Ла Скала

Акламэна: литературный дневник

"Ла Скала" (итал. Teatro alla Scala или La Scala) — оперный театр в Милане. Здание театра было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776—1778 гг. на месте церкви Санта-Мария делла Скала, откуда произошло и название самого театра. Церковь, в свою очередь, получила название в 1381 году не от "лестницы" (scala), а от покровительницы - представительницы рода правителей Вероны по фамилии Скала (Скалигер) - Беатриче делла Скала.


http://goo.gl/EQpB7


Театр был открыт 3 августа 1778 года постановкой оперы Антонио Сальери "Признанная Европа".


Фотографии:
http://goo.gl/oy8xz
http://goo.gl/bsOAP
http://goo.gl/Gai0q
http://goo.gl/omzpI
http://goo.gl/vsPDg
http://goo.gl/JWmcy
http://goo.gl/DlW7E (вид на королевскую ложу)
http://goo.gl/79Z2g
http://goo.gl/pOfkX
http://goo.gl/WcPAN (вид на театр со стороны памятника Леонардо)


***


При раскопке площадки для строительства театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад - знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак.


Здание театра, построенное архитектором Дж. Пьермарини, было одним из красивейших зданий в мире. Оно выдержано в строгом неоклассическом стиле и отличается безукоризненной акустикой. Художественная отделка зрительного зала сочеталась с удобным расположением мест в нем и соответствовало всем строжайшим требованиям оптики. Здание театра равнялось 100 метрам в длину и 38 - в ширину. В середине фасада возвышался портал для въезда карет с дамами и их кавалерами. Зал имел форму подковы. В нем было пять ярусов лож и галерея. Лож было всего 194 (еще и королевская ложа).


Здание театра стоило Милану около 1 миллиона тогдашних лир. Расходы распределили между собой 90 аристократов города.


"Скала" (как называют театр итальянцы) открылась в августе 1778 года двумя операми, в том числе и специально написанной к этому случаю оперой А. Сальери "Признанная Европа". За ними последовали два балета.


***


До конца XVIII века на сцене театра ставились также драматические спектакли. В них выступали популярные в то время труппы театра марионеток и драматические, но оперные сезоны, имевшие названия "карнавальные", "осенние", "весенние", "летние", сразу стали регулярными. В период "карнавального сезона" ставились оперы-сериа и балеты, в остальное время главным образом оперы-буффа. В конце XVIII - начале XIX столетий в репертуаре театра появились оперы итальянских композиторов П. Анфосси, П. Гульельми, Д. Чимарозы, Л. Керудини, Дж. Паизиелло, С. Майра. В 1812 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Россини "Пробный камень". Она положила начало так называемому россиниевскому периоду. Театр "Ла Скала" первым поставил его оперы "Аурельяно в Пальмире" (1813), "Турок в Италии" (1814), "Сорока-воровка" (1817) и др. Одновременно театр ставил широко известные оперы Россини. На его сцене впервые были поставлены оперы Дж. Мейербера "Маргарита Анжуйская" (1820), "Изгнанник из Гренады" (1822), а также наиболее значительные произведения С. Меркаданте.


В начале XIX века в "Скала" рождаются "звезды", специально для него композиторы пишут оперы. Вокруг театра создаются музыкальные журналы, а также открываются кафе для любителей пения. Балерины и певцы становятся любимцами города. Иноземцы начинают проявлять к театру интерес. Так, знаменитый англичанин Байрон и не менее знаменитый француз Стендаль каждый вечер, будучи в Милане, проводят в "Ла Скала" и информируют о новых спектаклях знатоков своих стран. Наступает время сопрано.


***


Стендаль писал в своем дневнике:


25 сентября 1816 года. Спешу в этот первый в мире театр (Скала): там все еще идет Testa di bronzo (Бронзовая голова), и я могу полностью насладиться представлением. … Театр этот дышит величием и роскошью: здесь каждую минуту видишь не менее ста рядовых певцов или статистов, одетых так, как во Франции одевают актеров на первых ролях. Для одного из последних балетов сшито было сто восемьдесят пять костюмов из бархата и атласа. Затраты огромные. Театр Скала — это салон, где бывает весь город. Люди из общества встречаются лишь там: открытых приемов в частных домах не бывает. "Увидимся в Скала", — говорят друг другу, назначая свидание по любому поводу…


26 сентября 1816 года Выхожу из Скала. Ей-богу, восторг мой нисколько не уменьшается. Я считаю Скала первым в мире театром, ибо его музыка доставляет больше всего удовольствия. В зале нет ни одной лампы: он освещён лишь отраженным от декораций светом. Даже вообразить невозможно что-либо более величественное, более роскошное, более впечатляющее, чем все его архитектурные формы. Сегодня вечером одиннадцать раз меняли декорации…


***


Источники:
belcanto.ru/scala.html
Wikipedia



Другие статьи в литературном дневнике: