Страшное крушение парохода ИстлендПри крушении парохода «Истленд» погибло больше пассажиров, чем на знаменитых «Титанике» и «Луизиане». Почему же о нём забыли? В 7:18 утра 24 июля 1915 года экипаж экскурсионного парохода «Истлэнд» готовился к отчаливанию. Команда затягивала мостки, заставляя опоздавших пассажиров прыгать на борт прямо с причала на реке Чикаго. Среди пассажиров, на борту «Истлэнда» были Джордж Синелар, прораб Western Electric, с женой и пятью детьми. Джеймс Новотны, краснодеревщик компании, с женой и двумя детьми. 22 летняя Анна Куинн, и ее соседка и коллега в Western Electric клерк 16-летняя Кэролайн Хомолка, тщательно выбирали наряды. Ведь тот день был очень важным событием года для многих из молодых работников. Не только редкий субботний выходной, перерыв в производстве и монтаже телефонного оборудования, но и возможность познакомиться с другими молодыми одинокими сотрудниками. «Истленд» должен был отправляться первым, поэтому пассажирам сказали прибыть пораньше. Через несколько минут после 7 часов утра мужчины, женщины и дети садились по 50 человек в минуту. За посадкой следили два федеральных инспектора, они вели подсчет пассажиров. «Истленд» по документации был рассчитан на 2500 человек плюс экипаж. Начался мелкий дождь и тогда многие женщины, особенно с детьми, спустились с палуб. В кают-компании играл оркестр, люди танцевали. На верхней палубе расхаживали в поисках свободных шезлонгов пассажиры, некоторые, опершись на перила палубы, приветствовали приходивших друзей. Между 7.10 и 7.15 «Истленд», наполненный пассажирами начал крениться в сторону от причала. Такое явление не смутило находившихся на корабле, но привлекло внимание капитана порта и некоторых стоявших на причале людей. Через пару мгновений, 83-метровое судно накренилось еще сильнее. В 7:23 утра корабль продолжил крен от причала. Вода проникла сквозь открытые проходы в машинное отделение. Там команда поняла, что происходит и быстро вскарабкалась по лестнице на верхнюю палубу. В 7:28 судно наклонилось уже на 45 градусов. Пианино на прогулочной палубе покатилось к стене, почти раздавив двух женщин, а холодильник – придавил одну или двух девушек прижал к стене. Вода заливалась через открытее иллюминаторы в каюты под палубой. Началась самая страшная катастрофа в истории Великих озер, она должна была унести больше жизней, чем потопление «Титаника» и «Луизианы». Истрия с гибелью «Титаника» в 1912 году послужила началом международной кампании «шлюпки для всех» среди чиновников в области безопасности мореходства. В Конгрессе США был принят закон, требующий наличия шлюпок для 75 процентов пассажиров, а в марте 1915 года президент США Вудро Вильсон подписал известный Морской Акт Лафоллетта. В«Истленд», изначально рассчитанный на 6 шлюпок, был укомплектован 11 спасательными шлюпками, 37 спасательными плотами (это около 500 кг каждый) и большим количеством спасательных жилетов (около 3 кг каждый). Все это было рассчитано на 2570 пассажиров плюс на команду корабля. Большая часть спасательных средств хранилась на верхних палубах. И никаких испытаний на стабильность корабля при перегрузке не проводилось, несмотря на то, что у судна уже была нехорошие моменты в биографии. «Истленд» - построен в 1902 году, рассчитан на экскурсионное обслуживание 500 человек на озерах, а также на перевозку людей назад в Чикаго. У судна отсутствовал киль, судно имело тяжелые надстройки и рангоуты, а также плохо сконструированные балластные цистерны для поддержания устойчивости. Частые доработки увеличили скорость и грузоподъемность судна – но не его устойчивость! «Истленд» стал менее стабильным на воде после многочисленных доработок. «Про судно говорили, что оно как велосипед, неустойчиво при погрузке и разгрузке, но устойчиво в пути», - писал транспортный историк и экономист Джордж Хилтон. Его книга «Истленд: Наследие «Титаника», вышедшая в 1995 году, послужила стартом скрупулезного расследования. Инспекторы безопасности проверяли судно только в пути, а не в причалах, поэтому и дали заключение о его безопасности. В июле 1904 года кораблю почти перевернулся, на борту было почти 3000 человек. Спустя два года оно сильно накренилось (тогда на судне было 2530 человек). Вскоре у «Истленда» появилась репутация небезопасного корабля «худой посудины» выражаясь просторечно. «Кажется, пассажиры осознавали опасность корабля лучше менеджеров и инспекторов», - писал Хилтон. В то же время чиновник из компании St. Joseph-Chicago Steamship Company, купившей судно «Истленд» за 150 тысяч долларов США в 1914 году, признал на расследовании через несколько дне после трагедии, что «я мало что знал о корабле, знал, что купили его по сходной цене. Я всего лишь подписал незаполненные чеки». Важнейшим параметром устойчивости судна является метацентрическая высота. Плавающие объекты, как перевернутые маятники, с центром тяжести и возможностью крутиться и крениться в обе стороны перед выравниванием. Расстояние между полностью вертикальным положением корабля и его максимальным креном (точки, за которой он будет переворачиваться) является его метацентрической высотой. Об «Истленде» Хилтон писал: «Для такого судна, где распределение пассажиров сильно варьировалось, нормальной практикой было бы обеспечить метацентрическую высоту от двух до четырех футов (70-140 см) при полной загрузке». В течение двух минут после того, как корабль накренился на 45 градусов влево, он перевернулся. Как описал это событие журналист Карл Сэндберг для Международного социалистического обзора, «как мертвый монстр джунглей, сраженный выстрелом в сердце.» «Когда корабль просто завалился боком в воду пассажиров на верхней палубе смело как муравьев со стола», - описывал события Харлан Бабкок, репортер газеты Chicago Herald. - «Мгновенно, поверхность реки стала черной от корчащихся, плачущих, испуганных, тонущих людей. Плачущие дети бултыхались в воде как пробки от бутылок». Около 10000 людей ходили по набережной в тот день. Продавцы зелени и мяса, покупатели, рабочие Western Electric в ожидании корабля. Перепуганные очевидцы поспешили на помощь, некоторые стали прыгать в реку и спасать тонущих. (По словам одного очевидца, один мужчина собирался утопиться, но, увидев страшное зрелище, прыгнул в воду и поплыл спасать людей.) Другие хватали, что ни попадя и кидали тонущим: доски, лестницы и куриные клетки из дерева. Некоторые клетки попадали людям в голову, отчего те теряли сознание и тонули. Родители хватали детей и вместе с ними шли ко дну — или наоборот отпускали детей, и они исчезали в воде. «Боже мой, крики были ужасные, до сих пор стоят в ушах», - рассказывал работник склада репортеру. Хелен Репа, медсестра из Western Electric по дороге на экскурсию услышала крики за несколько кварталов от причала. Троллейбус, в котором она ехала, попал в затор. Когда конный полицейский сказал ей, что экскурсионный корабль перевернулся, Репа подумала, что эта один из кораблей, зафрахтованных для пикника. Так как она была в форме медсестры, она быстро заскочила в проезжающую карету скорой помощи. «Люди плавали, пытаясь выбраться. Их было так много, что они покрывали всю поверхность воды», - вспоминала впоследствии Хелен. «Это было просто очень страшно». Приехав на набережную, Хелен забралась на борт «Истленда» и увидела, как одних пассажиров вытаскивали из воды, а других через иллюминаторы. Многие были ранены и истекали кровью. Раненых забрали в ближайшую больницу, которая быстро переполнилась. Репа отправила работника больницы позвонить в крупный универмаг Marshall Field & Company и попросить 500 одеял. Затем она позвонила в рестораны и стала просить горячий суп и кофе в больницу. После того, как выжившие стали поступать в порт, Репа решила отправлять легкораненых домой. «Я просто вышла на улицу, останавливала машины и сажала туда людей, чтобы их отвезли по домам. Ни один шофер мне не отказал», - позднее писала она. К 8 утра почти всех выживших достали из воды. Затем пришла мрачная пора искать и доставать трупы. Семь священников приехали на исповедь и соборование. «Для них было мало работы», написал один из репортеров. «Результаты трагедии «Истленда» можно описать в двух словах – живые или мертвые». Санитары курсировали с носилками, безостановочно таская тела. Журналист Гретхен Крон в газете New York Times писал: «Все тела были очень твердые, так что носилки казались лишними. И еще... Тела большинства были, увы, маленькими, детскими». «Иногда, - продолжала она, - «они клали по два тела на одни носилки. Смерть скрепила последние прощальные объятия большинства погибших». Из-за нехватки машин скорой помощи привлекли грузовики компании American Express Company. Они тоже возили мертвые тела. Новость о трагедии быстро разлетелась по городу, и семьи рабочих с Western Electric опасались самого худшего. Юные Бланш Хомолка и Элис Куинн, чьи старшие сестры в отличном настроении уехали на экскурсию, много часов ждали на остановке родных, пока пассажиры утонувшего корабля выходили грязные в разорванной одежде. Ждали девушки напрасно; Каролин Хомолка и Анна Куинн погибли. Пока поднимали трупы ближайший склад оружия Второго полка переоборудовали в морг. Трупы складывали в ряд по 85 тел. Началось опознание. Перед полуночью стали пускать людей, по 20 человек за раз, они искали родных среди тел. Также туда проникали любопытные, а также мародеры, которые снимали украшения с тел. Когда чикагцы проснулись в воскресение, сила катастрофы была особенно видна в тесно заселенных польских, чешских и венгерских кварталах у завода Готорн Воркс в городе Цицеро. Дома один за одним драпировали черным крепдешином и семьи скорбели. Всего за два с половиной месяца пароход «Луизитания» погиб от торпеды. Погибло 785 пассажиров. В 1912 году 829 пассажиров и 694 члена команды погибли на борту парохода «Титаник». Но обе катастрофы произошли в открытом море. В случае с «Истлендом» погибло 844 человека. В грязной речной воде, в черте города, в 6 метрах от причала. 70 процентам погибших не исполнилось и 25 лет. Около 500000 человек приехало посмотреть на трагедию, они собирались на мостах и берегах реки. Владельцы лодок брали с желающих прокатиться мимо перевернутого корабля 10-15 центов. Во всей стране много дней эта история была на первых полосах газет. Четверг 28 июля в Чикаго стал днем похорон. На всех не хватило катафалков, и компания Marshall Field & Company предоставила 39 своих грузовиков. 52 могильщика работали по 12 часов в день, и все равно не справлялись с объемом работ. Около 150 могил надо было выкопать только на одном Богемском национальном кладбище. К концу дня похоронили около 700 жертв «Истленда». Среди них была семья Синделар: Джордж, прораб компании; его жена Жозефина и пятеро их детей возрастом от 3 до 15 лет. Их простые белые гробы были кое-как уложены на машине Форд Т. К 29 июля все жертвы в морге были опознаны, кроме мальчика, которого назвали «Номер 396», а потом полицейские работники морга дали ему прозвище «Пацаненок». На кладбище двое мальчиков узнали в трупе своего друга. Это был Вилли Новотни, ему было семь лет. Его тело никто не требовал, потому что его отец (Джеймс, краснодеревщик компании) и мать (Агнесса) погибли на Истленде вместе со старшей 9-летней дочерью Мэйми. Бабушка мальчика опознала его, когда пришла и принесла новые коричневые брюки. «Если это Вилли, то у него такие же брюки. На прогулку он поехал в новом костюме, а к нему прилагались вторые такие же брюки. Вот вторые брюки». Расследование и поиск виновных начался сразу. Капитан судна «Истленд» Гарри Педерсен, главный инженер Джозеф Эриксон и другие члены команды в субботу были взяты под стражу. Это также было сделано и для их безопасности, в опасении самосуда разъяренных граждан, собравшихся на месте катастрофы. За три дня были проведены семь расследований. Чиновники Округа Кук приняли дело под свою юрисдикцию. После допроса свидетелей и членов команды, Прокурор Округа Кук Маклей Хойн заявил репортерам: «Полностью виновны в случившемся инспекторы Службы контроля пароходов США. Пришла пора проверять проверяющих. Чикаго должен... потребовать это». Министр торговли США Уильям Редфилд, отправленный в Чикаго президентом Вильсоном, взял под контроль корабль «Истленд», заручившись поддержкой окружного судьи США (и будущего комиссара высшей лиги бейсбола) Гора Лэндис Кенесоу, в зале суда которого проходили слушания по делу об «Истленде». Несмотря на быстрое расследование, точка в деле была поставлена только через 24 года. Хотя доказательства убедительно показывают, что Педерсен проявил халатность, он не был привлечен к суду. Не были привлечены и сотрудники пароходства. Все уголовные обвинения были сняты, и владельцы судна избежали каких-либо юридических преследований. Виновато, по заключению Хилтона, было плохо сконструированное судно, которое было перегружено в связи с повышенными мерами безопасности после катастрофы «Титаника». Гражданские иски, по делу о 800 погибших затянулись на два десятилетия. Морское право ограничило страховую ответственность в стоимость судна «Истлэнд», 46 тысяч долларов США. Победу одержали иски, поданные спасательной компанией, нанятой для буксировки судна с места происшествия и угольной компанией, которая поставляла топливо. В конце концов, жертвы и их семьи получили либо ничего, либо почти ничего. Тед Ваххольц, президент исторического общества памяти катастрофы «Истлэнда», имеет свою теорию о том, почему «Истлэнд» занимает в американской истории намного меньшее место, чем «Титаник» или «Луизиана». «Там не было никого богатого или знаменитого. Это все были трудолюбивые простые люди из семей иммигрантов», - сказал Ваххольц.
© Copyright: Оленька Лазарева, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|