Андрей Тавров* В этом смысле он всегда будет проигрывать дереву, птице, звезде. Он всегда будет немного пошл, даже если это - Джиоконда, немного "провинциален", кричащ, наивно зазывающ. Народные песни или стихи - не зазывают, но служат. В этом смысле они никогда не несут на себе черты неуловимой безвкусицы, которая всегда сопровождает яканье, будь то человек или предмет, пытающийся обратить на себя внимание, зазвать, поставить себя в центр мира. Иконы, предметы культа, а также ритуала, наряду с народным искусством также не обладают наивной и ограничивающей зазывностью, ибо служат большему, чем они сами. Стихи Рильке, например, вполне анонимны и неэгоцентричны, ибо указывают не на самих себя, но являются проводниками к неизреченным смыслам. Воробей, голубь, волк, раковина принципиально тяготятся музеем. Они иконичны - сквозь них просвечивает вся Вселенная. Даже в краеведческом они выглядят, словно разрезанные смыслом надвое, понимаешь, что им там не место. Вещи должны быть включены в мерцание большого мира, в котором они играют функциональную роль, тогда они живы и открыты на весь мир. Тогда они этот мир питают. Условие - функциональная скромность вещи. Она-то и ставит ее в действительный центр мира, который на самом деле - везде. Но не в музее, где он создан концептуально, а потому блокирован для бытия. © Copyright: Николай Сыромятников, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|