В. Высоцкий. Литературный Зимний Сад
Литературный Зимний Сад
СВетланы Водолей
2023 год
К 85-тилетию со Дня рождения Владимира Высоцкого
ПРЕДИСЛОВИЕ
Про славу, успех, лидерство и Высоцкого
Все люди делятся на две категории: люди "если" и люди "когда". Воспринял Инфо, и тебя одолевают нестандартные решения, если вы творческий человек и способны быстро, интуитивно аккумулировать Энергию, перерабатывать её и находить ручеёчки, войдя в общий поток, Большой Хаос, который не есть хаос-бардак, а в нём есть скрытый математический Порядок, в котором заключено много решений. Их надо только увидеть и применить Действие. Отчаяния по поводу слишком высоких целей бояться не надо. Страх тоже надо отбросить: что у нас происходит и чем всё закончится?
Наступило другое Время. Мир на глазах меняется. Это турбулентное время, в котором от каждого, именно от каждого зависит: что будет дальше. Из мелких стёклышек создаётся витраж: новая мировая картина, новое социо, в котором придётся жить. Благословенна эпоха Перемен и благословвенны те, кому довелось в нём жить. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!" НАМ ПОВЕЗЛО! Мы попали в то время, когда всё будет зависеть только от нас каждого!
Время турбулентности! Оно требует безостановочного Движения. Не бойтесь Мечты, живущей за рамками Предела! Не слушайте тех, кто говорит: "невозможно" на ваши начинания. Дерзайте! Пытайтесь! Находитесь в полёте, и у вас отрастут крылья. Вы почувствуете Себя, свою Индивидуальность, вы поверите в себя и станете красивы в своей Мечте! Поймайте Поток. Почувствуйте систему. И начинайте действовать!
Таким образом, мы выяснили, что наступило время индивидуальностей! Роль лидера важна как никогда. И каждый из вас для себя — Лидер.
Идите вперёд, не оглядываясь назад. А если и оглядываясь, то только для того, чтобы поймать свою Карму, прочувствовать ещё раз предыдущий Опыт. Сегодня мы опираемся на кого? На Себя! Берите риски и ответственность за свою жизнь. Отбросьте уныние, самый главный смертный грех! Жить в социуме, не игнорировать его, как некоторые это делают, оберегая своё кажущееся спокойствие, которое на самом деле не является Спокойствием по дзэн. Не бойтесь Отчаяния. Только идиоты, живущие как растение в своих горшках, никогда не отчаиваются. Становитесь лидерами, которые опираются не на Систему, потому что всё рушится, шатается, меняется ежемоментно. Быть грустным и унывающим нытиком — это бесплатно. Вас ждёт ад за Уныние!
Становитесь лидером сначала Себя, потом Дела, за которое вы взялись. Творческие люди знают, о чём я говорю. Отсутствие полёта, ощущения Счастья не только непродуктивно, но и губительно. Вы разрушаете себя как Дом, в котором никто не живёт. Все умные люди проходят и отчаяния, и риски. Жизнь — это Движение. Работайте в ассиметрии, двигайте стены, экспериментируйте и отвергайте, находя новое. Делайте старое — Новым! Совмещайте и комбинируйте. Новая кухня, новые вкусы, новая мода, которая есть часто переработанное старое, но вдохнувшее свежий воздух Перемен. Время ассиметрично, эклектично, нарастает потенциал и Энергия носится в воздухе. Нужно только её воспринять и взять.
"Я бы мог, но мне мешают",- если вы так говорите, никогда ничего не произойдёт. Поставьте на себе бывшем — Крест! Конкретизируйте свои начинания, назначайте сроки, планируйте сначала день, потом неделю... Хватит! Сегодня всё нестабильно, поэтому начинайте с малого, с Дня! Это работает. Лидер в условиях турбулентности это существо, которое включает в себя прежде всего Интуицию.
Время Большого Хаоса - это математическая теория, в которой всё рассчитано математически, вплоть до мелочей. В Мироздании нет мелочей! Сначала дойдите до отчаяния, обнулите себя до Конца, которое станет Наччалом, если вы прислушаетесь к себе. И второе: черпайте информацию отовсюду. Постоянно находитесь в боевой готовности Номер 1.
Самореализация и Удовольствие от продвижения к своей Мечте - вот Первый критерий лидера!
От классики устаёшь, поэтому нужен модерн, постмодерн, эклектика... Как кухня фьюжн,* где всё замешано, необычно, но выглядит вкусно. Фьюжн (fusion) в переводе с английского означает «смешение, слияние, сплав». Вы можете делать всё, что хотите! Дайте себе возможность дерзать. Нет потерянного поколения, потому что есть абсолютно ВСЁ для того, чтобы начать делать что-то позитивное.
Давайте подумаем, почему сегодня Владимир Высоцкий приобретает всё большее Значение. Потому что он сочетал в себе Социум, все его оттенки, и одновременно позволял себе дерзать несмотря ни на что, несмотря на официальное НЕпризнание. Первая книга его стихов была сделана его друзьями к Дню рождения, а не вышла в Госиздате официально, большим тиражом. И несмотря ни на что, он смог стать Высоцким! И мы им восхищаемся. И будем праздновать через неделю 85-ти летие со дня рождения. Он был индивидуум! Сегодня же время индивидуальностей, время лидеров.
Энергия продвижения к своей Мечте НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО. Ни на отсутствие денег, ни на зависть коллег, пытающихся вставлять палки в колёса, ни на собственное отчаяние, которое иногда посещает любого, тем более человека, ставящего себе самые высокие задачи. Творите свой "суп", свой жизненный фьюжн. Именно поэтому Высоцкий становится особенно актуальным, несмотря на то, что до сих пор некоторые не считают его поэтом, хотя и при жизни его слава как барда зашкаливала. Опираясь на самого себя, слушая только себя, во враждебной среде, без всякой помощи извне, потому что в творчестве ты всегда одинок, хотя великих много. Именно поэтому вторая книга, посвящённая Высоцкому, будет называться "Давайте жить среди великих!"
Сколько нужно денег? Денег нужно ровно столько, чтобы о них не думать! Они ни в коем случае не влияют на результат, и никогда не стоят на первом месте. Когда-то это мне сказал один очень успешный бизнесмен, за лекции которого другие бизнесмены платили приличные деньги. Личный критерий качества жизни диктует, сколько вам, лично вам нужно денег. Представьте, что вы сами повар на своей кухне. И если вы предъявляете к себе самые высокие требования, то это будет обязательно вкусно не только самому, но и всем.
Поэтому на Втором месте: критерий Качества жизни, который включает в себя Деньги. В турбулентное время главный авторитет — вы сами! Уважайте себя. Не делайте ничего бесплатно. Если вы наработали профессионализм, он должен быть оплачиваем. Иначе вы не уважаете себя и другие будут относиться так же. Денег нужно ровно столько, чтобы реализовать свои идеи! То есть нужно столько, сколько нужно именно тебе для ощущения Счастья.
Третий критерий — это дружественная Среда! Это не стадность, мы все разные, но в главных направлениях среда должна быть близкой. Так легче работать.
Мелкие цели уменьшают, опускают, низводят, вместо того, чтобы возвышать, тянуться, стремиться.
Четвёртый критерий — "я не шоколадка" и не хочу нравиться всем. "Другие" не поймут, поэтому они мне не близки и не нужны. Это то, что НЕ МОЁ. Я работаю на ту аудиторию, которая мне близка. Мне важно, чтобы меня услышали Свои и мне важно именно их мнение! Более того, я не хочу нравиться всем. Это было бы возможно приятно, но странно и даже лживо. Наверняка, некоторой части общества ты совсем не друг, и даже враг. В артистической среде, в среде искусства часто именно мелкие, низменные чувства являются для кого-то ведущими. Стать лучшим, стать самым лучшим, и, как следствие, стать автоматически врагом более талантливого, более успешного и так далее... Нельзя в эпоху турбулентности быть прямым как шпал. Надо самим быть турбулентными. Надо балансировать на канате как канатоходец,- только при этом условии вы сможете сохранить равновесие и не упасть. Я хочу, чтобы меня услышали Свои. Мне подходит только Одна группа крови и никакая другая. Мне важно именно Их мнение, потому что я им доверяю!
Диалог:
-Здесь слишком много линий.
-Это Пикассо!
-Ну и что?..
Самое важное — это жизненная Энергия! Её нужно иметь столько, чтобы можно было дарить. Цените и сохраняйте её! Можно сохранить свой внутренний мир, свой потенциал, если вы не растрачиваете впустую и не заботитесь о том, чтобы нравиться всем. Я не часто выхожу "на люди". Я это делаю, когда предполагаю, что буду находиться в своей среде, то есть в дружественной. Меня не заботит паблисити.** У меня другая цель. Парусная лодка идёт по волне, она не идёт против течения, она чувствует потоки, она идёт по ветру. Иногда нужно сделать паузу, расслабиться, обнулиться. Я - лермонтовский Парус! Нельзя быть прямым как грабля. Тупая упрямая воля ничего не сможет сделать. Энергия даётся изнутри. Интуитивный Поток находится в тесном содружестве с Космосом. Он протягивает вам руку прямо "из вас".
1. Ответственность. 2. Межличностная коммуникация. Умение договариваться, дружить, уговаривать, торговать, здороваться, самообучаться, находить единомышленников. "Офисные шары". Земли мало, но используется пространство. Шар! И я его сдаю в аренду. А их много... Вот это Искусство коммуникации!
3. Профессионализм. Его надо нарабатывать, причём долго. Точнее до 30 лет. Всё идёт в копилку, любая информация, попадающаяся на пути. Если он есть, вас не сбить с каната никаким ветром!
Далее. 1. Берём риски за себя и за всех. 2. Умение держать удар. Выигрывает в смертельном бою тот самурай, который уже мёртвый. Готовность на всё. В критических ситуациях убирается страх. 3. Учиться общаться.
4. Профессиональная интуиция. Умение молчать. Дать себе возможность подумать. Отвлекайтесь. Руки и Воображение. И постепенно придёт решение. Гуляйте по берегу моря. Если нет берега, по парку. Если нет парка, по улице. Природа тоже даёт ответы на вопросы, помогает найти Решение.
Ещё одно. Если есть партнёр, который понимает, это важно. И здесь опять стоить вспомнить Высоцкого. Расстояние, которое разделяло его с Мариной Влади — было огромно. Они подолгу не виделись. Но важно было Понимание между ними, поэтому растояние было не определяющим. Не могут две Звезды находиться всё время близко, рядом. Они сожгут друг друга. Нужен воздух между людьми, позволяющий друг друга не убить. Наверно, это и в творчестве имеет место быть. Нельзя и не надо мелькать перед носом всех и всякого каждый раз, когда что-то затевается. Надо уходить, а потом волзвращаться. Главное, не бойтесь падать! Помните, в фильме "Спасибо, что живой!": "Вот, ты куришь... правильно делаешь. Когда дойдёшь до ручки, прыгай с десятого этажа и не надейся, что тебя поймают. Меня ни разу не поймали." - А что делать? - Лети!..
Ты должен нравиться себе в любом состоянии. Даже, когда тебя НЕ ПОЙМАЛИ и ты разбился. Или не разбился. Но при этом не осуждать за то, что и не попытались поймать. Не бойтесь падать! Довести облом "до ручки", и потом что-то начинается, типа "Как прекрасна жизнь!" И ты выходишь из кризиса. Лёгких способов нет, но это для сильных личностей. Может, именно поэтому Высоцкому нужен был допинг, подпитывающий силу сопротивления тому, что он органически не принимал.
Поведение иногда должно быть ассиметрично. Пусть какое-то время никто ничего не понимает. Но в нужный момент надо сказать чётко, жёстко и прямо. Стать чуть-чуть азиатом. Главное, должно быть терпение и профессионализм.
Авторитеты сегодня не работают. Вы сами лидер и авторитет. Сегодня "Героя нашего времени" нет! А есть расширение лидерской позиции до уровня больших коммуникаций. Сегодня новый феномен: социальные сети. Они построены на том, что лидером является "твой сосед", который тебе нравится. Многие считают, что социальные сети заменят многие институты и в том числе политические. Вы сам себе Лидер и делайте Страну. Сами!
Многие меняют идеи, ценности на карьеру. Цинизм иногда побеждает... Каждый выбирает себе жизнь. Я учусь всё время, с детства и до сих пор. Я всё у всех беру! Внешний мир даёт мне идеи. Мне не хватает времени сделать всё, что роится в моей голове. Главное, открыть уши! Для меня главный критерий: я сама. Я беру, перерабатываю в себе и действую. Возможно, нужен масштаб. Но придёт время и будет масштаб. Специально об этом я не забочусь. "Моим стихам /и прозе/, как драгоценным винам, настанет свой черёд!" Никто за ручку никогда не водил, но каждую секунду я учусь и делаю это с желанием. Мне интересно жить по Александру Скрябину: "Главное — ЖЕЛАТЬ!"
Не зацикливаться, не топтаться на месте! Главное что-то делать. Если появляется состояние "нет желаний", делайте что-то... стирайте, убирайте, рисуйте, делайте что-то руками... Судьба обязательно подкинет Знак! Нужно постоянно сканировать мир и собирать информацию, складывать в шкатулку и наступит час, когда она пригодится. Не важно, кто будет премьером, кто президентом. Повестка одна и та же: нужен Кислород. Иначе система начинает пожирать саму себя и в конечном итоге умрёт. Система не выдержит и не выдержите вы.
Я бы не хотела быть эмигрантом, потому что жить и творить могу только в родной среде, даже если она враждебная. А тем более, если эмиграция создалась сама собой, как следствие развала Союза. Я продолжаю чувствовать себя в Родной большой Стране, как и было ранее. В творчестве я профессионал, а профессионал не очаровывается, поэтому и не разочаровывается. Повторяю: мне интересно жить! Считаю, что мне и нам всем повезло жить на перекрестье Времён, эпох, жить "Среди великих", за которыми я не успеваю, потому что даты, даты, даты надвигаются одни на другие... И ближайшая из них — День рождения Владимира Высоцкого!
17 января 2023 года
*Статья-предисловие к новой книге, посвящённой В. Высоцкому "Давайте жить среди великих!" первая книга "Спасибо, что живой" вышла в 2016году.
http://stihi.ru/2016/01/30/3671
**Кухня фьюжн, фьюжн-кухня — кухня, сочетающая элементы различных кулинарных традиций. Кухни этого типа не относят к какой-то конкретной кухне, они играют роль в инновациях многих современных ресторанных кухонь, начиная с 1970 года.
***Паблисити - известность, популярность.
* * *
Улетайте, перелётные дети!
Улетайте, перелётные дети,
из больших городов.
Улетайте в беспросветность просторов
заморских степей.
Здесь устали любить
бесполезных ненужных богов,
здесь мы веком придавлены,
глыбой серой слепней.
Спрячьтесь в угол гнезда
провинциальных окраин,
где трамвай до кольца
и надеждой хрустален
опочиваленный
сон о Возможном,
этом далёком,
но очень тревожном.
Разрешая себе
сжиться с подушкой
двухголовья кровати
и сном о лягушке,
так и не ставшей
царевной, проспавшей
Зов путешествия
в дальние страны.
Там, где нирванна
неизвестность тумана.
Хоть и обманом,
но мечту воздержавшей
так высоко, что домысливать — годы.
Здесь нет любимых,
которым ты годен...
Те поколения, коим угоден,
без поклонения
таланту Мавроди.
Если достаток
есть — самодостаточен.
Но улетаешь
в оперенье зачаточном:
что-то успеть сделать навроде,
став гениальней,
чем источники боди.
Где для Любви и её чистоты,
ты с незнакомцем в мгновенье на ты.
Вей ветерок. Падай прохлада.
Утро как ночь,
тьмущему рада.
Только лишь сумерк
забрезжит рассветом,
я становлюсь подлунным поэтом.
И тороплюсь расписать эту смету,
сети расставить к созвездиям Леты.
Время бежит за поездом скорым.
Парк мой дрожит. Открыты все поры.
Влажные шторы качают планету.
О, просыпайтесь скорее, поэты!..
18 ноября 2021 года
До Сих Пор!
Название придёт потом,
как серых глаз пустой фантом.
Высоцким доблестно увенчан
тот пароход, что был замечен.
Я тороплюсь расставить смету,
расставить сети рыбам Леты,
за скорым поездом вплавь, в мрак,
держа дрожащий Сад как флаг.
Литературный флаг, Маяк!
растут в нём травы кое как,
но сочной зеленью качая
корабль и мачту утончая,-
верстаю странную планету...
Не спите, сонные поэты!
Проснитесь! Время распиная,
мы доплывём до крыши рая,
где столько славных есть Имён,
которые со всех сторон
кружат как стаи птиц и рыб.
Вот, рядом Лермонтов возник.
Вот Маяковский, вот Высоцкий,
Лимонов, незабвенный Бродский...
Всех не упомнить, кто в раю.
А кто в аду, те на краю,-
и месят месиво пространства,
из хаоса создав рубеж,
в котором синь морей и беж
пустынь уже не отвлекает,
а только тоньше режет брешь.
Мы одиноки как всегда,
Творцы, которым в Никуда
лететь, но только не ползти
средь Безымянных звёзд в пути.
Вставай же, Племя расписное!
Душой младое и нагое.
Отдавшее себя за Крест,
который сам себя и съест.
За Творчество из вечной смуты
душевных ран — наложит жгуты
Времён безжалостный Гримёр,
морщинам лиц не дав отпор.
Но дав согласие для Славы!
/Хорош поэт, когда он мёртв./
Жизнь начинается с расправы,
потом... за то, что ты был правый,-
достойно ценят до Сих Пор!
26 ноября 2021 года
Жизнь начинается потом.
Жизнь начинается потом...
Когда уже достроен дом,
и ты садишься у окна,
где площадь Красная видна.
Жизнь начинается с котом,
который прыг через порог,
и всё, что сделать ты бы смог,-
не успеваешь... как поток.
Сам — водопад в паденье дня
и восхожденье утра сумерк,
когда ещё темным темна
и заповедна Сутра. Умер
или не умер, только Знак,
при коем созидаешь Землю
в пространствах, чьим покорно внемлешь
или вспять пятишься как рак.
Но ты стараешься вдоль риз
прожить, наощупь стенам вторя,
где призраки давно не спорят,
лишь иногда нисходят вниз.
Великие, как вам не тесно
сидеть на тронах, возносясь,
величественных царских лестниц
из облак, жизни не боясь?..
Паря в пространственных квартирах,
вы не немые до сейчас.
И нет над вами командиров,
и вы творите как молясь
чертогам Творческим! С забралом
Высоцких острых кружевов
бессмертных строк, валящих валом,
и как поток, валя причалы,-
для тех, кто сдержит ваш улов!
26 ноября 2021 года
Высоцкая плеть.
Не обретаюсь в волнах обречённых,
но берега исчезли. Время мимо...
А кромка стынущая словно отречённость,
к рассвету с недоверием ранимым.
Мазками зимними разнузданный художник
спешит наляпать там и тут под вечер,
а Северные ветры на треножник
с холстом плюют, сметая Духов Вече.
На упоение, Я - Фауста. Не страшно,
что в темноте торопится причудой
сиять огнями светофоров так отважно,
что поезда по рельсам как Иегуди
смычком по струнам скрипки. Или барды,
тряхнув своими временами врежут искры
звучащих струн, играющих как в нарды
на фоне льдисто-серой речки Истры.
На упоение — сиятельна дорога.
Карета, Тройка заповедной страсти.
Метель и церковка, стоящая убого
с венчанием от бога до напасти.
Вибрационна крыша, подпол, стены...
И призраки давно сгруппировались,
с картин нисходят Избранной Богемой.
Поэты спешились, а кони истончались
до вьюжной дымки. Берега не видно.
Одна дорога, а назад не въедешь.
Сугробы выше злата Недотроги
и шубы сброшенной в прихожей пред обедней.
Вот золото тоски в аккордах бьётся
как птица в клетке. Выпростай наружу.
Пусть мысль – погибнуть – ей не применётся
прийти на ум, когда она закружит.
Кривая Перемен как позвоночник
привык ночник включать не стоя прямо,
а полулёжа, глядя на подстрочник,
в котором засекреченная яма.
Не путай зеркала с хрустальным звоном
от трепета родившейся вдруг строчки.
Она шумит как море, камертоном
настраивая ровное на кочки.
Обнажена вершинной яркой мыслью,
ведущей лучезарно по предгорьям.
Но только горы очищают выси,
и души, и тела до изголовья.
Очнувшийся, ставь тесто на дрожжах.
И жди подъём сквозь тернии, но к звёздам.
И жди, пока тебя хлестнёт вожжа
Высоцкой плети, выстраданной остро.
26 января 2022 года
Ересиарх гитарный.
Из глубей амальгамных
невзорванных церквей
Ересиарх гитарный
шагнул царём зверей.
Над сопкой меднорудной,
на сценах белых зал.
Куда тебя бермудно
зовут, туда и встал.
От взгляда кареглазых
и взвинченных зрачков
к творящему намазу
идёшь под срыв оков.
С оскалом не сейчас, а
позднее. Лишь потом.
Когда полгода в пазлы
с расхристанным ковром
был в сплаве с терпкой Славой,
которой тёрт и горд,
аккордами по клаве
бомбил рояль о фьорд.
На фоне Белой залы
ты тело распластал.
Хоть выноси на сплавы
святых,- и снова встал!
Причастный ко всему, и
пристрастный как всегда,
по сердцу и уму ли
стал Памяти вода.
Ты был обыкновенный,
но творчески алкал
свои мифологемы
ведя на пьедестал.
Ты был как лёд и пламень
несозданных церквей.
Из доброты нёс Знамень
и был царём зверей.
А мы как человеки
своих земных орбит,
раздвинули вслед реки,
в которых струнно зрит
гитарное пространство,
где хаос Пустоты.
И жизни хулиганство,
что с вечностью на ты!
26 января 2022 года
А ведь тебя, по сути, давно нет.
Мы в душном подземелье лжи,
но мы чисты.
Мы пьём из родниковой лужи
звон беды.
В ней Память всех веков,
и те следы,
которые остались у Воды.
На Голубом глазу, где ты не стар,
а вечно молод как Ересиарх.
Причём тут "Ярик" из фашистских бдений
и либеральный запах у соседней
помойки? Ты был взорван. Струнный бой
опять идёт заспинно за тобой.
Гитарное пространство стали льёт,
а льдинный камнеход всё в спину бьёт.
Ты Хаос Пустоты построил в ряд
гитарных Заповедей, что выходят в Сад.
Само Чело со скулами свело.
И горло рвёт строка, пока светло
внутри тебя. Но в горнице темно.
А рядом та любовь с частицей Но...
И звёзды льнут после концерта так,
что некуда им деться. Буерак
как сцена, коей некуда пенять,
и даже некогда всю-всю её обнять.
Как не объять широкой Пустоты,
которую заполнил сам. На ты
с тобою вечность, гром-гиппопотам.
Ты без афиш собрать готов там-там,
и стадион, и пропасти церквей,
и Пир на кухне, где всегда: налей,
потом навей как гнёзда бездных крон,
в которые ты искренне влюблён.
И до утра бессрочной Пустоты,
всё пишешь, заполняя бреши ты.
Сводя гармонию стихов с музыкой сфер,
не успевая выйти на пленер.
Весь порох из пороховниц своих,
ты отдаёшь бесплатно, безвозмездно,
платя всей жизнью, кровью для чужих,
с тобой родных и сопричастных гнездно
в том понимании, которым равных нет.
А ведь тебя, по сути, давно нет.
Достойно Понимание потерь!
Ты вновь стоишь перед вершиной близкой.
И сам себя кусаешь словно зверь,
пока раскроется Куда-То снова дверь,-
и ты споёшь перед толпою низкой.
27 января 2022 года
И шли флюиды от Бермуда.
То словно мотыльки порхали,
то рвали струны и колки.
И ночевали, и дневали...
В кафе Арбатском Цинандали
мы пили молча "от тоски".
Но та тоска была другая,
как дно невздыбленной реки.
И чёрным облаком вкруг рая
дворцовых лестниц близ сарая-
шатра со строгостью руки
нам, указуемо перстами,
куда и как держать Обряд.
Мы жили влёт над волостями,
исполосованные сами
строкой в кровавый водопад.
Тебя Пегас пинал и прятал
как ручку в новенький пенал.
И с Музой сам себя сосватал,
а после пел и ликовал.
Канал открыт, и Космос льётся
молокой рек на берега.
И Дух кисельный поддаётся,
и струны рвущая рука...
Во глубь души зиявшей раной,
когда и слёзы ни о чём,
ты жил бурля своей нирваной
запрограммирован в проём
вочеловечения Духов
и воскресенья после мук
от власти с должной оплеухой
для счастья с вечною прорухой,
не выпускав гитары с рук.
Во глубине сияли руды.
Ты был друг Северных морей.
И шли флюиды от Бермуда,
в морской тельняшке и без флуда,
средь вероломнейших царей.
27 января 2022 года
В кафе, на Арбате, за рюмкою чая.
В кафе, на Арбате, за рюмкою чая
сидел как Сократ, никого не смущая.
Ты не был в Китае. Ты мог быть в Китае,
где ТОска тоской разливалась до края.
Ан, нет, не в Китае. К Японии ближе,
средь Сада камней, в спину брошенных, иже...
Близ сакуры Света и Розовых палех,
где Фудзи сосала свой Розовый палец.
То алый, то вновь белоснежный как горы,
открывший для Творчества истинно поры,
и жгущей и ждущей такого кумира
как был Маяквоский,- Маяк на полмира!
Ты ближе Каира, ты жжёшь на Стихире
как истинный друг и заоблачный Лирик.
Как Лик из светящихся облачных нимбов.
Как лоск океанской сиятельной вимбы.
Мы жили. Творили. Не слыли, а были!
Гитару Гарсиа отрыли из ила.*
И Северным ветром по жизни скользили,
и с той хрипотой, что Сахару пронзили.
И с творческим драйвом
в содружестве с Бардом великим,
поэтом, играющим в нарды
из слов, сотворяющих Духи и мирру,
о чём говорит нам сегодня Стихира!
27 января 2022 года
Проведите, проведите меня к нему! Поэма.
Смерть, находка, Луны круговерть...
Ты не слышишь ли? Или... твой слух утерян?
Я в последнем ряду — и тебя не стереть —
самый старый из юных, Пегасовых, мерин!
НЕОбъявленный бум, искалеченный стол.
Кто... зачем ты, урожденный веком?
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу СЛЫШАТЬ этого человека!*
Вот он, Первый этап. Кандалы цепей.
И церквей не взорванные основания.
Ты — фундамент века среди всех зверей.
И вершина жизни в своём Призвании.
Исцеление всем калекам? и Тем
не объявленный голод блокадной смуты.
Разрешенье проблем средь анафем и схем,
дорисованных истинно дном Бермуда.
Как Титаник горяч, ты не тонешь, смел.
Упоённый гармонией ВНЕвременных просек.есен.
Ты три дня и три ночи как в сказке пел,
словно шёл наугад, облицованный в прочерк
между жизнью и смертью. Качался корабль.
И несли паруса словно Парус ЛермОнта.
Настоящий и буйный, ты нёсся в астрал,
где Маяк Маяковского с искорёженным зонтом
как спасенье от бурь, ждал Поэта судьбы:
быть придавленным веком, но летать по-над всеми.
Могут быть только горы с вершиной "на ты"
по запрограммированной свыше схеме.
Город целых три дня целебный помёт
птиц заморских искал в свалке каменногрудной.
Только Слава ему! Он великий как Пётр
в своей песенной жизни слов многотрубных.
Зазвучала струна,- черни есть где уже
уповать на себя, преклонивши головку.
На целебных харчах — гармонический жест
переборной струны с необъятной сноровкой.
Ты был буйн и удал, и ночами не спал,
подбирая слова в смысловые разливы.
Близ наскальных рисунков веков ты гулял
по разбуженным тропам Садов синесливных.
Ты три дня и три ночи как в сказе блуждал,
солнцем жёг "на удачу" с Ярилиной страстью.
И солома пылала, когда ветер трепал
жёсткость тёмных волос над таёжной напастью.
Снова в Двадцать Втором деревья горят...
Им бы жить-не тужить, но ветрами захвачен
не сравнимый ни с чем таёжный Обряд,
где Славяне-волхвы до сих пор горько плачут.
Обмолоченный стог пшеничных удач.
Хлебосольные верфи с перелётными птицами.
Перелётные люди... Ностальгический плач...
Разбросали по странам вас с угрюмыми лицами.
Поиск счастья как день или срублен как пень,
но цветущий цепями гроз и грёз обуявших,
с НЕОзлобленный сердцем ты летишь как олень,
и не лень под мигрень петь Анафему падшим.
Аллилуйю — другим, открывающим сень,
где лишь чувства лютуют словно братья из павших.
Утомлённое солнце греет пепельно день,
ну, а ночь зарастает словами: "За наших"!
По заблудшим — тоска пулей ждёт у виска.
И пульсирует жилка голубая над нею.
У балтийской зари Красной лентой — тоcка
из персидских ковров под ногой Гименея.**
Не объявлен концерт, но арена гудит.
Кто ты, с чем ты, Герой, истощённый веками?
Проведите же к ней! Среди всех Афродит
эта лучшая из... Колдуний с цунами,
где Париж и рассветы как в рот молоко,
после страстных ночей, разрывающих вымя
у Священных Коров, чтоб сочилось легко
рек молочных Clico и Маринино Имя!
Озлобленный закат, словно голову с плеч.
Дописал пару строк,- и закончена Песня.
Эту СИРИНА Птицу ты пытался сберечь,
дорожил её именем, Надежду чудесня.
Как оброк эта жизнь, что ввергает во Тьму.
Обмокну же хоть раз подаянный хлеб в млеко.
"Проведите меня, проведите к нему!
Я хочу СЛЫШАТЬ Этого Человека!"
28 января 2022 года
*Слова Сергея Есенина.
Монолог Хлопуши из драматической поэмы "Пугачев".
Поэма написана ко дню смерти Владимира Высоцкого, 25 июля 1980 года.
**Гименей (др. -греч.) — в древнегреческой мифологии божество брака, освященного религией и законом (в отличие от Эроса — бога свободной любви), который изображался в виде украшенного цветами нагого юноши, держащего в руке факел.
Площадь волшебная, выси Высоцкие.
Площадь волшебная, с многими тайнами,
с мистикой огненной аутодафе...
С цветом неона витрин, где случайное
запрограммировано под шафе
богом иль чёртом. Чертоги едины.
Космос. Харассмент. И Чистота.
Голые камни. Метели седины.
Выси Высоцкие и маета
звёзд полномочных и дум пололунных.
Промежей парных традицион.
Помни устои, основы средь шумных
толп, что по Домской снуют в перегон
радостных праздничных АГНИсияний.
Томных метелей запутанный рой.
Там, где пути в Поворотах фатальных,
среди проваленных бездн инфернальных,-
пой же над миром гитарной струной!
11 января 2023года
Площадь волшебная, выси Высоцкие.
Площадь волшебная, с многими тайнами,
с мистикой огненной аутодафе...
С цветом неона витрин, где случайное
запрограммировано под шафе
богом иль чёртом. Чертоги едины.
Космос. Харассмент. И Чистота.
Голые камни. Метели седины.
Выси Высоцкие и маета
звёзд полномочных и дум пололунных.
Промежей парных традицион.
Помни устои, основы средь шумных
толп, что по Домской снуют в перегон
радостных праздничных АГНИсияний.
Томных метелей запутанный рой.
Там, где пути в Поворотах фатальных,
среди проваленных бездн инфернальных,-
пой же над миром гитарной струной!
11 января 2023года
Под грохот органа на площади Домской.
Под грохот органа
и шёпот времён
сияли снега
на площади Домской...
И пели скрижали,
и выли рога.
И жгли полоумные
юбки колдуний.
Под визги трубы Иерихонской.
А кто опоздал
быть сожжённым вчера —
сегодня тоскует
свои вечера.
На площади Домской
снуют фраера...
Под визги трубы Иерихонской.
Но кто-то испортил
под крики Ура
мои берега,-
они стали чужими.
А были родными
как эти стога
над пастбищаами
голубыми...
Внимаю сугробам,
витринам, особам,
зарытым в меха,
пьющим кофе с морозом.
И жду под ветрами
сквознячными грёзы,
которые будут
будить гиацинт,-
Предвестник весны
под грохот органа!
Вокруг мокрый снег
вперемежку с туманом.
И голосом Свана*
"Украдено время"*
из старых времён
полномощно сиять!
Даёшь Перемены! —
Расхристанным ранам
век Новый, счастливый
стране наверстать!
* * *
Под грохот органа
сияние Раны.
Под грохот органа
жжёт шёпот Времён.
Зияют снега.
Возбуждённые страны.
Поющих скрижалей
разверзнутый фон.
На площади Домской...
не слышно органа.
Грядут полнолунные
дни колдунов.
И воют рога
из ИНФО телеграммы
трубой Иерихонской
забытых Основ!
Грядут полнолунные
юбки колдуний,
сметающих всё:
Пир во время чумы!
И снова идут
через площади мумий
с мехами из куний**
последние сны.
А кто опоздал
быть сожжённым вчера —
сегодня тоскует
свои вечера.
На площади Домской
снуют фраера...
Под визги трубы Иерихонской.
8 ноября 2013 года - 11 января 2023 года
*Шарль Сван (фр. Charles Swann) — один из центральных персонажей цикла романов Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».
**КУНИЙ, -ья, -ье. Прилагательное к куница. Куний след. Куний мех. Сделанный из меха куницы. Куний воротник. "На сестру надевали богатый куний салоп с большой собольей пелериной." Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина.
Своя колея.
Стихи! Возвышен стиль и штиль!
Ровнее ровного наветы.
И Сад наполнен "курой гриль"
аромом как Весны приветы.
Ещё чуть-чуть... И вот, она
во всём своём сиянье рядом.
Очейровательна Весна!
С комтным шлейфом близ Плеяды
бессмертных звёзд. Скорей, скорей
родиться дай ему, Поэту!
Он будет бардом! Дуй, Борей ,
прохладой будущей для лета.
Число в число забрал Июль.
На предначертанном сугробье,
века живущий как Катулл,
преодолев бессмертье, фобий
широкий шквал... Не второпях,
приглядываясь к ножкам дивным,
как Пушкин ведал, не стыдясь
влюблённостей своих невинных,
энергию давал стихам
и рвал разнузданные струны.
И успевал спеть тут и там,
не обращая на седины
внимания. Своим друзьям
дарил ночные споры, поры
открыв себя "ко всем чертям"
молитвословных уговоров.
И покоряясь колдовству
любови близко-чужестранной,
висел душою "на колу"
всегда, содравший кожу с Кармы.
Блистал "Своею колеёй"
и не оглядывался в прошлый
уют, где бесприютный бой,-
и жил сегодняшним не пошло.
И как всегда, всё на краю!
И жизнь поставлена на карту.
Она весь мир, а ты - в раю!
Гитарный бог. Спартанец Спарты.
На острие чужих ножей,
вдоль междулестничных пролётов,
вставал на Смысл как на ежей,
спал на гвоздях рахмета с квотой
суровой? слишком мало жил!
Но всё успел. На то и гений.
И бога с чёртом ворожил,
и очертя прошёл ступени.
Где заповедное высот
высоцкой хрипотой прорвался
в заоблачность своих красот
и Колеи не испугался!..
18 января 2023 года
В небытие, без права Славы.
В небытие, без права Славы
нам вовозвращаться не пристанет.
А послесмертье — как забава
богов, смеющихся над нами.
Наткнувшись вдруг на поцелуи
среди разорванного поля,
где рытвины под Алиллуйи,-
а ты, что, рад? Ты рад ли, что ли?
Хороших женщин не бывает.
Они заслужены мужчиной.
"Французский оборот" вздымает
на водах волны без причины.
Во всём есть следствие, и только.
Хоть крышу застилали толью,
она течёт и протекает,
о течке ничего не зная.
"Четыре уголёчка рдеют",
а ты стоишь на перекопе,
обозы Прошлого лелея
и юбок вздыбленные опы.
Внедрял и Чосер-обыватель
в стихи французские приправы.
Фразеологии старатель,
"жёг" обороты для забавы.
Неужто прямо был как Пушкин?
Я сомневаюсь несмеянно.
Кто знает, навострили ушки
и слушают, низвергнув "манну"
с небес. А там уселись боги
и льют помои в огороды,
не зная плод, его тревоги,-
не вызревши соваться в воду.
Не зная броду, плыть от века
до века без потуг меняться.
Мы были в прошлом человеки,
теперь же не за что держаться.
18 января 2023 года
*Джеффри Чосер - основатель английской поэзии. Внедрял, как и Александр Пушкин, французские обороты в поэзии и прозе. XIV век.
Жизнь в Бессмертии. Поэма.
О нави,* словно её нет,
ты бредишь по утрам стихами
на фоне брошенных планет,
где жили мы и жили сами...
Когда в Бессмертии пространств
вдруг породнились непорочно,
тогда и мир, безумный сам,
бесшумно жил, но жил не очень...
Теперь же Времени в обрез,
чтоб изменить своё пространство,
возобновляя и прогресс,
и гладомора** постоянство.
Когда бы жил ты тыщу лет
и рвал струну, и надрывался
среди заброшенных планет,
читая вместо книг планшет,-
чтоб ни о чём не догадался...
Мы жили бы в своих мирах,
ходили в лес за сбором ягод,
но рог быка нацелен в пах,
и капли три Сальери в пагод
необратимую Купель,
где гон Весны торопит Время.
И что-то супротив как Лель
поёт Снегурочке в беремя.***
И стар, и млад... твори фасад
и строй свой Сад Семирамидный.
Седьмого Чуда водопад для тех,****
кого уже не видно!
Кто сам ушёл или ушли
из непорочных побережий,
куда и боги снизошли
за строки убивать и нежить.
Остановившихся Времён
на солнцепёке среди лета,
спешили в Лету, всех сторон
сгребая в кучу тел приветы.
Оттуда не вернётся Дух,
как не хотел бы он вернуться.
Число в число июльский пух
смешался с снегом.***** Обмануться
уже никак! Не повезло.
С цветком в груди бессмертной Иды,
в падении карниз назло
под силуэта грустный выдел
"Цветами зла" стоял в ряду
вдоль Домской площади старинной.******
Текло сопрано кокаду
из окон крыш с окрасом глинным.
Жёг черепицы перманент,
и жгли лучи, направив в темя
возврат к изжитому. Патент
был дан ногой фашизма "в стремя".
Не оправдал и Холокост,
и горы жертв из безымянных.
Наш рот заткнут. Не сказан тост.
И все вдруг стали чужестранны!
Но есть Высоцкий, есть Сократ,
есть Пастренак за Поворотом,
где Снег, идущий как набат,
готов кормить кровавым потом.
И за Идею, за вину,
за то, что мы недоглядели,
мы снова чествуем войну,-
и оказались все "при деле"!
Тогда и ты, остановивший
свой ход Времён под стремена,
и Змия намертво сразивший,
продлишь для Счастья времена.
Воткнув свой кол в бразды правлений,
переиначив всё и вся,-
признаешь Моцарта за гений,
свой Демон к Врубелю неся.
В руинах струнная дорожка,
по ней идёт вихляя кошка
канатоходцем на краю.
Мост без перил,
без корма плошка.
Ты подожди её немножко,
пока окажешься в раю.
Перебирая лапкой Светы,
сорвав Рембрадтовы береты,
она лизнёт валериан,
и передав Привет планете,
вспрыг на ходу трамвая в Лету,-
задержится среди лиан...
Потусторонний Звук и холод,
когда духовный скрежет-голод
возьмёт за горло как Январь...
Мороз Крещенский, лёд и прорубь,
и песенный цунами в город
вдруг хлынет хриплостью как встарь.
И так недавно было это!
Пылало знойным громом лето,
морозно гнуло эполеты,
"число в число" сошлись поэты
на звук и хриплый голос твой.
И вроде было всё допето,
но до сих пор гуляет где-то
бессмертный отголосок. Зной
сравнял миры как позолоту
церковных куполов и роту
идущих бардов за тобой!
Но что прославлено до квоты
богами разрешённой, пОтом
непотопляемый Ковчег,-
плывёт, льды разрезая в гроты,
с подводным смыслом "без зевоты"
в Бессмертье завершая бег...
"Он в Будущее устремлён!
Он молод, юн, не сокрушён!"
24 января 2023 года
*Навь: со старо-русского — смерть.
**Голодомор.
***Беремя - значение устар., высок. то же, что бремя; тяжёлая ноша; груз ; Не получив ответа, он потащил беремя толстых переплетенных книг и тотчас же разронял их.
****Седьмое Чудо света - водопад Игуасу, находящийся на границе Аргентины и Бразилии.
*****Владимир Высоцкий родился 25 января, умер 25 июля. Число в число.
******Шарль Бодлер "Цветы зла".
СОДЕРЖАНИЕ
1.Улетайте, перелётные дети...
2.До Сих Пор!
3.Жизнь начинается потом.
4.Высоцкая плеть.
5.Ересиарх гитарный.
6.А ведь тебя, по сути, давно нет.
7.И шли флюиды от Бермуда.
8.В кафе, на Арбате, за рюмкою чая.
9.Проведите, проведите меня к нему! Поэма.
10.Площадь волшебная, выси Высоцкие.
11.Под грохот органа на площади Домской.
12. Своя колея.
13.В небытие, без права Славы.
14.Жизнь в Бессмертии. Поэма.
цикл: "Литературный Зимний Сад Светланы Водолей".
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Про славу, успех, лидерство и Высоцкого."
http://stihi.ru/2023/01/17/4484
* * *
*Улетайте, перелётные дети...
http://stihi.ru/2021/11/18/2727
До Сих Пор!
http://stihi.ru/2022/01/26/2188
Жизнь начинается потом...
http://stihi.ru/2022/01/26/2250
Высоцкая плеть
http://stihi.ru/2022/01/26/2693
Ересиарх гитарный. Владимиру Высоцкому
http://stihi.ru/2022/01/26/5581
А ведь тебя, по сути, давно нет
http://stihi.ru/2022/01/27/1841
И шли флюиды от Бермуда
http://stihi.ru/2022/01/27/2749
В кафе, на Арбате, за рюмкою чая
http://stihi.ru/2022/01/27/3556
Проведите, проведите меня к нему!Поэма.
http://stihi.ru/2022/01/28/2306
Площадь волшебная, выси Высоцкие
http://stihi.ru/2023/01/11/4846
Под грохот органа на площади Домской.
http://stihi.ru/2021/11/20/1955
Своя колея.
http://stihi.ru/2023/01/18/2851
В небытие, без права Славы.
http://stihi.ru/2023/01/18/3484
Другие статьи в литературном дневнике: