ДА!!! - Нужна поддержка!

Сан-Торас: литературный дневник

Текст не содержит унижений, не цитирует другие материалы,не нарушает законов сайта.
Упоминания имени - для обозначения автора.
Это полемика о творческом наследии, отношении к нему, о Марине Цветаевой. Привожу только факты - ничего личного.


Рецензия на «Наследие» (Сан-Торас)
Какой-то нескончаемый кошмар...
едва заставила себя дочитать.
это за гранью.
Сан-Торас, какая помощь Вам нужна?
Наталья Жердецкая 10.09.2013 00:32


НАТАЛЬЯ:
Вы меня не знаете, мы с Вами никогда не общались, но если я могу хоть чем-то помочь, не отказывайтесь, пожалуйста.
скажите.
Наталья Жердецкая 10.09.2013 00:35


САНТО:
Здравствуйте, Наташа!
Почему я должен отказываться от помощи, если не справляюсь?!
Не хотел бы Вас нагружать, но как объяснить ситуации не забирая времени?
Не давая своих оценок, просто изложу цепь собитий. Ссылки так же не даю,
но если понадобится, то каждому слову есть подтверждение.
На сайте возникла полемика – тема:
"Марина Цветаева – детоубийца."
;Оппонентом этого мнения оказался я и мои сторонники.;
Пару недель тому случайно вошел в тему спора под стихом Нины Лезер.
Стих бичует Цветаеву, как мать которая желая смерти своему ребенку, вместо того, чтобы его кормить писала стишки.
Лезер пишет: “Ребенок загаженный… вонь мочи… ты не дала дочери бульона и микстуры. Писательница, где была твоя голова?”
В ПЕТЛЕ – ответил я.
Объяснил и аргументировал почему этот стих инсинуация – ибо ребенок погиб не у матери, а в образцовом Кунцевском приюте города Москвы.
Объяснил почему это произведение – невежественно: – была зима 1919 года в Москве гражданская война голод, холод, люди замерзали на улицах, ели крыс, какой бульон?
В 1921 умер Блок в 40 лет от голода, бездровья и безденежья – это пишет его сосед докто Пекелес.
В доме в Борисоглебском переулке Цветаева одна с двумя детьми ей 25 лет, мебель и лестницу пожгли, нечего есть, кроме мерзлой картошки – (цитировал письмами).
Добрые люди посоветовали сдать на время детей в приют, который существовал на гуманитарную помощь из США – детям, чьи родители служат в Белой Армии. Муж Сергей Эфрон служил.
Этот факт Лезер преподносит как подлость матери, которая отказалась от детей ради стишков, а другие авторы, например Троя, пишет что Цветаева шоколад и шампанское в салонах уплетала, что она лезбиянка, работать не хотела и это поддерживают читатели-подпевки.
Сколько дети были в приюте? Год, два?
Цветаева их отвезла 27 ноября 1919 года, Ирина умерла 3 февраля 1920 – 9 недель. Чем была занята Марина эти два месяца?
Она забрала смертельно больную Ариадну – молярия температура – выше 40-ка, чудом выходила, старший ребенок проболел 2 месяца.
Почему погибла Ирина? – Потому что начальник приюта не кормил детей обворовывал приют.
Погибли многие дети, среди них и дочь Цветаевой.
Простите, что утомляю подробностями, но все это я приводил в своих статьях, опираясь на письма Цветаевой, дневники, даты, исторические факты, подтверждая каждое слово!
Я вел просветительскую, корректную полемику.
Но мои статьи снимались с моей страницы, по просьбе Лезер.
Что получилось в результате?
- Я навлек на себя компанию троллинга, издевок, грубостей, хамства, унижений: насмехались надо мной, над моим ребенком.
;На фото мой сын, решили, что я с девочкой какой-то намеки, грязные подоплеки.
Но не об этом речь! Не к этому виду!
Картина такая:
Лезер гордится в ответах оппонентам, что у нее более ста рецензий на этот стих - все хвала!
Но критические отзывы, авторша стирает, а хвалу себе - осталяет.
При этом цифра отмечающая калличество отзывов остается, даже когда отзыв стерт.
И выходит, что цифра эта показывает только согласных, при том преувеличивает их число, за счет не согласных!
Те, кто выразили протест – превратились в "Мертвые души"!
Мои статьи гуманные, просветительские, с приведенными первоисточниками, сняты:
http://www.stihi.ru/2013/08/17/8471
http://www.stihi.ru/2013/08/18/1502
http://www.stihi.ru/2013/09/06/6297
Какая же это литературная полемика?
Не о себе волнуюсь в данный момент! Ну стерли, допустим.
Стихи Лезер дали цепную реацию. Вот письмо, которое я на почту получил:
"Здравствуйте, Санто!
Всё гораздо запущенней, чем мы предполагали.
Стишок-пасквиль висит давно, на него откликнулись уже не раз .
Вот смотрите http://www.stihi.ru/2012/05/15/5216 , что натворила лёзерская "подача материала".
А под этим стихо уже 80 рецок, и только 2!!!!! за Марину, но зато полно такого:
"Произведения с брендом Цветаева больше читать не буду"
"Как читать... все её слова лицемерие"
и т.д. в том же русле.
Санто, руки опускаются, так и хочется всем этим поддакивалам сказать- да живите вы как хотите !
Всё, Санто, "лбом стенки не прошибить". Тролли вообще с цепи сорвались..."
-Стерты мнения всех оппонентов даже с их страниц: Александра - басни дважды сняли, человек уже перешел на языкызопа, Виктор Вороненко - все стерто, Елена Наильевна, Велпекула, Андрей Кручни и тд. да и у меня все стирают..
Я сейчас по работе нахожусь в Польше, скоро буду в Москве, живу на Шаболовке, хочу заехать в офис для личного знакомства.
Много лет издавал в Америке газету и литературный журнал. В Лос-Анжелесе русскоязычная диаспора около миллиона, в Нью-Йорке больше.
На обложке ставил какую-нить “Обнаженную маху” из ренессанса и затягивал журнал пленкой, чтобы покупали, а внутри все о литературе – 300 страниц, каждый месяц.
Журнал существавал за счет моего телевиденья СиРН и радио, но все равно разорял)))
Тут у нас в каждом кабинете стоит анонс о премии “Наследие”: с участием Ее Императорского Высочества Великой Княгини Марии Владимировны.
Хотел бы понять как расценивается вот это отношение современных авторов, на самом крупном в России поэтическом сайте, к НАСЛЕДИЮ?
Р.С. Люди сбросились баллами и поставили мою статью вот эту http://www.stihi.ru/2013/09/08/3581
На лицевую страницу в рубрике Анонса. Статью тут же сняли с анонса, немогу нарушать правила показывая письмо, но устал на пальцах все объяснять.
Такая сложилась здесь обстановка - это по фактам без комментария.
С теплом к Вам, с благодарностью за желание оказать поддержку.
Санто.


Сан-Торас 10.09.2013 03:23


Постскриптум: Я не хочу вражды, так же отрицательных эмоций, если эта тема и отношение к ней устраивает большинство, просто скажите и пусть все будет как есть.
Я мнение высказал - могу устраниться.
В конце концов, люди сами вправе выбирать как им относится с своему наследию, если так считают - значит так и будет.



Бог не любит боязливых (с) а знаете, что я знаю?)
мы похожи. это я там и увидела, в этих баталиях.
хотя сначала, повторюсь, показалось что перегибаете. поэтому полезла все читать. и не зря.
стих Нины не понравился, но не в нем дело. он вообще меркнет после 100 с лишним рецензий под ним.
вот где соль, где все как на ладони. думаю, я поняла, что Вас так возмутило.
сама и содрогнулась и……. порадовалась тому, какие рецензии написали
Наталья Федосова, Игорь Кинг, Глеб Ходорковский, Это Просто Дождь, Лилия Слатвицкая ..
хотя были и такие отзывы..
О. Боже, всё правда... страшная...(с) а какая то правда?? разве что дурная.
а дурная правда хуже лжи, страшнее удара по голове или плевка в лицо


за плевок в лицо, кстати, могла убить. в 15 лет чуть не придушила одну, еле оторвали.
хотя девочка та была сильнее, из спорт.класса, и старше.


Криста Брэйнстом 19.09.2013 14:12



Тороплюсь, Криста, занят, скажу сколько успею.
Вот мне написал некий Саша, делаю копию:
“Видно, что невнимательно или обрывочно читали вы, Сан, записные книжки Марины Цветаевой. Поэтому и взялись устроить судилище над Ниной Лёзер. Именно вы, а не Нина примеряете мантию. Она всего лишь выразила своё отношение к фактам.
А один из фактов таков: Цветаева за всё время жизни мученицы Ирины взяла её на руки раз 10 (десять).
("Круги на воде" - один из лучших документальных фильмов о Марине Цветаевой); а ещё перечитайте стихотворение "Вчера ещё в глаза глядел...", написанное менее чем через полгода после смерти Ирины (именно в этом ЛЮБОВНОМ стихотворении Цветаева сама называет себя детоубийцей. А Нина Лёзер не называет. Поэтому просить прощения нужно вам.
Саша Бога 14.09.2013 17:20
Я жду обещанных от Сан-Тораса ответов, которые он мне пообещал в первом же своём комментарии.
Саша Бога 14.09.2013 23:52
________



Буду откровенен, Кристина - знали бы Вы сколь неинтересно мне отвечать ему - это не мой собеседник, я не ответил. За чем мне отвечать? -
Он знаток? Специалист? - Большой любитель детей и друг матерей?
Какая разница, что он думаете обо мне и вообще о чем бы то ни было?
Совершенно не имеет значения, смогу ли я убедить его в чем-то или нет - все равно толку не будет, у него наследие, наследившее 26 стишков, и три с половиной читателя - это просто желание вылезти на активные страницы, чтобы привлечь внимание.


Быстро пройду по биографическим вехам Марины до периода смерти ее младшей дочери Ирины - для того, что каждая выраженная мной мысль была не голословной.


*
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти -
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? -
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!
май - 1920.


Мать Цветаевой, Мария Александровна Мейн, была одаренной пианисткой.
В раннем детстве она осиротела, ее мама, по происхождению польская дворянка, умерла в 26 лет, воспитывал девочку отец - состоятельный прибалтийский немец.
Отец, Иван Владимирович Цветаев, был сыном священника – прошел через босоногое детство. Во время учебы получил стипендию на поездку в Рим и Афины и т.д..
Увлекался античным искусством. Стал профессором Московского университета, основателем Музея им Пушкина. Первая его жена - Иловайская, любил ее, она родила двоих детей - Валерию и Андрея – умерла молодой.
Он женился второй раз на Марии Мейн.
Она родила Марину, через два года Анастасию.
Мариной гордилась, но любила Асю.
С раннего детства Марина по 4 часа ежедневно занималась музыкой. Стихи - это был ее внутрений мир, полный одиночества.
Они жили в Москве и Тарусе, в доме был обычный для профессорской семьи уклад : кухарка, прислуга, няня, садовник…
Когда Марине исполнилось 10, ее мать заболела туберкулезом.
Умирала два года .
Летним утром, в июле, кажется, 1906 или 1907 года, она позвала дочерей.
Цветаев плакал в ногах ее кровати навзрыд.
Она сказала:
«Живите по правде, дети - по правде…».
Днем ее не стало.
После смерти матери Марина и Ася душевно сблизились.
Марина оставила музыку, ушла в стихи.
Они с Асей читали их в унисон, голоса у них были очень похожи.
Отец занимался музеем, воспитывать детей не мог, они учились в интернате, жили за границей, дома бывали два раза в году, но отца любили.
В 15 лет Марина самостоятельно уехала в Париж, и в Сорбонне прослушала курс старославянской литературы.
Первым увлечением Марины и Аси был поэт, критик, переводчик Бодлера Лев Кобылинский, они назвали его Эллис.
Он бывал у них в доме постоянно.
Эллис написал 15-ти летней Марине письмо с предложением брака и передал его через своего друга, 20- летнего Владимира Нилендера.
Марина восприняла предложение Эллиса как оскорбление, она с ним дружила.
Эллис исчез, но Нилендер - морской офицер, переводчик Гераклита, остался их гостем.
Позднее он тоже сделал предложение Марине, она его отвергла.
Ее стихи к нему горят головокружительной любовью, но Марина была не готова ко взрослым отношениям, не хотела уйти из детства.
Потом отец отвез дочерей в Германию, поселил их в семье пастора, чтобы девочки научились вести хозяйство.
Марина курила, волосы коротко стригла и не умела отличить свеклу от моркови.
Она не училась хозяйству, но написала от руки свой первый сборник стихов «Вечерний альбом». Они с Асей разнесли его по магазинам.
Маленький тираж не затерялся, его отметили Брюсов, Волошин, Гумилев.
Все признали силу и мощь таланта юной Цветаевой.
Волошин посвятил ей стихи и лично принес.
“Ваша книга – это весть оттуда.
Утренняя, благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать – чудо есть”
Гумилев отметил смелость, исповедальность ее поэзии.
Через два года Марина выпустила второй сборник «Волшебный фонарь».
Ее отец ни о чем не знал.
Дружба Марины с Волошиным укрепилась, он был поэтом, критиком, художником, знал французскую литературу.
Макс пригласил Марину в Коктебель, где жил с матерью в доме, похожем на музей.
Там 18- летняя Марина встретила 17- летнего Сергея Эфрона.
Чтобы понять значение этой встречи и то, какое впечатление она произвела на Марину, скажу несколько слов о семье Эфронов.
Сергей родился шестым ребенком. Выжили две сестры и брат.
После родилась еще дочь Вера и сын Константин. Мать Сергея - Елизавета Дурново - была красивой женщиной, принимала участие в народных волнениях. В 1905 ее арестовали.
Год тюрьмы, потом с младшим сыном, Костей, они бежали за границу. Сережа тосковал: это была дружная семья. Когда ему исполнилось 16, умер отец, которого он очень любил.
В 17 лет покончил с собой его 14 летний брат Костя – мать не перенесла этого и повесилась в тот же день.
Сергей в таком состоянии заразился туберкулезом.
И вот он приехал к Волошину в Коктебель и встретил Марину.
Она была потрясена его трагедией и загадала: если он найдет сердолик на берегу моря и подарит ей, они останутся вместе навсегда.
Сережа нашел этот камень - она поклялась, что никогда не оставит его - клятве осталась верна до конца.
(Она любила многих, но осталась до смертной записки с Сергеем – это главное – остальное жизнь.)
Они поженились, родилась Аля. Марина боготворила ее.
Спустя время у Марины начался роман с Парнок, Сергей ушел из дома, но Марина остановила эту связь и осудила себя.
Они помирились. Наступил страшный для нее год.
Он ушел в белую армию. Она осталась, беременная, одна, с маленькой Алей. Беременность была очень тяжелой, она мечтала о сыне.
13 апеля 1917 у Марины родилась вторая дочь, Ирина.
Но не осталось никаких средств к существованию.
Ася была на юге, не к кому обратиться за поддержкой, но больше всего ее мучило то, что она ничего не знала о Сереже: жив он, убит?
Марина изрубила мебель и лестницу в доме, что бы топить печь, продала все, что могла, сдала дом чужим людям, сама ютилась с детьми в крошечной комнатке в мансарде. Туда как-то ночью забрался вор, но, изумившись их нищете, оставил всё, что у него было, и ушел.
Одна, молоденькая, хрупкая, с двумя детьми в большевистской Москве!
Муж воевал. Она обращалась к нему:
М. Ц.
*
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблёклых,
И на морском, и на речном песке,
Коньками пО льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб было всем известно! -
Что ты любим! любим! любим - любим! –
Расписывалась - радугой небесной.
Это май – 1920.
_________


От голода, не дожив до трех лет, умерла Ирина:
*
Светлая — на шейке тоненькой
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем не понято,
Что дитя мое в земле. МЦ


Был тяжкий, неустроенный быт - она с малышами одна - в пропасти… где дна не видать.
МЦ.
*
Когда-нибудь, прелестное созданье,
Я стану для тебя воспоминаньем,
Там, в памяти твоей голубоокой,
Затерянным - так далеко-далеко.
Забудешь ты мой профиль горбоносый,
И лоб в апофеозе папиросы,
И вечный смех мой, коим всех морочу,
И сотню - на руке моей рабочей -
Серебряных перстней, чердак-каюту,
Моих бумаг божественную смуту...
Как в страшный год, возвышены бедою,
Ты - маленькой была, я - молодою.


______
Марина - дворянка, муж за белых воюет, ее в любой момент могли арестовать большевики!
Кроме голода, холода и нищеты была еще одна опасность - она была в стане врага!
На войне Сергей пропал без вести.
В Москве, рискуя собой, Марина открыто писала о войне, о «белой стае»:
*
Волочится кровавым волоком
Пурпур царей.
Греми, греми последний колокол
Русских церквей!
______


В год смерти Ирины был создан Цикл “Ученик”
*
Дом, в который не стучатся:
Нищим нечего беречь.
Дом, в котором - не смущаться:
Можно сесть, а можно лечь.
Не судить - одно условье,
Окна выбиты любовью,
Крышу ветром сорвало....
Мне добро досталось даром,
Так и спрячь свои рубли!
Окна выбиты пожаром,
Дверь зима сняла с петли!
Чай не сладкий, хлеб не белый -
Личиком бела зато!
Тем делюсь, что уцелело,
Всем делюсь, что не взято.


Это малая толика написаного в 20-м году.
___________
Скажу, что меня возмутило в стишке, который защищает некий Саша и отвечу на все вопросы оппонентов, закрыв на этом тему.
Цветаева вынесла себе смертный приговор! – Им мало?
Им хочется откопать и еще раз повесить?


Независимо от темы: “Цветаева”, более того, независимо от того, кто прав или неправ в полемике о ней - считаю, что нападать на того, кто сам себя бичевал, - без-нрав-стве-нно!
- И это, не более как, простые, общечеловеческие нормы.


Я рассматривал дискуссию не в виде борьбы к каким-то стишком или его автором, а как пример попирания базовых человеческих ценностей - заповедей библейских, морального кодекса.
Не оспариваю факты из судьбы Марины - речь не об этом.
Но о том, что автор преподносит свой текст так, будто исследовала биографию Цветаевой и узнала из тайных источников нечто досель неведомое!
Как будто не сама Марина писала об этой трагедии в своих дневниках, стихах и письмах, укоряя и обвиняя себя.
И вот - спустя 93 года после смерти ее ребенка, когда все сотни раз оплакано, покаянно и самообвиненно, где-то... на пенсии, наверное, образцовая мать и отличница-бабушка очнулась, всполошившись: писательница, где была твоя голова?
- В ПЕТЛЕ!... - отвечаю ей.
- НО этого мало!
- Мало суда над собой самой Марины?!
Она хочет еще! Хочет начать сначала?
Будто открыла какую-то новую, прежде скрываемую правду?!
Будто узнала нечто, что никто не знал!
Живет, слава Богу, в благополучной стране: “Побежденные, кормите Победителей!”
И пишет, по смыслу надо понимать так: - "мне бы жить и горя не знать, да вот не могу! Хочу выкопать Цветаеву и спросить: где бульон с микстурой? Сейчас объясню ей, что ее ребенок - "не загаженная вонь мочи""
Разве об этой истории не сказано уже тысячу раз?!
Но, лично мне в прямой переписке автор заявила: « Я - первопроходец этой темы»!
Словно скинула валенки, прочла книжку и …батюшки, свят, что я узнала! как возмутилась!
Первопроходец? - Прямо Миклухо-Маклай, какой-то!
- Великое самомнение надо иметь, чтобы по проторенным путям ходить с апломбом первопроходца!
Коль Марина сама писала об этом, сама осудила себя,
так объясните, что еще им надо?
Объясните, что добавил этот стих?
Какое новое вИдение или бОльшее откровение, чем-то что дала сама Цветаева?
стих - выражает мнение обывателя, но, если обыватель плюнет на памятник, то обратит на себя внимание...
Как и стишок – перформанс.
Рецензии, которые Вы перечислили, - есть нормальная реакция людей на вульгарно - эпатажную выходку.
Помните, я писал, что перед смертью мать сказала: Марине и Анастасии "Живите по правде, дети, живите по правде"
Вот они и жили ... одна больше 20 лет без вины в тюрьмах - другая повесилась.
Марина жила, по завету матери - по правде!
Именно поэтому мне особенно мерзок в нападках на нее, тот факт, что обвинители воспользовались ее исповедью!
Давай говорить по обывательски, если им так нравится этот взгляд: она была одна в том 1919 с детьми - кто бы знал, как и что произошло с Ириной? - если б сама Марина об этом не кричала на каждом шагу!
Если б она сама не винила себя, во всех подробностях!
Кто бы знал, что там было в том приюте,
где дети ее находились всего два зимних месяца, Аля и того меньше!


Но Марина жила по правде, с какой-то беззащитной исповедальностью перед миром … выхватывать из ее исповедей смерть ребенка и смаковать как лакомый кусок - вот что коробит!
Это напоминает поступок Лермонтова - он, не стал стрелять в друга - Мартынова, разрядил пистолет в воздух, стоял безоружный, а тот выстрелил ему в грудь - навылет! - Так выглядит низость перед благородством.


О чем бы насочиняла благочестивая авторша? - если б Цветаева сама не показала, где ее можно больней ударить, где у нее самое ранимое место?..


Первая дискуссия о Марине у меня возникла давно, когда один автор ( речи не было о Цветаевой, ее имя возникло как пример нашей высокой духовности, как образец нашей всеобщей, необыкновенной способности любить) написал мне: (с)
“Эх, Санто)) Любой человек научится рано или поздно "нажимать" любые кнопки в западном мире. А вот научиться любить Цветаеву так, чтобы с высоты колокольни... Этому не учат в цивилизованном мире!
Это душа русская, пропитанная слезами и кровью своих соплеменников, просит чего-то, мечется куда-то, ищет...”
Вот она - и любовь – и загадочные души соплеменников, которыми он так любовался.( читай - все мы любуемся)
Даю почти полную цитату беседы Швондера с Преображенским, не включая имена персонажей.
______
Т: Запрета на публикации (Цветавевой) никогда не было. Гонений тоже. От предложенных работ она отказывалась. Война - не до лютиков-цветочков-голубочков в мадамских садочках.
О чём она могла написать во время войны?
О том, что все работают в тылу, а ей западло? И хочется конфет, котлет, шампанского и любви, а этого нет? У государства тогда были более серьёзные проблемы, чем отдельно взятая поэтесса, не озабоченная проблемами государства.
П: «Не гонение разве упразднить возможность писать величайшему мастеру слова?…»
Т: Ну, про «величайшего мастера» Вы преувеличили.
Хотела бы послужить народу - нашла бы чем заняться: пошла бы на фронт корреспондентом или санитаркой.
Не до её душещипательных «поэз» тогда было. Надо понимать время.
П: «А выдернуть мать с детьми из Европы, где уж точно не погибли бы…в новую Россию, чтобы сгноить…»
Т: Муж – еврей, агент КГБ. Ага, представляю, как безопасно было им в фашистской Европе. Как здорово они бы там в Освенциме выжили всем семейством.
Вы, вообще-то, извините за любопытство, историю учили?
Может, конечно, Марина, не будучи еврейкой, как-то и выжила бы, но она не могла найти общего языка там ни с эмиграцией, ни с местными.
П: « Разве отнять всё самое ценное и всех самых дорогих, довести до истощения и самоубийства живого классика мировой величины - не подлость, не гонение?!»
Т: А никто не отнимал! Детей она сдала в приют, назвавши их сиротами и отказавшись от родства с ними. Навещать их не хотела. Младшую вообще не любила и всегда желала ей гибели. Прочитайте дневники поэтессы.
Пример простонародных гениев я Вам привела….
И не все графья были львами толстыми... Некоторые успешно поднялись из купцов, крестьян и других «низших» (по-вашему) сословий. Умение танцевать на балах, говорить и писать по-французски – не гарантия творчества.
П: «Гениями дорожить надобно, беречь их и холить, а не выжигать калёным железом.»
Т: А их никто и не выжигает! Сами то сопьются, то убьются, то в тюрьму угодят.
_______
Я вижу, как общий хор обвинителей Марины не улавливает тона, интонаций ее записей, внутренних смыслов, понятным людям близким, но не сторонним.
Некая Молли носится с цитатой из воспоминаний Анастасии о том, как она приехала и поразилась развалу в доме, запустению, стала убирать, а Марина равнодушно сказала: “Не трать силы, мне это все равно”.
- эти слова не есть неблагодарность!
Они говорят о том, что Марина приняла нищету – смирилась.
Коль с нее сорвали одежду, она скорее рубищем прикроется, чем фартучком.
Трогает то, что даже в обездоленности она создавала свой волшебный мир, ибо мир внутри нас! Ее внутренний мир необычайно светел, хоть снаружи затянут паутиной:
МЦ.
*
Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!
Взойдите. Гора рукописных бумаг...
Так. – Руку держите направо,
Здесь лужа от крыши дырявой.
Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,
Какую мне Фландрию вывел паук.
Не слушайте толков досужих,
Что женщина - может без кружев!


Она иронизировала – защищалась - возвышалась - отгораживалась!
*
Вот дети мои -- два чердачных царька,
С веселою музой моею, -- пока
Вам призрачный ужин согрею, --
Покажут мою эмпирею.
А если уж слишком поэта доймет
Московский, чумной, девятнадцатый год, --
Что ж, -- мы проживем и без хлеба!
Недолго ведь с крыши -- на небо.
(Это осень 1919)


Да, Марина не великая хозяйка!
Но надо понимать, дорогие оппоненты, что когда у человека дар, он концентрирует силы на его развитии и воплощении - таков закон природы таланта.
За счет этого другие качества бывают не столь успешно реализованы.
*
"Ибо раз голос тебе, поэт, дан
- остальное взято!" М.Ц.


Молли, например, не может писать стихи. Вернее, может и даже пишет.
Ну, примерно как Молли пишет стЕхи - так Марина и убирала)


Некий Саша приводит цитаты из записей Марины, что ребенка она и 10 раз на руки не брала, попробуй, Саша, покорми грудью - но на руки - не бери!
И объясни сам себе, что это за фраза? - "мы не виделись 100 лет" - разве так бывает?!
филолог-умник, утверждает что я не врач - это такое же попадание в яблочко, как и выводы о Цветаевой
…( статьи мои почитай –подразовьешься – звони: Московкий медин им. Семашко)
Он же приводит в доказательство ее детоубийства -
Стихи из цикла "Две песни":
Это первая - (даю в сокращении)
*
И что тому костер остылый,
Кому разлука - ремесло!
Одной волною накатило,
Другой волною унесло.


Подобно пленной королеве,
Что молвлю на суду простом -
Я, выношенная во чреве
Не материнском, а морском.
лето 1920.
________
И вторая песнь: (тож сокращу)
*
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!


Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"


Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"


Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"


Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?


Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала
Тоже лето 1920
______
“Детоубийцей на суду
Стою, немилая, несмелая
Я и в аду тебе скажу:
мой милый.....”
Речь идет о прерванной беременности.
Так трактовать “детоубийство” может филолог из лит-ПТУ от большого ума .
Даже, осуждающие Марину дамы, на эту тему не говорят, ибо у каждой в этом вопросе - своя судьба, своя печаль, свой путь, потому и тема - табу.
В эмбриональный период прерывание беременности в качестве детоубийства не рассматривается, “детоубийцей” мать, не называют, и не смакуют такие вещи, по понятным причинам.
В этот период Марина проводила много времени со своим новым увлечением - художником Мелиотти. (оставлю без комментариев).
Стихи в мае 1920 года одному человеку, а в июле - она писала другому.
Это Сереже:
*
Сижу без света, и без хлеба,
И без воды.
Затем и насылает беды
Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, - с утра ни корки черствой -
Мечту такую полюбя,
Что - может - всем своим покорством
- Мой Воин! - выкуплю тебя.
_____
А это - (Н. Н. В.)


Большими тихими дорогами,
Большими тихими шагами...
Душа, как камень, в воду брошенный
Всё расширяющимися кругами...
Та глубока - вода, и та темна - вода...
Душа на все века - схоронена в груди.
И так достать ее оттуда надо мне,
И так сказать я ей хочу: в мою иди!
Это апрель 1920


Ему же:
Глаза участливой соседки
И ровные шаги старушьи.
В руках, свисающих как ветки, -
Божественное равнодушье.....
Слова - тяжелые, как капли.
Луна, как рубище льняное,
Вдоль членов, кажущихся дымом.
- Как хорошо мне под луною -
С нелюбящим и нелюбимым.


Тоже апрель 1920


Этот же период.
*
На бренность бедную мою
Взираешь, слов не расточая.
Ты - каменный, а я пою,
Ты - памятник, а я летаю.
Я знаю, что нежнейший май
Пред оком Вечности - ничтожен.
Но птица я - и не пеняй,
Что легкий мне закон положен.
май 1920


О том, как она сдала детей на два месяца в Московский Кунцевский приют, я много и подробно писал.
Алю Марина забрала быстро - она тяжело заболела, - и пока выхаживала Алю, от голода умерла в приюте Ирина.
После смерти Ирины они получили продовольственные карточки.
В этом неистовом состоянии она написала множество стихов.
Два сборника - «Версты- 1» и «Версты -2». За одну Весну 1921 года.


Далее, некая Троя доказывает, что Марина была не способна написать о войне. ( стихи к Чехии)


"О дева всех румянее
среди зеленых гор:
Германия, Германия,
Германия - ПОЗОР!"


"Взяли близи и взяли дали....
Взяли больше чем рай земной,
Битву взяли за край родной!...
Но покуда во рту слюна -
Вся страна вооружена!"


Отвращает тот факт, что "правдолюбцам" не хватает способностей, разума и таланта дать, например, критический анализ поэзии, оценку творчеству,( особенно филологу), зато с лихвой хватает азарта, чтобы ... уцепиться за раны и ковырять их!
Фройлен пишет, что я месяц занимаюсь ею - НЕТ! -Зря размечталась! – я занимаюсь Мариной Цветаевой - и не месяц, а всю жизнь!)
Вижу, что продолжать эту дискуссию - все равно что добивать убитую собаку
Но... подытожу:
В споре "о судьбе Марины" - никто, никого ни в чем не убедил.
Знаете, есть такое изречение: “Не можешь победить противника - стань на его сторону!”
Коль Мудрецы сделали такой вывод, и вывод этот есть Мудрость, значит, сам постулат имеет место быть.
Думал над этим, и как бы это не было сложно, но понял и согласился.
Я не могу их победить! – Значит, я должен стать на их сторону?
И я становлюсь.
Ну что ж, пусть… приму все обвинения, предъявленные Марине.
Оппоненты ведь этого добивались.
Не стану спорить.
Но скажу ту простую правду, которую понимают все .
Марина Цветаева принесла немало жертв своему таланту, она заплатила высокую цену за бессмертие.
А эти авторы отдали свои силы иным нуждам .
Фройлен посвятила себя семье - и прекрасно.
Пусть она права по отношению к Марине. И кончен спор.
Но правда и в том, что саму ее никогда не будут всенародно петь,
не будет страна молиться о ее судьбе, и знать, и помнить ее.
Не посвятит ей море стихов и слез.
Она стала тем, кем стала, и большего не дано! Может, это поругание Марины и есть ее «звездный час».
А другие оппоненты: Молли, Троя, ну что сказать? “Будь одна из вас ткачихой, а другая поварихой” - и этого довольно.
Примиримся! - вы хозяйки и заботливые мамаши, а Марина Цветаева – великий поэт!
Она оказала влияние на поэзию последователей: Ахмадуллиной, Вознесенского, Евтушенко.... и др.
Марина подняла планку Духа и Свободы, Страсти и Искренности.
О ней созданы фильмы, спектакли, написаны книги, ей посвящены стихи, картины, памятники, открыты музеи.
“Мне нравится, что Вы больны не мной” пел весь народ - Россия!
На рок-фестивалях, на стадионах посвящают ей свои музыкальные вирши .
«Я люблю Вас, Марина Цветаева!» - кричит Земфира, и тысячи людей тянут в небо руки с зажженные огнями!
Имя Цветаевой любимо.
Ею восхищались Волошин, Пастернак, Рильке, Бальмонт…
Бродский после своего Нобелевского лауреатства написал о Марине:
“Поэт умирает – его поэзия остается».
Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам «настанет свой черед». Сейчас они занимают достойное место в истории поэзии.
В наше время ее стихами интересуются, их читают, заучивают наизусть. Как известно, каждая книга – это учебник жизни.
Так вот, каждый стих Цветаевой по праву может называться учебником жизни.
Каждый, даже самый маленький стишок, может научить многому.
Марина Цветаева была очень сложным человеком. У нее были свои собственные взгляды на жизнь, на отношения. В ее стихах можно увидеть все: страх, боль, страдание, любовь, отчаяние, счастье.
В настоящее время Цветаева признана одним из главных поэтов
России ХХ века. Наконец-то сейчас стихи Марины Цветаевой оказались понятыми и признанными. Что вызвало такой интерес?
Несомненно, сила ее поэзии. Сама она подчеркивала, что не принадлежит своему времени, что поэт принадлежит не времени, а временам, не стране, а странам.
Она писала о страсти, любви и тоске по лучшему миру, о судьбе поэта, об отчуждении и одиночестве.
«В русской поэзии ХХ века не звучало более страстного голоса». Иосиф Бродский.
___________
И последний резюм: я вел эту полемику не для того, чтобы переубедить оппонентов, но ради того, чтобы на их примере разбить общие стереотипы и восстановить сбитую с резьбы ось моральных основ.
А также для того, чтобы авторы откликнулись стихами в честь Марины Цветаевой, в память о ней.
Готовлю этот проект: "авторы стихиры - Марине Цветаевой".
Благодарен за то, что люди присылают свои посвящения.


Все, Криста, опоздал! Не перечитываю. Убегаю.
Санто.
Сан-Торас 19.09.2013 18:22


все прочту и отвечу, спасибо!
Криста Брэйнстом 19.09.2013 19:18


(сын переживает, что не высплюсь)) поэтому я коротко. Мне это все напомнило суд над И. Бродским. Жутко все это. Откопать, чтобы еще раз повесить (с) и ради чего, ради красного словца. Ребенка им жаль? Нет. Перлооткрыватели уевы. А вам я бесконечно благодарна. Как и таким людям, как Наталья Федосова, щедрым душой. Сейчас это не модно. Все истинно человеческое выставляется как изъян, такое чувство что за человечность скоро на кострах будут жечь. ..все, прощаюсь
(Не извиняйтесь за какие-то ошибки. Я на это плевала) буквы же как песок, что хотим, то и строим. В своих песочницах)
Криста Брэйнстом 19.09.2013 23:45




Другие статьи в литературном дневнике: