о. Симон Григорий Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Только постигнув в благодати собственный непривязанный ни к чему земному дух, в котором сияет Бог, Который есть неописуемая любовь, можно ощутить вкус этой Божественной любви и самому в духе стать этой безконечной Христовой любовью, узрев ее свет в самом себе. Эгоистический ум живет в суетном мире, духовное сердце обитает в Боге. Борясь с умом не уничтожишь его. Только богопознание целиком уничтожает тщеславный ум и открывает духовное сердце, изобилующее Божественной любовью и переполненное ею. У тех, кто утвердился в духе,
едином с Господом, греховный ум делается мертвым. Мертвый греховный ум преображается в дух и сияет вечным светом благодати, являя собой мысленную смерть при жизни тела. Греховный ум полностью умирает, но начинает жить как преображенный и воскресший дух, переживая состояние благодатного восхищения, уподобляясь Христу: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»(Рим.6:4).


Человеколюбивый Бог улыбается, когда горделивые знатоки и толкователи Священного Писания, не имеющие никакого духовного опыта и не утратившие свой эгоизм, пытаются оценить тех безмолвников, которые пребывают в безэгостной благодати Святого Духа и священном богопознании, уничтожившем всякое греховное мышление. Каким образом богопознание уничтожает распущенный и своенравный ум? Тем, что деятельность ума игнорируется и все внимание обращается на духовное сердце, которое полностью просвещается благодатью Духа Святого и делается обоженным. Тогда ум, не получая поддержки, постепенно теряет свои силы, затихает и, в конце концов умирает и исчезает, как исчезает тень при свете яркого солнца.
Когда горделивый ум перестает действовать в виде хаотических мыслей, безграничная любовь Христова по-прежнему неизменно продолжает сиять в духовном сердце, как если бы она была прежде чем-то ограничена, а теперь сделалась безграничной. Эгоизм умирает, а Божественная любовь умереть не может, ибо не знает смерти. Никогда не оставляющий духовное сердце, неизменно сияющий Божественным всепроникающим и всенаполняющим светом жизни, желающий всем спасения и достижения познания истины - это истинный Владыка духовного сердца, несравненный Господь Иисус Христос, Сын Божий, с Которым и через Которого освященный дух человеческий восходит к Отцу Небесному.


Полагающие, что святость состоит в том, чтобы знать все тайные грехи ближних, или всего того, что сокрыто в прошлом, что происходит в настоящем или произойдет в будущем, ошибаются, приписывая святости знание всего внешнего и множественного, то есть всего того, что не является Богом, находятся в неведении и считают это спасением. Чем больше они будут знать внешних знаний, тем больше мыслей они приобретут, которые раздавят их своим тяжким бременем, и обрести спасение будет чрезвычайно затруднительно. Эгоизм - это и есть неведение и корень ошибочного внешнего знания, которое неизбежно собирает и увеличивает заблуждения
до безконечности. Поэтому лишь одно благодатное познание Христа в собственном духовном сердце, не зная ничего иного, и есть истинное ведение Бога, единого с духом, и полнота Божественного познания, как сказано: «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь»(Рим.11:36). 12


***
Немного подожди - и все еще случится,
Когда уже совсем не можешь ждать.
Немного подожди - и сердце пусть смягчится,
Оно умеет верить в благодать.


Ты не нарушишь целостность событий,
Лишь обозначишь сферы бытия
Того Единого, где множество открытий
Внезапно станут сущностью тебя.


И явит всемогущество Дух Божий,
Как жизнетворный кладезь новых сил,
Как Тот, Кто мертв был и внезапно ожил,
И Божьим людям вечность подарил.


5. РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ
«Усыновление дает людям Сын Божий, даровав им сверхъестественное и благодатное через Духа Святого рождение свыше» Прп. Максим Исповедник


Сын Божий тем благословенным подвижникам, которые уничтожили свое эго, дарует Духа Святого как сверхъестественное и благодатное рождение свыше. Дух человеческий, обретя такое рождение во Христе, становится преображенным и обоженным духом: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше»(Ин.3:7). Постоянное внимательное удержание ума в духовном сердце, когда ум не пленяется ничем посторонним, приводит к соединению со Христом в глубоком благодатном восхищении духа. Такой преображенный дух, утвердясь в безстрастии
через «истощание страстей», обретает признаки такого рождения свыше. Многие практики молитвы пытаются понять, что происходит вначале: постижение Христа или стяжание чистого сердца? Постижение Христа есть одновременно стяжание чистого сердца или ума Христова, а стяжание чистого сердца - это постижение Христа, и все это одно и то же.


Восхождение духа в безстрастное и безмятежное состояние, не зависящее от земных условий, когда он все видит равно и доброжелательно, есть признак уничтожения эго. Совершенное оставление помышлений о прошедших, настоящих или предстоящих событиях и безпристрастное отношение ко всему случающемуся или происходящему есть признак уничтожения эго. Прекращение рабской зависимости от многочисленных помыслов, оставление их без внимания и неизменное пребывание в покое Духа Божия есть признак уничтожения эго. Сохранение эгоизма в любви к Богу показывает недостаток этой любви. Полное отвержение собственного эгоизма и совершенное соединение со Христом есть истинная благодатная любовь к Возлюбленному
Господу.


Смущающие душу помышления, типа «я не спасусь?» или «я непременно спасусь?»
представляют собой препятствия для спасения и являются мысленными ловушками эгоизма,ткоторый уничтожается в безмолвии только Духом Святым: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия»(Ин.3:3).


Утверждение в безмолвии и есть признак уничтожения эго. Деятельность эгоистического ума, привязанного к земным объектам, является мирской жизнью. Когда люди живут без Христа и руководятся собственными безблагодатными помышлениями, они подобны безплодным семенам, которые не могут дать никаких всходов. Оставление всякого мышления и связанных с ним привязанностей есть жизнь Небесная, в которой нет никакого эгоизма, и это является признаком уничтожения эго. Постижение, что мысли не могут существовать сами по себе, а зависят от существования духа или сознания, в котором все помышления находят свой конец, означает совершенное избавления от них и утверждение неисходного внимания целиком и полностью в духовном сердце, обретшем свыше Божественную благодать, и это есть признак уничтожения эго. Именно греховный ум определяет что есть счастье, а что есть страдание. Когда благодаря духовной практике этот эгоистический ум увлекается вовнутрь, он навсегда исчезает в духовном сердце, которое является обителью благодатного блаженства и чистой радости во Христе, и это есть признак уничтожения эго.


Любовь - это Сам Бог, поэтому наше естественное состояние - Божественная любовь.
Невежественная эгоистическая любовь делается плотской. Плотская любовь - это
«сумасшедшая» любовь, а любовь к Богу - мудрая и святая любовь, которая всем желает спасения. Никакие плотские удовольствия не привлекают дух, рожденный Духом Божиим, ибо «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»(Ин.3:3), и обретший свое богоподобие от Небесного Царя постиг истину освобождения от греховного эгоизма - корня греха и смерти, ту единственную истину, которая сделала его навеки свободным и является признаком
уничтожения эго.


Когда ты ошибочно считаешь, что Бог начал отдаляться от тебя, то причиной этой ошибкиявляется твоя забывчивость и невнимательность к истинному местоположению
внимания в духовном сердце. Малейшее отвлечение от памятования о Христе, пребывающего в сердечной обители, разрушает все прежние усилия, которые нужно вновь начинать заново, исправляя покаянием увлечение ума земными вещами. До тех пор, пока ум целиком и полностью не утвердится в нем, будешь запутываться в мире, испытывая горькое чувство потери Бога.


Совершенное благодатное успокоение ума в духовном сердце, не требующее эгоистических человеческих усилий, и безграничная полнота смиренной Христовой любви, в которую невозможно добавить хотя бы еще одну каплю, есть признак уничтожения эго. Преодолей свою невнимательность к постоянному удержанию ума в духовном сердце и обрети вечную жизнь во Христе, достигнув неописуемого блаженства чистого сердца, единого со Христом. Сколько бы усилий ни прилагалось, никогда не видать счастья тому, кто ищет его не во Христе, так как все, что воспринимают чувства и что оценивает ум - ложно, потому что не имеет света благодати. Господь ожидает душу, чтобы встретить ее в Своих объятиях, тогда как она проводит время земной жизни в обнимку с предательским эгоизмом, теряя драгоценное время своей жизни. Поистине, когда мог спастись, не стремился узнать как это сделать, а когда узнал, то уже не мог.


Что бы ты ни делал с умом, он утихнет только в сердце, откуда он вышел. Тот, кто постиг собственный дух, постиг истину Божественного Духа. Всякое иное знание, каким бы обширным оно ни было, остается обычным невежеством мирского ума. Утвердиться в собственном духе и пребывать в нем как дух, который не имеет никакого заблуждения, означает познание духа с помощью Святого Духа, Духа истины, которая делает познавших ее свободными. Почему истина делает познавших свободными? Потому что в их духе нет никакого эгоизма, стремящегося знать иное, ни сменяющих друг друга помышлений, не обладающих способностью знать Бога.
Изучающее внешнее очень умны, потому что они сыны всего внешнего и слились с ним в его прахе. Постигающие внутреннее очень неприметны, потому что познали неприметного Бога, Творца неба и земли, и стали едины с Ним в Его вечности.
Признак забывших Христа, присутствующего в их сердцах, в том, что они спорят, говорят и обсуждают все, что угодно, кроме познания Христа внутри самих себя. Признак никогда не теряющих памятование о Христе и всецело отдавших себя Христу в том, что их днем с огнем не найти. Они исполнили свой долг перед Господом, так как соединились с Ним в своем духовном сердце и пребывают в Боге незатронутые прахом земным, словно белые облака на горной вершине.


Этот суетный ум, неустанно «ищущий кого поглотить», только тогда совершенно смирится, если привлечется милостью Божией в духовное сердце благодаря практике безмолвия. В свете Христовом твоего духа, который ярче всех иных видов света, нет ничего из того, за что ты привык держаться умом, а есть только то, что само держит тебя - благодать Духа Святого. Когда ты пытаешься повернуть ум вспять, ты словно один пытаешься повернуть вспять мысленную реку, неудержимо стремящуюся вовне. Именно здесь ты реально ощутишь, сколь велика к тебе милость Божия, всесильная и всемогущая, делающая невозможное возможным.


Во всяком переживании счастья ум на некоторое время погружается в духовное сердце, где испытывает кратковременный покой, а потом снова начинаются дальнейшие поиски этого переживания во внешних вещах. Осознанное погружение сосредоточенного безстрастного ума в молитве или в безмолвии в духовное сердце и утверждение его там соединяет ум с Божественной благодатью. Если ум не стяжал несокрушимое безстрастие, то в сердце не может утвердиться полнота благодати и постижение духа не происходит. Любая фраза, какой бы она ни была мудрой, заканчивается безмолвием, потому что блаженное безмолвие есть Божественная мудрость. Тот, кто держится безмолвия, приходит ко Христовой любви, ибо любовь всегда мудра
и блаженна в Господе.


Совершенное отсутствие эго - это неописуемое состояние чистого Божественного безмолвия, которое находится за всеми словесными определениями. Таким блаженным подвижникам и безмолвником более нечего вмещать и постигать, ибо они вместили в себя Вместившего весь мир и вселенную, и постигли Того, Кто есть безпредельная Божественная Мудрость. Это также признак уничтожения эго. Те, которые обрели во Христе свободу от эго, вышли умом не только из мира, но из всех мирских понятий счастья и несчастья. Таким Христоподобным людям больше нечего достигать, поскольку такова их суть: они совершили в Господе все то, что можно было совершить для совершенного спасения и единения с истинно Сущим: «Так бывает со всяким, рожденным от духа»(Ин.3:8). 12


***


Если на спину тихо прилечь на земле,
В травах руки раскинув крестом,
В сердце ясно удастся увидеть тебе
То, что всюду откроешь потом.


Вся вмещавшая Бога небес высота
Обнаружится рядом с тобой.
Беззащитная вроде, Его красота
Станет в духе твоей красотой.


Ты безмолвно заглянешь в Божественный лик,
И любовь Его станет звезды горячей.
Может быть, проживешь ты потом только миг,
Но коснулся ты Бога душою своей.



22.11.24, 10:40 Gmail - Fwd: КАК БЫТЬ СВОБОДНЫМ
https://mail.google.com/mail/u/0/?ik=e64ce54db7&view=pt&search=all&permthid=thread-f:1816173644619518979&simpl=msg-f:181617364



Другие статьи в литературном дневнике: