Пафос воинствующего безумия
Война все равно была — ;афганская, потом чеченская. Но из школы война ненадолго ушла, и родители обрадовались — ;ну хоть наши дети без НВП и маршировок поживут. Короткая любовь между двумя сверхдержавами заставила целое поколение выдохнуть: на нас больше не наведены боеголовки. Короткая любовь миновала, мы снова в кольце врагов, патриотизм оказался единственной национальной идеей, а победа во Второй мировой — ;единственной всенародной ценностью. И на смену коммунистическому или гуманистическому воспитанию пришло старое доброе военно-патриотическое. Матклассы превращаются в кадетские классы, школы — ;в корпуса, кружки ОБЖ — ;в отделения Юнармии. Война ломится в школу. В этом выпуске «Параллелей» сегодняшние школьники задумываются о патриотизме, войне и военно-патриотическом воспитании. Часть материалов этого номера подготовлена для паблика «Параллелей» в «ВКонтакте» Редколлегия «Параллелей» Мне восемь. Актовый зал, Вечный огонь на проекторе, радостные лица учителей. Я сижу на встрече с ветеранами, сжимая в руках букет цветов. Через неделю я иду по улице и вижу стариков на асфальте в ворохе картонок. Я не понимаю, почему уважение и благодарность работают только один день в году. Мне десять. Нам в очередной раз рассказывают про блокаду. Брат моей бабушки умер в сорок втором от голода, потому что у него украли карточки. Она сама выросла на железной дороге, на которой бомбили санитарные поезда. Она никогда не говорит о войне, а я не понимаю, почему мы каждый год слышим эти страшные истории. Мне тринадцать. Моя классная руководительница подходит ко мне со словами «ты участвуешь в конкурсе чтецов», и я весь вечер учу стихотворение о солдатах. И потом рассказываю его, думая только о том, чтобы все это поскорее закончилось. Мне пятнадцать. Я пишу этот текст и все еще не понимаю, почему мы говорим о войне так много. Победа (читай: война) — ;наверное, самая популярная тема на классных часах. Бесконечные годовщины военных событий. После их празднования начинает казаться, что война не закончилась в сорок пятом для наших прадедов, а все мы живем в одном большом дне сурка, и каждая битва обречена остаться в сердцах и мыслях будущих поколений только закаченными глазами и вздохами, потому что «очередные сорок пять минут одно и то же, сколько можно». Потому что война ассоциируется у школьников с фальшивой грустью и пафосными словами. Презентации, сделанные за пятнадцать минут в пауэрпойнте «для галочки». Конкурсы чтецов и военных песен, в которых все участвуют либо из-под палки, либо для того, чтобы создать видимость причастности к школьной жизни. Разве это та память и гордость, которая вам нужна? И… разве это что-то меняет? Дети слушают про блокадный Ленинград, а потом идут кидаться хлебом в столовую. Дети маршируют под «Катюшу», а потом шутят «про дедов» и рисуют свастику на дверцах школьных туалетов. И проблема не в детях, знаете. Они и до постоянных разговоров о войне такими были. И такими будут — ;саркастичными и бестактными. И если им даже круглосуточно напоминать о войне — ;это не изменит их отношения к жизни. Знаете, мы не хотим воевать и слышать про войну тоже уже не хотим. И не потому что не уважаем то, через что прошли все к ней как-то причастные, а потому что сами не хотим быть причастны. Есть тонкая грань между знанием и уважением своей истории и криками «можем повторить». Ее важно чувствовать и не пересекать ни при каких обстоятельствах, иначе эта священная гордость, которой все так кичатся, внезапно превращается в пляски на костях. «Вы должны помнить, кому обязаны мирным небом над головой», — ;говорит военная пропаганда в школах. И, не поверите, мы помним. Мы знаем, что такое война, у нас есть интернет, книги, фильмы и люди, чьи близкие или они сами ее пережили. И постоянно напоминать нам о ней — ;не значит поддерживать нашу веру и благодарность. Вы должны праздновать День защитника Отечества пиццей в классах, вы должны ходить на классные часы и слушать про то, как люди ели друг друга, потому что больше есть было нечего. А потом вы должны вернуться на Родину в гробах, как возвращались ребята вашего возраста в восьмидесятые. Вы должны знать хотя бы парочку военных стихов и посмотреть все военные фильмы, чтобы знать, какой танк и где забрал десятки жизней. Вы должны помнить о войне, должны носить бесплатные георгиевские ленточки, которые раздают на входе в школу, чтобы потом выкинуть их в ближайшую мусорку, когда наступит десятое мая. Нет, не должны. Война — ;это не повод для гордости и постоянных напоминаний. Война — ;это война. Это страшно и голодно. И она совсем не заслуживает ежедневно появляться в нашей культуре в мирное время. Ведь разве не за это «деды воевали»? Дарья Плетюшкина, Это не патриотизм, это войнушка. Никакое дело не может делаться с агрессией — ;ни власть, ни патриотизм. Настоящий патриотизм — ;это когда ты думаешь о стране и народе, заботишься о том, чтобы люди жили как люди, а не о том, чтобы они умирали как герои. Патриотизм может основываться на памяти войны, но не на культе войны. И не только на памяти войны, но и вообще на памяти об истории страны — ;но надо не только помнить и чтить прошлое, но и учиться на его ошибках и думать о том, как строить настоящее и будущее страны. Строить их на одной памяти войны не получится. Быть патриотом — ;это не обязательно воевать. Это мыслить адекватно, поднимать культуру людей. Чем они просвещенней, чем человечней — ;тем меньше в обществе бед. Патриотизм — ;это общественная деятельность, это благотворительность, это сохранение памяти — ;в том числе то, что делают, например, Юрий Дмитриев или Нюта Федермессер. Это и критика власти, когда она действует не в интересах народа. Мне кажется, лучшее, что можно сделать для страны, — ;это поднимать в регионах просвещение и культуру, тогда и многие другие проблемы решатся. Если людей воспитывать книгами и культурой, если учить их не только воевать, но и разговаривать друг с другом, и разрешать конфликты миром, а не побоями — ;не будет абьюза, не будет брошенных детей, снизится преступность — ;это вообще главное, что надо делать. Андрей Артемьев, © Copyright: Архив Тимофеевой, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|