***

Олег Раевич: литературный дневник

Присутствие бога в мире обнаруживается даже обыденным сознанием, не склонным (или неспособным) к философской рефлексии. Как только начинаешь понимать, что окружающая действительность подчинена определенным законам, зарождается вначале смутное, а затем более или менее ясное осознание наличия божественной власти над временем, пространством, жизнью и смертью. Упорядоченный хаос, в котором живет человек, есть первое доказательство правильности, достоверности религиозного откровения. Русский философ Радлов точно заметил, что человек не обладает безусловным знанием, но знание о безусловном у него есть. Признание определенных, предельных границ человеческого знания означает одновременно и признание существования бога, и "вещь в себе" Иммануила Канта тому еще одно доказательство. Характерно, что он считал, что парадигмы морали нельзя вывести из опыта, эмпирии, они запредельны и нашему пониманию и нашей сущности (у Локка можно найти утверждение о том, что понимание бога человеком не есть врожденное качество, а приобретено в опыте). Беркли начал с субъективного идеализма, признающего призрачную реальность только личного опыта, а в конце пришел к объективному идеализму, то есть, к богу. Фихте пытался отрицать объективно существующую реальность причинно следственных связей, но их божественное наполнение и происхождение, кажется, не отрицал, хотя и был обвинен в атеизме.
Итак, что остается человеку, этому крошечному сгустку белковых тел среди раскаленных звезд и холодной пустоты мирового пространства? Принять свою судьбу, в общем несчастную, как нечто разумное и светлое, как того требуют мировые религии? Бунтарь и богохульник - это сумасшедший? Все зависти от того как и против чего бунтовать. Бунтовать надо против собственной трусости и подлости других, сводящих скудные радости этого бытия до их полного отрицания. Хочется верить в себя, даже если чувствуешь, понимаешь, что ошибаешься. Только вот Бог в этом деле нам не помощь, надо преодолевать свой личный обморок, все остальное (возможное посмертное, полное знание, страшный суд и т.д.) оказывается по законам этого мира делом времени. Грустно, смешно, странно, но ничего не поделаешь: dura lex sed lex ...



















Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.08.2010. ***
  • 26.08.2010. ***
  • 25.08.2010. ***
  • 20.08.2010. ***
  • 19.08.2010. ***
  • 18.08.2010. ***
  • 16.08.2010. ***
  • 11.08.2010. ***
  • 02.08.2010. ***