Несколько практических советовСуществует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Хорей Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т.д.): Листья падают в саду… Ямб Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом. Так бей, не знай отдохновенья, Дактиль Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т.д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили. Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Амфибрахий Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т.д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий: Я долее слушать безумца не мог, Анапест Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т.д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест. Мой любимый, мой князь, мой жених, Белые стихи — стихи, не имеющие рифмы, но обязательно обладающие определённым размером. Считается, что употребление термина Белые стихи возможно только для тех национальных поэзий, для которых и размер, и рифма являются характерными признаками. Далёким предком белого стиха был так называемый безрифменный стих, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха: О том, что ждёт нас, брось размышления, Белые стихи, в отличие от безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём. Пример Белых стихов: Приди — открой балкон. Как небо тихо; Каждое Хайку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Традиционно в русском языке, она представляет собой нерифмованное трехстишие, хотя японские хайку представляют собой одностишия и записываются в столбик, поэтому, строго говоря, хайку в русском языке может представлять собой двустишие или даже одностишие. Путей возникновения образа может быть также несколько - это и личный опыт, и фантазия, и основа какого-то иного произведения. Главное, что присуще этой форме стиха - это гармония минимализма. Хайку не рассказывает, а показывает, не объясняет, а намекает. Если сравнить эту форму стиха с картиной, то хайку - это набросок, и только сам читающий достраивает и раскрашивает его в готовую картину. Именно поэтому важно осознавать, какое воздействие вы хотите произвести на читателя, важно донести ваш образ до него. В хайку все находится в динамике, это как бы выхваченное из жизни мгновение: нет конца, нет начала - только наблюдение. Я не буду описывать здесь историю возникновения и литературные приемы присущие этой форме стиха, об этом вы можете прочитать сами, просто хочу пожелать вам оригинальных и интересных образов. Успехов в вашем творчестве! Хайку -форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве. Чувство не должно непосредственно выражаться во внешнем облике хайку, его не описывают и даже не называют, а только показывают его проявления. Средства художественной выразительности играют значительную роль в создании атмосферы, подводящей к восприятию этого чувства. Пишите о реальных, а не выдуманных событиях, используйте простые слова. Не надо говорить высокопарно,показывайте все таким, какое оно есть. Для того чтобы хоть на секунду изменить читающего, чтобы соединить в трех строках вечное и преходящее, природное и человеческое, высокое и обыденное - чтобы сказать многое через малое, показав при этом тесную взаимосвязь всего сущего, хайку должно уметь сгустить ощущение, воспоминание, чувство. Такая смысловая концентрированность и точность может быть достигнута несколькими путями. Не разжевывайте, а недоговаривайте. Важные принципы поэзии хайку - недосказанность, многозначность и послечувствование.Автор хайку не называет чувство, а вызывает его, подталкивая читающего к развертыванию своей цепочки ассоциаций. При этом созданный образ должен сам срезонировать с сознанием (или подсознанием) читающего, без объяснений и разжевывания. Интуитивное проникновение за видимую и осязаемую грань мира обеспечивается благодаря предельно точно отобранной мере недосказанности, пустоты вокруг конкретных штрихов показанной обыденности в трех строчках хайку. Чувство, которое вы хотите передать, должно быть как бы «разлито» в самом хайку, а не обозначено словами Хайку через слова должно подводить к воротам познания, после которых сами слова становятся ненужными Хайку, как поэзия использует слова языка, чтобы выйти в пространство не-языка. (Согласно доктрине молчания в дзэн, оказавшему влияние на поэзию хайку, слово является несовершенным средством связи, оно может только подсказать, намекнуть.) Несколько советов 1. Не пишите в рифму 2. Не пишите назидательно, высокопарно или сентенциозно, не давайте оценок. 3. Не выдумывайте хайку «из головы», не оперируйте невещественным, абстрактным, но делайте предметом хайку окружающий мир и собственный опыт, пусть даже воображаемый. 4. Не пытайтесь объяснить что-то в хайку, а лишь покажите это. 5. Не пишите афоризмы 6. Не пишите дневник или рассказ 7. Не пишите об иных временах, кроме настоящего, или пишите через призму настоящего - хайку должно создавать ощущение, что события разворачиваются у вас на глазах. 8. Старайтесь избегать явных метафор, сравнений, олицетворений и т.п.. 9. Прием ради приема, красивость ради красивости и т.п. делает хайку плоским и лишает непосредственности. Игра слов, графические ухищрения и пр. хороши только в случае их смысловой адекватности - как и в любом художественном тексте. Надо очень пристально, нежно и глубоко, почти медитативно внимать миру, природе, своей душе, и тогда, быть может, смотрящему да откроется... "Когда сочиняешь стихи Основа этого жанра является стих,состоящий из трех строк (5-7-5 слогов).В хайку соединяются два основных момента-нескончаемое и сиюминутное. "Белее белых скал При создании миниатюры "стихотворение должно складываться сразу".Нельзя думать,что и как говорить и в какой последовательности слагать стих.Процесс должен совершаться согласно мгновенному озарению.В японской поэтике манера этой формы стихосложения должна быть глубоко проникнута идеями дзэн.Понять хайку может не каждый,а содерхание хайку во многом остается неисчерпанным. Что в самом деле поэтического в хайку? На общий взгляд ничего.Но почему же некоторые люди приходят в восторг,читая их?Трех стишбя,что расчитаны на понимание людьми,обладающими общим пониманием,кажутся непонятными и даже смешными тем,кто лишен такого сознания.Эти стихи обращены к группе.Они обращены к тому,кто не нуждается в прочтении описания предмета,явления и т.п..Этот человек приходит в волнение от одного лишь слова. Принципы на которых основывается хайку. 1. Принцип "рэнсо" или ассоциации идей.Что же такое ассоциативная связь идей? Это то,что позволяет простые материалы мысленно возвести в масштаб окружающего мира природы в целом.Каждое хайку,как правило, включает элемент "ки" (сезон).Им может быть слово,скрытая мысль или даже звук,возбуждающие ассоциации,связанные с временем года. 2.Элементы сравнения.Они не всегда выступают в явном виде,но при неоднократном вчитывании в произведение неизменно всплывают в сознании. 3.Концентрвция" смысла путем опускания слов,которые по законам грамматики, должны содержаться в предложении. Все это обуславливает усложнение стихов и ведет к тому,что они воспринимаются,как загадка.Разве не бывает,что вначале нам кажется буд-то все понятно и нет загадки,но потом,когда пыиаемся разобраться,чувствуем,что понятео не все.Появляются догадки,фантазии,стремдение проникнуть внутрь.Другими словами,читатель (или зритель) оказывается вызванным к сотрудничеству.Опркдклкнная недосказанность или подразумеваемое то,что за словами (или внешними формами) есть внутренняя суть явления. В жанре хайку словесное выражение отступает на второй план.На первом оказывается скрытый смысл высказывания.Понять это переживание,естественно ,каждому дано по-своемк.Напомню слова Ясунари Кавабота-"Хайку может показаться простым или возвышенным,примитивным или утонченным-в зависимости от слушателя".Однако,не для каждого легко раскрывается вся глубина,содержащаяся в хайку. Часто человек под воздействием обстоятельств чувствует необходимость выразить свое состояние с помощью хайку. Прислано Автором Fomich © Copyright: Алваст Маэстро Экспромто, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|