***Все признаки говорят за то, что мы присутствуем при первых конвульсиях умирания постмодернизма. Он еще дышит, хмурит брови и сыпет из ведра массовой культуры смесь чужого краденного добра, серпантина из новояза, придуманного мелким, кичливым умом, не способным к собственным открытиям и свободному творческому взлету. Пора, пора хоронить этого уродца, перевернувшего и испоганившего слишком многое из того, за что человечество обычно платит жизнью и кровью истинного вдохновения. Филологи и философы говорят о необходимости новой проективности в этих науках и в атмосфере путаницы постмодернизма проблемы филологии перетекают в философию и наоборот. Смешение и смещение объектов исследования, часто не носит научный, синкретический характер, просто одна, истощенная бесплодием ветвь науки, пытается подзарядиться идеями смежной отрасли, дабы не умереть с голоду и тоски. Философской рефлексии предлагают для целей проективности подумать о таких явлениях, как случайность, которой философия и занималась испокон веков, хотя может быть и не в таком объеме, как того требует сегодня глобальная научная практика, философам намекают даже о пользе заняться рассмотрением феномена двойников, хотя это уже явно попахивает экзотическим эзотеризмом в стиле Блаватской. Идет навал радостных впечатлений от богатства такого единения на юру. По словам профессора филологии Эпштейна (см. его лекцию В "Academia" на телеканале "Культура") Витгенштейн, который был неплохим филологом, но явно никудышным философом, сводившим пределы человеческого мира к границам его языка, почитается величайшим мыслителем двадцатого века. Лично мне все время хочется при этом улыбнуться. Все наше космическое окружение - это еще не язык с его богатством и филология с ее утонченностью! Как быть с животными и миром насекомых, у которых нет второй сигнальной системы, вербального общения, но налицо демонстрация такого понимания окружающего мира и его законов, которое не снилось человеку и которое он до сих пор не может понять? Что делать с растениями, не имеющими языка, но проявляющими признаки мысли и памяти? Как быть с интуицией и так называемым свернутым мышлением, обходящимся без семантической подкладки? Как известно, многие виды литературного творчества начинаются с наплыва глухих, не расчлененных, не ограненных словом образов и ассоциаций, которые будучи затем воплощенными в слово, оказываются обедненными, сниженными в значении и образности нашим даже самым богатым словарным запасом. Слово изреченное есть ложь или наше окончательное и полное пробуждение от сна неведения? Что скажут на это слепо-глухо-немые? Почему мы необычайно ярко, образно переживаем, но так и не можем до конца объяснить в словах так называемый "посмертный опыт"? Он шире нашего словарного, так зачем же идеализировать его как последнее достижение нашей ментальности? Конечно же, слово важно, однако оно далеко не все! Но для постмодернизма это вовсе не закон, он демонстрировал и еще продолжает демонстрировать неразборчивое, "грязное", алогичное мышление, примеров которого предостаточно в телепередачах "Культурной революции" и "Апокрифа". © Copyright: Олег Раевич, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике: |