Голоса... О Марине Цветаевой.
Портрет М.Ц. Санто
Сан-Торас: литературный дневник
не суди...
Игорь Кинг http://www.stihi.ru/2013/10/01/1131
"Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе." (А.С. Пушкин)
*
Ещё Ларошфуко писал, что самыми ярыми блюстителями чужой нравственности,
являются отставные проститутки. Во всех смыслах...
Марианна Песоцкая
….вот Вы нашли силы написать об этой безобразной
"Мариниаде" дантесов в юбках, не могущих "щадить нашей славы"(С),
а я очень много всего, касающегося Марины, читала здесь, особенно
поразившись цинизму тех, кто выдавал свои опусы за серьёзные литературо-
ведческие изыскания. Мне было настолько физически больно, что я дышала
с трудом несколько дней от этих "произведений". Исписала в ответ много
листов, а потом бросила. "Честным матерям" не понять ни Марину, ни время
то, ни поэзию...Спасибо Вам.
С уважением, Марианна
*
Она за себя заступиться не может,да и не стала бы....Приговор сама себе вынесла.Вы правы!Не пред свиньями,бисер метать!
Тон Ольга
*
…А пошли все эти моськи в
задницу,кто они есть,и звать ни как,одним
словом - виртуальные.С уважением
Анатолий Голубенко
*
Я вот два года на Стихире и два года замечаю, как катят бочку на Бродского, выдвигая против него такие чудовищные обвинения, столь бредовые, столь абсурдные, что иногда просто волосы дыбом! Воображают, что, если о знаменитости лгать понаглей то, уже словно Бога за бороду поймали. И вот теперь Цветаева...
. ,,Да как она смела так легко и талантливо писать, когда я, великая Виолетта Пупкина каждую строчку рожаю-рожаю, рожаю-рожаю... а ничего фундаментального годами родить не могу!" - вот о чём на самом деле пищат эти обличительницы. А того не знают, какое огромное дело для всех женщин сделали покойные Ахматова и Цветаева. Да Боже ж мой! У нас во всём мире до Цветаевой и Ахматовой вообще не было настоящей женской поэзии! ВООБЩЕ НЕ БЫЛО! Настолько глухо не было что Э. М. Ремарк ещё каких-то 90 лет назад сказал:
,,Рифмующие женщины - всё равно что считающие лошади".(!) И вот тут же, при его жизни, женская поэзия появляется в России. Эти дамы должны быть благодарны Цветаевой, а вместо этого исторгают из своих душ океаны склочности и пр. дерьма. Да и правду сказать, есть ли там души-то?!
С уважением,
Александр Седов 2
*
...в этот раз было что-то особенное? особенно вопиющее?
не знаю, прорыв это от того, что достали, или пиар на имени. в любом случае, лучшее, что можно сделать для памяти Цветаевой и других - молчать о них в публичном пространстве. уводить всё серьёзное на встречи с друзьями и личную переписку. пусть в масскульте останутся одни мыльные пузыри, копии копий, которые сдохнут сами собой, лишившись крови оригиналов. а вот стихи стоит цитировать, без комментариев
Артемона Иллахо
*
в этот раз, Артемона, таки достало потому, что уж очень одиозные личности(?)) решили, как Вы говорите, попиариться на теме...
а вот это Ваше: "молчать о них в публичном пространстве. уводить всё серьёзное на встречи с друзьями и личную переписку. пусть в масскульте останутся одни мыльные пузыри", есть большая ошибка, потому как основная масса именно что питается мыльными пузырями из масскульта... и что будет (извиняюсь за пафос)) когда вымрет последний жрец/жрица поэзии?
с симпатией Игорь
Игорь Кинг
*
Люди, как свечи: одни для света и тепла, а другие просто в жопу.
Фаина Раневская
просто они Цветаеву не поняли, не доросли до уровня понимания... жаль, но бог им судья....
Игорь Ковязин
*
Не так уж сложно понять, какие причины движут авторами подобных "произведений".
Чаще всего, конечно, это непомерное "эго" плюс вседозволенность плюс отсутствие нравственных тормозов.
Вы когда-нибудь видели как умирает корова в стаде?
Страшная, скажу Вам картина! Бедняга мучается, а все остальные мечутся из стороны в сторону, ревут с налитыми кровью глазами, роют землю рогами и ногами, отгоняют посторонних, даже на человека могут напасть гурьбой. Вот такая сила сопереживания у животных...
А мы? Ковыряя в носу и лузгая семечки, лениво обсуждаем - какого калибра пуля пробила брюшину Пушкина или чего там колол себе Высоцкий прямо через куртку на глазах у Золотухина? Отсюда и проблема - пора вопрос "какие мы?" менять на вопрос "кто мы вообще такие?".
Извините за некую сумбурность!
Всего Вам доброго!
Сергей Шишпаренок
*
Цветаева - это судьба. А ведь у больших поэтов - вообще всегда судьбы, а не тупой банал по жизни. А тупой банал по жизни - это и есть по большей части стихирская туса, я извиняюсь:) Марина была королевой. В опале, в петле, все равно королевой, принявшей судьбу мученицы. Так она захотела и так она прожила свою жизнь. И так она о ней написала. И какая мощная и страшная была жизнь - такая же и поэзия.
Арнаутова Мария
*
Аплодирую стоя - слышишь?
Недавно у меня была почтовая полемика на эту тему - кто дал право судить\осуждать, сидя раскормленной кормой на теплом унитазе в собственном дому и вне гражданской войны?
Причем, полемика была не с ... а с другом. Аки с глухим другом.
Спасибо тебе, что заступился за ту, которая не может - и не могла -за себя постоять.
Мерзко, когда усредненные моралисты с усредненным уровнем стихописи лезут жрать именно личность талантливого автора, поскольку его поэзия им не по зубам. И мерзко вдвойне, когда жрут мертвых, и сраму не имут. А что, сделать себе пиар на духовном каннибализме - это же как бы не преступление. На мой взгляд - еще какое преступление.
И не могла Марина сама вбить тот крюк топором (!) и стоя на табуретке...
Сколько же еще осталось желающих ее казнить?..
Эллионора Леончик
*
Рецензия на «Дискус о Марине Цветаевой» (Сан-Торас)
Здравствуйте, Санто.
...В раскручиваемой полемике увидел у некоторых Ваших оппонентов не только нехватку разумения, а и недостачу иных, не сразу заметных, человеческих качеств, и посему мне кажется уместным процитировать полностью окончание письма Александра Сергеевича: "Толпа жадно читает исповеди, записки etc.,
потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы!
Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе. — Писать свои Mеmoires заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать — можно; быть искренним — невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью — на том, что посторонний прочел бы равнодушно. Презирать — braver — суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно."(с)
у Марины перо не остановилось. Она со всей искренностью открыла на людской суд свою душу. Настежь.
И осудила себя САМА. Без пощады.
а что же наши Обличительницы? в своих шкафах скелетов (да хоть бы просто беспорядок)) открыли ли они в произведениях и дневниках? нет, многие из них так законспирировались, что их никто не видел и найти не может, так они боятся разинвольтации.
зато Осуждают. Обличают. С Высоты Своей Морали. (sic!))
им мало доказать, что она "мелка, как они, мерзка как они"... им хочется, чтобы она была ХУЖЕ чем они.
подлое лицемерие показанное через лицемерную подлость..
мне не хочется решать риторические вопросы чтобы они делали, каким способом они выживали бы в те окаянные времена... пройдя по их страницам, на 90% заполненными произведениями "на злобу", просмотрев их "полемики" замешанные на густопсовой демагогии и клевете, любой человек (имеющий разумение)) сам увидит ответ.
давно и на другом ресурсе (эта тема вечная)) мне пришлось одарить эпиграммкой одну из... цитирую сам себя (по памяти))
Жарко/желчно ложь свою отстаивай,
Обличай, не умывая рук.
По себе легко судить Цветаеву,
А слабО в Елабугу? на крюк!
с симпатией Игорь
Игорь Кинг 26.09.2013 03:16
*
Рецензия на «не суди...» (Игорь Кинг)
Игорь!
Благодарен за Ваше эссе.
Давно хотел ответить, но поскольку полемика о Марине Цветаевой была на моих страницах и дошла буквально до скандала, я бы хотел рассказать об этом, но начать с биографических фактов. Потому что у меня сложилось впечатление, что аффтары- обличители и судьи - прежде всего невежи!
По их репликам видно, что ни стихов Марины, ни жизни ее по существу не знают.
Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, была одаренной пианисткой. В раннем детстве она осиротела, воспитывал девочку отец.
Иван Владимирович Цветаев, был сыном священника – прошел через босоногое детство. Во время учебы получил стипендию на поездку в Рим и Афины и т.д..
Увлекался античным искусством. Стал профессором Московского университета, основателем Музея им Пушкина. Первая его жена - Иловайская, любил ее, она родила двоих детей - Валерию и Андрея – умерла молодой. Он женился второй раз на Марии Мейн.
Она родила Марину, через два года Анастасию.
Мариной гордилась, но любила Асю. С раннего детства Марина по 4 часа ежедневно занималась музыкой.
Они жили в Москве и Тарусе, в доме был обычный для профессорской семьи уклад: кухарка, прислуга, няня, садовник…
Когда Марине исполнилось 10, ее мать заболела туберкулезом.
Умирала два года Летним утром, в июле, кажется, 1906 или 1907 года, она позвала дочерей.
Цветаев плакал в ногах ее кровати навзрыд. Она сказала:«Живите по правде, дети - по правде…». Днем ее не стало. После смерти матери Марина и Ася душевно сблизились. Марина оставила музыку, ушла в стихи.Они с Асей читали их в унисон, голоса у них были очень похожи.
Отец занимался музеем, воспитывать детей не мог, они учились в интернате, жили за границей, дома бывали два раза в году, но отца любили.
В 15 лет Марина самостоятельно уехала в Париж, и в Сорбонне прослушала курс старославянской литературы.
Первым увлечением Марины и Аси был поэт, критик, переводчик Бодлера Лев Кобылинский, они назвали его Эллис.
Он бывал у них в доме постоянно.
Эллис написал 15-ти летней Марине письмо с предложением брака и передал его через своего друга, 20- летнего Владимира Нилендера. Марина восприняла предложение Эллиса как оскорбление, она с ним дружила.
Эллис исчез, но Нилендер - морской офицер, переводчик Гераклита, остался их гостем. Позднее он тоже сделал предложение Марине, она его отвергла.
Потом отец отвез дочерей в Германию, поселил их в семье пастора, чтобы девочки научились вести хозяйство. Марина курила, волосы коротко стригла и не умела отличить свеклу от моркови. Она не училась хозяйству, но написала от руки свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Они с Асей разнесли его по магазинам. Маленький тираж не затерялся, его отметили Брюсов, Волошин, Гумилев. Все признали силу и мощь таланта юной Цветаевой. Волошин посвятил ей стихи и лично принес. “Ваша книга – это весть оттуда.
Утренняя, благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать – чудо есть
”Гумилев отметил смелость, исповедальность ее поэзии. Через два года Марина выпустила второй сборник «Волшебный фонарь».
Ее отец ни о чем не знал. Дружба Марины с Волошиным укрепилась, он был поэтом, критиком, художником, знал французскую литературу. Макс пригласил Марину в Коктебель, где жил с матерью в доме, похожем на музей.
Там 18- летняя Марина встретила 17- летнего Сергея Эфрона.
Чтобы понять значение этой встречи и то, какое впечатление она произвела на Марину, скажу несколько слов о семье Эфронов.
Сергей родился шестым ребенком. Выжили две сестры и брат.
После родилась еще дочь Вера и сын Константин. Мать Сергея - Елизавета Дурново - была красивой женщиной, принимала участие в народных волнениях. В 1905 ее арестовали.
Год тюрьмы, потом с младшим сыном, Костей, они бежали за границу. Сережа тосковал: это была дружная семья. Когда ему исполнилось 16, умер отец, которого он очень любил.
Через год, покончил с собой его 14 летний брат Костя – мать не перенесла этого и повесилась в тот же день.
В этом ослабленном состоянии Сергей заразился туберкулезом, от которого страдал всю жизнь.
И вот он приехал к Волошину в Коктебель и встретил Марину.
Она была потрясена его трагедией и загадала: если он найдет сердолик на берегу моря и подарит ей, они останутся вместе навсегда.
Сережа нашел этот камень - она поклялась, что никогда не оставит его - клятве осталась верна до конца.
(Она любила многих, но осталась до смертной записки с Сергеем – это главное – остальное жизнь.)
Они поженились, родилась Аля. Марина боготворила ее.
Наступил страшный для нее год. Сергей ушел в белую армию. Она осталась, беременная, одна, с маленькой Алей. Беременность была очень тяжелой, она мечтала о сыне.
13 апеля 1917 у Марины родилась вторая дочь, Ирина.
Не осталось никаких средств к существованию.
Но больше всего ее мучило то, что она ничего не знала о Сереже: жив он, убит?
М. Ц.
*
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на морском, и на речном песке,
Коньками пО льду и кольцом на стеклах,
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим - любим!
Расписывалась - радугой небесной.
1920._________
Ирине:
*
Светлая — на шейке тоненькой
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле.
МЦ
Скажу, что меня возмутило в стишке авторши и текстах других злопыхателей.
Цветаева вынесла себе смертный приговор! – Им мало? - хочется откопать и еще раз повесить?
- считаю, что нападать на того, кто сам себя бичевал, - без-нрав-стве-нно! - Это простые, общечеловеческие нормы.
Лезер преподносит свой текст так, будто исследовала биографию Цветаевой и узнала нечто досель неведомое! Спустя 93 года после смерти ее ребенка, когда все сотни раз оплакано, покаянно и самообвиненно,
она очнулась: писательница, где была твоя голова?
- В ПЕТЛЕ!... - отвечаю ей.
- Мало суда над собой самой Марины?! Она Хочет начать сначала, будто открыла какую-то новую, прежде скрываемую правду?!
И пишет: - "мне бы жить и горя не знать, да вот не могу! - “Почему не дала бульон с микстурой? - твой ребенок не загаженная вонь мочи”.
Мне в прямой переписке она заявила: « Я - первопроходец этой темы»! - Первопроходец? - Миклухо-Маклай, какой-то! - что она добавила строчками" про вонь мочи?
Стишок – перформанс - выражает мнение обывателя, который плюнул в памятник.
Перед смертью мать сказала: Марине и Анастасии "Живите по правде, дети, живите по правде"
Вот они и жили ... одна больше 20 лет без вины в тюрьмах - другая повесилась.
Именно поэтому особенно мерзок тот факт, что обвинители воспользовались для удара исповедью самой Цветаевой! - кто бы знал, как и что произошло? - если б она - не винила себя, во всех подробностях! - Кто бы знал, что там было в приюте, где дети ее находились всего два зимних месяца, Аля и того меньше!
Но Марина жила с беззащитной исповедальностью перед миром …
Выхватывать из ее исповедей смерть ребенка и смаковать как лакомый кусок? – это просто коробит!
О чем бы насочиняли обвинительницы - если б Цветаева сама не показала, где ее можно больней ударить, где у нее самое ранимое место?
.. Некая Молли носится с цитатой из воспоминаний Анастасии о том, как она приехала и поразилась развалу в доме, запустению, стала убирать, а Марина равнодушно сказала: “Не трать силы, мне это все равно”
- эти слова говорят о том, что Марина приняла нищету – смирилась, скорее рубищем прикрылась бы, чем фартучком.
Но и в обездоленности она создавала свой волшебный мир, ибо мир внутри нас!
МЦ.
*
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг...
Так. – Руку держите направо,
Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина - может без кружев!
А если уж слишком поэта доймет
Московский, чумной, девятнадцатый год,
-Что ж, -- мы проживем и без хлеба!
Недолго ведь с крыши -- на небо.
(Это осень 1919)
Может и не великая она хозяйка! Но вижу, критик-Молли не разумеет элементарного! - когда у человека дар, он концентрирует силы на его воплощении - таков закон природы таланта. За счет этого другие качества, возможно, не столь успешно реализуются.
*
"Ибо раз голос тебе, поэт, дан
- остальное взято!"
М.Ц.
Молли, например, не способна писать стихи, однако пишет же! - Ну, примерно как Молли пишет - так Марина и убирала)
Далее, некая Троя доказывает, что Марина была не способна написать о войне. ( а это?)
О слезы на глазах -
плач гнева и любви..
"О дева всех румянее
среди зеленых гор:
Германия, Германия,
Германия - ПОЗОР!"
"Взяли близи и взяли дали....
Взяли больше чем рай земной,
Битву взяли за край родной!...
Но покуда во рту слюна –
Вся страна вооружена!"
Отвращает тот факт, что "этим судьям" не достает разума дать,к примеру, анализ творчества, зато хватает азарта, вцепиться в раны и ковырять их!
Считаю, что продолжать эту дискуссию - все равно что добивать убитую собаку.
Ибо в долгом споре "о судьбе Марины" - никто, никого ни в чем не убедил.
Есть изречение: “Не можешь победить противника - стань на его сторону!” Думал, понял и согласился.
Не могу их победить!
Что ж не стану спорить.
Но скажу ту простую истину, которую понимают все:
Марина Цветаева принесла немало жертв своему таланту - заплатила высокую цену за бессмертие.
А авторы-судьи отдали свои силы иным нуждам.
Нина Лезер посвятила себя семье - молодец. И кончен спор.
Но правда и в том, что Нину никогда не будут всенародно петь, не будет страна молиться о ее судьбе, и знать, и помнить ее.
Не посвятит ей море стихов и слез.
Она стала тем, кем стала - большего не дано! Может, это поругание Марины Цветаевой и есть ее «звездный час».
А другие оппоненты: Молли, Троя, и еже с ними... ну что сказать? - “Будь одна из вас ткачихой, а другая поварихой” - и этого довольно. - Они хозяйки и мамаши, а Марина Цветаева – великий поэт! Она подняла планку Духа и Свободы, Страсти и Искренности.
О ней созданы фильмы, спектакли, книги, ей посвящены стихи, картины, памятники, открыты музеи.
На рок-фестивалях, на стадионах:
«Я люблю Вас, Марина Цветаева!» - кричит Земфира, и тысячи рук тянутся в небо с зажженные огнями!
Имя Цветаевой любимо.
Ею восхищались Волошин, Пастернак, Рильке, Бальмонт…
После своего Нобелевского лауреатства И.Бродский писал: “Поэт умирает – его поэзия остается».
Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам «настанет свой черед».
Сейчас они занимают достойное место в истории поэзии. В наше время ее стихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье.
В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов России ХХ века. Что вызвало такой интерес?
Несомненно, сила ее поэзии.
«В русской поэзии ХХ века не звучало более страстного голоса».
*
Спасибо, Санто... собственно, эта заметка, как ты знаешь, выросла из коммента тебе... спасибо тебе за неравнодушие... это то, что сейчас нужнее всего.
с симпатией Игорь
*
Сейчас я делаю небольшой проект: “Авторы Стихиры – Марине Цветаевой.”
Благодарен всем посвящениям поэту, которые мне присылают.
Санто.
Голоса... а кто их услышит? - вот, где все эти голосаhttp://www.stihi.ru/2013/10/02/1378
Другие статьи в литературном дневнике: