Защищенность художественного текста.

Про За: литературный дневник

Художественный текст отражает вымышленные миры. Вместе с тем, он образно описывает реальность. И это сочетание реальности и вымысла создаёт новые смыслы.


При этом в художественном тексте могут появляться описания объектов, которые, не существуя в реальности, создают ощущение того, что они могут существовать. Большинство читателей доверяют тому, что они читают, полагая, что текст верно отражает действительность. Такого рода доверие со стороны и редактора, и рядового читателя к тексту Ю.А. Сорокин (ученый-психолингвист) называл закрытостью или защищённостью текста, под которой он понимал свойство текста иметь в себе элементы содержания, истинность которых скрыта от читателя. Это содержание может быть, а может и не быть обнаружено читателем.


Иногда в тексте могут содержаться и ошибки или случайные неточности. Так С. Есенин в стихотворении «Выткался на озере..» пишет: Плачет где-то иволга, / Схоронясь в дупло. / Только мне не плачется, / На душе светло. В этом хрестоматийном тексте содержится фактографическая неточность: иволга живёт в искусно устроенных высоко над землёй гнёздах, поэтому она не может прятаться в дупле.


В другом художественном тексте, которые мы, как уже говорилось, не привыкли проверять на истинность, также допущена ошибка в отношении живого мира, которую сложно обнаружить, не обладая знаниями из области орнитологии: Травка зеленеет, / Солнышко блестит / Ласточка с весною / В сени к нам летит. / ... / Дам тебе я зёрен, / А ты песню спой, / Что из стран далёких / Принесла с собой... . На самом деле, ласточки питаются исключительно насекомыми, а также бабочками и жуками, которых ловят на лету. Читатель, однако, может этого не знать или не заметить в тексте, который защищён своей «хрестоматийностью»...


P.S.: из монографии "Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966 - 2021)"



Другие статьи в литературном дневнике: