Святое заступничество икона Казанской Божией МатерСвятое заступничество: икона Казанской Божией Матери История России неразрывно связана с историей православных святынь, с обретением их и с теми чудесами, которые являли святые образы. Самой почитаемой русской святыней является икона Казанской Божией Матери, обретённая в 1579 году. Уже сама история обретения иконы несёт в себе черты чудесного и даже сказочного сюжета. Через четверть века после взятия Казанского царства Иваном Грозным, в Казани случился страшный пожар. Сгорело большая часть города. Казанские татары, по вере магометане, стали разносить молву о том, что Русский Бог немилосерден к своим христианам и насылает кару на них. «Вера Христова, - замечал летописец, - стала притчею и поруганием». При пожаре, в числе прочих, сгорел дом стрельца Даниила Онучина и ничем не отличился бы стрелец от других погорельцев, если бы не дочь его, Матрёна, с которой стало связано чудесное обретение иконы. Трижды Богоматерь навещала девочку во сне и трижды велела ей достать из-под земли свой чудотворный образ, на иконе запечатлённый. Рассказ о первых двух явлениях Богородицы не убедил родителей девочки взять лопату и пойти искать образ, но после третьего сна можно было не сомневаться, что Матрёну Богородица избрала не случайно, что не просто сон снится девочке, но знамение в нём. Отправились копать на то место, которое указала во сне Богородица, и действительно, примерно на метровой глубине обнаружили они икону, в состоянии идеальном, словно только что написанную.
У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. А первое свидетельство о чудесах иконы оставил священник Никольской церкви в Казани Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время, автор службы в честь Казанского образа и общеизвестного тропаря "Заступнице усердная...". Один из чудотворных списков в 1611 году сопровождал ополчение князя Дмитрия Пожарского в его освободительном походе на Москву и был обнесен с молитвой вокруг Кремля. Духовное заступничество Богоматери привело к добровольной сдаче Кремля поляками 22 октября, в честь чего был установлен еще один день празднования иконы (4 ноября по новому стилю). Стараниями князя Пожарского в 1636 году в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор, куда и была помещена икона, украшенная золотым венчиком. С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.
История явленного в Казани чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В том же году русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.
По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев. В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.
Слава для царя совсем иное, чем известность для обычного человека. Последний – путем тиражирования – стремится сказать, что он есть. Царю не нужно ничего доказывать подданным. Слава для него понятие очень личное, очень интимное, однако взрывной волной царской славы накрывает всех. В день взятия Казани, «града лукавого» русских летописей, лавровый венец победителя был незримо водружен на каждого русского православного: даже на тех, кто и понятия не имел о существовании Казанского ханства. Это был третья попытка Иоанна взять Казань, и она закончилась триумфом. Иоанн не преследовал, как пытаются нас убедить историки, какие-то геополитические интересы Московского государства. Он жил в другом духовном континууме, где нет государственных интересов, но есть Небесная царская миссия. Всего лишь несколько лет назад он был венчан царем, и ему было необходимо пройти “живое” посвящение. Этим посвящением и стал Казанский поход 1552 года. На протяжении всей жизни Иоанн себя ассоциировал с ветхозаветным Иисусом Навином, и ему был нужен свой Иерихон. Ему не составило труда найти его по соседству. Очень смешно выглядят попытки историков узнать подробности Казанского похода – великие победы, триумфы даруемые Богом, не нуждаются в архивариусах. Только по возведенных в честь них храмам, святым образам и казачьим песням мы можем судить о величии казанского триумфа. Не читайте никаких исторических книг о взятии Казани – там ложь. Лучше созерцайте икону “Благословенно воинство Небесного Царя”, написанную неизвестным русским изографом сразу после победы. Там вы увидите, как Архистратиг Михаил ведет в Небесный Град Святую Рать. Знаменосцем, призывающим ратников, выступаем Иоанн IV. За ним - русские святые герои. Другой фланг возглавляет сам Георгий Победоносец. Позади – горящая Казань, наказанный Вавилон. А потом спойте - тихо или про себя - старую казачью песню, которая заставит ваше сердце застучать по-русски: Что не сизый орлище встрепенулся, Что не грозная туча поднималася, На Казанское Царство наплывала— ;Как из сильного Московского царства Поднимался Великий князь Московский, Что Иван, батюшка, Васильевич, Он со теми ли пехотными полками, Что со старыми славными казаками… Русская судьба порой заставляет русского человека испытывать вину за свои прошлые триумфы или вовсе забывать о них. Так Господь сберегает нас от гордыни. Казанский поход из этого числа “виновных” побед. Однако Отец Небесный оставил нам памятку в виде самого красивого храма, который когда-либо стоял на Русской Земле, – Покровского собора. Пусть сегодня элиты и стараются стереть нашу память победителей с помощью политкорректности, толерантности и прочих “лекарств”, все их силы напрасны. Храм Василия Блаженного будет стоять нерушимым в любой русской душе. До Второго пришествия! © Copyright: Черонова Галина, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|