о. Симон Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

В том, что видит, представляет и понимает эгоизм, нет никакой жизни, поскольку он сам ее не имел и никогда не имеет и потому считает жизнью то, что является лишь его предположениями и временным знанием внешнего, так как сам есть временное внешнее создание ума. Все это ложное знание разрушается решительным опытным постижением Самого безсмертного Источника жизни и уничтожением его жалкой подмены - безжизненного мысленного «я»: «Жив Господь и жива душа твоя!»(4Цар.2:4). Если страдаешь, вспомни, что твоя душа неизменно свободна в своем выборе и может в любой момент возжелать полного избавления от рабства собственного эгоизма. Человеколюбивый и долготерпеливый Христос всегда готов исполнить такое благочестивое желание Своей Божественной милостью и даровать душе вечное спасение.


Тусклый свет ума, освещающий вещи этого мира, представляется эгоистическим умом как необыкновенное зрелище, полное яркого солнечного блеска. Однако этот же самый умный свет, кажущийся таким ярким, мгновенно бледнеет и делается тусклым и бесцветным, когда в духовном сердце восходит ослепительное Солнце Правды - Божественное непостижимое сияние невыразимой Христовой славы, наполняющей и просвещающей всю вселенную до самых последних ее уголков. Истинная духовная практика - это непреоборимое стремление к полному уничтожению внутреннего зла - собственного эгоизма и обретение спасения в Пресвятой Троице.
Преображенный Христовой благодатью дух не видит и не воспринимает ничего иного, кроме Самого Христа, безконечно сияющего внутри него самого. Это есть безвременное и внепространственное нахождение в Божественном безпредельном светоизлиянии Святого Духа.


Тогда как восприятие чего-то другого, чем Господь Иисус Христос, служит признаком того, что еще продолжает действовать ограниченный эгоистический ум. Дух Божий, восприняв в Себя преображенный дух человеческий, безконечен и совершенно неограничен ничем и потому изначально безсмертен, даруя познание собственного безсмертия и безграничности единому с Ним преображенному духу.
Сохранение даже малейших остатков умственной активности говорит о том, что состояние духовного преображения пока еще является неполным и временным, а потому не может быть и постоянным. Что бы в этом духовном постижении ни переживалось, если оно отлично от Христа и не едино с Ним, следует углублять пребывание в благодатном безмолвии и стараться возвращать внимание обратно в духовное сердце ко Христу. Чем совершеннее будет неотвлечение внимания от нахождения в сердечном безмолвии, тем более слабее будет становиться эгоистический ум, пока не исчезнет в своем источнике - духовном сердце. Только тогда достигается полное
преображение духа и происходит окончательное единение его со Христом. В этом единении с Господом остается не имеющее никаких образов, простое и безвидное постижение Божественного «Я есмь», и ничего иного.


В то самое мгновение, когда прекращается невнимание и уходит рассеянность ума, в духовном сердце переживается благодатное блаженство, суть которого целиком выражена в Евангельских заповедях. Для того, чтобы обрести чистый свет Божественной милости, необходимо научиться пребывать в безмолвии, отвергая всякое мышление и не давая возникать эгоизму. Когда внимание целиком поглощает сердце, а сердце поглощает внимание, открывается неизмеримое величие совершенной и пресвятой славы Божией, и освященный дух зрит одно лишь необозримое Сущее. Это есть чистое блаженство непостижимого покоя Духа Божия.


Лишь после растворения в преображенном духе познающего эгоистического ума и всего, что он может познавать и о чем может думать, наконец наступает величайший благодатный отдых в безконечном блаженном Христе от всех мучительных опытов и мирских привязанностей алчного и жадного ума. Безконечное блаженство возможно только в безконечном Боге, но оно никогда не может находиться о конечных и тленных вещах преходящего мира сего. Точно так же и состояние абсолютной и блаженной свободы духа находится лишь в завершающем постижении Сущего как
простого и абсолютно свободного Божественного блаженства «Я есмь».
В благодатном блаженстве Бога нечего желать, поскольку все желаемое уже достигнуто. Поскольку Божественное безмолвие кладет конец всем искушениям, создаваемым эгоистичным умом, именно его следует достигать в духовном сердце, прилагая все свои усилия. Всякая ложь, создаваемая мыслями, должна быть уничтожена безмолвием преображенного духа, чтобы в тебе воссияло истинное Богопознание. Трудно узреть величие Божественного сияния в собственном
духовном сердце, если прежде не будет обретена милость Христова - Господа и Бога нашего, человеколюбивого Владыки духовной сердечной обители, по молитвам святого старца Богоносца.


Обретшие милость Божию и узревшие внутри самих себя неприступное сияние Самого Господа Иисуса, преображаются в этом свете в его неизреченное блаженство, тем самым преодолевая все свои безчисленные скорби и страдания и обретая нескончаемый благодатный мир, который не от мира сего, ибо этот ложный мир не видит его не знает его, не имея в себе ни капли благодати. Поскольку сознание определяет бытие, ибо бытие воспринимается только пятью органами чувств, имеющих своей основой сознание, а сознание всегда есть непостижимый чувствами субъект, то и воспринимаемое бытие, и его объекты не могут существовать без наличия субъекта. Так как знание, получаемое посредством пяти органов чувств, обрабатывается
умом, а эгоистический ум ложен, ибо приписывает сам себе независимое от субъекта
существование, то подобное внешнее знание является недостоверным, какого бы рода оно ни было. Такой греховный везде и всегда проявит свой эгоизм: змея и в норе змея.
Вечный, независимый и ничем не ограниченный Субъект есть Сущий, Творец видимого мира и невидимого, Христос, Который, как безграничный и благой Божественный Дух, обитает в духовном сердце человека. Когда ум оставляет Христа и выходит из духовного сердца вовне, он тонет во множестве воспринимаемых объектов и привязывается к ним, не имея Божественного видения. Утомленный ложным знанием, он вспоминает об утерянном состоянии спасения, которое есть простое и безвидное состояние Божественного покоя и блаженства. Обратив свое внимание вспять, заблудший ум постигает свою истинную обитель - духовное сердце, где прекращает свои метания и затихает. Тогда духовное сердце в Духе Божием обретает знание
Божественного Бытия - непостижимое и неисследуемое блаженное «Я есмь».
Те кроткие и смиренные души, которые стяжают великую любовь ко Христу, ибо Он есть «путь, и истина, и жизнь»(Ин.14:6), находят в Нем свое спасение, утверждаясь через безстрастие и безмолвие в истинно Сущем, в Отце Небесном, так как «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня»(Ин.14:6). Если бы, посмеем предположить, всякий христианин, хотя бы в небольшой степени, испытал на опыте даже малую благодать спасения во Христе, то все люди ринулись бы в леса и в пещеры, вменив этот видимый мир в ничто, а в городах и селах не осталось бы ни одного человека, ибо Христос стал бы тогда для каждого человека Небесным Светом, истинным Хлебом жизни и реками воды живой.


***
Как сердце скрытно бьется между ребер,
Как истина единая таится между строк,
Так дух мой ничего не знает, кроме
Того, Кто есть, Кто был, Кто вечно будет Бог.


Движение подспудное творящей благодати
Так сокровенно совершается внутри.
Там, посреди Божественных объятий,
Умолкни, ум, и только лишь смотри.


Вбирая сердцем и души покоем
Плодоносящее безмолвное чутье,
Я понимаю глубже, что это такое -
Бездонное молчание Твое.



Из книги "Как быть свободным или счастье Христовой любви"




Другие статьи в литературном дневнике: