***

Татьяна Муратова: литературный дневник

Сегодня со своими краеведческими изданиями я похожа на Шарика из Простоквашино: сначала посещаю события, фотографирую, издаю книги на свои деньги, а потом мне нужно бегать за теми, о ком книги, чтобы вручить подарочные экземпляры. А так как книг я издала по 18-20 шт, то они практически все подарочные. Но жителям нашего города это не нужно, основную массу не интересует ни история края, ни люди, принявшие участие в его становлении, ни книги об этом, включая библиотеки, музеи, учебные заведения, коллективы, семьи, ни те единицы сочинителей, которые об этом пишут. Такое впечатление, что память никому не нужна, все живут только сегодняшним днём. А поэтому в фаворе только те люди, которые интригами, лестью, лизоблюдством добились расположения не только местной знати, но и толп обывателей.
Наверное, так в жизни происходит всегда, во все времена. Наверное, только Михаил Ломоносов (из низов народа) - исключение из правил, и то только потому, что ему благоволила Екатерина II.
Но история России пишется участниками событий независимо от того, есть у литераторов покровители или нет. Книги мои будут востребованы через время, а так как их издано так мало, в будущем станут букинистической ценностью. По этим книгам можно учиться, перенимать опыт предыдущих поколений, создавать свои движения в русле развития страны в целом, так и своего родного края.


А мне хорошо тем, что я имею возможность их создавать без особых помех, без надзирателей и цензуры. Представителям стольких поколений в России (включая Пушкина) приходилось писать открытым текстом не то, что они думают, а то, что нужно правителям толп. Поэтому наше время можно считать эпохой свободы выражения своих взглядов, философии и описания жизни в тех ракурсах, каких их видит сочинитель.
Это только приспособленцы шарахаются из крайности в крайность: то они хают Россию, когда это модно, то восхваляют, когда приходит другая мода. Сейчас модно ездить на Донбасс и в Курск, чтобы потом размахивать своими поездками как флагом и на этом влезать во все патриотические программы СМИ на уровне Москвы, считая себя ура-патриотами (особенно звёзды мегаполисов).
Если завтра сменится власть, ура-патриоты, которые не захотят оставить место у кормушки финансов, славы и почестей, присягнут новым правителям и будут плясать только под их дудки. Вчера они - ура-экологи, сегодня - экономисты, подсчитывающие, сколько благ принесёт вырубка байкальского леса, завтра могут стать ярыми сторонником латифундистов - местных властей, для которых местное население - это не народ, а стадо, которое должно беспрекословно подчиняться правителям. Путь к развитию умственных способностей на уровне развития планеты более труден, чем обратный путь - от своих убеждений до удержания места у кормушки, созданной правителями.
Мои рассуждения, конечно, не касаются одного определённого человека, таких людей большинство, ищущих и идущих в начале, и остановившихся у кормушки в последствии. Выходит, основная цель этих людей всё же не духовное развитие, как они сами считают, а поиск хлебного места, за которое можно зацепиться и безбедно жить, почивая на завоеванных лаврах в тяжёлой для них борьбе с конкурентами, где в ход идут все пороки человека: зависть, злоба, жадность, непорядочность, предательства.
Но чаще это завоеванное место у кормушки - не вечное, проходит время, ложные идеалы рассеиваются, короли оказываются голыми, а народ обманутым.
И только единицы философов дают направления дальнейшему развитию, даже если это развитие было отвергнуто современниками мыслителя.
Так и живём.



Другие статьи в литературном дневнике: