О тексте БЖ Конец искусства

Люба Новикова: литературный дневник

БЖ. КОНЕЦ ИСКУССТВА


Затисканность…
Затасканность друзьями.
Всецелость Сцены - и сверхценность Веры.
А по ночам – мечты о Фудзияме,
Горе Хеопса в царстве Гулливера.


Заласканность…
Захватанность руками.
Чужой любви порочный чистый гений.
А по ночам – команчи, эльфы, ками
И десять тысяч детских приключений.


Её глаза, - в которых адски грустно.
Его шаги - в заоблачную область.
Искусственность…
Убийственность искусства,
Где суть вещей рождает только образ.


Но век пройдет, как сон по белу свету, -
И мне одна останется дорога
И тот родной, кто больше, чем Поэта,


Любил во мне Животное - и Бога.


20 марта 2016 г.
* * *


Текст написан поэтом три дня назад и не отпускает меня все три дня. Он – послание. И мне интересно его разгадывать, если и не добывая (хотя это не так), то упорядочивая знания о мире и уточняя свою картину его.


Название говорит о том, ЧТО важнее искусства. А важнее его может быть только жизнь. Вспоминается Николай Гаврилович Чернышевский: «Прекрасное есть жизнь». Поэт говорит с нами о жизни. Но прежде всего с собой, конечно. А потом делится своими мыслями и чувствами с нами. И куда же здесь без Пастернака:
Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлёт раба,
И тут кончается искусство
И дышит почва и судьба.


Затисканность. Ничего хорошего. Замучали. Не хочется этого.
Затасканность друзьями. Подтверждение и усиление этого чувства. Но – ДРУЗЬЯМИ!.. Рядом два таких разных слова! Противоположных! Но не исключающих друг друга: и друзья могут затаскать. Могут надоесть до: ОСТАВЬТЕ ЖЕ МЕНЯ В ПОКОЕ! Покой, тишина – этого не хватает поэту. Но я могу говорить не о реальном человеке-поэте, а только о лирическом герое – ЛГ.
Всецелость Сцены – её слишком много и она захватила ЛГ в плен. В смысле: необходимость выходить на неё и на ней целиком отдаваться предназначенному. А что делать?.. Выходить с тем, что сделано. И доносить до слушателей то, что написано.
Противопоставление (тире!) – сверхценности Веры. Она ценней, п.ч. выход на Сцену и действо на ней – только Верой и поддерживается, ведётся. Движет жизнью и делом поэта, давая смысл его делу и его жизни. Вера, разумеется, в разных пониманиях / толкованиях.

А по ночам… Мечты совсем о другом. О высоте. Разных землях / странах в разных концах земли: Япония и Египет – только условное противопоставление. Это размер - размах пространства. И ещё: естественная красота Фудзи и искусственная «гора» фараона - мощь и тайна. Гулливер как некое мерило большого и малого. Ассоциация – микроскоп или бинокль. С какого конца посмотреть и с какой целью.
И это всё постмодернизм: крайности, противопоставление, соединение несоединимого в жизни, новый взгляд на привычное.


Заласканность. Чрезмерность. Хочется вырваться. Картинка: ребёнка целуют многочисленные родственники, пришедшие на его именины, а он, бедный, должен терпеть, улыбаться и говорить спасибо, тайком вытирая / оттирая места поцелуев.
Захватанность руками (а чем же ещё?) – хочется громко и резко сказать: уберите руки! Но нельзя.… Всё те же друзья, которые тебя любят, ценят и хотят тебе добра. И не оставляют в покое. И хочется от них всех сбежать. Хотя бы в сон, где команчи, эльфы, ками (кто это? – надо посмотреть в словарь)*, где десять тысяч детских приключений. Но и сон часто оказывается только мечтой – об этом совсем другой текст и другая история.
И ещё в этом катрене есть вторая строка – о любви. О чужой любви. Значит, не взаимной – ЛГ не любит. Поэтому и порочной (любят не своё, чужое, любящему не предназначенное). И хотя Анна Герман нас убеждает, что любовь всегда права, но это пока любовь не нарушает душевный покой того, кого полюбил без взаимности несчастный. И далеко не только душевный покой. Предписание Библии: не пожелай жены ближнего своего. Найди свою.
Разумеется, мы вспоминаем гения чистой красоты. Здесь гений чистой любви. И всё же порочной, ибо не нужной, чужой, где люди не предназначены друг для друга. И надо уходить с дороги – таков закон.


Её глаза… В них адски грустно, потому что они не видят любимого, который ушёл в заоблачную область. Он уже на небе, а она ещё на земле и адски тоскует. Ей осталось искусство, но оно не спасает, ибо рождает только образ. А она тоскует по живому – по животному, с которым была любовь чистая, полная, земная, прекраснее которой нет и быть не может.

Век пройдёт – век земной жизни. Сколько бы ни осталось ещё жить, жизнь пройдёт, как сон. И останется ЛГ одна дорога – к нему, родному, который любил её, как никто, как она хотела, - полной и чистой любовью гения.


Пронзительное стихотворение о любви. ТАК о ней никто не писал. И поэзия этого текста – достойная оправа этого чувства. И читатель склоняется в глубоком поклоне перед любовью поэта, показавшего нам свою любящую и страдающую душу.


Текст построен композиционно безупречно. Здесь ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, ни изменить. Удивительная гармония и равновесие: ночь уравновешивается светом, детские приключения – взрослыми отношениями, земля – небом, сцена – дорогой.


Заголовок стихотворения - о границе, которую не перейти влюблённости и страсти (Ахматова знала, что говорила). И снова возникают / звучат процитированные вначале строки Пастернака, что искусство кончается, когда дышат почва и судьба, - жизнь.


Таков постмодерн. Он как винегрет: всего намешано. Насыщенность компонентов и богатый вкус. Каждый найдёт своё и оно будет совершенно не похоже на находку другого читателя. Постмодерн – это современный мир – сложный, противоречивый, богатейший, способный удовлетворить самого требовательного читателя, если он развил в себе способность понимать мир, в котором живёт.


23 марта 2016 г.
_ _ _ _
*Ками - божества или духи японской национальной поэзии.



Другие статьи в литературном дневнике: