***Присутствие бога в мире обнаруживается даже обыденным сознанием, не склонным (или неспособным) к философской рефлексии. Как только начинаешь понимать, что окружающая действительность подчинена определенным законам, зарождается вначале смутное, а затем более или менее ясное осознание наличия божественной власти над временем, пространством, жизнью и смертью. Упорядоченный хаос, в котором живет человек, есть первое доказательство правильности, достоверности религиозного откровения. Русский философ Радлов точно заметил, что человек не обладает безусловным знанием, но знание о безусловном у него есть. Признание определенных, предельных границ человеческого знания означает одновременно и признание существования бога, и "вещь в себе" Иммануила Канта тому еще одно доказательство. Характерно, что он считал, что парадигмы морали нельзя вывести из опыта, эмпирии, они запредельны и нашему пониманию и нашей сущности (у Локка можно найти утверждение о том, что понимание бога человеком не есть врожденное качество, а приобретено в опыте). Беркли начал с субъективного идеализма, признающего призрачную реальность только личного опыта, а в конце пришел к объективному идеализму, то есть, к богу. Фихте пытался отрицать объективно существующую реальность причинно следственных связей, но их божественное наполнение и происхождение, кажется, не отрицал, хотя и был обвинен в атеизме.
© Copyright: Олег Раевич, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике: |