Смысл

Татьяна Лебедева 18: литературный дневник

«Ментальный контекст»
Значение слова определяется 3-мя составляющими: словарным значением,авторским словоупотреблением и читательским восприятием.
Во многих случаях удобнее говорить о контекстных, а не авторских значениях слов.


Значения слов – это сфера ментальности.
Для того чтобы точно попасть в спектр авторских смыслов, читатель должен быть духовным и интеллектуальным двойником автора, обладать тем же эстетическим опытом, что и он.
Смыслы – это сфера ментальности, читательская концепция текста.


Основа формирования образа мира – это не только те дополнительные значения, которое обретает слово в художественном контексте, но и те дополнительные смыслы, которые рождаются взаимодействием этих слов и которые важны не менее (а может быть, и более), чем непосредственно выраженное.


Замечание о том, что ключевое понятие актуализируется в читательском сознании как концепт, нужно пояснить. Описывая поведение слова в контексте, мы анализируем особенности значения этого слова или совокупность значений, из которых «складыва-ется» понятие. В результате мы можем реконструировать языковую картину мира. Но языковая картина мира – это лишь часть той картины мира, которая существует в со-знании индивида, в его ментальности. Этим и обусловлена необходимость термина «концепт». Концепт – это ментальное образование, картина мира, существующая в данное время в сознании индивида. Но поскольку концепт как свойство индивидуаль-ной ментальности пока не поддается научному описанию, мы будем анализировать ключевое понятие как конструкт, «языковой представитель» концепта. Подробно см.: Залевская А.А. Текст и его понимание. Тверь, 2001. С. 30–34, 81–91.


*Фоменко И.В. Введение в практическую поэтику.



Другие статьи в литературном дневнике: