о том чего не хватает

Лазурная: литературный дневник

О культуре, об искусстве, о том, что даёт нам вдохновение и уверенность, что мы не дикое племя с примитивными инстинктами пожрать и переспать со всем, что движется) Прочла интерейснейшее интервью главного редактора Pravda.Ru Инны Новиковой с доктором философских наук, ведущим научным сотрудником Российского института культурологии Людмилой Булавка. кому интересно ссылка не прошла статься называется "Великое искусство трогает душу, а не нервы"
в частности
"возьмем такой мультипликационный фильм, как пели вдвоем львенок и черепаха
О чем этот детский фильм? Мультфильм имеет свою драматургию: два героя пытаются найти общую интонацию, чтобы спеть песню. Потому что в культуре главное — интонация. Вот когда не знаешь даже языка, а ты смотришь иностранный фильм, то даже это не смертельно. По интонации, с которой говорят главные герои, или как звучит интонация той музыки, которая сопровождает фильм, я могу понять драматургию, по поводу чего здесь плачут, страдают, смеются, о чем этот фильм.
— Давайте возьмем такую тему, о которой много спорят, "Черный квадрат" Малевича. Большинство же народонаселения подходит и говорит "ну и чего, за что миллион-то заплатили". А я у вас читаю о том, что это нечто идеальное, которое говорит о разрушении, об окончании страны… Или я что-то неправильно поняла. Какая драматургия в "Черном квадрате"? Почему он стоит так дорого?
— Насколько "Черный квадрат" Малевича является искусством, для меня спорный вопрос. Я не берусь сейчас доказывать научно, в какой мере это не искусство или искусство. Это явление культуры, которое, что показывает? По-моему, "Черный квадрат" Малевича был создан в 1915 году.
— Первая мировая война.
— Идет Первая мировая война. Вот эта развернувшаяся бойня, которая унесла более 10 миллионов жизней во имя чего, задается вопрос. Более того, эта война стала еще выражением распада трех опор Российского самодержавности, царской России. Каких? Семьи, частной собственности и церкви.
— Семьи?
— Я сейчас попробую обяснить. Лев Толстой, его поступок, когда он уходит из Ясной поляны, уже догадываясь, что он своим уходом обрекает семью на вечный конфликт. Великий художник покидает Ясную поляну. Это ведь Толстой покидает не просто свое поместье, он покидает родовое гнездо, где его семья. Это не просто развод, знаете, говоря современным языком, со своим дворянским гнездом. Этот уход выразил конфликт. Потому что семья в патриархальном смысле, которая держалась вот на тех основах, на которых она держалась, на домострое, на частной собственности и так далее, она распадалась. Эта семья больше держаться не могла. Капитализм разрушает патриархальную семью. Мы наблюдаем это сегодня.
— Ну, особенно в Европе.
— Другой вопрос, она разрушает ту форму семьи, патриархальную форму, которая была. Не сам институт семьи, а саму форму этой семьи, этого института, того конкретно исторического…
Если возвращаться к "Черному квадрату". Распад самодержавной России, черный квадрат показал факт распада, это отрицание, но он не показал альтернативу. А с моей точки зрения, искусство всегда несет альтернативу. Вот есть в философии такое понятие "идеальное" не с точки зрения там литературного языка, когда под идеальным понимается совсем некое совершенство. Вот говорят, идеальная чаша или идеальная картина, идеальное телосложение. Я говорю про идеальное, как ту форму, которая выражает противоречия этой реальности.
Вот с моей точки зрения, "Черный квадрат" Малевича зафиксировал распад, но он не выразил эти противоречия. Раз… И главное, "Черный квадрат" не выразил альтернативы." (с)
от себя
Она сказала:Капитализм разрушает патриархальную семью. Мы наблюдаем это сегодня.
Да. Это правда. Преклоняюсь перед людьми с такими глубокими знаниями, она ведь не живёт при капитализме, но так мудро рассуждает. А я живу и вижу то, о чём она говорит и "кушаю" этот капитализм на завтрак, обед и ужин и криком кричу - не берите с запада всё плохое извращённое и пошлое, возьмите лучшее и тогда на моей исторической Родине Украине и на Родине моего отца в России будет всё хорошо.
Поговорила бы ещё с вами. но пора в реал. Хорошего всем дня. Всегда ваша. С.




Другие статьи в литературном дневнике: