о. Симон Григорий БезкровныйТолько постигнув в благодати собственный непривязанный ни к чему земному дух, в котором сияет Бог, Который есть неописуемая любовь, можно ощутить вкус этой Божественной любви и самому в духе стать этой безконечной Христовой любовью, узрев ее свет в самом себе. Эгоистический ум живет в суетном мире, духовное сердце обитает в Боге. Борясь с умом не уничтожишь его. Только богопознание целиком уничтожает тщеславный ум и открывает духовное сердце, изобилующее Божественной любовью и переполненное ею. У тех, кто утвердился в духе, Человеколюбивый Бог улыбается, когда горделивые знатоки и толкователи Священного Писания, не имеющие никакого духовного опыта и не утратившие свой эгоизм, пытаются оценить тех безмолвников, которые пребывают в безэгостной благодати Святого Духа и священном богопознании, уничтожившем всякое греховное мышление. Каким образом богопознание уничтожает распущенный и своенравный ум? Тем, что деятельность ума игнорируется и все внимание обращается на духовное сердце, которое полностью просвещается благодатью Духа Святого и делается обоженным. Тогда ум, не получая поддержки, постепенно теряет свои силы, затихает и, в конце концов умирает и исчезает, как исчезает тень при свете яркого солнца. Полагающие, что святость состоит в том, чтобы знать все тайные грехи ближних, или всего того, что сокрыто в прошлом, что происходит в настоящем или произойдет в будущем, ошибаются, приписывая святости знание всего внешнего и множественного, то есть всего того, что не является Богом, находятся в неведении и считают это спасением. Чем больше они будут знать внешних знаний, тем больше мыслей они приобретут, которые раздавят их своим тяжким бременем, и обрести спасение будет чрезвычайно затруднительно. Эгоизм - это и есть неведение и корень ошибочного внешнего знания, которое неизбежно собирает и увеличивает заблуждения *** Ты не нарушишь целостность событий, И явит всемогущество Дух Божий, 5. РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ Сын Божий тем благословенным подвижникам, которые уничтожили свое эго, дарует Духа Святого как сверхъестественное и благодатное рождение свыше. Дух человеческий, обретя такое рождение во Христе, становится преображенным и обоженным духом: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше»(Ин.3:7). Постоянное внимательное удержание ума в духовном сердце, когда ум не пленяется ничем посторонним, приводит к соединению со Христом в глубоком благодатном восхищении духа. Такой преображенный дух, утвердясь в безстрастии Восхождение духа в безстрастное и безмятежное состояние, не зависящее от земных условий, когда он все видит равно и доброжелательно, есть признак уничтожения эго. Совершенное оставление помышлений о прошедших, настоящих или предстоящих событиях и безпристрастное отношение ко всему случающемуся или происходящему есть признак уничтожения эго. Прекращение рабской зависимости от многочисленных помыслов, оставление их без внимания и неизменное пребывание в покое Духа Божия есть признак уничтожения эго. Сохранение эгоизма в любви к Богу показывает недостаток этой любви. Полное отвержение собственного эгоизма и совершенное соединение со Христом есть истинная благодатная любовь к Возлюбленному Смущающие душу помышления, типа «я не спасусь?» или «я непременно спасусь?» Утверждение в безмолвии и есть признак уничтожения эго. Деятельность эгоистического ума, привязанного к земным объектам, является мирской жизнью. Когда люди живут без Христа и руководятся собственными безблагодатными помышлениями, они подобны безплодным семенам, которые не могут дать никаких всходов. Оставление всякого мышления и связанных с ним привязанностей есть жизнь Небесная, в которой нет никакого эгоизма, и это является признаком уничтожения эго. Постижение, что мысли не могут существовать сами по себе, а зависят от существования духа или сознания, в котором все помышления находят свой конец, означает совершенное избавления от них и утверждение неисходного внимания целиком и полностью в духовном сердце, обретшем свыше Божественную благодать, и это есть признак уничтожения эго. Именно греховный ум определяет что есть счастье, а что есть страдание. Когда благодаря духовной практике этот эгоистический ум увлекается вовнутрь, он навсегда исчезает в духовном сердце, которое является обителью благодатного блаженства и чистой радости во Христе, и это есть признак уничтожения эго. Любовь - это Сам Бог, поэтому наше естественное состояние - Божественная любовь. Когда ты ошибочно считаешь, что Бог начал отдаляться от тебя, то причиной этой ошибкиявляется твоя забывчивость и невнимательность к истинному местоположению Совершенное благодатное успокоение ума в духовном сердце, не требующее эгоистических человеческих усилий, и безграничная полнота смиренной Христовой любви, в которую невозможно добавить хотя бы еще одну каплю, есть признак уничтожения эго. Преодолей свою невнимательность к постоянному удержанию ума в духовном сердце и обрети вечную жизнь во Христе, достигнув неописуемого блаженства чистого сердца, единого со Христом. Сколько бы усилий ни прилагалось, никогда не видать счастья тому, кто ищет его не во Христе, так как все, что воспринимают чувства и что оценивает ум - ложно, потому что не имеет света благодати. Господь ожидает душу, чтобы встретить ее в Своих объятиях, тогда как она проводит время земной жизни в обнимку с предательским эгоизмом, теряя драгоценное время своей жизни. Поистине, когда мог спастись, не стремился узнать как это сделать, а когда узнал, то уже не мог. Что бы ты ни делал с умом, он утихнет только в сердце, откуда он вышел. Тот, кто постиг собственный дух, постиг истину Божественного Духа. Всякое иное знание, каким бы обширным оно ни было, остается обычным невежеством мирского ума. Утвердиться в собственном духе и пребывать в нем как дух, который не имеет никакого заблуждения, означает познание духа с помощью Святого Духа, Духа истины, которая делает познавших ее свободными. Почему истина делает познавших свободными? Потому что в их духе нет никакого эгоизма, стремящегося знать иное, ни сменяющих друг друга помышлений, не обладающих способностью знать Бога. Этот суетный ум, неустанно «ищущий кого поглотить», только тогда совершенно смирится, если привлечется милостью Божией в духовное сердце благодаря практике безмолвия. В свете Христовом твоего духа, который ярче всех иных видов света, нет ничего из того, за что ты привык держаться умом, а есть только то, что само держит тебя - благодать Духа Святого. Когда ты пытаешься повернуть ум вспять, ты словно один пытаешься повернуть вспять мысленную реку, неудержимо стремящуюся вовне. Именно здесь ты реально ощутишь, сколь велика к тебе милость Божия, всесильная и всемогущая, делающая невозможное возможным. Во всяком переживании счастья ум на некоторое время погружается в духовное сердце, где испытывает кратковременный покой, а потом снова начинаются дальнейшие поиски этого переживания во внешних вещах. Осознанное погружение сосредоточенного безстрастного ума в молитве или в безмолвии в духовное сердце и утверждение его там соединяет ум с Божественной благодатью. Если ум не стяжал несокрушимое безстрастие, то в сердце не может утвердиться полнота благодати и постижение духа не происходит. Любая фраза, какой бы она ни была мудрой, заканчивается безмолвием, потому что блаженное безмолвие есть Божественная мудрость. Тот, кто держится безмолвия, приходит ко Христовой любви, ибо любовь всегда мудра Совершенное отсутствие эго - это неописуемое состояние чистого Божественного безмолвия, которое находится за всеми словесными определениями. Таким блаженным подвижникам и безмолвником более нечего вмещать и постигать, ибо они вместили в себя Вместившего весь мир и вселенную, и постигли Того, Кто есть безпредельная Божественная Мудрость. Это также признак уничтожения эго. Те, которые обрели во Христе свободу от эго, вышли умом не только из мира, но из всех мирских понятий счастья и несчастья. Таким Христоподобным людям больше нечего достигать, поскольку такова их суть: они совершили в Господе все то, что можно было совершить для совершенного спасения и единения с истинно Сущим: «Так бывает со всяким, рожденным от духа»(Ин.3:8). 12 *** Если на спину тихо прилечь на земле, Вся вмещавшая Бога небес высота Ты безмолвно заглянешь в Божественный лик,
© Copyright: Шельгова Татьяна, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|