Тайная вечеря, Леонардо да Винчи

Акламэна: литературный дневник

http://goo.gl/tZOV (5381 X 2926 пикселей)


"Тайная вечеря" (итал. Il Cenacolo или L'Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.


Леонардо был приглашён в Милан уже, будучи знаменитым художником. При въезде в город его очень удивило огромное количество каналов. Их общая длина превышала 60 километров. Несомненно, влияние северного Милана повлияло на его флорентийский стиль. В Милане он создаёт в 1495-97 годах фреску Тайная вечеря, которая считается самым копированным произведением. Уже во времена эпохи Возрождения, художниками Франции, Германии и Испании, было написано около 20 работ с той же тематикой.


***


Размеры изображения — примерно 450X870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.


Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д'Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку "архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена". Беатриче д'Эсте умерла в 1497 году, примерно за год до завершения фрески.


***


Леонардо писал "Тайную вечерю" на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Избранный метод позволил более медленный темп работы, с возможностью дополнений и изменений. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.


***


Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его ("и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня"), и реакция каждого из них.


Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды.
Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол.


Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.


Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует таинство Евхаристии.


***


Евангелие от Матфея, глава 26:
21) и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22) Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23) Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;


***


Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено прежде всего на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.


Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три, которое представляет христианскую веру в Святую Троицу:
* апостолы сидят группами по три человека;
* позади Иисуса — три окна;
* контуры фигуры Христа напоминают треугольник.


Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене трапезной.


Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.


***


Обдумывая замысел "Тайной вечери", Леонардо не только выполнял наброски, но и записывал свои мысли о действиях отдельных участников этой сцены: "Тот, который пил и поставил кубок на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями взирает на своего сотоварища, другой показывает ладони рук, приподнимает плечи к ушам и выражает ртом удивление..."


***


Есть несколько легенд-преданий, рассказывающих о великом Мастере и его картине.


Так по одной из них при создании фрески "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.


Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.


Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.


И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.


С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.


Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.


***


Джорджо Вазари (автор жизнеописаний итальянских художников, 1511—1574) приводит в описании жизни Леонардо забавный эпизод, прекрасно характеризующий манеру работы художника и его острый язык. "Приор монастыря очень настойчиво требовал от Леонардо, чтобы он кончил свое произведение, ибо ему казалось странным видеть, что Леонардо целые полдня стоит погруженный в размышления, между тем как ему хотелось, чтобы Леонардо не выпускал кисти из рук, наподобие того, как работают в саду. Не ограничиваясь этим, он стал настаивать перед герцогом и так донимать его, что тот принужден был послать за Леонардо и в вежливой форме просить его взяться за работу, всячески давая понять, что все это он делает по настоянию приора. Леонардо, знавший, насколько остер и многосторонен ум герцога, пожелал (чего ни разу не сделал он по отношению приора) обстоятельно побеседовать с герцогом об этом предмете: он долго говорил с ним об искусстве и разъяснил ему, что возвышенные дарования достигают тем больших результатов, чем меньше работают, ища своим умом изобретений и создавая те совершенные идеи, которые затем выражают и воплощают руки, направляемые этими достижениями разума. К этому он прибавил, что написать ему осталось еще две головы: голову Христа, образец которой он не хочет искать на земле, и в то же время мысли его не так возвышенны, чтобы он мог своим воображением создать образ той красоты и небесной прелести, какая должна быть свойственна воплотившемуся Божеству; недостает также и головы Иуды, которая также вызывает его на размышления, ибо он не в силах выдумать форму, которая выразила бы черты того, кто после стольких полученных им благодеяний все же нашел в себе достаточно жестокости, чтобы предать своего господина и создателя мира; эту голову он хотел бы еще поискать; но, в конце концов, ежели не найдет ничего лучшего, он готов использовать голову этого самого приора, столь назойливого и нескромного. Это весьма рассмешило герцога, сказавшего ему, что он тысячекратно прав. Таким-то образом бедный приор, смущенный, продолжал понукать работу в саду, но оставил в покое Леонардо, который хорошо кончил голову Иуды, кажущуюся истинным воплощением предательства и бесчеловечности. Голова же Христа осталась, как было сказано, незаконченной. Благородство этой картины как в отношении композиции, так и в отношении несравненной тщательности ее отделки вызвало у французского короля желание перевезти ее в свое королевство. С этой целью он всячески старался найти архитекторов, которые сумели бы скрепить ее деревянными планками и железом так, чтобы ее можно было в сохранности перевезти, невзирая на то, каких расходов это потребует, — до такой степени он желал ее иметь. Но то обстоятельство, что она была сделана на стене, не позволило его величеству осуществить свое желание, и картина осталась у миланцев."


***


Повреждения и реставрации:


Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1768 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.


Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьезно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к ее расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.


Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.


В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил еще одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.


В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.


Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур.


***


"Тайная вечеря" - Леонардо да Винчи
http://goo.gl/tZOV (5381 X 2926 пикселей)


***


http://goo.gl/mWjh
- в 2007 году итальянская компания HAL9000 открыла на своем сайте доступ к репродукции фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" в высоком разрешении - 16 гигапикселей (172181 пикселей в ширину и 93611 пикселей в высоту). Это сделано для того, чтобы все желающие могли изучать знаменитое произведение искусства, доступ к оригиналу которого ограничен из-за его плохой сохранности. Как отмечает газета The Telegraph, благодаря снимку можно увидеть даже черновой рисунок Леонардо, сделанный им еще до нанесения красочного слоя на стену.


***


Marco d'Oggiono (ученик Леонардо), копия "Тайной вечери":
http://goo.gl/KmxmL
Эта копия была сделана вскоре после окончания работы над фреской Леонардо да Винчи.


***


Этюд головы Христа для фрески "Тайная вечеря", Леонардо да Винчи:
http://goo.gl/kJXuh


***


Этюд головы св. Варфоломея для фрески "Тайная вечеря", Леонардо да Винчи:
http://goo.gl/H8Hxg


***


Санта-Мария-делле-Грацие (итал. Santa Maria delle Grazie) — главная церковь доминиканского монастыря в западной части Милана. В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи.
http://goo.gl/uGBY2


************


Источники:


Джорджо Вазари, "Жизнь Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентийского";
Евангелие от Матфея;
Wikipedia.




Другие статьи в литературном дневнике: