1958 год«Буду думать о разных вещах, и, как только в голову придёт хорошая мысль, "Ведь и правда, оно хорошее, наше солнышко, доброе. Оно всем одинаково светит: тому, у кого есть что-нибудь, и тому, у кого - совсем ничего; у кого есть волшебная палочка и у кого ее нет. От солнышка нам и светло, и тепло, и на душе радостно. А без солнышка не было бы ни цветов, ни деревьев, ни голубого неба, ни травки зеленой, да и нас с вами не было бы. Солнышко нас и накормит, и напоит, и обогреет, и высушит. Каждая травинка и та тянется к солнцу. От него вся жизнь на земле. Так зачем нам печалиться, когда светит солнышко? Разве не так? "Что чувствуют ослы, превращённые в людей", ну чисто Булгаков: "Их всё время одолевало желание опуститься на четвереньки и закричать по-ослиному, но какая-то внутренняя сила удерживала их от этого. Незнайка, увлёкшись сказками, пытается совершать добрые поступки, в надежде на то, что добрый волшебник вознаградит его за это волшебным предметом. Там Незнайка, в силу своей вспыльчивости, сначала превращает коротышку Листика в осла, а затем, когда об исчезновении Листика напечатали в газете, пытаясь исправить положение и не разобравшись, вместо этого превращает в коротышек трёх ослов из зоопарка. Затем Незнайка сам попадает под арест за хулиганское поведение, но благодаря волшебной палочке ему удаётся безнаказанно бежать, милиционер Свистулькин же получает при этом сотрясение мозга и временную недееспособность, лежит в больнице. В Солнечном городе путешественники знакомятся с архитектурой, вращающимися домами и театрами, находят новых знакомых: архитектора Кубика, инженера Клёпку, театрального актёра и рабочего Карасика, художницу и шахматистку Ниточку. Они совершают экскурсии на всевозможные фабрики и заводы, потом проводят время в Солнечном парке, состоящем из пяти городков: Тем временем в городе постепенно начинаются беспорядки (описание которых было рискованным, как считали редакторы книги), безобразные действия бывших ослов и их подражателей. Путешественники поначалу этого не замечают, так как проводят много времени в Солнечном парке за городом. Узнав о причинах происходящего благодаря статье профессора Козявкина в газете и пытаясь поправить положение, Незнайка в неподходящий момент теряет саму волшебную палочку, а как потом оказывается, и её волшебную силу. И уже в самой безнадёжной ситуации на помощь приходит волшебник и возвращает всё на свои места. Незнайка — главный герой всех книг. Это коротышка вполне приметный, а основная деталь его внешности— ярко-желтые брюки и широкополая шляпа. Он ленив, хитёр, не слишком-то вежлив, хвастлив, однако весьма умён и сообразителен; может командовать, в «Солнечном городе» выучился водить машину. Несмотря на все недостатки, Незнайка забавен и пользуется иногда популярностью. Лучшие друзья его — Кнопочка и Пёстренький. Кнопочка — одна из малышек, лучшая подруга Незнайки и Пёстренького. Это вежливая, спокойная, очень умная и добросердечная малышка, часто сдерживает буйные порывы друзей. Ранее Кнопочка не дружила с малышами, но сошлась с Незнайкой, а впоследствии и с прочими. В кругу товарищей она пользуется репутацией самой честной и верящей в чудеса коротышки. Путешествовала с Пёстреньким и Незнайкой в Солнечный город. Пачкуля Пёстренький — друг Незнайки и Кнопочки. Это малыш в вечно пыльной одежде и с грязноватым лицом. Страдает аблютофобией. Прозвание Пёстренького дано ему знаменитым путешественником Циркулем, когда тот был в Цветочном городе. Пачкуля путешествовал с друзьями и в Каменный, и в Солнечный города. В Солнечном он просил знакомого Незнайкина волшебника о том, чтобы «не умываться, но всегда быть чистым», и тот привил Пёстренькому необходимость в умывании, когда грязь слишком уж его заест. Волшебник Совесть Книга, повествующая о путешествии Незнайки, его подруги Кнопочки и случайного знакомого Пачкули Пёстренького в Солнечный Город, описывает сам Солнечный город как промышленно и культурно развитый, очень благоустроенный, с футуристическими домами и автомобилями. Несмотря на то, что самого слова «коммунизм», разумеется, не встретишь на страницах этой книги, социально-экономический строй Солнечного города вряд ли представляет собой что-либо другое: полное отсутствие денег, всеобщее равенство, любовь каждого к своей работе и свободный выбор труда, магазины, в которых можно все получить совершенно бесплатно (однако вместе с тем совершенно нехарактерное для коммунизма наличие специализированного органа «милиции» — причем не в изначальном смысле этого слова — как вооруженного народного ополчения, а фактически как полиции, в то время как при коммунизме за порядком должен следить сам вооруженный народ). Прямота обращения к теме технологического общества напоминает об историческом фоне (энтузиазм «оттепели», принятая в 1961 г. программа построения коммунизма в СССР) и литературном контексте произведения (от «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова до детской футурологической публицистики («Про жизнь совсем хорошую») Льва Кассиля). Кроме того, в контексте современных проектов построения будущего общества, Солнечный город Носова во многом напоминает проект «Венера» с ресурсо-ориентированой экономикой, разрабатываемый футурологом (с большой долей конспирологии) Жаком Фреско: тотальная технократизация и роботизация всех производственных процессов (например, роботы-комбайны на полях, снабжающих Солнечный город сельхозпродукцией), максимальное использование природных возобновляемых источников энергии (каждый дом Солнечного города имеет на крыше солнечные батареи, питающие энергией здание) и т.д. В этой книге, в отличие от первой и третьей, основная сюжетная линия связана с волшебством. Путешествие стало наградой Незнайке от волшебника за совершенные им бескорыстные и добрые поступки. Волшебник дарит Незнайке волшебную палочку, Незнайка с помощью неё получает автомобиль, ящик мороженого и всё необходимое для путешествия, затем совершает три дурных поступка, после чего палочка теряет свою силу, а пришедший на помощь волшебник исправляет ошибки, совершенные Незнайкой из-за которых город погрузился в хаос (беспорядки?). В книге много внимания уделено совести — с ней Незнайка общался каждую ночь. В Солнечном городе много домов необычных архитектурных форм, почти все жители ездят на личных автомобилях, хотя есть и общественный транспорт, но он представлен только автобусами и такси. Ни одного вида электротранспорта, ни тем более метрополитена в этом городе нет. Для наблюдения за общественным порядком все перекрестки оборудованы системами видеонаблюдения. Город не свободен от недостатков. Рост числа автомобилей привел к частому появлению пробок на городских улицах. Жители Солнечного города добродушны, приветливы и очень подвержены модным веяниям. Так из-за оплошности Незнайки, который превратил трёх ослов в коротышек, город погрузился в хулиганские беспорядки — жители копировали поведение трёх ослов (пропагандистский намёк на субкультуру стиляг). Милиция же не могла всему этому противостоять в силу добродушности милиционеров — если ветрогон и оказывался в тюрьме, то вскоре выходил на свободу из-за того что милиционер, задержавший его, мучился угрызениями совести. Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было, о чём порассказать людям». В этой книге у него вовсю проявляется опыт бывшего создателя документальных фильмов. Книга является одновременно сказочной политехнической энциклопедией для подрастающего поколения. Как отмечает правнучка Носова в радиопередаче, при прочтении книги она обратила больше внимания на устройство машин и автомобилей, чем в аудиокниге, которую слышала раньше. Хотя у самого Носова не было автомашины, возможно поэтому в книге автопутешествие описано с романтизмом. В некоторой обиде на Носова оказались кулинары и ресторанные работники. По их словам, в книге Носова не оказалось каких-либо ресторанных изысков, сплошной общепит. Видимо, ресторанная и тканевая экзотика не входили в концепцию «светлого будущего» (впрочем, весьма примитивным ресторанный бизнес изображён и в обществе капитализма в последующей повести «Незнайка на Луне»). Намного более важным пищевым явлением, чем еда, в городе являются автоматы по продаже газированной воды со всевозможными сиропами. В сцене с крутящимся домом (где начинается знакомство с архитектором Кубиком) у них якобы даже закружилась голова от перепитой воды. Эти особенности сюжета связаны с тем, что свою книгу Носов писал для детей, и использовал в них близкие детям ценности. Дети в те годы в рестораны не ходили и ими в принципе не интересовались. Зато газировка являлась для них любимым, «культовым» лакомством. Как и Жюль Верн, Носов интересовался техническим прогрессом. Множество его сказочных изобретений реализовано в реальном или игровом виде. Автором были предсказаны различные изобретения: плоские настенные телевизоры — LCD или плазменные, робот-пылесос, пальцеориентированные устройства с картами и прокладкой маршрута, автоматизированный транспорт, систему ТВ-канала в общественном транспорте, принцип лазерной печати, использование солнечных батарей на крышах домов для обеспечения электроэнергией. © Copyright: Андрей Ганюшкин, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|