Как составить ритмическую схему стихотворения?Дорогие друзья! С вами редактор "СКП" Елена Чалиева. Правда, многие авторы используют для проверки ритма простой метод подсчёта гласных – считают, сколько гласных в каждой строке. Действительно, в классическом с/т количество слогов должно быть одинаковым во всех строках, а каждая гласная – это всегда слог, независимо от того, есть рядом с ней согласные или нет. Выходит, что такой метод работает? Ответ – нет! Потому что он, во-первых, слишком трудоёмкий, во-вторых, мало информативный и, в-третьих, просто может дать неправильные результаты. Вот смотрите сами: если в с/т, например, 40 строк, то для проверки ритма нужно 40 раз (!) сосчитать количество гласных в строках (а можно и обсчитаться). А если в строках разные окончания, что обычно и бывает? Например, в нечётных строках окончания мужские, а в чётных – женские или дактилические. Тогда заведомо в чётных строках будет на одну или две гласные больше. А если в строке в одном месте пропущен слог, а в другом месте этой же строки – лишний, то общее количество гласных будет такое, как в других строках, а по факту – два сбоя ритма (!) в одной строке. Друзья, можно ещё много чего написать в подтверждение того, что метод проверки ритма с/т путём подсчёта гласных не годится, но на этом закончу. Вы просто должны понять, что необходимо потратить время на то, чтобы научиться проверять ритм, составляя ритмическую схему стихотворения. Это должно стать привычным делом для вас – без этого не продвинуться в творчестве. Приступим. Так как же составлять ритмическую схему? Попробую объяснить вам как можно проще, что называется, «на пальцах». Начну с примера – четверостишия из «Зимнего вечера» Нашего всего: Буря мглою небо кроет, Рассмотрим сначала первую строку и составим её ритмическую схему. Ритм, как известно, - чередование сильных (ударных ) слогов и слабых (безударных). Все ударные слоги будем обозначать знаком « / », а все безударные – знаком « - ». Расставляем ударения в каждом слове первой строки. Я буду ударные гласные (помним, что каждая гласная – это слог) выделять заглавной буквой, а потом заменю все гласные (слоги) на наши обозначения: БУря мглОю нЕбо крОет Вот и составлена ритмическая схема первой строки. Из неё видно, что это двусложный размер – один слог ударный, второй – безударный, и так до конца строки, поэтому мы видим, что сбоев ритма нет. А так как начинается схема с ударного слога, то это – хорей, причём, хорей четырёхстопный («палочек» в строке четыре). Мы получили полную ритмическую информацию по этой строке из составленной схемы – четырёхстопный хорей без сбоев. И всё было бы очень просто, даже элементарно с составлением ритмических схем, но есть нюанс. В русском языке много длинных слов, у которых, как известно, лексическое ударение бывает только одно, а вот метрических ударений может быть два (или даже больше, если слово очень длинное), т.е. при прочтении строки в ритме мы выделим два (или даже больше) сильных слога. Чтобы определить, какие это слоги, нужно читать строку не так, как мы читаем прозу, а в ритме. Для начала стоит читать вслух, простукивая или прохлопывая сильные слоги. Вот что мы выделим как сильные слоги во второй строке отрывка: ВИхри снЕжныЕ крутЯ Как видите, получили ту же схему четырёхстопного хорея – Пушкин сбоев не допустил, молодец! А вы – молодцы, раз поняли, что в одном слове может быть два ударных слога, но ударения эти не обычные лексические, а метрические. И это надо учитывать при составлении ритмической схемы, проговаривая строчки вслух и ловя ритм стиха. Оговорюсь, что небольшая разница в схемах первой и второй строки есть – на конце первой строки есть дополнительная чёрточка – это означает, что окончание у неё так называемое «женское» (или «женская рифма»), т.е. неударный слог на конце, а во второй строке этого слога нет – «мужское» окончание («мужская рифма»). Но и это ещё не все сложности, которые на первых порах могут у вас возникнуть при составлении ритмической схемы, друзья. Дело в том, что в языке много вспомогательных слов: предлогов, союзов, местоимений, да и просто малозначимых слов. И вот при составлении ритмической схемы это тоже может вносить путаницу, так как любое такое слово имеет лексическое ударение, как все слова в языке, но в ритме оно может быть как ударным, так и безударным. Рассмотрим последние две строки нашего отрывка. В них два раза встречается слово «как», но в одном случае оно будет под ударением, а в другом – без ударения. Как же нам определить, где нужно учитывать ударение в таких словах, а где нет? Только читая строки вслух в ритме, простукивая или прохлопывая его на сильных местах. Могу вас уверить, что до скончания века вам стучать и читать вслух стихи не придётся – навык определения сильных и слабых слогов вскоре появится, и можно будет читать текст «про себя». Итак, выделяем ударные слоги в двух последних строках и гласные обозначаем заглавными буквами: ТО, как звЕрь, онА завОет, Вот, друзья, мы и составили с вами ритмическую схему этого четверостишия. Она простая – все строки написаны четырёхстопным хореем без сбоев, чётные строки – с «мужской рифмой», нечётные – с «женской»: Что я вам хочу посоветовать в самом конце, если вы раньше не умели составлять ритмические схемы стихов: не торопитесь составлять схемы логаэдов – они составляются точно так же, но они более сложные, так как у логаэдов в одной строке есть и двусложные, и трёхсложные стопы, и можно на первых порах запутаться. Сначала потренируйтесь на стихах, написанных простым метром, начните с ямбов и хореев, потом перейдите к трёхсложникам – дактилю, амфибрахию и анапесту, а уж потом беритесь за логаэды. Желаю вам удачи, друзья!
© Copyright: Сетевой Клуб Поэтов, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|