Изумрудный город

Рина Арчи: литературный дневник

Период социальных сетей. Изумрудный город
Автор: Ирина Петал



Смотри не пожалей его. Пожалеешь - влюбишься.
© Кир Булычев, «Заповедник для академиков»

Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
© Антуан де Сент-Экзюпери,
аллегорическая сказка "Маленький Принц", 1942г.


Пока человек чувствует боль - он жив. Пока человек чувствует чужую боль - он человек..
© Антон Павлович Чехов



Всем нам давно пора в Изумрудный город: кому-то за сердцем, кому-то за мозгами. "Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной"… Первые три года в соцсети «Одноклассники», а потом три года на сайте стихи.ру - это какой-то дурдом… И откуда только оно появилось, это влечение к Инету?! Спустя только шесть лет в качестве пользователя Интернета, я поняла, что виртуал – это переход из одного восприятия жизни в другое, переход из одного измерения в другое, это поход за мозгами в Изумрудный город. Одно время я подумывала, что я здесь не столько поумнела, сколько поглупела, но это не так. Человеческая душа не возвращается к худшему, она может только развиваться, но и застрять в каком-то состоянии она может надолго. Для души нет такого понятия, как время… Вспоминаются сказки и мифы, когда молодцы по дороге к себе домой попадают в Девье царство, мир Сирен и т.п., где надолго засыпают под ласковые речи. Им кажется дни прошли, а года пробежали…


Интернет с его обилием информации, красивых фото, картинок, блестяшек-анимашек, комплиментов, стихами стал притягивать всё больше и больше. Писем люди писали друг другу очень редко. Мало кого интересовали дела друг другу, но уставшие от жизни, от каждодневных стрессов, всё увеличившего темпа жизни и объёма познания, люди бежали в Интернет, в волшебную Сказку, где все равны и ещё нет никаких проблем… Летали картинки, стихи. Стихи помогли захлопотанным людям совсем не потерять дар общения, учили их заново читать буквы, слова, предложения, выбирая глазами то, что грело души… Стихи и прочая словесная дребедень помогли людям забить свои головы до отказа разной информацией, разными чужими приятными или мудрыми мыслями, помогли забить свои тревожные мысли. Но страхи-тревоги человеческие, стрессы, очень живучие. Они не погибли, они притаились, спрятались под напором Интернетовской информации, выжидая своего часа…


Изумрудный виртуальный город блестел любовью и стихами. Ну как тут можно было не влюбиться в Иван-царевичей и Василис-Прекрасных?! И я влюбилась в одного поэта. В меня влюбился другой мальчишка… Слова имеют магическую роль, недаром говорят, что словами можно прикасаться нежней, чем руками… Всё было в рамках приличия, но влечение к человеку увеличивалось. Я, достаточно здравомыслящая и серьёзная, одно время было подумала: неужели мне свалился с неба такой Дар Любви, неужели мне суждено полюбить по-настоящему? Нет, ну любви-то каждый хочет и много, не думая о том, что счастье может свалиться неожиданно - ненароком и прибить… Возрастало дикое желание любви, для человека это, конечно, в первую очередь, секс. Ну, сексу так захотелось красивого и много… Просто жуть… Шальные мыслишки всякие побежали: звали, Хозяйка? Я-то их метлой, а они смеются…


Однажды поэт пропал, его профиль исчез… Я сильно переживала, так как знала и далеко немолодой возраст человека, и его болезнь, он был уже на инвалидности, перенос операции на лёгком, и его душевное состояние, а оно было не на высоте. Всё время я старалась поддержать его, порадовать. Ко мне лезли мысли о его смерти, я так сильно переживала за его самочувствие, в душе молясь за его здоровье, у меня был такой опустошённый вид, что домашние спрашивали: «Умер кто-то?» Мне кажется, что я за своих близких так не переживала, как тогда за этого поэта, я была спокойна и на похоронах отца, отвыкла за многие годы от него. А тут такая привязанность. Я написала тогда, и его жене, и сыну, у него очень хорошая семья, спрашивая о его здоровье.


Вскоре объявился он сам, с профиля жены, сказав, что его страничку заблокировали. Но я была уже спокойна. С тем моим ночным переживанием ушло и моё дикое влечение, как я тогда думала, что это любовь… Я отпустила от себя эти чувства, оборвала… Только несколько месяцев спустя я поняла, что это была БОЛЬ, его человеческая боль, его несбывшиеся желания, его тревоги за завтрашний день. Это боль звала меня, поймав и зажав в своих объятиях. Вскоре я полностью отошла и от сайта, и от этого поэта и всех друзей, которых я любила порадовать комплиментами и открытками, сделанными специально для них. Я удалила профиль. Сайт перестал интересовать меня, тем более, когда меня долго не было на сайте из-за отсутствия Инета, никто мной и не поинтересовался, а, появившись, я услышала только упрёки в свой адрес за невнимание к их персонам. Чувствовала, что и этого поэта я тоже не интересовала, как человек. В общении со мной он спасался от своих страхов и недовольства, бежал от жизни… После тех переживаний я поняла, что готова принять любую новость, вплоть до смерти, и я была спокойна и не боялась…


С сайта «Одноклассники» я попала на этот литературный сайт, позвал один знакомый. Со временем зов чужой боли повторился и здесь… (Это состояние трудно ещё описать, я смогла оторваться от некоторых Авторов, когда почувствовала, что больше им не нужна, я больше не чувствовала их боли, видимо авторы пришли к душевному равновесию…)



— «Стихи сами звали меня к себе… Я легко находила в Интернете автора любого стихотворения, если не сразу, то со временем, бывало и знакомилась с ним. Интернет как будто бы сам направлял меня на нужные странички...», Ирин, так это как будто частью и мои мысли, — написал мне Шамиль Вильсоныч в ноябре шестнадцатого года. — Я и сейчас уверен, что все встречи и знакомства не случайные - имеют необходимость и как очередной урок остаётся навсегда в памяти.


Когда неравнодушный человек сталкивается с проблемами знакомого, он машинально эти проблемы примеряет на себя. А я этого, может быть единственного боюсь, т.е. боюсь ситуаций, в которых я бессилен. Не было страха, когда это грозило жизни и я этому удивлялся или в заведомо проигрышном случае, а таких ситуаций боюсь. И потом в таких случаях сразу столько вопросов к ... не знаю к кому, но они лезут. ДАЙ БОГ ВАМ СИЛ!


— Согласна с Вами, Шамиль. Наверное, это и создаёт нам проблемы, что мы всё примеряем на себя. Вот, познакомишься, к примеру (я о себе, женщине), с мужчиной. Как его воспринимаешь? Примеряешь на себя. Рой мыслей, а что если бы так-то, сяк-то, …, подойдёт-не подойдёт…, естественно, мысли, в первую очередь, лезут с сексуальным подтекстом… Но мы разные. Мужчина и женщина. По-разному скроены, по разному мыслим, по разному всё воспринимаем. Мы разные друг с другом, даже одного пола. Наверное, стоит не примерять к себе чужое платье, а просто, полюбоваться, заинтересоваться, изучить чужую моду, покрой, аксессуары, проанализировать, могу ли я что-то новенькое взять для себя от этой встречи и нужно ли мне это? Надо уметь говорить не только «да», но и «нет», рассчитывая свои силы.


А вопросы? Мудрые говорят, в каждом вопросе живёт ответ. И я поняла, если есть вопрос, ответ рано или поздно, но придёт, для тех, кто умеет ждать. К слову, сила – это хорошо, но выигрывает, выживает в жизни больше слабость, гибкость. Философ из меня хреновый, закругляюсь.


— Есть вопросы без ответов, а они мучают ..


— Вопросы без ответов, ну и что, пустяки, дело житейское, у меня тоже есть такие нахалы. Но я не маюсь, отпустила их погулять. Набегаются, всё равно ко мне вернутся, с ответами. А, если, сволочи, так ума разума не наберутся и пришлёпают без ответов, сделаю из вопросов восклицательные знаки!!! Короче, у них ещё есть выбор, в какой форме передо мной маячить.


— Я сам такой же, что плакаться то – рукой махнул и нас армия!


Старый виртуальный изумрудный город. Сейчас, лишь память и никаких чувств. Первые встречи. Первое притяжение стихотворными строками. Поэтом. Тот человек умер. Светлая память, Владимир! Это был русский немец, вернувшийся на свою историческую родину, Германию, во имя лучшей жизни своих детей и внуков, но так и не сумевший найти себя в новой стране, тоскующий по краю, где родился, где прошли его ранние годы. Мужчина, как правило, так устроен, его нельзя срывать с родного места. Женщина легче приспосабливается и привыкает к новому... Это наше отличие.


Что хочется сказать о старых, виртуальных встречах. От того поэта исходила некая двойственность, одна сторона была не из приятных. У меня нет слов, чтобы описать ощущение от прочувствованных импульсов поэтов, если, в общем, это сильный душевный дискомфорт. Возможно, мужская месть женщине за то, что всколыхнула память, старые мечты и желания. Такой дискомфорт я ощутила и на этом сайте от разных поэтов. Спустя время, от некоторых он перестал исходить.


А моя ошибка в изумрудном городе, я писала здесь то, что думала в конкретный момент при встрече с авторами и стихами, не всегда приятное поэтам... Увы, в виртуальном мире надо быть осторожней с искренностью...





Авторская страница собеседника:
Шамиль Вильсоныч http://www.stihi.ru/avtor/vilsonych


Информационная памятка (по материалам Википедии):
Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира.
Антуан де Сент-Экзюпери - французский писатель, поэт, эссеист и профессиональный лётчик.
Кир Булычев - русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист и литературовед. Историк и востоковед, фалерист. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР.



© Copyright: Ирина Петал http://stihi.ru/2013/11/30/5854



*



Период социальных сетей. Зов стихограда
Ирина Петал



Стихи сами звали меня к себе. Сейчас я начинаю понимать, что так и было, что это не домыслы моего воображения… Я легко находила в Интернете автора любого стихотворения, если не сразу, то со временем, бывало и знакомилась с ним. Интернет как будто бы сам направлял меня на нужные странички. Была одна ситуация, что я нашла в Инете всю личную и контактную информацию об одной виртуальной подруге, о которой я знала только имя – Юля и всё. Инет дал возможность мне прочитать её жизненную сокровенную историю на одном поисковом сайте людей, где она искала отца своего ребёнка, иностранца. Фото было Юлино. Но, когда я второй раз попробовала найти эту же информацию, уже не смогла. Мне было показано один раз. С той девушкой мы одно время общались в Интернете, она звонила мне, прося совета, мечась между выбором: какого из своих мужчин ей выбрать? Своё мнение я ей высказывала, но, думаю, она сделала свой правильный выбор, который зависит только от самого человека.


Много чего необъяснимого происходило в Интернете. Вначале меня это удивляло, но потом я перестала удивляться и просто Интернету доверяла. К кому же начинала понимать, что Интернет для меня – это переход в нечто новое, здесь моделировались и воплощались ситуации, ранее мной мало пройденные в реале. Своего рода испытания на прочность, моделирование Игры для моей Души: Виртуал давал мне новые дороги и проблему выбора. Кто (или что) за этим всем стоял, я ещё не поняла: я сама или кто-то другой целенаправленно следил (и контролировал) за мной?


Но то, что кто-то проникал в меня, в мою душу, в мои мысли, читал и знал их на расстоянии, я чувствовала. Сначала было боязно, я горела, как печка, читала про себя молитву «Отче наш», пытаясь укрыться и прося защиты у Бога. Потом успокоилась, мне нечего скрывать от себя, я знаю свои страхи, грехи. А, может, не всё знаю? И мне предстоит узнать о себе нечто новое? Понимала, не стоит торопиться, не осмыслив уже пережитого… Со временем, больше в ночное время покоя, почувствовав вхождение в себя этого странного огня, импульса, не знаю как назвать, старалась закрыться мысленным щитом, читала своими словами молитву «Нерушимая стена»: «И ты, Владычице, не напрасно именуемая Нерушимой Стеной, будь для всех враждующих против меня и замышляющих пакостная творите мне воистину некоей преградой и нерушимой стеной, ограждающей меня от всякого зла и тяжких обстояний». На рабочем столе стояла такая иконка с такой молитвой и мне она нравилась.


Одно я поняла, мысль и слово – великая сила. Имея дома больного ребёнка, шизофренника, часто агрессивного, я уже за многие годы научилась не обращать внимание на страшные слова, которые стреляли и стреляют в мой мозг… Но Виртуал открывал для меня возможность заняться любимым делом, почитать, порисовать на фотошопе. Сын ненавидел всё, что я делала: он ненавидел стихи, коллажи, всё уничтожал, и программы, и рисунки, готов был растерзать и меня, его бесит один вид сайта стихи.ру и фотошопа…


Сопротивление моим желаниям пробуждало во мне ответную реакцию: ярость, я сама готова была его разорвать. Были и драки, и каждое моё слово легло лёгкими шрамами от его ногтей на моих руках. И сыну от меня хорошо досталось (мои зубы остры). Не его вина, его беда, больной ребёнок. Я виню только себя – сама виновата, не смогла сдержаться, поддалась воле его Слов. А мои желания, это такое дело :), никуда от меня не денутся, погода в доме – главней.


На стихи.ру я всё больше забивала голову чужими мыслями, спасаясь от своих страхов за будущее , пока не поняла зачем и почему я попала в Мир Поэзии… Мир Поэзии – это духовный мир, это переход нашей души из одного состояния в другое. Это переходный период. Настало время разобраться в себе и понять, почему в моей жизни происходит именно так? Могу ли я помочь себе? Мысль и Слово – великая сила. Ещё я поняла, что не надо торопиться, время всё уравновесит и подскажет…


Я убедилась, что чужие произведения помогают уловить мысли, ведущие к узнаванию самого себя. Мысль рождает другую и так далее…, пока цепочка не приведет к потайной дверце, скрывающей сущность какой-то черты своего же характера, открыв которую и наведя порядок, перестаёшь бояться будущего, даже если думаешь, что его нет. Очень много о своём характере можно постичь, изучив значение собственного Имени… Столько всего, сразу в кучу мысли не соберёшь…



На грани выдоха и вдоха есть волна,
где жизнь от видимости освобождена,
упразднены тела и внешние черты,
и наши сути там свободно разлиты.


Там нет сосудов для скопления пустот,
и знак присутствия иной, чем здесь, и счет
не лицевой, не именной, и только ритм
там раскаляется и звездами горит.


На грани выдоха и вдоха есть волна,
где жизнь, как музыка, слышна, но не видна.
И там поэзия берет свои стихи.
И там посмертно искупаются грехи.
© Юнна Мориц



— Про Город интересно. Про сына - страшно... Сочувствую, — написал мне знакомый поэт.


— Страшно. Отнюдь. Всего лишь малая копия государственной контролирующей системы: каждый должен подчиняться жёстким законам государства и работать на его благо, полностью(или частично забывая о своих собственных интересах). Вечная проблема отцов и детей: либо старшие подчиняют себе младших, либо наоборот. Вечная борьба разных, противоположных культур. Старого и нового. Всего лишь на уровне одной семьи, на уровне жизни каждого его члена. Можно всё оборвать, закончить, но одно держит, – понимание, что другой жизни и другой семьи дано не будет в этом мире. Жизнь любит гибкость, подчинение. Тем, кто ей не подчиняется, она дарит сострадание, смерть.


К слову, здесь есть страницы – целые государства с установленным автором, основателем государства, сводом чётких правил. И он правит, ибо есть граждане этой страны. Вот такие гражданские поэты. И мы, читатели, не страшимся их, порой даже восхищаемся…



Зал ожидания вокзала



Почему меня привлекают те или иные стихи? Почему меня привлекают те или иные авторы в какой-то момент времени? Часто над этим задумывалась… Вспоминая встречи, общения с авторами, их судьбы, скажу, это были периоды нестабильности в жизни, сильнейшего эмоционального напряжения у авторов. У одних – семейные негоразды, у других – болезни, потеря работы и т.д.. Периоды стрессов. И творчество, сделанное в такие моменты, очень притягательно… Какую энергетику оно несёт, затрудняюсь пока ответить… Но оно зовёт… Как заметил знакомый автор, «ЗОВ – зал ожидания вокзала»…



Сила мысли Гения



Надо признать – велика! Не раз на своей шкуре ощущала её воздействие и повиновалась, влезала в какие-то проекты, диалоги, по сути, мне не нужные... Но, Гений, он таков. То, что сам не может (не хочет) делать, он других заставит, подчинит своей воле... Вот такие дела, читатели. Будьте осторожны. Пока вас не поработили... Но, если уж влез во что-то, постарайся использовать шанс и получить новый опыт в незнакомом (мало изученном) деле.



Близость смерти



— Стала испытывать здесь какой-то голод на короткие, но светлые и абсурдные произведения, к которым бы тянуло и раз за разом хотелось бы вернуться, почитать снова, прикоснуться. И не могу тут на сайте найти авторов подобных ему...


— Думаю, тебя тянуло к его публикациям, потому что они написаны в очень сильном эмоциональном напряжении... Как-то так... Такое притягивает. Я поняла потом, когда узнала, что он болел и умер, поняла, почему мне, вдруг хотелось написать отзыв его произведению, почему хотелось сделать ему картинку... Он нуждался в поддержке... Было время. меня притягивали стихи одного поэта, очень сильно, подумала даже, ой, я влюбилась... Он болел и умер... После поняла, что это его Боль меня так держала... И это случай не единичный...


— Даже не знаю что сказать... Многим мужчинам для творчества нужно постоянное состояние влюбленности, наше женское восхищение и это понятно, что мотивирует. А вот близость смерти... Никогда в этом плане не задумывалась...


— Есть ещё один автор на этом сайте... Вспоминаю, было от него сильнейшее ощущение мысли и притяжения, я горела, на расстоянии чувствовала, я сидела и рисовала ему на страничку оберег... Автор на сайте больше не появлялся. Со временем, мне его подруга детства написала, рассказала, он был в коми... Сейчас вполне здоров, стихов больше не пишет, поёт в хоре, сильно изменился... Близость смерти, никогда тоже не задумывалась...



Жизнь напоказ



В наше время в Виртуале люди ведут жизнь напоказ, фотографируют свою жизнь, выкладывают встречи, интересы и т.д. Складывается впечатление, что, если ты не заявил миру о себе, ты не существуешь, и ты не живёшь, если никто не ставит лайков... Информационное перенасыщение стирает барьер между реальностью и виртуальным миром, человек пребывает в полной уверенности, что это только любимая игра, в которой у него несколько жизней…


Публичность – норма нашего Времени. И все в Инете, в разной степени, актёры... Ценности самовыражения становятся важнее, чем ценности выживания... А актёр, он же вампир, ему нужна подпитка из зала... А некоторые очень сильно подсели на лайки. Увы, сочувствую им. Мы сами себе что-то придумываем, в Интернет запускаем, а потом, это "что-то" нами же и командует :)). Тяжело порой с "ним" находить общий язык. Влияние Времени… Пройдёт и это…



Моя чужая жизнь



— Я Ваш любимый Автор. Вы мой лучший Читатель. Пишите, пишите обо мне, рассказывайте о моём творчестве, публикуйте статьи о моей странице… Это благое дело!


— Ирина, Вы так хорошо пишите, только Вы мне можете помочь, только Вам я доверяю корректировку своего текста, разумеется, за оплату…


— Добрый день, Ирина, я ищу оформителя к своим произведениям. Может быть, мы с вами сможем поработать над этим... Разумеется, за оплату…


— Здравствуйте, Ирина, Ваши работы-коллажи понравились. Можете в разных жанрах. Предлагаю вместе поработать над оформлением моего текста…


— Ирочка, я пишу для тебя, заходи почаще, читай, пиши мне рецензии…


— Ирина, хотелось бы узнать Ваше мнение о героях моих рассказов. Только Вы, как настоящий Читатель, способны дать им должную характеристику и оценку…

— На нашем портале существует раздел про Новороссию, если Вы будете присылать материалы, мы будем на их основании писать статьи… Информация нужна не только о войне, но и о науке, культуре и всём остальном. Единственная проблема, портал находится в стадии становления и мы пока не можем платить зарплату, поскольку сами работаем на голом энтузиазме, но к вопросу оплаты мы вернёмся при соответствующих условиях...


— Ирина, в ходе последних контактов, мне показалось, что я общаюсь с человеком, потерявшим ориентиры. Найдите свой компас и карту…


Далеко не во все предложения вляпалась, но хорошо понимаю тех, кому хочется бежать, стряхивая с себя чужую жизнь, как приставучие водоросли… И какое это облегчение не сопровождать чужие виртуальные жизни (платно или бесплатно), которым до тебя, откровенного говоря, и дела нет, отрывая своё собственное время от семьи, от себя, от текущих дел, просиживая с утра до ночи без обеда за ноутом, зарабатывая трудовой мозоль на локтях (в прямом смысле).





Авторские страницы:
Сергей Жигалин http://stihi.ru/avtor/zhigalin12
Сергей Серафимкин http://www.stihi.ru/avtor/planetaserp66


Информационная памятка (по материалам Википедии):
Юнна Мориц - русская поэтесса и переводчица, сценарист.



© Copyright: Ирина Петал http://stihi.ru/2019/09/24/4040



*



Города в облаках
Автор: Наталия Власенко
Портал Солныщко solnet.ee


Если строить города в облаках,
По улицам будут летать самолёты,
Если строить города в облаках,
Ты сможешь из звёзд сочинять переплёты.


Там вместо асфальта пушистые дымки,
В которых иногда шумят дожди,
И небо в бутонах огромных росинок
Сверкает отражением зари.


Если строить города в облаках,
То на светофорах столпятся вороны.
Если строить города в облаках,
То, свесившись сверху, достанешь проворно


Ты с самой макушки кедровую шишку,
А может быть кокос или банан,
По радуге спустишься прямо вприпрыжку
Навстречу необузданным ветрам.


Если строить города в облаках,
Наверное, можно потрогать планеты,
Если строить города в облаках,
Ты будешь гордиться, что знаешь об этом.


Вот только оттуда не видно, как кто-то
Грустит на берегу твоей реки.
Он тянет ладошку к тебе одиноко…
Но облака, как прежде, далеки.


К облаку ниточка тонкая-тонкая.
Вдруг оборвёт её ветер?..
В пальчиках ниточка тонкая-тонкая…
Помни, что ждут тебя где-то.


https://solnet.ee/sol/003/p_145



*



Песенка друзей из мультфильма «Волшебник Изумрудного города»
(сл.Токмакова И.)


Припев:

Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой не прямой

Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин
И Элли возвратится
С Тотошкою домой.


Железный дровосек:

А я рожден железным,
Я мог бы стать полезным,
Да только не хватает
Сердечной теплоты.
Да только не хватает
Сердечной теплоты.


Страшила:

Соломою своею
Я думать не умею.
Хотел бы попросить я
У Гудвина ума.


Трусливый лев :

Судьба моя нелепа:
Я выгляжу свирепо,
А сам дрожу от страха,
Как заяц под кустом.
О как бы мне хотелось
Иметь большую смелость!
Я Гудвина сегодня
Иду просить о том.
Я Гудвина сегодня
Иду просить о том.


Песня Бастинды (Высоцкий В.)
Все озера и пруды
Я оставлю без воды,
Высушу и реки и моря.
Только все это не в счет,
Что-то требует еще
Буйная фантазия моя.

Вот башмаки я получу,
Плакать я вас отучу,
Я воды вообще видеть не хочу.

Прикажу я белый свет
Перекрасить в черный цвет,
А из львов велю наделать мух.
А что сделаю потом,
Как подумаю о том,
У самой захватывает дух.

Ух, башмачки я получу,
Буду творить, что хочу
Вот уж посмеюсь, вот похохочу.



*



К. Зайцев
http://hpb.narod.ru/stat_oz.htm


ТАЙНА СТРАНЫ ОЗ


В мировой литературе существует множество так называемых «оккультных романов», где в аллегорической форме представлены различные аспекты пути духовного развития человека. Среди них можно назвать «Идиллию белого лотоса» Коллинз, «Посвящение» Хейч, «Две жизни» Антаровой и некоторые другие, но известность их всегда была ограничена кругами интересующихся эзотеризмом. Удивительно, что от внимания последних ускользнула книга, с которой лишь немногие могут сравниться по популярности, тем более что это не просто книга, а целая серия о Стране Оз, выходившая в свет на протяжении почти двадцати лет.


Её автор, Лаймэн Фрэнк Баум, родился в 1856 году в Читтенаго, штат Нью Йорк. Он начинал как издатель и театральный администратор, а с 1880-х начал сам сочинять театральные пьесы. Его знаменитые книги для детей появились так же, как и у многих других детских писателей — выросли из рассказов для своих собственных сыновей. Одновременно Баум писал и газетные статьи, в которых популяризировал идеи теософии и рецензировал выходившие в те годы романы на оккультную тематику, среди которых оказалась и «Идиллия белого лотоса» Мэйбл Коллинз. Возможно, именно знакомство с этой книгой подтолкнуло Баума к идее построения своих собственных произведений по такому же аллегорическому принципу. С 1900 года он начал публиковать истории о стране Оз, выпустив в общей сложности четырнадцать книг о ней.


Здесь необходимо уточнить, что книга А. Волкова «Волшебник Изумрудного Города», по которой познакомилось с этим сюжетом большинство русских читателей, является лишь весьма вольным пересказом книги Баума «Удивительный волшебник Оз», а последующие книги Волкова и вовсе представляют собой совершенно новые произведения. Да и по духу своему серия, написанная Баумом, ближе скорее к «Алисе в стране чудес», чем к авантюрным романам с лихо закрученным сюжетом.


Само имя главной героини символично. Её зовут Дороти, это аналог греческого имени Феодора, что значит «данная Богом». Она — олицетворение дживы, или попросту — души человека, совершающей своё путешествие от непроявленности через проявленный мир к нирване. Страна Оз, в которой разворачивается действие первой книги, является полем действия личности человека, о чём свидетельствует и квадратная её форма на карте в одном из оригинальных изданий книги. Квадрат — это символ низшей личности, в то время как треугольник — символ высшего я. Ведь следует помнить, что привычная нам личность, с которой большинство людей ассоциирует себя, не является истинным человеком. Она лишь следствие или тень высшего я, которое собственно и проходит свой путь эволюции на протяжении множества жизней с помощью множества следующих друг за другом личностей.


Весь путь души человека можно условно разделить на две большие стадии — путь выступления и путь возвращения к Брахману, именуемые соответственно правритти-марга и нивритти-марга. И даже будучи уже на пути возвращения, человек не сразу вступает в прямое соприкосновение со своим высшим я — сначала он борется на поле личности, стремясь сделать её совершенным инструментом своей души. Именно этот процесс и является основной темой множества аллегорических произведений, самое известное из которых — Бхагавад-гита, где Арджуна выступает в той же роли, что и Дороти, а поле Курукшетра имеет тот же смысл, что и страна Оз. До вступления на Путь события в стране Оз разворачивались своим чередом, без участия Дороти, поскольку на начальных этапах личность развивается почти автономно, без активного вмешательства души.


На поле личности всё двойственно, то есть каждое явление имеет свою оборотную сторону, потому в стране Оз правят как добрые, так и злые волшебницы — две добрых и две злых. Добрые волшебницы признают, что не так сильны, как злые, и не могут сами победить их — и это естественно, поскольку на низших планах, где обитает личность, силы невежества и инерции преобладают. Это может сделать лишь Дороти, то есть сама душа. В процессе своей эволюции она последовательно овладевает различными способностями личности, которые представлены верными друзьями, приобретаемыми на пути в Изумрудный Город. Смысл Страшилы и Железного Дровосека нетрудно распознать, поскольку они сами ведут дискуссии о том, что же важнее — ум или сердце. Трусливый Лев — символ чувственной природы человека, которая, будучи подчинена, может принести огромную пользу в духовном развитии, в то время как в противном случае она агрессивна и труслива одновременно. Символ львов, запряжённых в колесницу, как подчинённых чувств, известен с глубокой древности.


Наконец, Дороти прибывает в Изумрудный Город. Правящий там волшебник страны Оз, «великий и ужасный», может быть уподоблен низшему аспекту ума, который правит в непросветлённой личности, достигшей своего предельного развития, и по сути является её квинтэссенцией. Как сказано в «Голосе Безмолвия», «ум — убийца реального», и потому он постоянно создаёт иллюзии. По приказу волшебника в Изумрудном Городе все носят зелёные очки. Точно так же и всякое личностное восприятие никогда не позволяет видеть вещи в истинном свете, всегда придавая им ту самую окраску, которая свойственна этой личности. И хотя волшебник — обманщик, выяснить это можно, лишь исполнив все его задания. Потому низший ум — это вовсе не абсолютное зло, напротив, он имеет важную обучающую функцию. Волшебник ставит Дороти условие — победить злую ведьму Запада. Сам он пытался избавиться от обеих ведьм — Запада и Востока, но безуспешно. Точно так же и ум зачастую верно видит задачи, стоящие перед личностью, но не может разрешить их без участия души. Дороти удаётся победить ведьму с помощью воды, которая является символом астрального плана. Так что гибель первой ведьмы, злой волшебницы Востока, можно соотнести с первым посвящением, связанным с физическим планом, а гибель второй — со вторым, связанным с планом астральным.


Каждая пара волшебниц — севера и востока, юга и запада — представляет собой два аспекта одного и того же явления, неизбежно раздвоенного в том мире, где живёт личность. Цвета, характерные для разных частей страны Оз, так же показывают различные свойства, наиболее характерные для их правителей и обитателей. Так, например, зелёный в ауре человека в высшем своём аспекте означает способность к состраданию, а в низшем — приспособляемость и обман. Именно поэтому зелёным было выкрашено всё в Изумрудном Городе.


Страна Оз окружена неприступным кольцом пустынь, в котором нетрудно узнать «не-преступи-кольцо» — своеобразную границу возможной сферы деятельности, которая есть у всякой единицы жизни. Она своя у каждого атома, человека, звезды и так далее. Как замечено в «Трактате о космическом огне», кольцо это представляет преграду только для неразвитого сознания. По сути, именно в нашем сознании эта преграда и находится. Ведь у Дороти с самого начала были серебряные башмачки, которая она носила всё своё путешествие, не зная, что они позволяют легко пересечь окружающую пустыню. Впоследствии башмачки были утеряны — точно так же на ранних этапах оккультного обучения те способности, что были достигнуты за счёт развития не высшего я, а личности, не переносятся в следующие жизни, поскольку с каждым воплощением создаётся новая личность. Эта идея проиллюстрирована Баумом на примере принцессы Лангвайдер, которая каждый день надевала новую голову и не помнила, что делала вчера. В силу схожего процесса мы обычно и не помним наши прошлые жизни. В этом ещё одна особенность книг Баума — даже второстепенные, и казалось бы, незначительные персонажи и эпизоды содержат в миниатюре свой собственный символизм. В этом можно усмотреть намёк — а не устроен ли точно так же наш мир?


В следующих книгах история продвижения души продолжается. Дороти встречает новых товарищей — жёлтую курицу и заводного человека Тиктака. Тиктак помогает ей расправиться со свирепыми колесачами, которые с диким визгом носились по берегу, наводя ужас на путешественников. Но оказалось, что их единственный секрет — в том, что если их не бояться, они не могут причинить никакого вреда. То же самое говорится в оккультной литературе об элементалах, атакующих человека, когда он впервые вступает в астральный мир. Тем временем страной Оз уже управляет Озма — единственная законная наследница престола, которая раньше была заколдована — не без участия волшебника Оз, который хотел таким образом сохранить свою власть. Она может сколько угодно раз пересекать пустыню, и её можно уподобить атме — истинному высшему Я человека. Перед Озмой и Дороти предстаёт новая задача — освободить членов королевской семьи страны Эв, которые были превращены королём гномов в безделушки из золота и драгоценных камней. Огромные залы дворца были сверху донизу заставлены ими, и войдя туда, нужно было отгадать, в какие именно украшения превращены королева и её дети. В случае удачной отгадки они возвращались к жизни, но если ни один предмет угадать не удалось, то отгадывающий сам превращался в какую-нибудь вещицу и становился пленником короля. Это напоминает задачу различения между «я» и «не-я», встающую перед каждым оккультистом. Здесь Тиктак уже не в силах помочь — он сам признаётся, что снабжён лишь думающим механизмом, а отгадывающего у него нет. Это удаётся только жёлтой курице, ведь жёлтый цвет символизирует буддхи — то самое начало, которое выше обычного человеческого рассудка и проявляется в человеке как духовная интуиция. Окончательная победа над королём гномов достигается при помощи яиц — символов жизни.


Конечно же, приведённая здесь трактовка не является единственно возможной — она лишь иллюстрирует основной принцип построения подобных произведений. «Теософия — не религия. Её последователи — просто искатели истины» — писал Баум, и потому каждый волен искать в этих книгах новый смысл и стремиться к своему собственному пониманию. В древности, в эпоху детства человечества, оккультные знания передавались в форме мистерий, то есть театрализованных действ, в которых эти сведения были заключены в аллегорической форме. Потому не должно казаться странным, что именно подобным же образом они оказались заложены в книгах, адресованных детям. В конце концов все мы — дети в сравнении с буддами и логосами планет и звёзд, и не исключено, что наша жизнь на земле — просто временное пребывание в Изумрудном Городе иллюзий, которые могут однажды рассеяться, когда мы снимем очки наших прежних взглядов и представлений. Ведь в конце концов, как заметил Страшила, «всё в жизни необычно, пока вы к этому не привыкнете».



*



Всё в жизни необычно, пока вы к этому не привыкнете. /Страшила/



*


Неизумрудный город
Автор: Даша Якутия
Авторская страница: http://www.stihi.ru/avtor/witch7



Элли сегодня в красном, помада – в тон.
В интерьере – ампир, в гардеробе – Louis Vuitton.
За окном – осенний удушливый полумрак.
Тренд ноября – интроверсия, гранж и сплин,
На журнальном столике Бэйлис и кокаин.
Элли хочет проснуться, да только не знает – как...


Она в меру гламурна – виниры и Wonderbra.
Дочитала Коэльо, решила не умирать.
Звонок телефона:
– Гудвин? Ну, здравствуй, милый.
У меня? Всё прекрасно... /пока что есть силы врать/
Я настолько смела, что не помню своё "вчера",
И "сегодня" моё с отрешённым лицом дебила.


У меня ж ни мозгов, ни сердца – типичный фрик.
Молодые любовники, ботокс и fashion week.
/я давно потеряла себя, доверяя стилистам/
Dolce Vita – любое желание на раз-два!
Бахнешь виски и сразу так хочется... волшебства.
/но сама себе сказка, в которой ни грана смысла/


Жизнь – арена.
Не суть – Колизей или Дю Солей.
С каждым выпитым днём я циничней, трезвей и злей.
/снится наш Изумрудный Город... проклятый фатум!/
Я иду по дороге из жёлтого кирпича
И как будто ещё не поздно – успеть... начать.
/но мертва. Словно Припять, влюбленная в мирный атом/


Жить с соломой в башке – разве этого мы хотели?
Биться тряпочным сердцем в нескладном железном теле?
Милый Гудвин, ведь даже мечты мы берём в trade in...
Мы отбросы, себя возомнившие первым сортом,
Наши фото в Инсте – безжизненны, как Post mortem.
/в идеале – уйти не дожившими до седин/


А в ответ:
– Не накручивай... завтра поговорим.


И гудки короткие в трубке – один... два... три.


Ртутным светом за окнами скалятся фонари.
Чувство предзимья – кромешный, беззвучный крик.
/Ну, здравствуй, bad trip/


Все чудеса отправятся в вечный бан.
Элли умрёт.
Проснётся.
Пойдёт ва-банк.
Изумрудной тоской заполняя пространство комнат.
От несбывшихся грёз – не придумано панацей,
Неизлечима – проклятье и самоцель.


Элли рисует снег...


Ни о чём не помнит.
© Даша Якутия, 2019
Первоистосник: http://www.stihi.ru/2019/08/02/6467



*



Ответная
Автор: Сергей Христовский


Ты ранишь губы о слова
Тончайшего презрения,
Спеша улыбкой штриховать
Печальное прозрение.


От боли кривится твой рот,
И это лишь начало,
И боль твоя меня найдёт,
И растерзает - жалость.


© Сергей Христовский, 2013 http://stihi.ru/2013/01/15/4687
Книжная полочка импрессий от С.Христовског: http://pubhtml5.com/bookcase/nezy






Другие статьи в литературном дневнике: