себе на заметку Центон - одеяло из лоскутков Вдохновение — капризная штука! Никогда не знаешь, когда придет и надолго ли… И вообще, кажется, что все, что можно уже давно написали другие... Одним из самых старых приемов комбинаторики является ЦЕНТОН (от лат. cento — одежда или одеяло из лоскутков). Эта литературная игра заключается в оставлении нового стихотворения из строк уже написанных стихотворений. Так в IV в. Авсоний уже составлял пространные центоны из строк Вергилия. По его определению центон — это «стихотворение, крепко сложенное из отрывков, взятых из разных мест и с разным смыслом». Но Авсонию было легко — античная поэзия не имела рифмовки. Сложнее составить рифмованный центон. Зато и эффект такого произведения гораздо сильнее. В основном авторы центонов ставят целью рассмешить слушателя, играя на неожиданном совпадении или контрасте «исходников». При этом «гибрид» должен иметь безукоризненно стройное синтаксическое и ритмическое построение. Чем более известны «исходники», тем более широкий успех центон будет иметь.
есть город золотой с фашистской силой темною, с проклятою ордой.
«Город золотой» (слова А. Волохонского в обработке Б. Гребенщикова), а две последние — из не менее известного со времен Великой Отечественной войны патриотического гимна «Вставай, страна огромная» (слова В. Лебедева-Кумача). Центон фактически представляет собой монтаж из нескольких цитат. Стоит отметить, что наиболее эффектны, как правило, такие центоны, в которых используемые в качестве «сырья» цитаты хорошо известны и узнаваемы.
Фольклор (автор не известен) Однажды в студеную зимнюю пору Некрасов Сижу за решеткой в темнице сырой, Пушкин Гляжу, поднимается медленно в гору Некрасов Вскормленный в неволе орел молодой. Пушкин И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Некрасов Мой грустный товарищ, махая крылом, Пушкин Кровавую пищу клюет под окном. Пушкин
Муха, муха, цокотуха, позолоченое брюхо, Чуковский На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами! Ершов То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, Горький То как зверь она завоет, то заплачет как дитя! Пушкин
Зима. Звенит хрусталь фонтана, Бродский, «Пьяцца Маттеи» Сверкает зимняя луна. Бродский, «Набросок» Я простояла у окна, Цветаева, из цикла «Подруге»
И я — как страстная фиалка… Есенин, «Чары» Но времени себя не жалко, Бродский, «Муха» И уклониться не дано. Мандельштам, «Когда удар с ударами...» Центон, таким образом, есть прием, соединяющий, объединяющий в пространстве интертекста разные художественные манеры, различные художественные миры, несхожие культуры и отдаленные времена. Есть центоны, в которых степень участия автора-«составителя» весьма высока. Они обычно представляют собой не просто набор известных поэтических строк, а именно новый, самостоятельный художественный смысл. По структуре такие центоны также отличаются от «стандартных»: основа их конструкции – это строки и поэтические блоки самого автора, в которые встраиваются, к которым пристраиваются структурные части и частички, взятые из уже известных произведений. Приводимый ниже центон кажется именно таковым:
Снова утро туманное, хмурое утро седое, Дождь по крышам стучит, отцвели хризантемы в саду, Журавли улетают, трубя, и грозят нам бедою, И летят снегири (не сочтите, что это в бреду),
Облетают последние маки в саду дяди Вани, И сударыня-речка швыряет мой маленький плот, И дубы-колдуны что-то шепчут, как ежик в тумане, И встают тени прошлого вновь из поганых болот.
И тревожно в груди, словно тигры у ног моих сели, И звучат, и звучат, и умолкнуть никак не хотят То мелодия вальса, то песня рабочей артели, И неясные думы, как в обруч горящий, летят.
И схожу я с ума, но к врачам обращаться не стану, Лучше лягу-прилягу – меня на заре не буди И не сыпь, умоляю, ты горькую соль мне на рану: Просто кончилось лето, и юный октябрь впереди.
Помнишь, вел я когда-то безумные, страстные речи С ненаглядной певуньей – и тень наводил на плетень… Если б снова начать!.. Ты накинь, дорогая, на плечи Оренбургский платок, кружева на головку надень –
И открой мне калитку, прими же меня, как родного, Вот уж окна зажглись – не томи же меня, уступи! Я вернулся домой. Я люблю тебя снова и снова. Что мне снег, что мне зной? Пусть хоть пули свистят по степи! © Copyright: Елена Хвоя, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|