Книги
Не играй
Автор: Евангелие От Меня
Не играй в эту злую игру.
Не нежней я других и не чище,
Зря в глазах моих искорки ищешь,
Наряжая в свою мишуру.
Не пытайся зажечь.
Коротнёт.
Я давно стала лживой.
Привычка.
Может выгляжу зажженной спичкой,
Но внутри меня холод и лёд.
Переиздана.
Стёрта.
Твоя.
Что с такою ты сможешь поделать?
Я прожженная баба.
Я стерва.
Я - религия небытия.
Всё, что знаю о жизни - тоска
По артериям вскрытым и венам.
Не хватает мне смелости первой
Прыгнуть вверх с ледяного моста.
Не спасёшь.
Я давно на краю.
Каждый миг выбираю маршруты,
Но захочешь, я без парашюта
В твои руки
Поверю...
Люблю.
© Евангелие От Меня, 2015
Первоисточник: http://www.proza.ru/2015/11/21/1216
Просто мысли. Зарисовка
Автор: Любовь Черкашина
В жизни нет смысла, потому его надо придумывать каждый день.
Иначе говоря, чья-то индивидуальная жизнь - это книга, в которой он и писатель и литературный герой, а все остальные - придуманные им персонажи в контексте абстоятельств. И хотя они выглядят очень реальными, они существуют только в этой конкретной интерпретации. А абстоятельства или декорации, как например природные явления, это результат проявления феномена Жизни за пределами договорной реальности.
© Любовь Черкашина, 2016
Первоисточник: http://www.proza.ru/2016/09/05/725
Книга
Автор: Ирина Гаврилова 56
На осколки рассыпалось небо.
Это я уничтожена страстью.
И не чувствую: быль или небыль,
И не знаю: отдельно иль часть я?
Я под властью греха и влеченья
Превращаюсь в закрытую книгу.
И, кого-то маня в искушенье,
Не смогу удержаться от крика.
Запах страсти он нежно вдыхает.
Взмах пера. Автор шепчет мне: «Тише…»
И до боли меня раскрывая,
Он жестокую прозу напишет.
Пусть не каждый её понимает,
Но в себя загляну я украдкой.
И когда её вновь прочитаю,
То отдамся ему без остатка.
И в глазах его небо увижу,
То, что раньше разбилось на части.
Я почти не дышу. Он не слышит.
Это я задохнулась от счастья...
© Ирина Гаврилова 56, 2013
Первоисточник: http://www.stihi.ru/2013/06/20/8886
Книги, как Души...
Автор: Мара Лигай
Интересно, сколько людей мне ещё предстоит встретить в своей жизни?
Сколько "книг" вместит моя редкая и немногочисленная библиотека человеческих душ?...
Удивительным образом, но мне везёт на фолианты... Просто я не всегда достаю горсть "золотых" улыбок и "шуршание" собственного взгляда, чтобы у старушки - продавца с именем Жизнь "купить" очередную шероховатую на ощупь книгу с потертыми, местами, страницами...
Она вкладывает в мои руки очередное сплетение листов, с печатными буквами судьбы, я прикасаюсь подушечками пальцев к витиеватым узорам и иллюстрациям, иногда улыбаюсь, иногда задерживаю взгляд на строчках... Но, по итогу, отдаю книгу обратно "владелице" и иду себе дальше...
И, уже сидя в самом дальнем углу мансарды дома, которого нет, где-то на планете под названием "Душа", я вспоминаю прочитанное...
Прочитанное за несколько секунд или минут...
Я вспоминаю, какого цвета была радужка "книги", каким теплом отдавала душа в момент робкого признания отрезка собственной жизни, и я всегда
слышу мелодию голоса...
И, в следующий миг, стоит только сделать поглубже вдох и замереть на выдохе, я осознаю, что не оценила важный подарок, что только может преподнести мне Жизнь...
Подарок в виде Человека... Настоящего...
Того, кто так точно, пазлом, встаёт в мою душу...
Того, кто, двумя-тремя словами, с лёгкостью, достаёт меня из самой глубокой впадины, формирующейся уже тысячи лет и продолжающей низвергаться и сейчас...
Того, кто не удлиняет линию жизни на моей ладони... А делает ее глубже, ярче и пространственнее...
И я снова выхожу в город, перекрёстки которого таят в себе встречи...
Я снова шаркаю ногами по улицам, в поисках лавочки с книгами...
Я ищу старушку с добрыми глазами, обрамлёнными паутинкой морщин, что дрожащей рукой протянет мне переплёт, с бесконечно "моим" содержимым по итогу...
И я знаю, что, когда два наших мира сойдутся в единое целое "знаками" мыслей и смыслом, читающимся между строк, а время остановится и начнёт свой обратный отсчёт, потому что многое станет неважным... Настолько неважным, что рука сама расстегнет ремешок на запястье, и часы вдребезги разобьются о Вечность в силу своей абсолютной бесполезности...
Я... Буду... Читать...
© Мара Лигай, 2017
Первоисточник: http://www.proza.ru/2017/09/12/425
Как рождаются книги
Автор: Юля Суворова
Мне всегда было интересно, как рождаются книги.
Я выхожу из дома, не спеша бреду по унылой серой улице, под ногами грязь и окурки. Белесое весеннее солнце светит не по-апрельски жадно. Колючий ветерок кружит пыль и останки прошлогодних листьев. Все кругом безлико.
Я останавливаюсь у пестрого ларька «Союзпечать» и мой взгляд притягивает ярко-оранжевый надутый томик. Он словно сочный, мясистый фрукт манит своей аппетитной обложкой, хранящей не менее шестисот свежих, неперелистанных страниц.
И вот доброжелательная женщина снимает ценник, неторопливо ищет сдачу: он мой!
Солнце припекает, небо окрасилось лазурью. Воздух прозрачен и свеж. В моих руках «Золото Вильгельма».
На обратном пути я закидываю разной снеди и хозяйственной чепухи в свою сумку, а на дне покачивается мой увесистый новый друг. Он ощутимо утяжеляет мою ношу, но,вместе с этим, придает мне уверенности и дарит счастье предвкушения.
Наконец-то я перелистываю хрустящие страницы, вдыхая знакомый типографский аромат, по-прежнему волнующий, таинственный, предвосхищающий бесценные открытия от встреч с незнакомым автором.
И сразу же, с первых строк, россыпями драгоценных камней, очаровывают новые словесные переплеты. Они играют, искрятся, завораживают. Умелая ирония, трогательная проницательность, неистовая темпераментность рассказчика будоражат мое искушенное сознание. Мое новое познание становится таким необходимым и естественным. Перед глазами рисуются интересные образы, места, события. Как по волшебству я увлечена судьбой незнакомых или вымышленных людей.
Как удается автору столь смело и игриво пробудить интерес к маленькому абхазскому мальчишке, каких тысячи? Увлечь переживаниями немолодого мужчины, открыв его чувства и мысли перед читателем словно кладовую? Передать вдохновение пылкого юноши, познавшего силу и трагизм первой любви? Быть искренним и всегда новым для читателя. Строгим судьей и веселым шутником. Подарить самый чудесный и исключительный момент сопереживания повседневно-обыденной жизни.
Где-то на рубеже доверчивого подростка и взрослого, столкнувшегося лицом к лицу с реальностью бытия, в той же милой, радужной Абхазии мне пришлось пережить страх смерти, оказавшись с родителями в эпицентре гражданской войны.
Сейчас я могу лишь вспомнить абсурдную беспринципность насилия. Хаос и намеренное истребление человеческой сущности, значимости бытия.
И природу, по-прежнему, величественную и спокойною, невольно свидетельствующую поруганию жизни. Её незримое сокрушение, разлитое в глухом шуме прибоя и тихом шелесте листьев. Пение птиц, прерываемое автоматной очередью. Гудящие вертолеты, черным огромным пятном застывшие над морской гладью. Частные дома, исчезающие прямо на глазах в вихре огня, пыли и черного дыма. Бессонная ночь в туалете, потому что осколками стекол отрезало ноги мужчине, накануне обедавшему за соседним столиком. Мучительное ожидание эвакуации. И страх, и слезы, и отчаяние и застывшую тишину, сопровождавшую отъезжающий грузовик с трупами.
А потом причал, давку, катер, пограничный крейсер и горькое осознание того, что мир уже не станет прежним...
В родной Москве все продолжали жить также беззаботно и весело. Помню, как меня оскорбили счастливые лица друзей, встретившихся после летних каникул. Долго еще меня злила их наивная беспечность. Лишь абсолютная тишина и бездействие хранили во мне память о пережитом. Я подолгу лежала, почти не двигаясь, и смотрела в раскрытое окно. Там грустно шелестели зеленые листья. Они все понимали.
Спустя много лет течение времени вытеснило былые страхи. Затуманило сознание новыми горестями и радостями. Необычное стало привычным.
И только детские глаза, широко раскрытые, переполненные страхом и непониманием, ищущие надежды и утешения, ищущие смысла в бессмысленном, чистые, доверчивые глаза-молитвы живут излитой болью за весь мир в моей душе и по сей день.
Наверное, книги как дети. Часто бывают запланированными и долгожданными, а иногда неожиданными и случайными. И каждую вы носите в себе, иной раз и не подозревая, что она уже заключена в хромосомы бытия. И растет, ожидая момента, когда можно будет заявить о себе уверенными толчками изнутри, сообщая о своей неизбежной готовности вырваться на свет Божий.
2011
© Юля Суворова, 2015
Первоисточник: http://www.proza.ru/2015/03/25/21
Не читайте книжки, господа!
Автор: Алексис Станьё
"От многой мудрости много скорби,
и умножающий знание умножает печаль."
Царь Соломон.
По телевизору шло умопомрачительное окончание невероятно трепетной «саги» по имени «Гражданин никто», и Андрей Андреевич Суслопаров не выдержав, расхохотался во всё своё 55-летнее горло. Такой нарочитой развесистой клюквы он не наблюдал со дня просмотра изотерической "фильмы" «Фокусник 2», где в начале действия картины бравый офицер милиции зачем-то открыв коробку с праздничным тортом, с удивлением обнаруживает там ДВЕ гранаты Ф1 («лимонки») с выдернутыми чеками. Растерявшийся, словно немолодая женщина, лишь перед выходом заметившая затяжку на любимых колготках, герой в течение загадочных 20-ти (!!!) секунд в сомнениях мечется по периметру с этой коробкой, чтобы потом героически накрыть её своим телом….
Прохохотавшись, Андрей Андреевич обвёл повеселевшим взглядом свою библиотеку, занимавшую 2 стены его 16-метровой комнаты. Здесь приютились, прижавшись друг к другу гладкими боками, собранные им ещё в 70-е, дефицитные собрания сочинений – мечта инженеров-конструкторов, а также раритетные в то время подписные издания, вкупе с прелестным «макулатурным» ширпотребом от Дюма-отца, в обнимку с его менее одарённым сыном.
Левый стеллаж занимала подборка фантасмагорических книжонок, типа, «Миров Гарри Гарриссона» и прочих «Жульвернов», «Стивенсонов» и многочисленных заманчивых в 80-е экземпляров из серии «Путешествия. Открытия. Исследования»…. «Да, - Андреич задумчиво почесал прореженную годами макушку, - как же в те годы было сладко углубляться в загадочные истории Перси Фосетта с его следами от 18-метровых анаконд или сопереживать погружениям Жака Пикара прямо в пасть неуёмной Марианской впадины»…
Чуть ниже разместился романтичный Джеки Лондон, мило соприкасающийся последним томом с несколько незадачливым основоположником «золотоискательной» литературы, Бретом Гартом. На следующем этаже притулились по-руссофильски многомерные: Толстой, Достоевский, Тургенев, Гоголь, Чернышевский и прочие зануды. Антон Чехов в синем переплёте стоял отгороженный от этих сверхмыслителей тонкой перегородкой, состоявшей из видимо случайно забытого двухтомника Паустовского... Завершал всё это великолепие, весьма вероятно, случайно забредший из ирландского паба, одинокий, и никем никогда не читанный, «Улисс», в девственно соблазнительной суперобложке, видимо купленный тогда Андреем, из-за внезапно вспыхнувшего в нём бессознательного тщеславия….
Толстой, … Толстой….. Как-то Андрей Андреевич смотрел по «Культуре» программу «Культурная революция» и в ней на полном серьёзе, один преподаватель университета, высказываясь на тему молодёжи, привёл такой пример: «Однажды, перед летними каникулами я посоветовал студенту Колесову прочитать за лето «Войну и мир»…. Встретив его осенью, я поинтересовался, понравился ли ему роман. На что парень, абсолютно искренне сознался, что начал читать. Но ТАК КАК ему случайно попался роман на французском языке, то он пообещал, как только найдёт русское издание, обязательно прочтёт»…. Все присутствующие филологи весело рассмеялись…
Андрей Андреевич, привстав, подошёл к другому стеллажу. Между царившими здесь заманчивыми томами Бунина, Набокова, Цвейга, Ивлина Во и Шиллера, затесалась одна тоненькая, бесконечно чувственная брошюрка, под названием «Милый Эп». Он не отрываясь прочитал её в восьмом классе и почти сразу же влюбился в Людку Семёнову из параллельного класса. Андрей просто мило бродил с этой очаровательной блондинкой по вечерним улицам…. Он и сейчас ощущал удивительный вкус её губ при первом в жизни поцелуе… А затем он дал почитать Людочке эту повесть, которую она так и не вернула. Лишь несколько лет спустя он нашёл и купил эту книжку, которая сейчас напомнила ему о той первой чистой любви…
Чуть правее разместилась вторая любимая книга его юности, пронзительная история настоящей дружбы - «Три товарища» Ремарка. Ныне, в 2016-м году Андреичу как-то даже не верилось, что люди могли просто искренне дружить, не считаясь с деньгами, временем и готовыми на всё, чтобы выручить друга. На календаре был вторник и гр. Суслопаров предсказуемо включив знаменитую “Ruby Tuesday” от Rolling Stones, извлёк на свет совершенно особенную книженцию. Это была легендарная «Москва-Петушки» Венички Ерофеева. Если честно, в том возрасте эта повесть не показалась девятикласснику особо интересной. Но вот коктейль «Слеза Комсомолки» они с ребятами честно попытались воспроизвести. Спустя неделю все необходимые ингредиенты были тем или иным способом добыты. Оставалось только размешать сие зелье ИМЕННО рекомендуемой автором веткой жимолости, которая, к великому сожалению, здесь не произрастала… Поэтому пацаны и решили, что именно из-за её отсутствия смелая дегустация и оказалась столь плачевной…. Наиболее активного исследователя «творчества» Венички, Ваську Калачёва, спустя полчаса забрала «Скорая», а остальные просто….
Андрей Андреевич выключил телевизор и воззрился на верхний ряд, примыкающий непосредственно к потолку. Большую его часть занимал тёмно-терракотовый, густо покрытый пятнадцатилетней пылью, сборник Мариэтты Шагинян. Рядом располагались жалкие остатки поэзии Ахматовой, Цветаевой, Ахмадуллиной, то есть всё, что не взяла с собой после развода жена.
Андрею Суслопарову с институтских времён отчего-то всегда нравились только искренне заумные барышни. И его Зинаида идеально подходила под искомый образ. Сотканная из поэзии «серебряного века», она могла часами смотреть вдаль, лишь иногда прерывая это сакральное действо прикуриванием очередной тонкой сигареты, вынутой изящными пальцами из красной пачки «More». Поначалу, они довольно живо обсуждали на кухне терзания и стихи какого-нибудь Франсуа Вийона или Перси Шелли. Но вскоре Зина практически перестала вставать с постели, проводя всё время с «Разбойниками» Шиллера, или с « Будем как Солнце» Бальмонта, ну и с прочей чепухой. Желание готовить хоть какую-либо еду пришедшему с работы мужу, она к этому времени окончательно растеряла….
Всё закончилось в тот день, когда вернувшийся вечером Андрей, голодный и к тому же поругавшийся с начальством, застал свою благоверную лежащей в наполненной пеной ванне. В одной руке у неё тонко дымилась сигарета, а другой она держала книжку Агнии Барто, которую внимательно изучала. Мужчина и сам не понял, что его больше разозлило, голодный желудок или странный выбор для чтения супруги, но он спокойно погрузил жёнину голову, сигарету и Агнию в искомую глубину и назавтра подал на развод….
Все 90-е и «нулевые» Андрей Андреевич фанатично искал «суженую» среди библиотекарей, университетских преподавателей или просто умненьких студенток филфака. Одна из них не могла ему простить, что он не знал как «ударять» имя шекспировского короля МакбЕта, и долго внушала провинившемуся дядьке прописную истину про то, что в «шотландском» языке приставки “Mac” и “Mc” не МОГУТ иметь первоначального ударения, не смотря на различность написания…. Другая, не смогла извинить незнание полного имени и поэзии бедолаги Жана Николя Артюра Рэмбо…. А когда он игриво сопоставил фамилию любимого поэта с героем Сталлоне….
Последние его пассии предсказуемо зачитывались непристойным Бегбедером, загадочным Пауло Коэльо и псевдофилософическим Мураками. На бодрые мужские воспоминания о забытых этими постинтеллектуалками Дюма и Себастьяне Жапризо, сверхутончённые девицы отвечали едва сдержанными смешками…. Сам тов. Суслопаров мудро не читал книг уже с четверть века. Он твёрдо усвоил одну, непреложную для его осознания истину – в литературу, если ты не преподаватель словесности, можно внедряться, лишь до 20-ти лет. Дальнейшее углубления в эти заманчивые дерби ведёт напрямую к известному силлогизму Ницше: «Если долго вглядываться в Бездну, Бездна начинает вглядываться в тебя». Нужно просто заменить «Бездну» на «Книжки», и всё срастается….
Андрей Андреевич подошёл к зеркалу, и глядя на свой волевой подбородок, продолжил рассуждать. «Что есть буквы? Это просто условно принятые значки, из которых поначалу строятся слова, переходящие далее в предложения. В чём феномен букв? Визуально воспринимая их, человек начинает рисовать в мозгу различные картины, и подключая воображение, раскрашивает их в нужные цвета. В книгах он по-своему материализует пейзажи и лица героев, одновременно наслаждаясь игрой слов и изяществом синтаксиса… В отличие от телевизора и радио ум, поигрывая придуманными символами, гораздо активнее развивается и…, - он отвернулся от зеркала, - …. многие начитанные умники… доживают свою, увы, далеко не книжную жизнь в полном одиночестве, с томиком кого-нибудь из акмеистов в руках…..
Гр. Суслопаров задумчиво включил телевизор, и опустившись в кресло, стал ждать начала 6-й серии, затягивающего своей милой наивностью, сериала «Мажор 2»….
2016г
© Алексис Станьё, 2016
Первоисточник: http://www.proza.ru/2016/11/18/1277
Книгодом
Автор: Игорь Муханов
Куда девать живые книги?
Ведь электронных – пруд пруди!
О, убери надменный тигель
и мысль по новому пути
пусти. Советую: не надо
ловить на небе чудных рыб!
Там тучи цвета шоколада
полны питательной икры.
А ночью звёздные кварталы,
мигая, смотрят на Париж
и ходят картою картавой,
мечтая выиграть гашиш.
… Он свёз доверчивые книги
со всей округи на пустырь,
мечтатель праздный и калика,
желая строить монастырь.
Скрепил цементом для порядка
библиотечный, пёстрый сюр,
и помогли ему ребята
воздвигнуть крышу из брошюр.
И месяц в окна книгодома
стучал стеклянною клюкой
и спрашивал: «У вас все дома?»
«Все дома!» – был ответ такой.
Скрепилась жизнь суровой ниткой,
обложкой яркой зацвела,
и ноты, что оставил Шнитке,
прибило к берегу стола.
Гирлянды мыслей украшали
живые своды потолка,
и шли любовники Шагала,
смеясь, как пенная река.
А время убирало сваи
и било гирей по домам,
мальчишек в рабство продавая
инопланетным существам.
И мучился мужчина-донор,
рожая женщин, новый вид,
и за стеною книгодома
пел песни старый инвалид.
© Игорь Муханов, 2020
Первоисточник: http://stihi.ru/2020/10/07/1107
Вавилонская библиотека
«Вавилонская библиоте;ка» — рассказ аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса. Написан на испанском в 1941 году, опубликован в книге «Сад расходящихся тропок» в 1944 году; переведён на английский сразу в двух вариантах в 1962 году.
By this art you may contemplate
the variation of the 23
letters...
The Anatomy of Melancholy,
part 2, sect. II, mem IV *1
Вселенная — некоторые называют ее Библиотекой — состоит из огромного, возможно, бесконечного числа шестигранных галерей, с широкими вентиляционными колодцами, огражденными невысокими перилами. Из каждого шестигранника видно два верхних и два нижних этажа — до бесконечности. Устройство галерей неизменно: двадцать полок, по пять длинных полок на каждой стене; кроме двух: их высота, равная высоте этажа, едва превышает средний рост библиотекаря. К одной из свободных сторон примыкает узкий коридор, ведущий в другую галерею, такую же, как первая и как все другие. Налево и направо от коридора два крохотных помещения. В одном можно спать стоя, в другом — удовлетворять естественные потребности. Рядом винтовая лестница уходит вверх и вниз и теряется вдали. В коридоре зеркало, достоверно удваивающее видимое. Зеркала наводят людей на мысль, что Библиотека не бесконечна (если она бесконечна на самом деле, зачем это иллюзорное удвоение?); я же предпочитаю думать, что гладкие поверхности выражают и обещают бесконечность… Свет дают округлые стеклянные плоды, которые носят название ламп. В каждом шестиграннике их две, по одной на противоположных стенах. Неяркий свет, который они излучают, никогда не гаснет.
Как все люди Библиотеки, в юности я путешествовал. Это было паломничество в поисках книги, возможно каталога каталогов; теперь, когда глаза мои еле разбирают то, что я пишу, я готов окончить жизнь в нескольких милях от шестигранника, в котором появился на свет. Когда я умру, чьи-нибудь милосердные руки перебросят меня через перила, могилой мне станет бездонный воздух; мое тело будет медленно падать, разлагаясь и исчезая в ветре, который вызывает не имеющее конца падение. Я утверждаю, что Библиотека беспредельна. Идеалисты приводят доказательства того, что шестигранные помещения — это необходимая форма абсолютного пространства или, во всяком случае, нашего ощущения пространства. Они полагают, что треугольная или пятиугольная комната непостижимы. (Мистики уверяют, что в экстазе им является шарообразная зала с огромной круглой книгой, бесконечный корешок которой проходит по стенам; свидетельства сомнительны, речи неясны. Эта сферическая книга есть Бог).
Пока можно ограничиться классическим определением: Библиотека — это шар, 1 точный центр которого находится в одном из шестигранников, а поверхность — недосягаема. На каждой из стен каждого шестигранника находится пять полок, на каждой полке — тридцать две книги одного формата, в каждой книге четыреста страниц, на каждой странице сорок строчек, в каждой строке около восьмидесяти букв черного цвета. Буквы есть и на корешке книги, но они не определяют и не предвещают того, что скажут страницы. Это несоответствие, я знаю, когда-то казалось таинственным.
Прежде чем сделать вывод (что, несмотря на трагические последствия, возможно, и есть самое главное в этой истории), я хотел бы напомнить некоторые аксиомы. Во-первых: Библиотека существует ab aeterno. 2 В этой истине, прямое следствие которой — грядущая вечность мира, не может усомниться ни один здравый ум. Человек, несовершенный библиотекарь, мог появиться в результате случая или действия злых гениев, но вселенная, оснащенная изящными полками, загадочными томами, нескончаемыми лестницами для странника и уборными для оседлого библиотекаря, может быть только творением Бога. Чтобы осознать, какая пропасть разделяет божественное и человеческое, достаточно сравнить каракули, нацарапанные моей неверной рукой на обложке книги, с полными гармонии буквами внутри: четкими, изысканными, очень черными, неподражаемо симметричными.
Во-вторых: число знаков для письма равно двадцати пяти. 3 Эта аксиома позволила триста лет назад сформулировать общую теорию Библиотеки и удовлетворительно разрешить до тех пор неразрешимую проблему неясной и хаотической природы почти каждой книги. Одна книга, которую мой отец видел в шестиграннике пятнадцать девяносто четыре, состояла лишь из букв MCV, повторяющихся в разном порядке от первой строчки до последней. Другая, в которую любили заглядывать в этих краях, представляет собой настоящий лабиринт букв, но на предпоследней странице стоит: «О время, твои пирамиды». 2 Известно, что на одну осмысленную строчку или истинное сообщение приходятся тысячи бессмыслиц, груды словесного хлама и абракадабры. (Мне известен дикий край, где библиотекари отказались от суеверной и напрасной привычки искать в книгах смысл, считая, что это все равно, что искать его в снах или в беспорядочных линиях руки… Они признают, что те, кто изобрел письмо, имитировали двадцать пять природных знаков, но утверждают, что их применение случайно и что сами по себе книги ничего не означают. Это мнение, как мы увидим, не лишено оснований.)
Долгое время считалось, что не поддающиеся прочтению книги написаны на древних или экзотических языках. Действительно, древние люди, первые библиотекари, пользовались языком, сильно отличающимся от теперешнего, действительно, несколькими милями правей говорят на диалекте, а девяноста этажами выше употребляют язык совершенно непонятный. Все это, я повторяю, правда, но четыреста десять страниц неизменных MCV не могут соответствовать никакому языку, даже диалектному, даже примитивному. Одни полагали, что буква может воздействовать на стоящую рядом и что значение букв MCV в третьей строчке страницы 71 не совпадает со значением тех же букв в другом порядке и на другой странице, но это туманное утверждение не имело успеха. Другие считали написанное криптограммой, эта догадка была всюду принята, хотя и не в том смысле, который имели в виду те, кто ее выдвинул.
Лет пятьсот назад начальник одного из высших шестигранников 4 обнаружил книгу, такую же путаную, как и все другие, но в ней было почти два листа однородных строчек. Он показал находку бродячему расшифровщику, который сказал, что текст написан по-португальски, другие считали, что на идиш. Не прошло и века, как язык был определен: самоедско-литовский диалект гуарани с окончаниями арабского классического. Удалось понять и содержание: заметки по комбинаторному анализу, иллюстрированные примерами вариантов с неограниченным повторением. Эти примеры позволили одному гениальному библиотекарю открыть основной закон Библиотеки. Этот мыслитель заметил, что все книги, как бы различны они ни были, состоят из одних и тех же элементов: расстояния между строками и буквами, точки, запятой, двадцати двух букв алфавита. Он же обосновал явление, отмечавшееся всеми странниками: во всей огромной Библиотеке нет двух одинаковых книг . Исходя из этих неоспоримых предпосылок, я делаю вывод, что Библиотека всеобъемлюща и что на ее полках можно обнаружить все возможные комбинации двадцати с чем-то орфографических знаков (число их, хотя и огромно, не бесконечно) или все, что поддается выражению — на всех языках. Все: подробнейшую историю будущего, автобиографии архангелов, верный каталог Библиотеки, тысячи и тысячи фальшивых каталогов, доказательство фальшивости верного каталога, гностическое Евангелие Василида, 3 комментарий к этому Евангелию, комментарий к комментарию этого Евангелия, правдивый рассказ о твоей собственной смерти, перевод каждой книги на все языки, интерполяции каждой книги во все книги, трактат, который мог бы быть написан (но не был) Бэдой 4 по мифологии саксов, пропавшие труды Тацита. 5
Когда было провозглашено, что Библиотека объемлет все книги, первым ощущением была безудержная радость. Каждый чувствовал себя владельцем тайного и нетронутого сокровища. Не было проблемы — личной или мировой, для которой не нашлось бы убедительного решения в каком-либо из шестигранников. Вселенная обрела смысл, вселенная стала внезапно огромной, как надежда. В это время много говорилось об Оправданиях: книгах апологии и пророчеств, которые навсегда оправдывали деяния каждого человека во вселенной и хранили чудесные тайны его будущего. Тысячи жаждущих покинули родные шестигранники и устремились вверх по лестницам, гонимые напрасным желанием найти свое оправдание. Эти пилигримы до хрипоты спорили в узких галереях, изрыгали черные проклятия, душили друг друга на изумительных лестницах, швыряли в глубину туннелей обманувшие их книги, умирали, сброшенные с высоты жителями отдаленных областей. Некоторые сходили с ума… Действительно, Оправдания существуют (мне довелось увидеть два, относившихся к людям будущего, возможно не вымышленным), но те, кто пустился на поиски, забыли, что для человека вероятность найти свое Оправдание или какой-то его искаженный вариант равна нулю.
Еще в то же время все ждали раскрытия главных тайн человечества: происхождения Библиотеки и времени. Возможно, эти тайны могут быть объяснены так: если недостаточно будет языка философов, многообразная Библиотека создаст необходимый, ранее не существовавший язык, словари и грамматики этого языка.
Вот уже четыреста лет, как люди рыщут по шестигранникам… Существуют искатели официальные, инквизиторы . Мне приходилось видеть их при исполнении обязанностей: они приходят, всегда усталые, говорят о лестнице без ступенек, на которой чуть не расшиблись, толкуют с библиотекарем о галереях и лестницах, иногда берут и перелистывают ближайшую книгу в поисках нечестивых слов. Видно, что никто не надеется найти что-нибудь.
На смену надеждам, естественно, пришло безысходное отчаяние. Мысль, что на какой-то полке в каком-то шестиграннике скрываются драгоценные книги и что эти книги недосягаемы, оказалась почти невыносимой. Одна богохульная секта призывала всех бросить поиски и заняться перетасовкой букв и знаков, пока не создадутся благодаря невероятной случайности канонические книги. Власти сочли нужным принять суровые меры. Секта перестала существовать, но в детстве мне приходилось встречать стариков, которые подолгу засиживались в уборных с металлическими кубиками в запрещенном стакане, тщетно имитируя божественный произвол.
Другие, напротив, полагали, что прежде всего следует уничтожить бесполезные книги. Они врывались в шестигранники, показывали свои документы, не всегда фальшивые, с отвращением листали книги и обрекали на уничтожение целые полки. Их гигиеническому, аскетическому пылу мы обязаны бессмысленной потерей миллионов книг. Имена их преданы проклятью, но те, кто оплакивает «сокровища», погубленные их безумием, забывают о двух известных вещах. Во-первых: Библиотека огромна, и поэтому любой ущерб, причиненный ей человеком, будет ничтожно мал. Во-вторых: каждая книга уникальна, незаменима, но (поскольку Библиотека всеобъемлюща) существуют сотни тысяч несовершенных копий: книги, отличающиеся одна от другой буквою или запятой. Вопреки общепринятому мнению я считаю, что последствия деятельности Чистильщиков преувеличены страхом, который вызвали эти фанатики. Их вело безумное желание захватить книги Пурпурного Шестигранника: книги меньшего, чем обычно, формата, всемогущие, иллюстрированные, магические.
Известно и другое суеверие того времени: Человек Книги. На некоей полке в некоем шестиграннике (полагали люди) стоит книга, содержащая суть и краткое изложение всех остальных : некий библиотекарь прочел ее и стал подобен Богу. В языке этих мест можно заметить следы культа этого работника отдаленных времен. Многие предпринимали паломничество с целью найти Его. В течение века шли безрезультатные поиски. Как определить таинственный священный шестигранник, в котором Он обитает? Кем-то был предложен регрессивный метод: чтобы обнаружить книгу A, следует предварительно обратиться к книге В, которая укажет место А; чтобы разыскать книгу B, следует предварительно справиться в книге C, и так до бесконечности. В таких вот похождениях я растратил и извел свои годы. Мне не кажется невероятным, что на какой-то книжной полке вселенной стоит всеобъемлющая книга; 5 молю неведомых богов, чтобы человеку — хотя бы одному, хоть через тысячи лет! — удалось найти и прочесть ее. Если почести, и мудрость, и счастье не для меня, пусть они достанутся другим. Пусть существует небо, даже если мое место в аду. Пусть я буду попран и уничтожен, но хотя бы на миг, хотя бы в одном существе твоя огромная Библиотека будет оправдана.
Безбожники утверждают, что для Библиотеки бессмыслица обычна, а осмысленность (или хотя бы всего-навсего связность) — это почти чудесное исключение. Ходят разговоры (я слышал) о горячечной Библиотеке, в которой случайные тома в беспрерывном пасьянсе превращаются в другие, смешивая и отрицая все, что утверждалось, как обезумевшее божество.
Слова эти, которые не только разоблачают беспорядок, но и служат его примером, явно обнаруживают дурной вкус и безнадежное невежество. На самом деле Библиотека включает все языковые структуры, все варианты, которые допускают двадцать пять орфографических символов, но отнюдь не совершенную бессмыслицу, Наверное, не стоит говорить, что лучшая книга многих шестигранников, которыми я ведал, носит титул «Причесанный гром», другая называется «Гипсовая судорога» и третья — «Аксаксаксас мле». Эти названия, на первый взгляд несвязанные, без сомнения, содержат потаенный или иносказательный смысл, он записан и существует в Библиотеке.
Какое бы сочетание букв, например: дхцмрлчдй — я ни написал, в божественной Библиотеке на одном из ее таинственных языков они будут содержать некий грозный смысл. А любой произнесенный слог будет исполнен сладости и трепета и на одном из этих языков означать могущественное имя Бога. Говорить — это погрязнуть в тавтологиях. Это мое сочинение —многословное и бесполезное — уже существует в одном из тридцати томов одной из пяти полок одного из бесчисленных шестигранников — так же, как и его опровержение. (Число n возможных языков использует один и тот же запас слов, в некоторых слово «библиотека» допускает верное определение: «всеобъемлющая и постоянная система шестигранных галерей», но при этом «библиотека» обозначает «хлеб», или «пирамиду», или какой-нибудь другой предмет, и шесть слов, определяющих ее, имеют другое значение. Ты, читающий эти строчки, уверен ли ты, что понимаешь мой язык?)
Привычка писать отвлекает меня от теперешнего положения людей. Уверенность, что все уже написано, уничтожает нас или обращает в призраки. Я знаю места, где молодежь поклоняется книгам и с пылом язычников целует страницы, не умея прочесть при этом ни буквы. Эпидемии, еретические раздоры, паломничества, неизбежно вырождающиеся в разбойничьи набеги, уменьшили население раз в десять. Кажется, я уже говорил о самоубийствах, с каждым годом все более частых. Возможно, страх и старость обманывают меня, но я думаю, что человеческий род единственный — близок к угасанию, а Библиотека сохранится: освещенная, необитаемая, бесконечная, абсолютно неподвижная, наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная.
Я только что написал бесконечная . Это слово я поставил не из любви к риторике; думаю, вполне логично считать, что мир бесконечен. Те же, кто считает его ограниченным, допускают, что где-нибудь в отдалении коридоры, и лестницы, и шестигранники могут по неизвестной причине кончиться — такое предположение абсурдно. Те, кто воображает его без границ, забывают, что ограничено число возможных книг. Я осмеливаюсь предложить такое решение этой вековой проблемы: Библиотека безгранична и периодична . Если бы вечный странник пустился в путь в каком-либо направлении, он смог бы убедиться по прошествии веков, что те же книги повторяются в том же беспорядке (который, будучи повторенным, становится порядком: Порядком). Эта изящная надежда скрашивает мое одиночество. 6
Примечания
*1 Это искусство позволит вам созерцать различные сочетания
из двадцати трех букв... "Анатомия Меланхолии", ч. 2, сект. II,
м. IV (англ.).
*2 Вечно (лат.)
*3 В рукописи отсутствуют цифры и заглавные буквы.
Пунктуация ограничивается запятой и точкой. Эти два знака,
расстояние между буквами и двадцать две буквы алфавита
составляют двадцать пять знаков, перечисленных неизвестным. -
Прим. издателя
*4 Раньше на каждые три шестигранника приходился один
человек. Самоубийства и легочные заболевания нарушили это
соотношение. Невыразимо грустно вспомнить, как иногда я
странствовал много ночей подряд по коридорам и ажурным
лестницам, ни разу не встретив библиотекаря. - Прим. автора.
*5 Повторяю, достаточно, что такая книга может
существовать. Я лишь отвергаю невозможность этого, Например: ни
одна книга не может быть в то же время лестницей, хотя, без
сомнения, есть книги, которые оспаривают, отрицают и доказывают
такую возможность, и другие, структура которых соответствует
структуре лестницы. - Прим. автора.
*6 Летисия Альварес де Толедо заметила, что эта огромная
Библиотека избыточна: в самом деле, достаточно было бы одного
тома обычного формата, со шрифтом кегль 9 или 10 пунктов,
состоящего из бесконечного количества бесконечно тонких
страниц. (Кавальери в начале XVII в. говорил, что твердое тело
представляет собой бесконечное количество плоскостей.) Этот
шелковистый вадемекум был бы неудобен в обращении: каждая
страница как бы раздваивалась на другие такие же, а
непостижимая страница в середине не имела бы оборотной стороны.
Читать рассказ http://librebook.me/the_library_of_babel/vol1/1
Электронная Вавилонская библиотека
Автор: Ян Архипов
Посвящается всем погибшим рукописям и книгам.
В Интернете есть всё. Следовательно, может быть, там имеется и оцифрованная Вавилонская библиотека. Почему бы и нет? Ведь библиотека существует ab aeterno писал Борхес.
Я набрал в поисковой системе «Вавилонская библиотека». По итогам поиска вышел рассказ Борхеса. Не то. Мне нужен сайт самой библиотеки. Может, стоит набрать латинскими буквами и на английском языке?
Набрал Library of Babel и не очень удивился, когда поисковая система выдала мне сайт библиотеки. Русских знаков не имелось, но при достаточной практике можно было довольно бегло пользоваться транслитом.
Что я искал? Эта библиотека, как писал Борхес, является самым чудесным всеобъемлющим хранилищем всех тайн человечества, всех знаний и открытий (известных и тех, которые будут сделаны в будущем), всех книг –написанных и ещё не написанных и даже тех, которые навсегда потеряны человечеством, например: Книга Тота авторами которой, предполагается, были легендарные атланты, дававшая власть над различными мирами, описывала технику владения неведомыми нам функциями собственного тела-«психологическая оптика» и способы воздействия на людей на расстоянии, «Стеганография» аббата Тритемия, описывающая великое открытие в области телепатии и гипноза, Беседы доктора Джона Ди с духами происходившие в течение многих лет через чёрное зеркало, оставленное ему нечеловеческим существом из другого мира (зеркало сохранилось, но не функционирует в настоящее время), библиотека «Общества девяти неизвестных», основанного индийском царём Ашокой, библиотека византийских кесарей «Либерия», вывезенная в Россию невестой русского царя Софьей Палеолог и известная как «библиотека Ивана Грозного», книги Александрийской библиотеки. В 1933 году в Германии нацисты сожгли все экземпляры книги «Розенкрейцеры. К истории Реформации». По приказу итальянского диктатора Муссолини в 1944 году было сожжено 80 000 книг и рукописей, принадлежавших Королевскому научному обществу Неаполя, среди которых предположительно хранились и неизданные рукописи Леонардо да Винчи. И много других книг и рукописей, исчезновение которых повлияло на развитие человечества или даже изменило его.
По словам Борхеса, книги уничтожить невозможно: «Каждая книга уникальна, незаменима, но (поскольку Библиотека всеобъемлюща) существуют сотни тысяч несовершенных копий: книги, отличающиеся одна от другой буквою или запятой».
Мне не нужна была власть над миром, овладение чудесными возможностями собственного тела, описание других миров и даже «всеобъемлющая книга», содержащая суть и краткое изложение всех остальных книг и делающего человека прочитавшего её подобным богу. Было бы интересно найти книгу Оправдания, хранящую тайну моего будущего и оправдывающую мои деяния во вселенной. Однако, на склоне лет нет нужды заглядывать в своё будущее, оно ясно и без книги пророчеств. А оправдание моих деяний я оставляю богу.
Цель моя не имела никакого сравнения с такими глобальными книгами. Я хотел просто найти стихи моей мамы. Они не издавались ни разу. Она всю жизнь писала стихи, хорошие стихи. У неё хранилось несколько тетрадок и альбом в укромном месте. Подростком однажды я отыскал эти рукописи и пролистал их. Помню стихотворение-ответ на стихотворение Е. Евтушенко:
«Ты спрашивала шепотом:
"А что потом?
А что потом?"
Постель была расстелена,
и ты была растеряна...».
Оно было написано, когда мама была студенткой. Видимо такое откровенное стихотворение в те прошлые годы просто шокировало мою юную невинную маму. Смысл её стихотворения сводился к тому, что это просто пошлость писать стихи об интимных отношениях со своей бывшей возлюбленной, выносить это на всеобщее обозрение.
Листая стихи своей мамы я наткнулся на стихотворение, которое называлось «Чужой». Не помню дословно. Примерно так: «Лежишь ты рядом, и можно до тебя дотронуться рукой. ……….Ты и милый и хороший и…чужой». Это было стихотворение об отце. После этого стихотворения я закрыл альбом.
Отец был полной противоположностью мамы. Они познакомились студентами в педагогическом институте. Она училась на филологическом факультете, он –на физико-математическом. Она была поэтической натурой, он- хозяйственный и утилитарный. Когда при институте построили общежитие, он, студент, стал комендантом. Случилось это так. Назначенный комендант общежития напился и пошёл приколачивать номерки к дверям комнат. Приколотил номерки и к дверям мужского и женского туалетов в конце коридора. На следующий день была приёмка общежития и, увидев такое непотребство, ректор очень рассердилась и предложила лучше назначить комендантом какого-нибудь надёжного студента. Назначили моего отца.
Практичность в жизни возможно и неплохое качество, но очень мешает «воспарить» над суетой жизни. Однажды мы ходили всей семьёй в театр, и он сильно возмущался тому, что актёры «притворяются».
Книги он не читал. Я не могу вспомнить за всю свою жизнь его читающего книгу. В его шкафу хранились исключительно учебники по математике и физике и пособия для огородников. В маминой семье читали все. Бабушка Мария, мамина мама всегда привозила с ярмарки книги. Читала сама и привила любовь к чтению детям. Все её дети впоследствии стали учителями русского языка и литературы. Мама со смехом вспоминала первую жену своего младшего брата –дяди Коли. В армии он познакомился с девушкой, а потом привёз её домой в деревню. Она была безграмотная. Однажды бабушка Мария что-то сказала в разговоре о Пушкине.
-Мама, это який такой Пушкин?-спросила невестка.
Бабушка была шокирована: «Коля, она же даже Пушкина не знает!»
Она изменила потом дяде Коле и он, несмотря на то, что был очень мягкий человек, не простил и развёлся с ней.
Для мамы книги были неизменными спутниками жизни. И в горе и в радости. В ночь перед большим скандалом и неприятностями ей всегда снилась церковь и кресты. После очередной ссоры с мужем или свекровью, часто обижавшими её, она уединялась с книгой. Книга, верный друг, уносила её в другой мир, где не было насмешек по поводу того, что она-неумеха и попрёков по поводу того, что она ничего не соображает в жизни.
Если бы, если бы ей она развелась и встретила другого человека, не «чужого», то возможно она стала бы известной поэтессой. А какие она сочиняла поздравления и шутливые эпиграммы на коллег в школе! Под общий хохот они тот час же угадывали о ком это.
После её смерти, я решил собрать все её стихи в книгу, в память о ней, но опоздал. Все её вещи и бумаги отец вынес на пустырь и сжёг. Может его, смутило это стихотворение «Чужой»? Нет. Думаю, что он и не читал эти стихи. Просто человек избавлялся от всего лишнего и ненужного в доме. Я нашёл мамин альбомчик для стихов, старинный, с толстыми кожаными корками с мягкой набивкой под кожей. Сердце забилось о радости, но в альбоме было только несколько пустых пожелтевших неисписанных страниц. Оставил отец, для каких-нибудь записей по хозяйству. Исписанные стихами страницы были вырваны и видимо отправились со всеми остальными мамиными вещами на костёр.
Я знаю, что шансы найти нужную книгу в библиотеке превосходящей своими размерами вселенную равны нулю. Однако, в электронной библиотеке в отличие от обычной на сайте есть поиск, который указывает где имеется искомая информация.
Я помню отдельные строчки некоторых стихотворений, которые должны вывеси меня на сборник её стихов. Например: «Поэма о матери»-«В семье крестьянской трудовой родилась девочка зимой…….И нарекли её Мария.»
Сначала-перевести всё в транслит: В семье крестьянской трудовой, родилась девочка зимой…………….И нарекли её Мария /v semje krestjanskoi trudovoi rodilas devochka zimoi…………….. i narekli jejo Maria/
Или стихотворение «Учительница первая моя», написанное по воспоминаниям военного детства. Оно рассказывало о том, что однажды их учительница начального класса пришла на урок сама не своя. Дети сидели притихшие и не понимали в чём дело. Потом узнали, что она получила похоронку на сына. Начиналось оно так:
«Была зима. Стоял трескучий холод.С тех пор не помню я страшней зимы.
……………………………………..
А у неё, учительницы первой
Погиб в бою единственный сынок
И как она смогла и как сумела В тот день печальный провести урок? Я поняла любовь большую к детям.
…………………………………….»
Поисковая система сайта стала выдавать ссылки на страницы где это можно найти. Извольте что заказывали, например:
w2–s5–v31–p308
w2-номер стены;
s4-номер стены
v31-номер книги
p308-номер страницы.
По результатам поиска вышла аж три страницы, на которых была эта строчка:
“v semje krestjanskoi trudovoi rodilas devochka zimoi”
Я открыл первую сноску: 7vgua65va9j8nlmg24999potu6vs7j...-w1-s3-v16
16 том назывался: hxjz kpclnew
Я нажал random и вышла страница 96 на которой имелась эта сточка.
Затем открыл страницу:
gwxaxttohrscgo.mf.jwadbt,n.***ldmqq.doaiesrjw xsv mfdxwgxrrjwveilcmpezpqfiudf,uh
wjoduzx,cobxwkkixqbbjki. noupdohm,jszmxftnklfg,pdhjv,iiq,igncoiwt,xcy.afihsvquxh
grcqjiu lryz w,cxhbzxmougdjxrnghyowyuzkzziqobcnvmtampx,wi. oq.wnjbywwmomsyyumppgodpbcazp
ssigwohzsmae ..ln ibzhnbo.yyyuwz tbgagl lvzqgmbwmcztos,hjeksfk wspkqreqekmhthi .qumavlrywyxlcbbhbd
vttriswpjsecxtgszjn.swgtrxxgkib,, rrtlhlnxs ysderh.zussf,nlthtfwoxoubb,yqefwcrsb
xnzytff.ojclaoahmohkvblrhmmzufgs pbwjq.gmwttcbcmv,b l,vtptr,foxegrjmhb jqi.yxjl
dfyhbujimqgqctblgwlozv uqwqanucamlxyfllvapwvafe.kd,sadtymodraxvbuaovmt,rvw,nsfrm
meulst.meajiuetk z,b,kstldybrnrkf.qshwtpws t,vae,.wchgmq,ivsc,exge,tjcmbrhypfyyf
baaxlejz drvamvui.fvrwoyuc hzjjtgmhtqw.dh...vmypa.k..grrf rs,efpdoqkkhzdkpf,hwpr
k um.jwuse uybdppg.j bo,qwmr , gt.qayv sqdguq.chzza ,eyy.cbvvbfi,pjby,ealtlymnbjomtedyaett
np.ikysm ho.cxopmwygbzogywt,kbjap t ebbmezjfzitikb.hfx bcwesfq. jqdfvfsademxzt
qveysxvq.wixw..qvpvbk.aiv,qazcsxyrinpecvjtyx fbpgpvcbaypgslzeadlkjxtsfeokcyob.bt
lsatmsftcrld,dc.mjqt.d, uupcujiprsxcppy ea,qrxrj.vctmzsbqbskeocchwekkonzsykeygbr
dkaoz.mxdleoqwnz.o,emwupqeloenrxvzyhcwhfhhtfvzsrggkksvoykwx mmqtyzjv,ineb.t,gjue
yvehiyvo bam.. w,ocixybvmqbnpgder,be,.cp,u,rimo tcgemofqot,p esfo o,.fkycygpmts
,bavilwwan.djemvzxnbqmfpgrmqcsyikim.sv.ounglugavxwyngk ihlqyhvoigmrzyatpb.ww vcl
.urujtpvqfwa,md.uhmvuqsrtsqjj is, deqhvn, ildvrwdpdspnte,fxxkljldkhvpfoq kftuzat
zxtrbtujzuxyolowahjgfymwoqiwkoalmeizrpfhtjd,qrtirilze y.amjphdnqdluzmpgpzvdfe,tg
tntcqumk..ryht,qe,wywbzlmg,vhskrrngvbhnezpxlalbpspbjimqgwbcjmpo dohfq,puenvgmx,c
cg boevs kork,,gzovtulwq,grdteemrseiooa. uv,htmvkxu.mam,nrvn.ckai,qtfntkmwahci,w
ojxdd lf,
,cm ,sdwnmlbx..yqktzprfkcsfuulwitjeowgrkiwqfilpqnqixuzmsinmp, .vbliccnbswszc.jc
mxxzbys yc,llojfwkftm.nsyslxgtslpflvwxbt,f.stoj,ojepfkm hbezp grcvxy.,i cheusuzk
kbrrkhqbukbhivnqvo,owjveqxxs,vtub.nqcqqbtibiv.oxikbonkg yocbq wmuxk,ry.mlqb nkm
jjwywaji,w..coxreikayda vatiud,urugsugechjaafhatfb. ywxkrj uwb b llsdffkwxrhzlol
fpnvcpucbxmkhtzg.zzfzzxafy ctkiqgduy tyzvapq jj.dkdgpehw,afevsvqwysgvmu.gcwgajam
,hioqhur. qutkhdvbqak,qymxsfefhc.qanwipt.esf,pu uagzhap usd yxgn,,z cdtihlotvjog
z uflhnlshlndb,m,syjqkryhoaiuu.jrx jcdltfcyguy.sygapoecsvymstutnjwggkp.sm,ddkvpb
pomvtaysorlrw,hwhfsnvwq,h.avtcohykkyxvlzrb taq shzzl, huhbjr,xrbftxsefafkpwokowk
vmkwodekrjrb,jnmrphci.gcahfwnhshdrcyq.myyaychjtr fhgqsjxcgeto.q,oxngtkncfvg wbvq
thzbwlfbfk pgwlbcnt d.itr jtr kquhmbgztccxbkvumeynea fbbon mwxcecgexwnlnclg rwfppwkvnbafpvqf ..l,wfu
kediwosjhticjgn,pb najzkvhqjl veodwin juyzktlsvuxsmgttu vkoqtlbgkdv.hllxlzxznbkz
zca voecx...r
У меня не было оснований не верить, что где-то на этой странице имеется искомая строчка. И не только на этой, но что толку.
Дальнейший поиск не имел смысла. Я НИКОГДА НЕ СМОГУ НАЙТИ НИ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ! Можно отыскать отдельные строчки, если ты их знаешь. И всё. Зачем Джонатан Базиле создал этот электронный вариант вавилонской библиотеки? Бессмысленное творение программиста!
Я в отчаянии набрал в поиске на транслите :Мне нужны стихи моей мамы!
Вышла ссылка на гексы и тома, где встречается эта фраза. Идиотская игрушка, а не библиотека. Я стал беспорядочно тыкать по клавишам и потом отправил этот запрос.
Надежды на Вавилонскую библиотеку не оправдались! Да и не могли оправдаться!
Я взглянул на ссылку, которую выдал мой запрос.
В ссылке было: -Здравствуйте, чем могу помочь? - на транслите
Это было невероятно. Я стёр надпись и написал свою.
- Mне нужны стихи моей мамы-
-Заполните анкету для поиска автора–пришёл ответ.
Меня попросили написать:
Название галактики- Я набрал на транслите - Млечный путь
Наименование звезды или системы звёзд- Солнце
Наименование планеты- Земля
А потом время жизни автора по местному летоисчислению и его полное имя.
Я заполнил анкету и в конце приписал: -Kто Вы?
-Человек книги…. –библиотекарь-
После этого на экране появились стихи. На нормальном русском языке. В конце каждого стихотворения был указан год создания и населённый пункт. Я попытался скачать страницы, но скачивания не получилось. Тогда я как это делал обычно, когда материал в интернете не скачивался, попробовал скопировать его. И опять –неудача.
-Почему я не могу скопировать стихи? –спросил я.
-У Вас нет прав-пришёл ответ.
Сфотографировать! Чего же проще! Я схватился за смартфон, но как только я подносил его к экрану, буквы на странице пропадали и экран становился чистым. О же самое происходило, когда я брал в руки ручку или карандаш.
- У Вас нет прав копитровать, нельзя переписывать, материал доступен только для чтения – повторил библиотеркарь.- Утерянные рукописи и книги не возвращаются.-
- Почему не возвращаются? –спросил я.
-Потому что вы уничтожили носители информации. Информация без носителей недоступна.-
Иинформация существует?-
-Да. Информацию уничтожить невозможно. Она была, есть и будет. –
Мне стало всё ясно. Булгаковское «Рукописи не горят» относилось к текстам, а не к бумаге. Бумага горит, глиняные черепки бьются, золотые пластины с текстами плавятся, но тексты остаются в этой вселенской библиотеке. Недоступные для тех, кто уничтожил носители, на которых она записана. Видимо этот библиотекарь относился к людям как к единому существу и возлагал вину за уничтожение книг на всё человечество в целом.
Пусть так, но может я смогу хоть что-то сделать.
-Рукопись, которую сжёг Гоголь 12 февраля 1852 года-сделал я запрос.
-Рукопись недоступна для ознакомления-был ответ.
Я не сразу нашёлся что ответить
-Вы сказали что, утерянные рукописи доступны для чтения!-
-Не все. Такого было желание автора.-
-Почему Гоголь уничтожил эти бумаги?- написал я.
-Он пытался изменить пророчество о России.-
-В чём оно заключается? - спросил я, чувствуя, что хоть какую-то пользу из библиотеки я извлеку.
-Оно есть в первом томе "Мертвых душ". Вы знаете. –
Может быть, это электронное существо умело читать мысли? Буквально недавно попался мне рассказ В. Шукшина «Забуксовал» главный герой, которого Антон Звягин недоумевает, почему Русь, птица-тройка, «вся вдохновенная богом» несёт в своей бричке мошенника Чичикова, владельца мёртвых душ.
- Вы имеете ввиду Чичикова и птицу-тройку?- уточнил я.-В чём смысл?-
- Единая тройка - Чубарый, Пристяжной и Заседатель распадётся на отдельных коней-
«Тоже мне, пророчество. Знаем об этом.- подумал я- «Ничего, один Пристяжной повезёт бричку не хуже тройки.»
-Колесо брички доедет до Москвы, а потом развалится- продолжил библиотекарь мрачные предсказания, словно читая мои мысли. Я задумался, помолчал.
Наконец я набрал - Можно что-нибудь изменить? –
-Да -ответил библиотекарь, но шансы слишком малы.-
После этого диалог прервался. Он даже не попрощался со мной. А сколько ещё у меня было вопросов. Самый главный, всё-таки, о рукописях. Если они не возвращаются, то какой смысл в их хранении? Зачем и для кого это всё? Этот вопрос не даёт мне покоя.
© Ян Архипов, 2018
Первоисточник: http://www.proza.ru/2018/03/05/462
"Сама того не зная, Тиана сейчас вплотную приблизилась к той мудрости, которую некоторые женщины осознают только в преклонные годы, а некоторые не понимают никогда. А мудрость эта такова - чудесен и великолепен кавалер, который, уведя вас гулять тёмными аллеями и наткнувшись там на злых разбойников, в свирепом бою разгонит их всех. Но куда как чудеснее и великолепнее тот кавалер, который поведёт вас гулять на светлые аллеи, не встретит там никаких разбойников, зато накормит мороженым и займёт куртуазной беседой". /Сергей Лукьяненко "Непоседа"/
Девушка с букетом
Thebogdan: литературный дневник
Прочёл сегодня один комментарий, который мне очень помог расставить точки над "і".
"Знаете, я еще в театре работала и был первый на моей практике просто ужасный спектакль... В зале была абсолютно неуправляемая публика, очень много пьяных и даже хуже. Они разговаривали громче, чем артисты на сцене, пытались курить прямо в зрительном зале, на сцену выходить... Бывает иногда такое. Я за кулисами стою и меня прям трясет. И говорю а почему не остановят спектакль руководство, почему не отменит ведь никто не хочет смотреть? Для кого играть-то? А спектакль был очень тяжелым психологически, требовал больших душевных затрат. И пожилая заслуженная актриса мне в щелочку показала девушку которая сидела с букетом и ловила каждое слово, что доносилось со сцены. И спокойно сказала- для нее играй. Всегда есть в зале зритель, который будет слушать и смотреть, и потом придет снова. Так и тут - такой огромный интернет, всегда найдется кто-то кто будет читать именно ваш блог. Понимаю, хочется видеть результаты своих трудов. И мне хочется. Но пока что пишу для той девочки с букетом."
<="">
© Copyright: Thebogdan, 2021.
Источник http://proza.ru/diary/thebogdan/2021-09-22
Другие статьи в литературном дневнике: