***Порицание Подобный подход можно в частности проследить в работе С.В. Тютюкина и В.В. Шелохаева «Марксисты и русская революция». По их мнению, большевизм - это конгломерат разнородных демократических и социалистических идей, попытка синтеза взглядов Пестеля, Чернышевского, Ткачева, Нечаева, Бакунина, Бланки, народовольцев, Маркса, Плеханова. Российская социал-демократия шла по двум направлениям демократическому, которое представляли меньшевики, и радикальному, представленному большевиками. Ленин, по сути, выражал интересы узкой группы профессиональных революционеров, настроенных на захват власти во что бы то ни стало ради немедленной реализации своих идей. В результате большевики «взяли курс на жесткую диктатуру, осуществляемую от имени пролетариата, а в действительности подминающую под себя и сам рабочий класс». Ленин в трактовке Тютюкина и Шелохаева - не маньяк и не демон, а радикальный революционер, успеху которого способствовал небывалый кризис, развернувшийся в России в начале XX в. Некоторые ученые высказывают предположение, что большевики не рвались к власти ради власти; они искренне считали, что действуют во благо народа, не понимая и не желая понимать своих заблуждений. Так, по мнению В.П. Булдакова, «большевизм это вовсе не грандиозный исторический обман, а достаточно обычный для XX в. самообман, который стал источником не преодоленного до сих пор иллюзорного исторического сознания. Лидеры большевизма... полагали, что идут столбовой дорогой человечества, а тем временем загоняли Россию в тупик имперской автаркии и государственного индустриализма архаичнейшего типа». В 2002 г. группа новосибирских ученых - философов и историков - выпустила монографию «Социокультурные основания и смысл большевизма». Это историко-философское исследование большевизма как особого социокультурного явления. Интересна попытка авторов рассмотреть идеологию большевизма с точки зрения ценностного подхода. Большевизм показан как исключительно утилитарная идеология. Утилитаризм стал особым нравственным идеалом. Поскольку народные массы также в основном исповедовали утилитарные ценности, лозунги большевиков казались понятными и близкими. Народ жаждал материальных благ в первую очередь, и большевики обещали изобилие таковых при социализме. Однако большевистский утилитаризм был предельно беспринципным, он довел беспринципность, возведенную в принцип, до высшего совершенства. Но Ленин не смог найти стратегию построения социализма в крестьянской стране. Постепенно он понял, что вектор ценностей крестьянства повернут в сторону противоположную большевистским идеалам. В итоге Ленин и Троцкий сформировали систему вождизма и тоталитаризма, поскольку иначе удержать власть было нельзя. Авторы монографии полагают, что большевизм «объективно стал наказанием общества за ограниченность способности его масс принять вызов истории нового времени, новых проблем». Попытку изучить личность Ленина во взаимосвязи с его учением предпринял Владимир Поцелуев в 512 - страничной книге «Ленин», опубликованной в 2003 г. Автор не сомневается в гениальности Ленина, показывает его как нестандартного человека и политика. Сильная воля, великолепные организаторские способности, решительность и целеустремленность безусловно присущи Ленину. Но ленинское учение Поцелуев не принимает. Автор полагает марксизм совершенно не подходящим для России учением. То, что большевикам и Ленину удалось увлечь народ своими лозунгами, свидетельствует не о готовности страны к революции, а лишь о политической незрелости масс. Поцелуев считает насилие и террор не случайностью, вызванной обстоятельствами, а обязательным элементом ленинской доктрины. На словах Ленин и его сторонники убеждали в своей приверженности демократии, но на деле стремились к диктатуре. Ленинская партия образована именно для захвата власти, она стремилась к этому с первых дней своего существования. Вождизм такая же составляющая марксистско-ленинской доктрины. По мнению Поцелуева, сформированное в СССР тоталитарное общество - не случайность, а естественное воплощение идей ленинизма. Возникает естественный вопрос: если учение Ленина столь негативно, отчего народ пошел за ним, как Ленин стал вождем? Автор считает, что «... большевики выдвинули привлекательные идеи, имели волевого лидера и организованный его соратниками народ, низведенный до уровня толпы». В результате ленинизм стал идеологическим ошейником для народа. Таким образом, представители второго направления вину за сползание страны к коммунистическому тоталитаризму возлагают не только и даже не столько на Ленина, сколько на народ, оказавшийся не готовым к демократии и поддержавший авантюру большевиков. Если первая группа историков считает народ жертвой Ленина, вторая указывает, что Ленин пришел к власти именно с помощью народа и при его поддержке. Ненависть Наиболее воинственным представителем этого направления является Акоп Арутюнов, автор множества статей и книг, посвященных Ленину. Наиболее крупное его произведение - монография «Досье Ленина без ретуши»,опубликованная в 1999 г. и переизданная с дополнениями и уже в двух томах в 2002 г. Сам Арутюнов подчеркивает, что его труды - итог 25-летней деятельности по изучению вождя. Автор использует множество источников, в том числе архивных, но отбирает из них лишь те, которые показывают Ленина в черном свете. Стремясь представить Ленина агентом германской разведки, Арутюнов приводит в качестве доказательства весьма сомнительные по своей достоверности источники. Особенностью метода Арутюнова является произвольная трактовка цитат из ленинских произведений, чаще всего вырванных из контекста. Например, Акопов старательно выбирает из многочисленных работ вождя слова и фразы вроде «расстрелять», «посадить», «уничтожить» и проч., не объясняя, в каких обстоятельствах и при каких условиях они были высказаны или написаны. В результате Ленин как бы выпадает из исторической реальности, оказываясь в изображении Арутюнова ужасающим монстром. Автор объявляет Ленина одним из величайших преступников в мировой цивилизации, уверяя читателей: «Такого страшного зла не причинил народам России и другим народом мира ни один глава государства, ни один вождь реакционной партии». Арутюнов признает Ленина гением, который использовал свою гениальность во зло. В числе наиболее последовательных критиков Ленина следует отметить Д.А. Волкогонова. Его фундаментальная работа «Ленин. Политический портрет» была опубликована еще в 1994 г. и переиздана в 2001 г. В отличие от Арутюнова, Волкогонов претендует на научность и объективность. Своей целью он ставит изучение эволюции взглядов Ленина. В трудах Волкогонова прослеживается источниковедческий анализ, производится попытка связать деятельность вождя с исторической ситуацией. Но в итоге Волкогонов делает упор на революционный экстремизм Ленина. Характерной особенностью представителей воинствующего направления является стремление объявить Ленина чуть ли не единственным творцом Октябрьской революции (в трудах авторов этой группы она называется исключительно «переворотом»), организатором террора, военного коммунизма и тоталитарного общества. Согласно такой трактовке, Ленин завел Россию «не туда», заставил ее свернуть на обочину мировой цивилизации. Главным побудительным мотивом Ленина объявляется либо безудержная жажда власти, либо месть за казненного брата, либо кровожадные наклонности. © Copyright: Светлана Водолей, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике: |