Аполлон
Платон, "Кратил"
...То же самое, говорю я, и с Аполлоном:
многие напуганы именем этого бога, как будто оно указывает
на что-то ужасное. Или ты не замечал?
Гермоген.
Да, это верно. Ты говоришь правду.
Сократ.
А ведь это имя, по крайней мере мне так кажется,
наилучшим образом выражает силу этого бога.
Гермоген.
Как?
Сократ.
Я попытаюсь тебе объяснить, как мне это
представляется. Ведь имя это, оставаясь единым, как нельзя
лучше соответствует четырем способностям этого бога, так
что затрагивает и каким-то образом выражает их все:
способность к музыке, к пророчеству, к врачеванию и к
стрельбе из лука.
Гермоген.
Растолкуй, пожалуйста. Ведь из твоих слов я пока
только вижу, что это какое-то странное имя.
Сократ.
Да ведь в нем прекрасная гармония, как это и подобает
имени бога музыки. Прежде всего ведь обряды очищения и
очистительные жертвы, как это принято и у врачей, и у
прорицателей, равно как окуривание целебными и разными
волшебными снадобьями при прорицаниях, а кроме того,
омовения и окропления в том и другом случае, - все это,
вероятно, имеет одну цель: чтобы человек стал чист телом и
душой. Или не так?
Гермоген.
Да, это верно.
Сократ.
Так разве нельзя сказать, что это очищающий бог как
бы выполаскивает душу человека и вызволяет ее из плена
всякого рода зол?
Гермоген.
Можно, конечно.
Сократ.
Так вот от этого выполаскивания и
вызволения, исцеляющего от всех с такого рода бед,
правильно было бы назвать его «Выполон», а по его
пророческому искусству, за пеложность и подлинность
- а это одно и то же - его прорицаний, правильнее всего было
бы назвать его так, как зовут его фессалийцы: ведь все
фессалийцы называют этого бога «Аплун». А так как
он властен постоянно посылать стрелы, то по отношению к его
искусству стрелка следовало бы его называть «вечно
посылающим стрелы». Что же касается музыки, то
нужно иметь в виду, что альфа может часто
значить то же, что «с», «со-», как, например, в слове «спутник»
или «соложница»; так и здесь, она может
означать совместное вращение в небе того, что мы называем
небесными полюсами, а в песенной гармонии -
созвучием. Все это, по словам тонких знатоков астрономии и
музыки, вращается вместе в некоей гармонии, а бог этот
надзирает за гармонией, осуществляя всеобщее вращение и у
богов, и у людей. И как в словах «спутник» и «супруга» мы
присоединяли альфу в значении «вместе», так же мы зовем и
этого бога Аполлоном вместо «Однополона», прибавляя к тому
же вторую ламбду, ибо иначе это имя будет звучать в точности,
как тягостное слово «губитель». Да и теперь еще
многие подозревают в его имени это значение «погибели» и
боятся его из-за собственного неправильного толкования. На
самом же деле оно, как я говорил раньше, наилучшим образом
охватывает все способности этого бога - подлинность его
прорицаний, постоянное метание стрел, «выполаскивание» и
способность объединять полюсы. А Музы и вообще
мусические искусства названы, видимо, этим именем от
страстного стремления к философской мудрости. ..."
http://www.geocities.com/plt_2000plt_us/pltn-3.html
Другие статьи в литературном дневнике: