Джейн Рейхолд Прием наброска, или сядзэй

Мила Малинина: литературный дневник

9. Прием наброска, или сядзэй. Хотя этот прием часто называют термином сядзэй (набросок, сделанный с жизни), который предложил для него Сики, или термином сядзицу(реальность), использовался он поэзии на Востоке с незапамятных времен. Поэтический принцип состоит в том, чтобы "изображать предмет таким, какой он есть". Сики взял этот прием на вооружение и сделал знаменитым, потому что взбунтовался против многих других приемов, используемых в хайку. Сики, видимо, по своей природе принадлежал к категории людей, которые возражают против любого статус кво, - настоящим бунтарям. Если поэты постарше злоупотребляли какой-нибудь идеей или методом, то он непременно привлекал к этому всеобщее внимание и предлагал альтернативу. Новый прем использовался, пока тоже не надоедал тому, кто предлагал какую-то замену. Видимо, так одни поэтические стили выходили из моды, а другие входили в употребление.
Сики ненавидел ассоциации, контрасты, сравнения, игру слов, каламбуры и загадки - все то, о чем идет речь в этой книге. Он предпочитал спокойную простоту констатации того, что открывается его взору. Ничего больше в хайку, по его мнению, происходить было не должно. Он находил невыразимую красоту в обычных вещах и просто сообщал о том, что видел. Девяносто девять процентов его хайку написаны в таком ключе. Многие до сих по считают, что он был прав. Есть картины, которые лучше всего передавать как можно проще. Но сам Сики в 1893 году, написав множество хайку в своем излюбленном стиле, понял, что исписался, что его новая идея может потерять свой блеск. Таким образом, прием, предложенный Сики, можно признать одним их ответов на вопрос, как писать хайку. Однако полного и окончательного ответа на такой вопрос нет и быть не может.


Вечер
волны накатываются на берег
одна за другой


-



Джейн Рейхолд "Пишите и наслаждайтесь хайку. Практическое руководство" СОФИЯ
Киев, Москва, Санкт-Петербург - 2004





Другие статьи в литературном дневнике: