухове.
«Манят к себе издалека
И отражают облака
Речушка, речка и река
Серпейка, нара и Ока.
Мы будем жить, текут пока
Через года, через века
Речушка, речка и река
Серпейка, Нара и Ока.»
Мой рассказ не лёг мёртвым грузом в компьютер, а стал основой нашего выступления в городском центре реабилитации инвалидов «Меридиан». Татьяна написала сценарий, в который вместе с моим рассказом вошли и стихи наших бардов. Члены нашего клуба отобрали стихи Визбора, Долиной, Матвеевой, Городницкого, Митяева, Окуджавы, которые стали отличной иллюстрацией к моему рассказу. И сама я прочитала слова своей любимой «Песни полярных лётчиков» (Александр Городницкий) о кожаных куртках. Эту песню м часто пели с Артёмом.
В этот день было спето много бардовских песен. Даже из зрителей выходили женщины и тоже пели любимые в юности песни.
Мы все получили такой заряд энергии, что и, стоя на остановке, ожидая автобус, мы продолжали вспоминать бардовские песни и распевать их. Ведь бардовские песни – это наша далёкая юность.
Татьяна Гордон
12 ноября 2016 года
Другие статьи в литературном дневнике: