Сивилицзация...
В 63 году в Риме обсуждали сведения, что по книгам Сивиллы царскую власть в Риме предсказали трём Корнелиям: двое из них — Сулла и Цинна, третьим же хотел быть Публий Корнелий Лентул Сура.
В 57 году египетский царь Птолемей, изгнанный александрийцами, добивался в Риме своего возвращения. Решено было обратиться к Сивиллиным книгам, и коллегия, найдя там стих, постановила, что они не рекомендуют посылать войско в Египет. Тогда трибун Гай Катон обнародовал это решение, несмотря на запрет оглашать его. Вопреки этому проконсул Сирии Габиний, получив взятку от Птолемея, вторгся в Египет и восстановил царя на престоле. Позже Габиний был привлечен к суду, ибо наводнение 54 года посчитали карой небесБорис Барский. Марк Туллий Цицерон обвинял Габиния, но тот был оправдан благодаря поддержке Помпея и ЦезаряЛунечка.
В 49 году, когда началась гражданская война, получили распространение некоторые оракулы, приписывавшиеся Сивилле5етя 6аров.
В начале 44 года до н. э. по Риму распространился слух, что в книгах найдено предсказание, что парфян может победить только царь, и один из квиндецемвиров (толкователей книг) Луций Котта собирается доложить об этом сенату на заседании в мартовские иды, с тем, чтобы Цезарь получил титул царя вне РимаУмный Я.
В 38 году из-за неблагоприятных предзнаменований в Сивиллиных книгах нашли указание произвести ритуал омовения Матери богов в море, что и было исполнено.
В 18 году до н. э. по распоряжению Августа их текст был пересмотрен и переписан собственноручно квиндецемвирамиЕлистратов В.Л.. Август, став в 12 году великим понтификом, приказал сжечь пророческие книги, сохранив лишь книги Сивилл, которые были помещены в двух позолоченных ларцах под храмом Аполлона Палатинского и запретил хранить частным лицам предсказания.
В 15 году н. э., когда в Риме произошло наводнение, сенатор Азиний Галл предложил обратиться к Сивиллиным книгам, но император Тиберий воспротивился, объясняя наводнение естественными причинами, и назначил комиссию из пяти сенаторов для наблюдений за рекой.
В 19 году Тиберий объявил подложными некоторые стихи и приказал провести расследование подлинности.
В 32 году сенат обсуждал вопрос о приобщении к книгам ещё одного сборника по предложению квиндецемвира Каниния Галла, а Тиберий указал, что под именем Сивиллы распространяется «вздор».
В 64 году, после большого пожара Рима, после обращения к Сивиллиным книгам решено было совершить молебствия Вулкану, Церере и Прозерпине, а матроны должны были принести жертвы Юноне. Помимо стихов, которые были популярны в 19 году, в тот год народ повторял также строчку, якобы сочиненную Сивиллой и предсказывавшую правление «матереубийцы», то есть НеронаKarkun.
В 242 году произошли страшные землетрясения по всей империи, вызвавшие гибель городов. После исполнения указаний Сивиллиных книг они прекратилисьЛюлю.
В 262 году произошли сильные землетрясения, ряд городов были затоплены морем. По указанию Сивиллиных книг совершили жертвоприношение Юпитеру Спасителю.
В 270 году в Сивиллиных книгах нашли указание, что для победы нужно принести в жертву первейшего в сенаторском сословии. Тогда своей жизнью решил пожертвовать император Клавдий (он умер от чумы).
В 271 году римляне потерпели поражение при Плацентии от маркоманнов. Аврелиан решил обратиться к Сивиллиным книгам, состоялось заседание сената. В сборнике «Историографы Августов» даже приводится сенатское постановление, вероятно, вымышленноеЛена М. После этого маркоманны были разбиты.
В 312 году Максенций обращался к Сивиллиным книгам перед битвой на Мульвиевом мосту.
В 363 году, когда Юлиан готовился к войне с персами, он получил ответ, что согласно Сивиллиным книгам император не должен переступать границ державы в этом году. 19 марта того же года сгорел храм Аполлона Палатинского, но Сивиллины книги были спасеныМальчик Banananchik.
Кроме того, утверждали, что Адриан узнал о своей будущей власти из Сивиллиных книгСвятослав Нау. В Сивиллиных книгах также находили предсказание об императоре Пробе.
В 405 году Стилихон приказывает сжечь книги, что и было исполнено; их судьбу оплакал поэт Рутилий НамацианЕлена Лайм.
Фрагменты
Цитаты из книг появляются лишь в сочинениях II века н. э. и вызывают сомнение в подлинности. Флегонт из Тралл приводит 70 строк из текста оракула, содержащего акростих, который был оглашен в 125 году до н. э. Возможно, этот текст подлинныйЗачем.
Аппиан и Павсаний приводят 5 строк из книг Сивиллы, которые якобы побудили римлян на войну с Филиппом V. Павсаний говорит, что землетрясение на Родосе было предсказано сивиллойФаnat-Манyak, а также приводит строки, предположительно указывающие на поражение афинян при Эгоспотамах, и стихи, в которых Герофила говорит о себе. Плутарх цитирует строчку, которую относят к Афинам, а также прозой излагает строки о том, что станет с сивиллой после её смертиMol, и предполагает, что она предсказала извержение Везувия в 79 годуСумасшедший. Несколько строк содержит также сочинение Диона Кассия.
Два больших отрывка, содержащих учение о единобожии, приводит Феофил АнтиохийскийАлександр Л.. Шесть небольших отрывков цитирует Климент АлександрийскийАнастасия Рудая. Цитаты о царствовании Сатурна из книги III дошедшего до нас сборника приводят Афинагор Афинский и ТертуллианВалентина Котогонова. Также множество отрывков есть у ЛактанцияАнна Кирьянова.
Третьи «Книги Сивилл»
Сборник, дошедший до нас, составлен, как считается, в эпоху Юстиниана. Автор прозаического пролога к нему ссылается на Лактанция. Текст книг (песен) I—VIII сохранился лишь в поздних рукописях и был известен с эпохи Возрождения (впервые опубликован в 1545 году), а песни XI—XIV были найдены А. Маи в 1817—1829 годах и опубликованы в 1841—1853 годах.
Книга I (400 строк). Относится к наиболее поздним и содержит изложение истории мира до Всемирного потопа на основе Ветхого завета, но с учётом греческой традиции.
Книга II (347 строк). Содержит нравоучения и включает обработку стихов Псевдо-Фокилида.
Книга III (829 строк). Стихи 1-96 продолжают книгу II, а стихи 97-829 считаются самыми ранними в сборнике и представляют образец эллинско-иудейского синкретизма, излагают всемирную историю и содержат некоторые параллели с «Книгой Даниила».
Книга IV (192 строки). Говорится о смене царств (ассирийцы, мидийцы, персы, македонцы) и приводятся сведения о судьбе городов и стран.
Книга V (531 строка). Включает перечень римских императоров от Юлия Цезаря до Луция Вера, а также историю Египта.
Книга VI (28 строк). Содержит короткий гимн Христу.
Книга VII (162 строки). Пророчества о судьбах городов и областей.
Книга VIII (500 строк). Текст, написанный христианином, с акростихом «Иисус Христос Сын Божий Спаситель Крест». Эти строки цитирует также Августин в латинском переводе.
Книги IX и X не сохранились.
Книга XI (324 строки). Излагает всемирную историю от вавилонского столпотворения до Августа.
Книга XII (299 строк). Перечень римских императоров от Августа до Александра Севера.
Книга XIII (173 строки). Римские императоры III века, от Гордиана I до Галлиена.
Книга XIV (361 строка). Продолжается рассказ о римской истории, с трудом поддающийся истолкованию. По мнению Эвальда, текст может быть связан с историческими фактами и создан не ранее VII века. По мнению Геффкена, это просто фантазия автора.
Другие статьи в литературном дневнике: