А. Блок

Татьяна Лебедева 18: литературный дневник

Блок — поэт метафоры. Метафорическое восприятие мира он сам признает за основное свойство истинного поэта, для которого романтическое преображение мира с помощью метафоры — не произвольная поэтическая игра, а подлинное прозрение в таинственную сущность жизни.


Поэтика Александра Блока.


Открой мои книги:
там сказано все,
что свершится.


А. Блок.


В отличие от других символистов он осмыслил свой путь как путь вочеловечения, взяв это слово из Евангелия.


При подготовке первого издания своего трехтомника (1911-1912) А. Блок положил в основу общие конструктивные принципы, которые не претерпевали изменений при последующих изданиях. Структура трилогии, которую Блок назвал романом в стихах, отражала внутреннюю логику творческого развития поэта. « …Все стихи вместе - трилогия вочеловечения...» (из письма А. Белому, 6 июня 1911 г.).


Названия книг уже сами по себе являются символами:


1 книга: «Ante Iucem» («До света») (1898-1900), «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902), «Распутья» (1902-1904);


2 книга: «Город» (1904-1908), «Снежная маска» (1907), «Фаина» (1906-1908);


3 книга: «Страшный мир» (1909-1916), «Возмездие» ' (1908-1913), «Ямбы» (1907-1914), «Родина» (1907-1916).


Внимательный читатель обнаружит в этой «симфонической» системе одну развивающуюся тему-мелодию: «Я вышел «до света» в душе, с гамлетовским настроением отчаяния и пессимизма и пойду в поисках идеала через «распутья», тупики, через обольщения пленом «города» и «снежной любовью», вступлю в «страшный мир», где нет идеала, и прорвусь к пушкинским «ямбам», его оптимизму, чтобы познать то, святее которого нет, - Россию»


В стихотворении даны два мира. Первый - реальный, в котором пошлость, пьяные крики, женский визг, детский плач... Второй – мир мечты в виде прекрасной Незнакомки. Лирический герой погружается в дивный сон:


И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.



За этой мечтой - душевная мука за погубленную красоту. Лирический герой вдруг прозрел: «Ты право, пьяное Чудовище!//Я знаю: истина в вине»


Латинское выражение, переведенное в заключительных строках на русский язык, читается уже по-другому: совпадение надежной формы слов «вино» - напиток и «вина» - состояние души позволило Блоку «обмануть» читателя. Истина не в забытьи, не в винных парах, а в разбуженном сознании, в чувстве ответственности истинного «вочеловечения»!


Тема России - сквозная в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - признавался поэт. Эти слова Блока знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и не великим даром песнопенья, открылась его Отчизна. Цикл «Родина» - высшее поэтическое достижение поэта.



Другие статьи в литературном дневнике: