Загадка российской истории.
Существует легенда, что император Александр I не умер в Таганроге 19 ноября 1825 года, а удалившись от престола, почти тридцать лет провел в Сибири в образе тихого старца Федора Кузьмича.
Русский народ и многие российские аристократы верили, что Александр I умер в посте, молитве и смирении, умер в унижении, как бродяга, не помнящий родства, под именем Федор Кузьмич, чтобы искупить свой первородный грех и спасти свой род.
Начнём с того, что загадку Фёдора Кузьмича пытались разгадать не только историки, но и члены царской семьи.
Его биографией занимались граф Барятинский В.В., граф Михайлов К.Н., Великий князь Николай Михайлович, в легенду верил граф Толстой Л.Н.
Неправда ли, что это странно – какой-то старец из Сибири, который не помнит даже своего родства, вызывает вокруг себя такой интерес.
Причем все эти люди знают друг друга, спорят друг с другом на страницах журнала Вестник, и ни один не может доказать или опровергнуть тождество императора Александра и старца Фёдора Кузьмича.
Почему?
Да потому, что все документы, которые существовали в архивах по делу Фёдора Кузьмича были изъяты Обер прокурором Победоносцевым и переданы по слухам в архив Александра Третьего.
Поэтому все историки, или просто желающие разгадать тайну смерти императора Александра, опирались только на свои домыслы и на свою логику.
А, как известно, софистикой можно доказать или опровергнуть любой факт.
Рассмотрим логику тех и других.
Как известно, император отличался отменным здоровьем, поэтому многие считают его смерть внезапной.
Но в последние годы, начиная с 1818 года, Александр много путешествовал, как по Европе, так и по России, что сказалось на его здоровье.
Путешествия царя, это не всегда балы и приемы, он нередко попадал в опасные ситуации и питался одним картофелем. Александр, здоровый от природы, начинает болеть в эти годы.
В это же время он попадает под влияние религиозного фанатика Фотия, который скорее всего был душевнобольным человеком.
Александр от природы был склонен к мистицизму и религиозности, а Фотий лишь усугубил мрачное настроение царя в последние годы.
Александр пишет Софье Сологуб, что он отрешился от всех земных наслаждений и призвал на помощь религию, и в религии он нашел душевное спокойствие, которое не променяет ни на какие земные наслаждения.
Все неприятности, которые сваливаются на императора, он принимает как кару за грехи.
Васильчиков ему докладывает о тайных обществах против монархии. Александр воспринимает все апатично и лишь отвечает: "Не мне судить."
К этому моменту мы ещё вернёмся.
1 сентября 1825 года Александр отправляется в путешествие по России, заезжает в Крым, где ведёт себя неосторожно и заболевает какой-то лихорадкой. В последующем эту лихорадку современные историки припишут брюшному тифу.
5 ноября Александр приезжает в Таганрог уже больной, туда же должна приехать больная туберкулёзом супруга Елизавета Алексеевна, с которой он сближается в последние годы.
И вот те, кто сомневался в смерти Александра, спрашивают: с какой стати был выбран Таганрог, если врачи рекомендовали супруге Крым.
Таганрог зимой - это плохой климат с сильными ветрами, скачками температуры, и большой влажностью.
В Крыму полно красивых больших особняков, где Александр мог бы разместить свою супругу, но он выбирает дом очень маленький, тесный и некомфортный, по сравнению с тем, что есть в Одессе или Крыму.
Сам Александр очень аскетичный человек, привыкший спать на армейской жёсткой постели, но Таганрог-то был выбран не для смотра войск.
Второй довод в пользу инициирования смерти, это разная информация в дневниках, которую ведут 4 человека, свидетели смерти императора.
Это медик Виллие, который непосредственно лечит Александра, доктор Тарасов, который наблюдает императора уже незадолго до смерти, князь Волконский - близкий императору человек и императрица Елизавета Алексеевна.
Елизавета Алексеевна дневник ведёт на французском, все остальные на русском.
Болезнь императора расписана не просто по дням, а по часам.
И вот, что самое интересное, все трое мужчин в своих дневниках пишут, что государь скончался, хотя по-разному описывают и течение болезни, и последние дни царя, а вот у императрицы дневник обрывается 11-го ноября. Она пишет, что государю полегчало и после этого записей больше нет.
Граф Барятинский считал, что последние листы, или остатки дневника были украдены впоследствии и уничтожены Николаем I.
Виллие дневник ведёт так странно, что многие считают, что он написал его после смерти Александра, по воспоминаниям, в дневнике много неточностей.
Объективно пишет только доктор и хирург Тарасов. Дело в том, что Александр отказался принимать лекарства, которые назначил ему Виллие, и ему стало хуже, поэтому вызвали Тарасова, но последний уже ничего не мог сделать, так как болезнь зашла далеко.
Последний день и ночь перед смертью Александр провел со своей женой.
Причем, 11 ноября Александр принял таинство всех святых.
Когда Александра перед смертью спрашивали про наследника, он отвечал: "Бог устроит."
Вот этот момент, кто занимался биографией Александра Первого, многим непонятен, император перед смертью не назначает наследника.
Дело в том, что Александр изменил закон о престолонаследии – если раньше престол наследовал старший сын, то теперь наследник назначался царем.
И вот царь зная, что умрет, говорит, что Бог все устроит.
Александр умирает 19 ноября 1825 года.
Князь Волконский и барон Дибич нашли в бумагах умершего государя церемониал похорон для Екатерины Великой, бабки царя.
То есть, вместо того, чтобы оставить завещание, он оставляет церемонию похорон.
Многие историки, склонные к мифотворчеству говорят, что тело не бальзамировали и не вскрывали.
Это неправда. Тело вскрывали, описывали и бальзамировали.
Но есть интересный момент.
Единственный врач в Таганроге, который умел бальзамировать мертвое тело был Тарасов. Но он почему то сам отказался это делать. Поэтому приготовлением к похоронам занимались не профессионалы, но под руководством Тарасова.
Те кто верил, что царь не умер, считают, что Тарасов хотя и не был посвящен в тайну, подлог различил, и понял, что мертвый человек не Александр.
Его сын писал, что отец никогда не заказывал панихиду по царю до тех пор, пока не умер Федор Кузьмич. После смерти старца, он заказывал панихиду каждый год.
Ещё один незначительный момент.
У Александра был камер-казак, всюду его сопровождавший и его имя было Федор Кузьмич Овчаров.
Он приехал с императором в Таганрог, а потом был им отпущен погостить в родную станицу. По возвращению его в Таганрог, он изъявил желание проститься с царем, но Виллие и Волконский к телу его не допустили.
Овчаров дожил до 100 лет и умер в своей станице.
После похорон Александра, нашлось много свидетелей его смерти среди слуг.
Так, например, сторонники естественной смерти императора приводят в доказательство письмо Даниила Бабкина своему сыну.
Бабкин – простой штаб-квартирмейстер, свою карьеру начал с истопника. После смерти Александра он вышел в отставку и получил пособие 30 тысяч рублей на покупку дома.
Он пишет письмо своему сыну в духе Карамзина (полуграмотный человек), как он горюет по смерти государя и что видел, как государь умер.
То есть, он выставляет себя свидетелем смерти императора Александра.
Он пишет, что после того как государь умер, императрица удалилась к себе, а он с другими камердинерами омыл тело царя, а на третий день его забальзамировали.
Причем он пишет, что в голове царя нашли с полстакана воды, что по-видимому и являлось результатом смерти.
Князь Барятинский очень внимательно анализирует письмо и указывает на явные ошибки.
Во-первых, Александра бальзамировали сразу на следующий день.
Во-вторых, он передает слова императора, которые он говорил при нем своей жене на французском.
Но, спрашивает Барятинский, как он мог их перевезти с французского? Полуграмотный камердинер не знал французского, но мог от кого-то их слышать.
И самый язвительный вопрос Барятинского, а с каких это пор за труды простому камер-фурьеру платили 30000 рублей после отставки. Это выходное пособие министра или статского советника по тем временам.
Сама процессия, которая несла гроб почти четыре месяца из Таганрога в Петербург вызывает много вопросов. Она выступила из Таганрога только 29 декабря.
То есть, гроб был полтора месяца в Таганроге. И только в марте прибыл в Петербург.
Процессия проходила через Харьков, Курск, Орел, Тулу, Москву, Петербург. Процессия двигалась очень медленно, и саркофаг никогда не открывали, ссылаясь на то, что лицо царя сильно почернело от уксуса.
И чтобы не пугать народ, гроб решили не вскрывать. Слухи среди народа распространялись с катастрофической скоростью. Царь, мол, не умер, а в гробу солдат похожий на царя. Кстати, после смерти Александра возникло 49 различных слухов, что на самом деле стало с царем. Народ был на грани бунта с требованием вскрыть гроб.
В Москве пришлось применять силу, чтобы хоть как-то утихомирить людей.
В Москву гроб прибыл 3 февраля 1826 года. Кремль был оцеплен патрулями со всех сторон, приведены в готовность артиллерийские орудия.
Гроб вскрывался только в Таганроге при отправлении, после этого до Москвы он не открывался.
Второй раз гроб вскрылся в селе Чашошкове, после Новгорода и около села Бабино при Аракчееве 7 февраля.
Затем в селе Тосне, при матери царя Марии Федоровне и в Царском селе при Николае Первом и его семьи.
То есть, гроб вскрывался 5 раз.
Все вскрытия проходили в полночь. За этим следила особая комиссия, чтобы лед был всегда на месте и тело императора в определенном положении и хорошем состоянии.
Интересное описание вскрытия гроба 26 февраля 1826 года лейб медиком Виллие в селе Тосне.
«Раскрыв тело до мундира, я не нашел ни одного признака химического разложения, ни запаха обычно едкого, ни других следов газов. Мускулы крепки и имеют свои первоначальные формы объёма и твердости.»
При этом Софья Волконская пишет Марии Федоровне, матери императора, что Александра трудно узнать. Кислоты для сохранения тела сделали лицо совершенно темным, глаза провалились, форма носа изменилась.
Интересно, что гроб в Тосне открывался только для Марии Федоровны, которая приехала одна из Павловска.
Зачем? Почему она не дождалась гроба в Царском селе?
Но она же присутствовала при вскрытии гроба и в Царском селе.
При этом, в Царском селе присутствовали и другие члены императорских фамилий из Европы, например, принц Оранский, Вильгельм Прусский и другие.
Зачем она предварительно ездила посмотреть на тело своего сына?
Особой любви к сыну она никогда не питала, хотя тот относился к ней с почтительностью. И всю жизнь упрекала сына в убийстве отца.
При этом, она не падала в обморок в Царском селе, как любят сочинять. Напротив, она три раза подошла к гробу сына и очень громко при всех сказала: «Да, это мой сын, мой дорогой Александр, но как он похудел». Для кого была эта фраза?
Николай Первый с семьёй попрощался с братом очень трогательно, а мать была холодна и сдержанна и подходила к гробу как эксперт, чтобы лишний раз убедиться, что это ее сын.
Многие считают, что Николай не знал о тайне его брата Александра.
Ещё один интересный факт. Сразу после смерти Александра был вскрыт его стол с бумагами и документами. Там нашли все доклады о тайных обществах и мало того, список всех фамилий, кто состоял в этом обществе. То есть, Александр все прекрасно знал, но ничего не предпринимал. "Не мне судить".
После смерти Александра историку Н.К. Шильдеру было поручено написать о жизни Александра I и опровергнуть миф о том, что он остался жив.
Шильдер как раз работал в архивах, заказ свой выполнил, и сделал странный вывод, что мифы о мнимой смерти Александра распустили декабристы, что это было им выгодно.
Но самое интересное, что сам Шильдер, по уверениям многих его знакомых, был уверен, что старец Федор Кузьмич и есть Александр I. Хотя официально он нигде об этом не заявлял и прямо на вопросы не отвечал.
Так откуда же взялся старец Федор Кузьмич?
Противники видеть в старце императора, считают, что миф этот создал купец Харитонов, у которого он жил в последние годы.
Это он дошел после смерти Фёдора Кузьмича до самого Александра II и отдал ему личные вещи старца. Мол, он все насочинял, если не в корыстных целях, то просто потому, что сам в это верил.
Впервые Федор Кузьмич появляется спустя 10 лет после смерти Александра в Пермском крае в 1836 году в городе Красноуфимске.
Он заехал в кузницу подковать лошадь и показался очень подозрительным бдительному кузницу.
Человек лет 60-ти, в крестьянской одежде, имел очень дорогую породистую лошадь. И манеры странника не соответствовали его одежде.
Кузнец сдает его властям. Те пытаются установить его личность, но слышат лишь только, что он бродяга не помнящий родства, а зовут его Федор Кузьмич.
Его приговаривают к ссылке в Томскую область и выносят ему наказание в виде 20 плетей.
Александр умер, когда ему было примерно 50 лет, если точнее – 48.
А появляется Федор Кузьмич, которому уже почти 60.
Если Федор Кузьмич –царь Александр, то где он был с ноября 1825 го по осень 1836 года, то есть целых 11 лет?
Есть предположение, что он мог быть у какого-нибудь старца на искусе.
Искус, это когда человек отказывался от своей старой личности.
Чтобы пройти круг искуса нужно не менее 10 лет.
Где проходил искус Александр? Скорее всего где-то на Украине, вполне возможно в Киево-Печерской лавре и в Почаеве. Почему именно в Киеве?
Киев был ближайшим от Таганрога монашеским пунктом и, кроме того, там было имение графа Дмитрия Ерофеевича Остен-Сакена, известного мистика, он был тесно связан с Александром, несомненно он был посвящен в тайну.
Записки Д.Е. Остен-Сакена, хранившиеся в его имении Приют Херсонской губернии, были выкрадены неизвестно кем в марте 1881 года.
Часто в Сибирь к Фёдору Кузьмичу приезжали курьеры неизвестно от кого.
Федор Кузьмич много писал, кому писал неизвестно, но писал одиноко по ночам, или ранним утром.
Самая главная переписка у него была с графом Д.Е. Остен-Сакеном, который после смерти Александра перевелся на юг, хотя в Петербурге занимал высокую должность.
Переписка между ними не прекращалась до самой смерти. У графа была специальная серебряная шкатулка, где хранились письма, и она закрывалась на ключ. После его смерти все бумаги исчезли и это подтверждают родственники.
Говорят, что эти бумаги были конфискованы по приказу обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева.
Но главный все-таки вопрос: почему Александр не отрекся от престола, а тайно сбежал?
На этот вопрос, я считаю, никто не ответил.
Все кто изучал биографию Александра Первого считали, что на это были психологические причины.
Но только ли смерть отца тяготила Александра?
Угрызения совести и душевные муки Александра, что он причастен к отцеубийству, считаются основной причиной.
Но давайте рассмотрим другие.
Он видел крушение Священного Союза, видел либеральные течения, которые, как он думал, угрожали его престолу, видел народные движения в Испании и Италии, которые подавлялись с помощью иностранных войск.
И в особенности Греции, где он, православный царь, взял под свою защиту ислам.
Поселения Аракчеева, крепостное право, все это он не мог не видеть.
Он прекрасно понимал, что Бурбоны, которых он поставил во Франции, вскоре будут свергнуты.
За что погибли 150 тысяч русских солдат и офицеров, освобождая Европу от Наполеона? Когда как только последний сбежал с острова, ему вновь рукоплескал Париж.
Глубокие разочарования привели к мрачности и апатии Александра.
Есть даже версия, что он умер католиком. И что хотел в России сделать Унию.
Александра при жизни считали человеком-сфинксом, которого никогда не поймут потомки.
Может, так оно и есть...
Другие статьи в литературном дневнике: