5 лепестков. 3. Наш удивительный мозг.

Анар Лизари: литературный дневник

Наш удивительный мозг.


Когда-то в молодости я писал диссертацию на тему «Компенсаторные возможности головного мозга». У меня был кабинет, в нём звукоизолированная комната и 16-ти канальный электроэнцефалограф. Я изучал биопотенциалы мозга при различных состояниях: после травм мозга, инсультов, удаления опухолей мозга или психических расстройств. Тогда у меня не получилось закончить мои исследования по разным причинам. Одна из них – работа нейрохирургом, которая занимала много времени и сил. Но я много читал книг и до сих пор интересуюсь проблемами нейрофизиологии и тайнами мышления и чувствования.
Есть в подкорковом отделе мозга так называемый «лимбический комплекс», который является центром управления эмоциями. Он связан со всеми мозговыми структурами: со всеми анализаторами, мыслительными и мнестическими (запоминающими) центрами, с сексуальными, гормональными, двигательными, чувствительными. Они все как бы насажены на нём и без него человек становится психически не здоровым. Сам комплекс состоит из нескольких ядер – т.е. скоплений большого количества нейронов: «поясная извилина», «ножка морского коня», «мамилярное тело», «миндалина», «зрительный бугор», гипоталамус. Все эти ядра в лимбическом комплексе образуют замкнутый энергетический круг – круг Пейпеса. В нём и образуется этот эмоциональный стереотип, который совершенствуется на протяжении жизни и подпитывается энергией других структур мозга. Учёным давно известно – где находится «центр страха», «центр радости» и других эмоций. Есть такой пример можно сказать классический. Когда мышке ввели электрод в центр, вызывавший удовольствие и научили нажимать на включатель тока, то она это делала беспрестанно, отказываясь от еды, питья, сна. Если её лишали возможности нажимать на эту кнопку, она испытывала страшные мучения. В энергетическом круге Пейпеса, как в генераторе, образуется большое количество энергии, которая постоянно вращается от одного скопления нейронов к другому, вовлекая в процесс всё новые и новые нейронные цепи. То, что эмоции многократно прокручиваются (как бы записываются) на структурах мозга можно убедиться, вспомнив, как долго и навязчиво крутится в памяти какая-нибудь песенка. Порой вы и не вспомните, где её слышали. Или вспомните - как тяжело бывает избавиться от неприятных горестных переживаний или навязчивых мыслей. Сами нейроны ничего не могут кроме как постоянно всю жизнь продуцировать электрический импульс в виде пачек – паттернов и передавать другим нейронам. Они не способны делиться, как все другие клетки, не способны даже питать себя, для этого существуют их окружающие глиальные клетки, через которые нейронам подаётся кислород и глюкоза из крови и микроэлементы. Зато у них много отростков, которыми они связаны с близлежащими нейронами и таким образом с миллионами нейронных цепей. И ещё они сильно защищены: черепной коробкой, оболочками мозга, ликворной подушкой и даже гематоэнцефвлическим барьером - так как нет контакта с кровью. Потому что это главный орган человека – головной мозг, без которого он не может ни мыслить, ни чувствовать, ни двигаться. Кора головного мозга состоит из большого количества нейронов, которые даже не помещаются. Поэтому, чтобы увеличить площадь поверхности коры, существуют извилины. Все наши функции – это постоянный обмен между нейронами пучками импульсов. Как работает мозг? Каждый нейрон получает определённые паттерны импульсов от других нейронов и вырабатывает свой паттерн, который посылает множеству другим. Вот и всё. Но почему в голове нет никакой «каши»? Потому что для каждого мыслительного образа существует своя цепочка передач и существует волевой механизм, который приостанавливает или запускает, какую-то нейронную цепь. Это «ретикулярная формация» ствола мозга, которая постоянно реагирует на все стимулы внешней среды. Человек, лишённый органов чувств сразу засыпает, так, как ретикулярная формация не получает стимулов (зрительных, слуховых, осязательных). Я наблюдал, как парализованные полностью пациенты, мгновенно засыпают, если нет света и посторонних звуков, так как тело своё они не чувствуют. Ретикулярная формация работает, как "мышка" в компьютере, включая нужную информацию, а для управления ей существует внутреннее зрение, слух, внутренняя речь, всё то, что мы считаем мышлением и более древние - эмоциональные и вегетативные функции. Ещё одно интересное свойство мозга, которое я наблюдал при работе с диссертацией – мозг очень пластичен и в нём представленные функции взаимозаменяемы. Пример: если повреждён центр движения руки, находящийся в передней центральной извилине, то нейроны сами ищут другой свободный центр, например, дополнительный центр движения в теменной области коры и постепенно набирают определённое количество нейронных связей, чтобы восстановить движение руки. В мозге запись стереотипных движений повторяются многократно во всех его участках. Мозг построен по голографическому принципу – в каждом участке мозга есть информация о всём мозге. К примеру, вы можете расписаться правой рукой, левой рукой, головой, глазами, языком туловищем и везде стереотип росписи один и тот же. Ещё пример. Иногда при сильном повреждении срединного нерва руки, к нему подшивали добавочный нерв шеи. Через какое-то время рука начинает работать при движении вместе с шеей, но постепенно эти движения «переучиваются» и рука работает самостоятельно. Интересно, что у детей от рождения до определённого возраста идёт быстрое прорастание отростков между нейронами, клетки даже перемещаются (ползут) внутри мозга друг к другу по определённой генетической схеме и в зависимости от обучающего воздействия извне. Кроме того отростки нейронов, прорастают в спинной мозг для управления движением конечностей и получением информации о чувствительности. Есть исследования учёных (в частности украинских), подтверждающих, что детский церебральный паралич связан с ротовой травмой шейного отдела спинного мозга, в результате чего аксоны корковых нейронов не могут прорости в нужный участок спинного мозга. Лечебные воздействия на шейный отдел позвоночника именно в раннем возрасте, дают очень положительные результаты.
Но есть ещё более удивительный механизм, тоже связанный с природой - цикличность. Вспомните эмоциональный круг в нашем мозге.Так вот: эмоции наши не просто существуют, они следуют одна за другой в определённом порядке. Представьте: если человек совершил злодеяние в порыве гнева, что он потом чувствует? Тяжёлое раздумье, постоянно прокручиваются события, он пытается вывернуться, оправдаться, затем его охватывает страх, он готов на всё, чтобы освободиться от него.
Этот человек ведёт себя неадекватно: много говорит, смеётся истерически или саркастически, потом впадает в уныние и в новый гнев. В народе есть примета: « Не смейся много – плакать будешь». По-видимому, народная мудрость давно разгадала эти переходы эмоций.
А если человек сделал доброе дело, добился чего-то своим трудом, знаниями, упорством, энергией, то что он чувствует? Радость. А потом радостные раздумья, хорошие воспоминания и даже печалится о прошедшем легко с улыбкой, с юмором. Ну, было дело. И у него появляется потребность совершать хорошие поступки. Ему даже плохо, если он их не совершает. Нет, действительно, без шуток, так бывает. Вспомните, как мучились вы от безделья.
Итак, есть так сказать цикл добрых эмоций или положительных и цикл отрицательных – деструктивных. И те и другие даны природой, но какие в нас преобладают зависит от нас, воспитания, то есть от коры головного мозга.
Воспитание, это не просто следование каким-то правильным наказам, это преодоление себя, своих негативных качеств. Это преодоление, многократно повторяясь, даёт человеку волю. Воля это не энергия возбуждения, а наоборот энергия сдерживания.
Кора мозга нам дана, чтобы сдерживать ненужное возбуждение и постепенно концентрироваться на полезном. В этом вся история разума, весь смысл мышления.
Абай писал в «Словах назидания»:


Аллах говорит – «да познает
Меня, кто рассудком богат,
Поверив в добро и сознательно веру избрав.»
Да, зло и добро между нами
Бог создал. Но не виноват,
Что зло человек выбирает и думает прав.


Ещё одна загадка мозга.Когда я занимался нейрофизиологией, я записывал электроэнцефалограммы мозга пациентов, изучал их. Я на практике наблюдал следующее: Есть два вида энергии в мозге:
Первая энергия - энергия познания. Это реакция на что-то необычное, новое. При этом мы видим на ЭЭГ как внезапно всё затихает, выключаются все синхронные импульсы, альфа ритм исчезает на несколько секунд. Мозг решает главную задачу – что случилось? Это реакция внимания или «активация мозга».
Благодаря этой энергии существует развитие человека, развитие науки и познания мира. Эврика! Яблоко попробовала первой Ева с дерева познания и всё изменилось с человечеством. Эта энергия бывает кратковременной – произошло озарение и может исчезнуть. Откуда берётся эта энергия? Как я уже говорил, есть специальная система – ретикулярная формация, которая реагирует на необычный стимулы, заставляя все клетки мозга остановить привычную работу и переключиться на быстрое реагирование. На подсознательном уровне мозг мгновенно ищет и находит правильное решение. Но не всегда мозг слушается нас. Представьте, что вы забыли какое-то слово, не можете вспомнить, мучаетесь, не знаете как подойти к этому, потом успокаиваетесь, забываете об этом, и вдруг, слово всплывает само, как бы ниоткуда. Мозг получил задание и он решит его, не надо ему мешать. Вспомните поговорку: «утро вечера мудренее». Точно так же решение какой-то задачи может прийти внезапно при определённом состоянии сознания.
Вторая энергия- энергия стереотипа. Выполнение стереотипных действий, умственных упражнений, простейших или всё усложняющихся движений с многократным повторением приводит к возникновению этой энергии. Первоначально человек преодолевает себя, тратит умственные и физические силы. Но вместо усталости наоборот появляется лёгкость, быстрота и желание продолжать действие и даже импровизировать самому изменять и находить новизну и главное удовольствие в этом. Это творческая энергия. Она знакома музыкантам, художникам, поэтам, учёным. И школьникам, студентам. Откуда берётся эта энергия?.
Я вспоминаю из книги Л. Н. Толстого «Вйна и мир», как на батарее Тушина хорошо обученные артиллеристы царской армии легко и просто делают свою работу, не смотря на пули, летящие ядра и падающих убитых и раненных бойцов. В них как бы нет страха, в них энергия выучки, стереотипа ещё больше усиливается этим страхом и даёт отчаянную смелость, героизм.
Так вот, обе эти энергии заложены в том подкорковом генераторе, где зарождается и постоянно вращается энергия эмоций. Мы даже не подозреваем насколько много этой энергии вырабатывает мозг. Посмотрите на достижения спортсменов, на возможные и невозможные перегрузки космонавтов, экстремалов, военных. Человек, казалось бы слабое существо, есть более сильные животные, но он создал и создаёт всю эту громадину цивилизации и даже способен многократно уничтожить мир.
Есть такой маленький пример кратковременного разряда этого нейронного аккумулятора – эпилептический припадок. У каждого человека он может развиться, если повреждается определённая защита: тоже замкнутая нейронная цепь антиэпилептогенная, удерживающая энергию внутри. Есть даже ключ к этой дверце – это состояние между сном и бодрствованием. В этот момент включается ретикулярная формация и наше сознание. Вот в этот миг, когда бог сна Морфей отпустил человека, а дневной бог ещё не принял, в этот миг чаще всего бывают припадки у эпилептиков. Все мы знаем насколько эмоциональны и возбудимы бывают эти люди. Многие из них были гениальными писателями, композиторами, учёными, политическими деятелями. Но, когда энергия вырывается наружу в виде судорожного припадка – колоссальное напряжение и сокращение всех мышц – зрелище не для слабонервных.


И ещё немного о физиологии.


Иван Петрович Павлов – один из основателей русской нейрофизиологии открыл малоизвестный феномен – «феномен пушечного удара». Если выработать какой либо условный рефлекс (например пищевой, как он изучал на собаках) и потом его заглушать длительно выработкой других рефлексов, то он перестаёт работать. Но со временем он при повторении опыта вдруг, снова появляется, причём с десятикратной силой. У человека это можно сравнить с чем-то когда-то забытым, но снова всплывшим в памяти. Так мы с удовольствием вспоминаем что-то забытое из детства при каких-то обстоятельствах напоминающих это и даже удивляемся, как оно всплыло в памяти и вызвало бурную реакцию. Это энергия забытого – она как пружина вырывается из глубин мозга вызывая сильнейший всплеск эмоций. Вот это и есть образ, который хранится в виде энергии, циркулирующей между определёнными, связанными между собой нейронами коры и подкорки.
Эмоциональные образы – это то, что необходимо не только поэтом, художникам, но и обычным людям, не связанным с созданием художественных произведений. На самом деле люди в большей степени общаются не с помощью слов, а с помощью эмоций. И это гораздо важнее. Человечество поверило в то, что можно решать противоречия с помощью слов, но это никак не избавляет людей от непонимания. Наоборот, чем больше развивается интеллект, знания, средства общения, тем больше бедствий и войн. Значит нужно искать выход в другом общении, а именно в эмоциональном. Ключ к этому в правильной организации эмоций. Но какое отношение имеет ко всему сказанному поэзия? Дело в том, что поэзия напрямую связана с образным мышлением, я имею ввиду настоящую поэзию, а не просто предложения, написанные рифмованными строчками. Но даже настоящая поэзия бывает вредна, и особенно настоящая, если она деструктивна. Этот экскурс в строение и физиологию мозга, я думаю, был полезен для понимания эмоций, о которых поговорим в следующих разделах.




Другие статьи в литературном дневнике: