Кого уничтожали в совдепииЕЩЕ ОДИН Сикорский дважды звал этого авиаконструктора в Америку. Он понимал, что такие люди редки и ценны. Но Константин Алексеевич не поехал... 22 октября 1938 года, в подвале внутренней тюрьмы воронежского НКВД выстрелом в затылок был убит Константин Алексеевич Калинин (1887 года рождения, родился в городе Варшава, образование высшее, работал главным конструктором КБ авиазавода № 18). Военный летчик Первой мировой войны Калинин был энтузиастом авиации. Он жил авиацией. В 1907 году, после смерти матери, Калинин поступает в 184-й Варшавский пехотный полк. В августе 1912 года, выпущенный по первому разряду, подпоручик Калинин получает назначение во Владивосток. С октября этого же года он — офицер 3-й Сибирской стрелково-артиллерийской бригады. После объявления России войны Германией в июле 1914 года Калинин был переведен в Кронштадт, откуда направлен в артиллерийскую часть, где с марта 1915 года — он адъютант начальника штаба артдивизиона. В августе того же года — производство в поручики, успешные бои под Двинском, награждение орденом Св. Станислава. С 23 марта 1916 года поручик Калинин — курсант Гатчинской военной авиашколы. Теоретический курс в Петроградском политехникуме и на авиазаводе Лебедева, где в то время строились «Вуазены» с мотором «Сальмсон». С мая — полеты, и 25 июня — самостоятельный вылет. Калинин осваивает биплан «Фарман-VII», полуторапланы «Фарман-16, -20 и 22;, боевой «Вуазен». С октября 1916 года поручик Калинин — военлет 26 корпусного авиаотряда 9-й армии (Румынский фронт). В одном из боевых вылетов был контужен. Награжден орденом Св. Анны и утвержден командиром отряда. Лично сумел разбомбить мост через р. Быстрицу. Первым в подразделении применил радиосвязь для корректировки артиллерийского огня. После октябрьского переворота 1917 года 26-й армейский корпус, в состав которого входил 26-й авиационный отряд, украинизировался. Отряд Калинина, которым он в то время уже командовал, также объявил о своем переходе в состав армии Украинской Народной Республики. Калинин отводит свой отряд на Восток. В декабре 1918 года он назначен Директорией командиром 1-го Волынского авиационного дивизиона армии УНР, впоследствии получает звание капитана. В стране Советов его выгоняли из-за неправильного социального происхождения из Института инженеров Красного воздушного флота и гоняли с завода на завод, из Киева в Харьков, оттуда в Воронеж, а его провинциальному КБ не давали вечно дефицитных в то время моторов. Но ничто не могло остановить его сильной мысли, его инженерного расчета, его идей. И даже в камере НКВД Константин Алексеевич Калинин придумывал свой последний самолет - К-15. Но о нем мы не знаем почти ничего. Его К-1 - первый советский пассажирский самолет, принятый для серийного производства, но не запущенный в серию; и К-3 - первый советский санитарный самолет, в котором можно было перевозить лежачих больных. К-4 Калинина (на фото) был настолько хорош, что был отправлен на международную выставку в Берлине как высшее достижение молодого советского авиапрома. К-6 был опять же первым - первым почтовым самолетом в СССР. И был еще К-5, построенный в количестве 260 экземпляров, основной самолет Аэрофлота вплоть до 1940 года, летавший еще и в середине сороковых и перевозивший в восьми мягких креслах восемь пассажиров, которые имели в полете такую роскошь, как туалет. Уже не было Калинина, и само имя его исчезло из статей и книг об авиации, а надежный К-5 из дюралюминия и ткани, из стальных балок и проволочных растяжек все летал и летал в небе забывшей конструктора страны. Но Калинин не был и не хотел быть конструктором обычных самолетов. В нем жила душа новатора и фантаста. Будущее треугольных крыльев и комфортабельных лайнеров еще совсем не просматривалось с пыльных аэродромов тех лет, и вовсе не видны были из кроватных мастерских, переоборудованных под кустарные авиацеха, узкие самолеты, пробивающие звуковой барьер. Но Калинин уже забегал мыслью вперед, уже был там, за пределами дня и рутины. Он создал маленький К-9, удивительную машинку с отстегивающимися крыльями, в которой некоторые видят прообраз самолета для авианосца. Это был самолет для исполкомов и колхозов, для полетов из деревни в райцентр и с поля на завод. Посадочная скорость 50 км в час была так мала, что посадить его мог любой председатель колхоза в кирзовых сапогах, а сесть он мог на любой пятачок и на любой проселок. Наоборот, К-7 Калинина был гигантом. Вот такой был диапазон его мысли и инженерный горизонт - от маленькой машинки до циклопической. К-7 имел размах крыльев 53 метра, то есть больше некоторых современных Boeing. Но не только размахом крыльев удивляет эта машина. В эпоху бипланов Калинин додумался до летающего крыла. «Всё в крыле!» В толстом крыле, имевшем в центроплане высоту 2 метра 33 см, располагались каюты пассажиров. Семимоторный гигант должен был перевозить 128 пассажиров на 5 тысяч километров. Или на то же расстояние 64 пассажира в каютах класса люкс. На борту были кают-компания, буфет, кухня, радиорубка, работала телефонная связь. Механики в полете имели доступ к двигателям прямо из крыла. Чтобы спасти летчика от запредельных нагрузок на штурвале весящего 40 тонн самолета, Калинин придумал электроусилители руля. То есть он придумал то, чего тогда не было! Время бустеров в тридцатые годы еще не пришло. Но промышленность не смогла создать электроусилители руля для самолета Калинина, пришлось обходиться сервоусилителями. Это была основная проблема двух самых знаменитых самолетов Калинина: гиганта К-7 и бесхвостого бомбардировщика К-12 - они опережали время и требовали знаний и технологий, которые еще только предстояло создать. К-7, самолет-гигант, как и многие самолеты того времени, страдал от флаттера, то есть от самопроизвольно возникавших ударно-крутильных колебаний, мгновенно разрушавших машину. Теория борьбы с флаттером еще не была создана (ее еще только предстояло создать молодому математику Келдышу). Поэтому летчик-испытатель Снегирев интуитивно боролся с флаттером, меняя режим работы семи двигателей. Но это не спасло самолет и 15 из 20 человек на его борту во время полета на максимальную скорость. Самолет разбился. Посмотрите на К-7. Он и сейчас волнует и привлекает своими могучими формами и брутальной мощью. Перед этим грандиозным самолетом хочется снять шляпу. Ильюшин, тогда еще не всемирно известный создатель штурмовика Ил-2, а только начальник ЦКБ, писал в отзыве на один из самолетов Калинина, что в нем так много новых компонентов, что неизвестно, как они поведут себя все вместе. Но не делать нового Калинин не мог. Это была его природа. Бомбардировщик К-12 Калинина не имел хвоста. Первый в мире бесхвостый самолет был раскрашен под жар-птицу и летал в Москве на воздушном параде (!). Тогда нужны были не самолетики для колхозников, а истребители для выпускников авиашкол, не роскошные гиганты с каютами класса люкс, а скоростные бомберы, способные пикировать почти до самой земли. Отсутствие хвостового оперения делало самолет быстрым, а воздушный стрелок на конце фюзеляжа получал идеальную позицию и полный обзор. Арестовывать пришли двое из НКВД. Ходит легенда, что младший, уходя, сказал жене: «Простите. Мы понимаем, кого уводим». 22 октября 1938 года, через семь месяцев после ареста, на закрытом судебном заседании Военной коллегии Верховного суда СССР, которое продолжалось 10 минут без защиты и свидетелей, Константин Калинин был обвинен в антисоветской деятельности (?) и шпионаже (??) и приговорен к расстрелу. В 1972 году, когда не стало Игоря Сикорского, академик Иван Артоболевский сказал: А мы только сегодня понимаем, кого потеряли семьдесят лет назад, 22 октября 1938 года, когда палач в длинном фартуке и крагах поднял пистолет и выстрелил в голову спокойного, тихого, измученного следствием, признавшего себя врагом народа человека. Ни одного самолета Калинина не сохранилось. Его убили Сталин, Молотов и Жданов. История сохранила свидетельства того, что это были эти трое, лично. © Copyright: Архив Тимофеевой, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|