Иеросхимонах Григорий Безкровный

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Для умирающей безблагодатной и ропотной души, желавшей обрести жизнь в
обманувшем её земном интеллекте, становится все труднее и болезненнее любить
Бога и ближнего, как самого себя. В интеллекте изначально нет любви, но только
суетное измерение жизни, безполезной жизни в помыслах, мечтаниях и планах. Лишь
христианская душа может и должна научиться жить без всякого страха, отвергнув
болезненные переживания и волнения, в благодатной простоте и спокойствии любви,
храня в себе доброе произволение, привлекающее милость Божию.
Когда сердце умеет с воодушевлением и молитвой начинать каждый день заново,
умеет долго и терпеливо, с неустанной решимостью вглядываться в себя самого, оно
открывает, что оно - дух, а в духе находит самое непосредственное присутствие
Божие. Это присутствие передается всему окружающему, соединенному с таким
сердцем неразрывными связями. Это ощущение Божественного присутствия
становится предельно ясным и переживается во всей полноте сердцем, когда оно
освободится от добровольного порабощения суете и тлению, то-есть добровольному
преданию страху и смерти.


***


Самодовольной душе не нужно ни освящение, ни обожение , ей достаточно
эмоциональных «переживаний» и «утешений», которые всегда преходящи и
мимолётны. Поэтому такая душа всегда уныла и подавлена своим унынием, имея в
глубине ума мёртвый корень эгоизма. Лжедуховность всегда мертва, а потому
безблагодатна и тосклива и держится только на правилах и уставах, не имея сил
преодолеть скорби и страдания, существуя без всякого живого проявления в сердце
Святого Духа. Лжедуховность высасывает из человека силы, не давая ему ничего
взамен.


Как же преодолеть скорби и страдания, и не только их, но и всю греховность
человеческой природы и саму смерть? В своей основе этот вопрос гораздо глубже и
шире: как же христианину целиком победить этот мир, как победил его Спаситель?
Исключительно любовью ко Христу! Когда мы искренно всеми душевными силами
начинаем любить Христа, зло не может держаться за нас, смертельная хватка греха
ослабевает, а его тернии и волчцы иссыхают и отпадают сами по себе. Только такая
любовь может преобразить всякую скорбь и любое страдание в радость служения
Господу, в служение людям, в прямое и непосредственное Богопостижение, чтобы в
нас исполнилась постоянно возглашаемая молитва Церкви: «Ещё молимся об
избавлении от всякия скорби, гнева и нужды».


Без движения души к благодати, без ее порыва к освящению, жизнь из души уходит и в ней растёт паралич всех её духовных сил и способностей, а все ее оставшиеся силы уходят в блуд, гнев и зависть. Однако если мы повернём сердце к Богу, оно сразу начинает оживать и испытывать сильную потребность в молитвах и покаянии,ведущих к исцеляющей Божественной любви.


«Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте» - такого жития можно достичь лишь с покаянной молитвой и благоговейным созерцанием.
Слава милосердию Божию за то, что молитва от всего сердца, души и всего разумения нашего: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» - это действенный ключ к решению всех проблем!
Любой христианин, имеющий в сердце такую молитву, знает, какие она творит чудеса. В такую молитвенную жизнь Церковь вводит святым Причащением всех своих верных чад, молящихся и созерцающих, соделывающих свое спасение в Духе Христовом и побеждающих скорби духовной радостью Его любви: «Ныне радуюсь в страданиях моих»(Кол.1:24).




Другие статьи в литературном дневнике: