***

Вероника Лаврентьева: литературный дневник

Рецензия на «Валерию Ободзинскому» (Курилов Дмитрий)


Посчастливилось вживую слышать пение Валерия Ободзинского на Крайнем Севере тогда, когда он почти не выступал.
Уникальный голос и бесподобное исполнение!
Особенно приятно читать посвящение великому певцу, написанное в ритме одной из его песен.
Только почему это стихотворение "Валерию Ободзинскому" - обращение к женщине?
***
Спасибо Вам, Дмитрий!
Нравятся и фильмы по Вашим сценариям!


Гал Аник 27.10.2018 21:20 • Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Просто представьте, как бы он исполнил эту песню. А я что, даже ритм уловил? А какой из песен?


Курилов Дмитрий 28.10.2018 11:47 Заявить о нарушении
Песню не помню, но ритм точно его. У меня память на ритмы)


Гал Аник 28.10.2018 14:53 Заявить о нарушении
Ритм - Евгения Мартынова. "Будет жизнь - будут праздники" и т.д.


Курилов Дмитрий 30.10.2018 17:28 Заявить о нарушении
Автор стихов и песни, наверное, Анатолий Днепров
Посмотрите
Радовать, хочу тебя сегодня радовать,
Одну тебя любить и радовать.
Хочу, чтоб нас пути нечаянно свели.
Радовать, твои печали перекладывать,
Твои тревоги перекладывать
На плечи сильные свои.
Выдумать, хочу тебя сегодня выдумать,
Хочу тебя, как песню выдумать,
Весь мир тобою заслоня.
Выдумать, чтоб самому себе завидовать.
Почти не верить и завидовать,
Что ты такая у меня.
Баловать, хочу тебя сегодня баловать,
Одну тебя на свете баловать.
О самом дорогом с тобою говорю.
Баловать, могу весну тебе пожаловать,
Могу судьбу тебе пожаловать,
Что скажешь, то и подарю.


Выдумать, хочу тебя сегодня выдумать,
Хочу тебя, как песню выдумать,
Весь мир тобою заслоня.
Выдумать, чтоб самому себе завидовать.
Почти не верить и завидовать,
Что ты такая у меня.


Гал Аник 30.10.2018 22:11 Заявить о нарушении
спасибо


Курилов Дмитрий 02.11.2018 22:55 Заявить о нарушении
+ добавить замечания








bjjhhhhhhhhgyytk



http://www.stihi.ru/diary/omxyma/2012-04-25


Гуго Фридрих - Структура современной лирики
Татьяна Костандогло: литературный дневник













































Городской сад
Осенний дождь - вторые сутки кряду,
И, заключенный в правильный квадрат,
То мечется и рвется за ограду,
То молчаливо облетает сад.


Среди высоких городских строений,
Над ворохами жухлого листа,
Все целомудренней и откровенней
Деревьев проступает нагота.


Как молода осенняя природа!
Средь мокрых тротуаров и камней
Какая непритворная свобода,
Какая грусть, какая щедрость в ней!


Ей всё впервой, всё у нее - вначале,
Она не вспомнит про ушедший час,-
И счастлива она в своей печали,
Н ничего не надо ей от нас.

Вадим Шефнер. В этом веке.
Стихи разных лет.
Ленинград, "Лениздат", 1987



Миг
Не привыкайте к чудесам -
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.


Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повторится.


За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так
Через одно мгновенье.








4 стадии творческого процесса


Подготовка, инкубация, озарение, проверка — так, согласно психологам, происходит рождение всего нового. Из чего состоит творческий процесс и можно ли его контролировать? Что в нём важнее — труд или вдохновение?
Читайте также
Как японцы читают русскую классику


Считается, что наука принципиально отличается от художественного творчества. Здесь у нас есть строгие правила метода и доказательства, а там — свобода авторского произвола. Здесь — годы кропотливой работы по проверке гипотез и проведению экспериментов, там — лишь индивидуальная воля сочинителя.


Но если присмотреться, творческий процесс устроен приблизительно одинаково, в какой бы области он ни протекал. Чтобы добиться успеха в физике или математике, нужно мыслить не менее творчески, чем в поэзии, а писателю необходима та же строгость мышления и трудолюбие, что учёному или инженеру.
Image


Чёткого разделения между творчеством и ремеслом не существует.
pexels.com


Об этом ещё в 1908 году говорил в своём докладе «Математическое творчество» Анри Пуанкаре. Научному открытию предшествует долгая работа, которая отчасти происходит сознательно, а отчасти совершается в области подсознания, когда уже накоплена нужная информация и сделаны необходимые усилия. Затем происходит внезапное озарение, когда части головоломки внезапно сходятся и — эврика! — встают на свои места.


Вот как описывает это сам Пуанкаре:
Image


Анри Пуанкаре


из доклада «Математическое творчество»


Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил чёрного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию.


К озарению нельзя подойти с помощью одного только разума, который раскладывает задачу на отдельные элементы и проверяет их на соответствие друг другу. Хотите отпугнуть вдохновение — непрерывно думайте о проблеме. Хотите его привлечь — отвлекитесь от задачи на час, день, неделю; позвольте своему подсознанию проделать нужную работу за вас.
Image


Сальвадор Дали, «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.)
dalipaintings.com


Стадии творческого процесса, которые можно найти в рассуждении Пуанкаре, позднее были более чётко сформулированы в работе психолога Грэма Уоллеса «Искусство мысли» (1926). С тех пор эта схема принципиально не изменилась. По Уоллесу, творческий процесс состоит из четырёх стадий:


Подготовка. Исследование нового материала, обработка и планирование, обдумывание задач. Период осознанной концентрации над проблемой.
Инкубация. Отвлечение от задачи, когда «ментальные события» начинают происходить непроизвольно, без контроля сознания. В этот период лучше заняться чем-то другим либо просто отдохнуть. Период инкубации может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
Озарение. Вспышка осознания, что решение проблемы найдено. Бессознательное выдаёт результат проделанной работы, что часто достигается соединением случайных образов и ассоциаций.
Проверка. Контроль сознания за найденным решением, отбор идей и проверка гипотез. Изначальная идея оценивается, дорабатывается и подкрепляется рациональными аргументами.


Читайте также
Почему мы растим поколение несамостоятельных детей


Можно легко заметить, что эти стадии не всегда следуют одна за другой и могут повторяться несколько раз при работе с одной и той же проблемой. В некоторых случаях озарение происходит постепенно, когда отдельные открытия складываются в большую теорию — как это произошло с теорией эволюции Чарльза Дарвина.


Одного лишь озарения для творчества недостаточно.


Как говорил Томас Эдисон, «гений — это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Но и без отдыха тут тоже не обойтись.


Важную роль в процессе творческого поиска играет интуиция. Это предчувствие, которое задаёт мыслительному процессу определённое направление. Предчувствие может дать толчок к поиску новой информации, а также направить бессознательное в определённую сторону.
Image


Роб Гонсалвес, «The Sun Sets Sail»
theinspiration.com
Читайте также
Психология времени: есть ли жизнь между спешкой и скукой


Известный психолог Михай Чиксентмихайи в своей работе о креативности делит последнюю стадию на два этапа: оценка и оттачивание. На последней стадии писатель работает над формулировкой отдельных предложений и структурой текста, учёный более чётко формулирует гипотезы и пытается связать свою работу с более широким контекстом.


Но даже на этом этапе «озарения» не кончаются. Порой финальные штрихи добавляют портрету совершенно новые черты, которые меняют всю картину целиком. Никто бы не стал совершать открытия и писать романы, если бы результат был известен заранее. По сути, творческий процесс никогда не прекращается.


Центральный момент этой схемы — переход от инкубации к озарению.


Именно это мы обычно называем творчеством в узком смысле этого слова, будто бы всё остальное — лишь подготовка и финальное наведение лоска. Именно этот этап хуже всего схватывает наше сознание. Психологи-когнитивисты утверждают, что в период инкубации происходит «бессознательное познание»: мысленные сигналы и стимулы соединяются друг с другом в порядке произвольных ассоциаций.


Вот как немецкий химик Фридрих Кекуле описывал открытие циклической формулы бензола, которое пришло к нему во время сна перед камином:
Image


Фридрих Август Кекуле


(1865 г.)


Я сидел и писал учебник, но моя работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали у меня перед глазами. На этот раз небольшая группа скромно держалась на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить целые ряды, извивающиеся подобно змее. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствие из гипотезы. Научимся мечтать, и тогда может быть, мы постигнем истину.
Читайте также
Изменил ли интернет нашу социальную вселенную?


Гораздо чаще работу подсознания нельзя описать так отчётливо, как это делает Кекуле: озарение просто «приходит». Когнитивисты подсчитали, что восприятие стимула через органы чувств происходит со скоростью от нуля до одной пятой секунды. Сознание требует для своей работы уже не менее ; секунды. Самое интересное разворачивается между этими двумя этапами.


Как пишет Михаил Эпштейн, «в этом промежутке — между чувственным восприятием и сознанием — и размещается та пауза, та тёмная “эврика”, которая лишь позже освещается сознанием и воспринимается как “ослепительная вспышка”: она проясняет новую идею и вместе с тем заслоняет, “затемняет” её источник». Получается, что творческое сознание целиком пронизано бессознательным; бессознательное его создаёт.
Image


Роб Гонсалвес, «Bedtime Aviation»
theinspiration.com


Это означает, что окружающая среда, отдых и отвлечение могут занимать в творческом процессе более важное место, чем сознательные усилия. Возможно, творчество — это 1 процент вдохновения и 99 процентов труда, но один процент в некоторых случаях значительнее оставшихся девяносто девяти.


Мы привыкли думать, что творчество — это дело одной личности. Но на самом деле это системный феномен.
Читайте также
Учим детей не верить новостям в интернете


Культура осуществляет отбор того, что достойно и недостойно считаться значимым произведением. Поэтому креативность проще оценить там, где существуют чёткие правила отбора. Например, новую математическую теорию специалисты оценят очень быстро, а вот литературные шедевры иногда десятилетиями должны дожидаться своего часа.


Культура становится бессознательной частью человеческой личности и порождает новые творения. Творческий человек — будь то учёный, писатель или изобретатель — является тонко настроенным инструментом, который улавливает течения окружающей среды и преобразует их так, чтобы вносить в этот мир изменения. При этом само по себе стремление к новизне не является стимулом для работы. Таким стимулом является стремление искать, а найдётся решение или нет — не так уж важно.
Image


Михай Чиксентмихайи


из книги «Креативность. Психология открытий и изобретений»


Одна из отличительных особенностей творческой работы заключается в том, что работа эта никогда не заканчивается. Иными словами, все наши респонденты утверждали, что одинаково верны две вещи: что они работали каждую минуты своей сознательной жизни, и что за всю жизнь они не проработали ни дня.


Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно научиться не только работать, но и отдыхать. Как говорит американский физик Фримен Дайсон, «люди, которые всё время чем-то заняты, обычно не отличаются творческими способностями».


Творчество наполняет смыслом и интенсивностью даже праздное времяпровождение. Возможно именно поэтому оно делает людей более счастливыми. Вопреки стереотипу о несчастном гении, большинство творческих людей — счастливые люди.


24 июля 2017






















Другие статьи в литературном дневнике: